Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расстояния транспортирования на большинстве рудных карьеров колеблются в пределах 1—5,5 км, но чаще не превышают 2,5—3 км. Исходя из этого объемы перевозок уже в настоящее время достигают 120—140 млн. ткм, а на Северном Криворожском комбинате в 1970 г. они достигли 149 млн. ткм. В дальнейшем предполагается, что на некоторых крупных горнорудных предприятиях объемы перевозок возрастут до 170—250 млн. ткм в год. Увеличение это в основном будет происходить за счет наращивания производственной мощности предприятий, что же касается расстояний транспортирования, то они возрастут незначительно. Объясняется это тем, что, несмотря на рост глубины карьеров, в основном будут применяться комби­ нированные виды транспорта, при которых расстояния транспорти­ рования будут короткими.

Условия, в которых применяется автомобильный транспорт на карьерах, разрабатывающих руды цветных и черных металлов, приведены в табл. 1 и 2.

Указанные в этих таблицах проектные глубина и длина карьеров, безусловно, не очерчивают область применения собственно авто­ мобильного транспорта. В большинстве случаев ввиду сложности применения автомобилей на больших глубинах разработки пред­ полагается использование их в сочетании с другими видами транс­ порта.

§ 2. Развитие перевозок автомобильным транспортом на открытых горных разработках

В Советском Союзе автомобильный транспорт начал использо­ ваться с 1932 г., вначале на земляных работах и при разработке гравийных и песчаных карьеров. Для перевозки использовались автосамосвалы малой грузоподъемности (до 3 т), а в ряде случаев бортовые автомобили с ручной разгрузкой.

В 1942—1943 гг. автосамосвалы грузоподъемностью 5 т были применены на Североуральских бокситовых рудниках, а вслед за ними на Кимперсайском и Уфалейскомникелевых карьерах. Несмотря на небольшую емкость кузовов автосамосвалов применение их по­ зволило увеличить производительность экскаваторов на 35—38% по сравнению с их производительностью при железнодорожном транспорте. С этого времени автомобильный транспорт начал быстро распространяться на ряде действующих и вновь открываемых карьеров.

В конце 40-х годов автомобили вводятся в качестве основного вида транспорта на меднорудных карьерах Урала: Сибаевском, Бурибаевском, Чернушинском, Кабановском, а затем при разра­

ботке Блявинского, Учалинского

и ряда других

месторождений.

С 1952 г. начинается освоение

автомобильного

транспорта на

9



небольших железорудных карьерах Урала с малыми объемами авто­ мобильных перевозок.

Впервые в крупном масштабе в железорудной промышленности

СССР автомобильный транспорт полупил применение в 1954 г. на строптельстве Соколовско-Сарбайского горнообогатительного ком­ бината. При этом было достигнуто рекордное понижение открытых горных работ, составившее 55 м в год.

Большую роль в расширении применения автомобильного транс­ порта на открытых горных и земляных работах сыграл начатый в 1950—1951 гг. на Минском автомобильном заводе выпуск карьер­ ных автосамосвалов МАЗ-525 грузоподъемностью 25 т.

По-прежнему автомобильный транспорт получает преимуще­ ственное распространение на карьерах, разрабатывающих руды цветных металлов. С автомобильным транспортом эксплуатируются: Сорский молибденовый и Норильские никелевые карьеры, карьеры свпнцово-цинковой промышленности — Кургашинканский, АлтынТопканский, Каджаранский, Андреевский, Агаракский и многие другие.

Меньшее распространение в 50-х годах получил автомобильный транспорт в железорудной промышленности. В начале 50-х годов он используется на карьерах сравнительно небольшой производ­ ственной мощности — Дашкесанском, Атасуйском, Лебединском, Шерегешском. В конце 50-х годов с вводом в эксплуатацию крупных железорудных карьеров Кривого Рога и КМА автомобили прочно

завоевывают ведущее

положение среди

других видов транспорта

на горнокапитальных,

вскрышных

и

добычных работах

карь­

еров ЮГОКа, НКГОКа, СевГОКа, Ингулецкого ГОКа, а

также

Лебединского, Михайловского и Стойленского карьеров КМА.

Автосамосвалы являются также

основным видом транспорта

на многих карьерах горнохимической промышленности (комбинатов Апатит, Раздольского, Кара-Тау и ряда других).

Автомобильный транспорт применяют большинство карьеров комбината Кемеровоуголь, некоторые предприятия Иркутского рай­ она, комбината Сахалинуголь и Подмосковного бассейна. На карь­ ерах нерудных ископаемых, флюсовых, огнеупорных глин, каменно­ строительных материалов до 85—90% горной массы вывозится при помощи автомобильного транспорта.

К 1961—1965 гг. относится начало создания ряда большегрузных карьерных автосамосвалов на Белорусском автомобильном заводё. С 1965 г. вместо снятого с производства автосамосвала МАЗ-525 начал серийно выпускаться автосамосвал БелАЗ-540 грузоподъем­ ностью 27 т. В 1965 г. этим заводом был выпущен 40-тонный авто­

самосвал

БелАЗ-548, который с 1970 г. выпускается серийно.

В 1968 г.

создан 75-тонный БелАЗ-549. Первые партии автосамо­

свалов БелАЗ-549 должны поступать с завода на горные предпри­

ятия в 1973—1974 гг.

Создание большегрузных автосамосвалов, характеризующихся высокими динамическими качествами и надежностью в работе, по-

Ю


зволило расширить применение автомобильного транспорта на раз­ личных стадиях разработки месторождений. Большегрузные авто­ самосвалы стали непременным транспортным средством всех строящихся предприятий. О быстром развитии автомобильного транспорта на открытых разработках страны свидетельствуют при­ веденные в табл. 3 данные об изменении объемов перевозимой горной массы на карьерах.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

3

 

Динамика объемов перевозок автомобильным транспортом

 

 

 

 

на карьерах

 

 

 

 

 

Показатели

1968 г.

1969 г.

1970 г.

197 1 г.

1975

г.

 

 

Карьеры черной металлургии

 

 

 

Объем,

млн. т /г о д ...................

598,0

655,7

748,0

833,8

Более

 

 

 

 

125,0

139,0

1000

% ..................................................

 

100,0

109,4

170,0

Расстояипе

транспортнрова -

2,8

2,47

2,5

2,7

 

ПИЯ,

к м

2,8

 

 

 

Карьеры цветной металлургии

 

 

 

Объем,

млн. ...................т /г о д

331,8

370,9

453,0

500,0

Около

 

 

 

 

 

 

900

 

° / о ..................................................

 

100,0

114,3

136,0

150,0

270,0

Расстояние

транспортнрова -

 

 

 

 

 

ІШЯ,

к м ...................................

2,2

2,17

2,12

2,15

2,5

 

 

 

Разрезы угольной промышлеиностп

 

 

 

Объем, млн. ...................т /г о д

234,8

223,2

262,2

Н. Д.

 

 

% ..................................................

 

100,0

95,1

111,2

»

 

 

Расстояипе

транспортнрова-

 

 

 

 

 

ІІГІЯ,

к м ...................................

2,2

2,2

2,5

»

 

 

Как видно из табл. 3, в период с 1968 по 1975 г. объемы пере­ возок автомобильным транспортом на карьерах, разрабатывающих руды черных и цветных металлов, возрастут почти в 2 раза. При­ мерно такой же их рост намечается в промышленности строительных материалов, горной химии и в угольной промышленности. Общие объемы автомобильных перевозок горной массы по ориентировочным подсчетам к 1975 г. составят 48—49% всего объема перевозок на открытых горных разработках.

Большие достоинства автомобильного транспорта, возможность его рационального использования в разнообразных горнотехниче­ ских условиях и быстрого ввода в работу создают предпосылки для еще более широкого применения автотранспорта на открытых горных разработках.

П


§ 3. Горнотехнические и эксплуатационные условия применения автомобильного транспорта

Многолетний опыт проектирования и эксплуатации автомобиль­ ного транспорта на открытых горных разработках позволил выявить наиболее рациональные условия его применения. К таким условиям относятся:

1. Ограниченные размеры месторождений в плане, обычно пред­ ставленных крутопадагощимп залежами или отдельными крупными рудными телами, затруднякщими применение железнодорожного транспорта и требующими с углублением работ удаления больших объемов пустых пород при разносе бортов карьеров.

2.Горизонтальные или пологие месторождения, залегающие на небольшой глубине, при разработке которых применение рельсового транспорта вызывает необходимость частого перемещения железно­ дорожных путей.

3.Разобщенные, но близко расположенные месторождения с не­ большими запасами и коротким сроком эксплуатации, при которых нерационально строить разветвленную сеть железнодорожных путей

испециальные сооружения.

4.Неправильная конфигурация рудных тел, сложное п несоглас­ ное залегание, перемежаемость с пропластками и крупные включения пустых пород, резкое изменение гипсометрии кровли и почвы пластов

идругие условия, препятствующие укладке железнодорожных путей в плане и профиле без потерь полезного ископаемого или его разубоживания.

5.Неоднородный состав полезного ископаемого, а также мелко­ прослойчатое, крупновкрапленное, гнездообразное и линзообразное залегание в пустых породах, требующие раздельной выборочной выемки, трудно выполнимой при наличии в забоях прямолинейных

железнодорожных путей, конвейерных линий и т. д.

6. Сравнительно небольшое расстояние транспортирования до перегрузочного узла, склада, обогатительной фабрики, прием­ ного пункта для погрузки во внешний транспорт, при котором авто­ мобильный транспорт становится конкурентоспособным по экономи­ ческим показателям с другими видами транспорта.

7. Сложная топография местности со значительными колебаниями отметок, при которой требуется выполнять большие объемы земляных работ и вместе с тем нерационально или невозможно применять конвейерный транспорт или другие виды транспорта, способные преодолевать крутые уклоны.

8. Зонная и поэтапная разработка месторождений, при которой одновременно ведутся работы на отдельных участках с различными видами транспорта или месторождение последовательно разра­ батывается в несколько этапов с заменой одного вида транспорта другим.

12