ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 183
Скачиваний: 1
Расстояния транспортирования на большинстве рудных карьеров колеблются в пределах 1—5,5 км, но чаще не превышают 2,5—3 км. Исходя из этого объемы перевозок уже в настоящее время достигают 120—140 млн. ткм, а на Северном Криворожском комбинате в 1970 г. они достигли 149 млн. ткм. В дальнейшем предполагается, что на некоторых крупных горнорудных предприятиях объемы перевозок возрастут до 170—250 млн. ткм в год. Увеличение это в основном будет происходить за счет наращивания производственной мощности предприятий, что же касается расстояний транспортирования, то они возрастут незначительно. Объясняется это тем, что, несмотря на рост глубины карьеров, в основном будут применяться комби нированные виды транспорта, при которых расстояния транспорти рования будут короткими.
Условия, в которых применяется автомобильный транспорт на карьерах, разрабатывающих руды цветных и черных металлов, приведены в табл. 1 и 2.
Указанные в этих таблицах проектные глубина и длина карьеров, безусловно, не очерчивают область применения собственно авто мобильного транспорта. В большинстве случаев ввиду сложности применения автомобилей на больших глубинах разработки пред полагается использование их в сочетании с другими видами транс порта.
§ 2. Развитие перевозок автомобильным транспортом на открытых горных разработках
В Советском Союзе автомобильный транспорт начал использо ваться с 1932 г., вначале на земляных работах и при разработке гравийных и песчаных карьеров. Для перевозки использовались автосамосвалы малой грузоподъемности (до 3 т), а в ряде случаев бортовые автомобили с ручной разгрузкой.
В 1942—1943 гг. автосамосвалы грузоподъемностью 5 т были применены на Североуральских бокситовых рудниках, а вслед за ними на Кимперсайском и Уфалейскомникелевых карьерах. Несмотря на небольшую емкость кузовов автосамосвалов применение их по зволило увеличить производительность экскаваторов на 35—38% по сравнению с их производительностью при железнодорожном транспорте. С этого времени автомобильный транспорт начал быстро распространяться на ряде действующих и вновь открываемых карьеров.
В конце 40-х годов автомобили вводятся в качестве основного вида транспорта на меднорудных карьерах Урала: Сибаевском, Бурибаевском, Чернушинском, Кабановском, а затем при разра
ботке Блявинского, Учалинского |
и ряда других |
месторождений. |
С 1952 г. начинается освоение |
автомобильного |
транспорта на |
9
небольших железорудных карьерах Урала с малыми объемами авто мобильных перевозок.
Впервые в крупном масштабе в железорудной промышленности
СССР автомобильный транспорт полупил применение в 1954 г. на строптельстве Соколовско-Сарбайского горнообогатительного ком бината. При этом было достигнуто рекордное понижение открытых горных работ, составившее 55 м в год.
Большую роль в расширении применения автомобильного транс порта на открытых горных и земляных работах сыграл начатый в 1950—1951 гг. на Минском автомобильном заводе выпуск карьер ных автосамосвалов МАЗ-525 грузоподъемностью 25 т.
По-прежнему автомобильный транспорт получает преимуще ственное распространение на карьерах, разрабатывающих руды цветных металлов. С автомобильным транспортом эксплуатируются: Сорский молибденовый и Норильские никелевые карьеры, карьеры свпнцово-цинковой промышленности — Кургашинканский, АлтынТопканский, Каджаранский, Андреевский, Агаракский и многие другие.
Меньшее распространение в 50-х годах получил автомобильный транспорт в железорудной промышленности. В начале 50-х годов он используется на карьерах сравнительно небольшой производ ственной мощности — Дашкесанском, Атасуйском, Лебединском, Шерегешском. В конце 50-х годов с вводом в эксплуатацию крупных железорудных карьеров Кривого Рога и КМА автомобили прочно
завоевывают ведущее |
положение среди |
других видов транспорта |
||
на горнокапитальных, |
вскрышных |
и |
добычных работах |
карь |
еров ЮГОКа, НКГОКа, СевГОКа, Ингулецкого ГОКа, а |
также |
|||
Лебединского, Михайловского и Стойленского карьеров КМА. |
||||
Автосамосвалы являются также |
основным видом транспорта |
на многих карьерах горнохимической промышленности (комбинатов Апатит, Раздольского, Кара-Тау и ряда других).
Автомобильный транспорт применяют большинство карьеров комбината Кемеровоуголь, некоторые предприятия Иркутского рай она, комбината Сахалинуголь и Подмосковного бассейна. На карь ерах нерудных ископаемых, флюсовых, огнеупорных глин, каменно строительных материалов до 85—90% горной массы вывозится при помощи автомобильного транспорта.
К 1961—1965 гг. относится начало создания ряда большегрузных карьерных автосамосвалов на Белорусском автомобильном заводё. С 1965 г. вместо снятого с производства автосамосвала МАЗ-525 начал серийно выпускаться автосамосвал БелАЗ-540 грузоподъем ностью 27 т. В 1965 г. этим заводом был выпущен 40-тонный авто
самосвал |
БелАЗ-548, который с 1970 г. выпускается серийно. |
В 1968 г. |
создан 75-тонный БелАЗ-549. Первые партии автосамо |
свалов БелАЗ-549 должны поступать с завода на горные предпри
ятия в 1973—1974 гг.
Создание большегрузных автосамосвалов, характеризующихся высокими динамическими качествами и надежностью в работе, по-
Ю
зволило расширить применение автомобильного транспорта на раз личных стадиях разработки месторождений. Большегрузные авто самосвалы стали непременным транспортным средством всех строящихся предприятий. О быстром развитии автомобильного транспорта на открытых разработках страны свидетельствуют при веденные в табл. 3 данные об изменении объемов перевозимой горной массы на карьерах.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
3 |
|
|
Динамика объемов перевозок автомобильным транспортом |
|
|
||||
|
|
на карьерах |
|
|
|
|
|
|
Показатели |
1968 г. |
1969 г. |
1970 г. |
197 1 г. |
1975 |
г. |
|
|
Карьеры черной металлургии |
|
|
|
||
Объем, |
млн. т /г о д ................... |
598,0 |
655,7 |
748,0 |
833,8 |
Более |
|
|
|
|
|
125,0 |
139,0 |
1000 |
|
% .................................................. |
|
100,0 |
109,4 |
170,0 |
|||
Расстояипе |
транспортнрова - |
2,8 |
2,47 |
2,5 |
2,7 |
|
|
ПИЯ, |
к м |
2,8 |
|
||||
|
|
Карьеры цветной металлургии |
|
|
|
||
Объем, |
млн. ...................т /г о д |
331,8 |
370,9 |
453,0 |
500,0 |
Около |
|
|
|
|
|
|
|
900 |
|
° / о .................................................. |
|
100,0 |
114,3 |
136,0 |
150,0 |
270,0 |
|
Расстояние |
транспортнрова - |
|
|
|
|
|
|
ІШЯ, |
к м ................................... |
2,2 |
2,17 |
2,12 |
2,15 |
2,5 |
|
|
|
Разрезы угольной промышлеиностп |
|
|
|
||
Объем, млн. ...................т /г о д |
234,8 |
223,2 |
262,2 |
Н. Д. |
|
|
|
% .................................................. |
|
100,0 |
95,1 |
111,2 |
» |
|
|
Расстояипе |
транспортнрова- |
|
|
|
|
|
|
ІІГІЯ, |
к м ................................... |
2,2 |
2,2 |
2,5 |
» |
|
|
Как видно из табл. 3, в период с 1968 по 1975 г. объемы пере возок автомобильным транспортом на карьерах, разрабатывающих руды черных и цветных металлов, возрастут почти в 2 раза. При мерно такой же их рост намечается в промышленности строительных материалов, горной химии и в угольной промышленности. Общие объемы автомобильных перевозок горной массы по ориентировочным подсчетам к 1975 г. составят 48—49% всего объема перевозок на открытых горных разработках.
Большие достоинства автомобильного транспорта, возможность его рационального использования в разнообразных горнотехниче ских условиях и быстрого ввода в работу создают предпосылки для еще более широкого применения автотранспорта на открытых горных разработках.
П
§ 3. Горнотехнические и эксплуатационные условия применения автомобильного транспорта
Многолетний опыт проектирования и эксплуатации автомобиль ного транспорта на открытых горных разработках позволил выявить наиболее рациональные условия его применения. К таким условиям относятся:
1. Ограниченные размеры месторождений в плане, обычно пред ставленных крутопадагощимп залежами или отдельными крупными рудными телами, затруднякщими применение железнодорожного транспорта и требующими с углублением работ удаления больших объемов пустых пород при разносе бортов карьеров.
2.Горизонтальные или пологие месторождения, залегающие на небольшой глубине, при разработке которых применение рельсового транспорта вызывает необходимость частого перемещения железно дорожных путей.
3.Разобщенные, но близко расположенные месторождения с не большими запасами и коротким сроком эксплуатации, при которых нерационально строить разветвленную сеть железнодорожных путей
испециальные сооружения.
4.Неправильная конфигурация рудных тел, сложное п несоглас ное залегание, перемежаемость с пропластками и крупные включения пустых пород, резкое изменение гипсометрии кровли и почвы пластов
идругие условия, препятствующие укладке железнодорожных путей в плане и профиле без потерь полезного ископаемого или его разубоживания.
5.Неоднородный состав полезного ископаемого, а также мелко прослойчатое, крупновкрапленное, гнездообразное и линзообразное залегание в пустых породах, требующие раздельной выборочной выемки, трудно выполнимой при наличии в забоях прямолинейных
железнодорожных путей, конвейерных линий и т. д.
6. Сравнительно небольшое расстояние транспортирования до перегрузочного узла, склада, обогатительной фабрики, прием ного пункта для погрузки во внешний транспорт, при котором авто мобильный транспорт становится конкурентоспособным по экономи ческим показателям с другими видами транспорта.
7. Сложная топография местности со значительными колебаниями отметок, при которой требуется выполнять большие объемы земляных работ и вместе с тем нерационально или невозможно применять конвейерный транспорт или другие виды транспорта, способные преодолевать крутые уклоны.
8. Зонная и поэтапная разработка месторождений, при которой одновременно ведутся работы на отдельных участках с различными видами транспорта или месторождение последовательно разра батывается в несколько этапов с заменой одного вида транспорта другим.
12