Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

скоростями — до 20—25 км/ч по временным дорогам, не имеющим капитальных покрытий. Уклоны дорог бывают сравнительно неболь­ шими, в пределах 5—6%. Основная цель применения автомобиль­ ного транспорта в период строительства — ускорение подготовки

иввода месторождения в эксплуатацию.

Впериод эксплуатации карьеров автомобильный транспорт применяют при развитии работ по освоению месторождения, про­ ведении траншей, преимущественно внутренних, петлевых, спираль­ ных съездов, а также разрезных траншей при подготовке новых горизонтов к эксплуатации. Особенно часто автомобильный транс­ порт используют на устройстве скользящих съездов.

Вбольшинстве случаев в период эксплуатации месторождений вскрышные породы транспортируют во внешние отвалы. Но при разработке пологпх и горизонтальных месторождений после соору­ жения карьера первой очереди бывает возможным транспортировать пустые породы и в выработанное пространство. Расстояния перевозок при этом сокращаются, автотранспорт движется без подъема, потоки рассредоточиваются.

Расстояния транспортирования во внешние отвалы достигают

в

отдельных случаях 3—5 км и более (чаще составляют 2,5—3 км),

а

во внутренние — 1—1,2 км. В карьере автомобили движутся пре­

имущественно по забойным дорогам без

капитальных покрытий,

а выезды с горизонтов, соединительные

и магистральные дороги

до отвалов, обогатительных фабрик, погрузочных пунктов в боль­ шинстве случаев устраиваются с капитальными покрытиями. Ско­ рость движения автомобилей доходит до 40—45 км/ч. Уклоны дороги составляют до 8—10%. Интенсивность движения на магистральных дорогах достигает 10—12 тыс. машин в сутки. Основная цель при­ менения автомобильного транспорта в период эксплуатации — интенсификация разработки месторождения при коротких фронтах работ.

В период доработки карьеров автомобильный транспорт при­ меняют при разработке отдельных участков месторождения, раз­ деленных между собой массивами оставляемых пустых пород, и при углубке обособленных участков с устройством коротких скользящих съездов. Обычно автомобили доставляют руду к перегрузочным пунктам, расположенным внутри карьера, и перемещают пустые породы в выработанные площади месторождения.

Расстояния транспортирования составляют 0,8—2 км, а в отдель­ ных случаях, при углубочных работах на коротком фронте, они еще меньше. Автомобили движутся по временным дорогам, в редких случаях улучшенного типа. Уклоны дорог составляют 10—12%, радиусы кривых — до 15—20 м.

Основная цель автомобильного транспорта при доработке место­ рождения — обеспечение наиболее полного извлечения полезного ископаемого.

При разработке месторождений нагорного типа автомобильный транспорт применяют в период вскрытия их различными системами

■18


траншей (при устройстве отдельных и соединительных полутраишей, полувыемок, полунасыпей, горизонтальных площадок для дорожных трасс и т. д.), в период развития работ в карьере (при нарезке гори­ зонтов, устройстве дорожных трасс) и при расширении фронта работ. Вскрышные породы транспортируют на безрудные площади, а РУДУ — вниз по склону к обогатительным фабрикам, к перегру­ зочным и погрузочным пунктам.

За пределами погоризонтных дорог автомобили движутся по магистральным съездам постоянного характера с улучшенными покрытиями. Уклоны съездов достигают 12—15%. Скорость движе­ ния составляет до 35—40 км/ч и обычно ограничивается лишь усло­ виями безопасности. Как и при разработке карьеров по­ верхностного и глубинного типа, распространены дороги с двух­ полосным встречным движением, реже устраиваются дороги с однополосным движением, отдельно для грузового и порожняко­ вого потоков. При этом уклоны на спусках могут приниматься несколько большими.

На современных карьерах автомобильный транспорт во многих

случаях

применяют в

сочетании

с

другими видами

транспорта.

С. М. Васильевым предложена следующая классификация способов

использования автомобильного

транспорта:

в течение

I. С а м о с т о я т е л ь н о е

и с п о л ь з о в а н и е :

всего срока разработки или рассматриваемого периода транспорти­

рование всей горной массы из карьера до пунктов назначения на

поверхности осуществляется только

автомобильным транспортом.

II. О д н о в р е м е н н о е

и с п о л ь з о в а н и е :

 

 

1 .

П а р а л л е л ь н о е :

 

автомобильный и другие виды транс­

порта независимо друг от друга доставляют горную массу из разных

участков рабочей зоны карьера до пунктов назначения на поверх­

ности.

 

 

 

вся горная масса

из

рабочей

2. К о м б и н и р о в а н н о е:

зоны карьера до перегрузочных пунктов доставляется автомоби­

лями, а дальше до пунктов назначения другим видом транспорта

или подъема.

часть рабочей зоны карьера

обслужи­

3. С о в м е с т н о е:

вается самостоятельно автомобильным транспортом, а другая часть — комбинированным с входящим в него автомобильным звеном.

ПТ. П о о ч е р е д н о е и с п о л ь з о в а н и е : на разных ста­ диях разработки месторождения использование автомобильного транспорта чередуют с применением других видов транспорта.

При открытой разработке месторождений и в проектных решениях можно встретить все указанные способы использования автомобилей для перевозки горной массы. Границы и время перехода на тот или иной способ устанавливают на основе анализа и оценки горнотех­ нических особенностей разработки месторождения и разносторонних инженерных и технико-экономических расчетов.

За последние четверть века на зарубежных и отечественных карьерах большое распространение получили различные транспортные

2 *

19



Ч

ѵэ

я

Я

 

Ь

2 S

с,

о

S о

 

О п

 

£ С

Условии применения комбинаций транспорта

1C

о

S

о

ь

с

с.

с

>>

Я

У

о

 

 

 

 

 

 

 

 

з ° л р-с*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

£

 

 

ч

в

 

 

 

 

 

 

 

Он

 

2

 

£

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О Э Я

 

 

 

 

п

1

 

Р

 

U H JT

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

о

 

 

со =5

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я ° Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в со

 

 

Ч 2 £

 

 

СО Д га

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

JB a

 

о со ’Я

 

и :Я Я

 

 

? o n d вя ѵо 5

 

 

 

 

 

 

е£

 

 

 

Ч О

о

 

 

О - 0

 

 

 

_

 

2 S a

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

Я Он с* я

Л _ е •

 

о к

 

 

 

Я ѴО *“■

О>3

 

 

 

 

 

о

 

 

 

ѵо н R a

£

3

я

 

 

Н

 

 

 

§ > £> н

 

 

 

 

Э

 

 

и

 

 

 

О Р р, га

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Ч! ^

 

О ?р -

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Он^

Он

Я >> о.

 

 

 

 

 

Е

 

Й

 

г ^ Ё

 

 

Он

 

 

ѴО S

И и

 

 

fct

 

 

ф

д

— I

 

 

 

 

« 1

 

ca

G

 

cO*“

 

 

£ O

H

S

 

 

 

 

а

В Я

ö s S

 

l g

° Ш

 

2 5

 

н я

o

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

8

н

 

2* °

 

§

 

4 ,a n ,|;

я

 

 

« b f

М от-

 

 

 

л

л

ГІ

о м Я

 

со и

 

 

. 0 0 0 . 0

 

 

 

 

 

a а

 

 

 

 

 

 

ч 3 £ о»

 

 

 

 

 

svo'g H

 

З о

 

I ч о

 

 

 

 

l ä g

е

2 ф

И н

 

;ff,’ «J

 

И А ° Й

I

 

 

 

 

 

 

 

 

w

 

4 !

 

 

 

Я

'w '

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§

 

 

 

P

Ä

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ff 8 «

 

 

ш О LQ

 

I

 

 

Ш і

 

 

S о и ф о

 

В

 

 

 

 

 

 

в a m o ®

 

 

 

 

 

 

?

 

З о

 

P>? ьн «a

Q

P

 

 

Ю в* ср о

 

 

Л’ й ч £

 

 

 

 

 

 

о H s 3

 

 

о

 

 

 

 

2 я

о 5

|

§ я - 1

Г3

 

я н

 

 

 

 

 

«vé

 

 

 

о

 

 

й ь

в a

3

- О В

 

3 P яь s я

 

 

 

 

 

 

 

я'■

 

*См

 

J1

с

s*А Оg

Оя

Ü

О и о

 

C

 

r< й >)©

ь

 

 

Сн О о

см t£

 

 

Он

 

о

. я

 

й §

 

 

5 о ч

 

 

 

3 В о, Н я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ѵо Я СО

 

 

и

Н ѴО ѴО

 

 

 

Я со Я & Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о И Я

я о

 

 

 

 

 

 

 

 

g g

 

x ' S i ' i S

 

 

 

 

 

 

 

 

1 к

 

 

ч в

О

 

я § £

 

 

 

 

 

а р а Сч 5

 

 

 

 

 

 

 

 

° и

 

 

я

о

 

 

 

 

 

§ І

 

н a

 

a f f

,м о

 

 

 

 

 

 

Я ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

S

 

 

и

3

 

£

и В «

 

 

 

Я

 

Р>>

§ g>Вw3

9Я LO

 

 

 

 

 

 

 

 

о

я

Я

 

 

 

 

 

 

я

 

3 V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

& 2 з е

 

 

. й о

 

g « § Ö s

я

 

 

 

 

 

 

 

g o

 

 

 

 

 

 

Я

2

в

О

 

 

 

 

 

я

 

о

 

O.B

H E .

g -o

 

 

 

 

 

 

В о.

 

 

Я § о 5 3 0 Ѵ 0

 

 

 

 

 

 

ft

 

 

S 0(3

 

 

 

 

 

 

я н

 

 

 

 

 

Я Е-

 

O R

2

о g

Р 00

 

 

 

 

 

з

 

о

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

g . 2 o f f -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

SO H

 

 

 

 

 

 

 

 

Он Я

га

 

_ О) я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=f я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£ о о

 

 

ГГ 3 Я

га

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

>> О Ф .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S Шв

 

ІЛ

б

н

п

 

с Я Ч

 

 

 

 

S о

Я

Ф а

 

 

<-

 

 

 

§ 5 «

 

 

и м з -

 

 

3

 

3

Äо a

 

 

 

 

 

 

я

3

£

 

АО 2 к

 

ю S Я

 

~

Я

____

RVO

 

 

я

 

 

 

В S &

 

О О Он

 

 

..

с .

-

 

Я я О

Яg фffSо

£ >>

 

 

,

 

 

 

 

Я

о

Я

 

 

о

5

я

 

 

 

 

 

 

 

! § «

Он С-

 

 

н

 

 

_

 

«

а.

 

н іТ

 

 

g a g a

 

 

5 х о

 

 

 

 

 

О Й га

^ (-4

 

 

$

 

 

я 2 сз

 

 

 

 

 

2 о tf j '

 

 

 

 

 

 

■8

 

 

 

в

~

 

 

а л в

 

 

о

 

 

~

я

«

я

 

Г § в

 

 

 

 

 

,

те ч*

 

_

 

 

 

S=g

я

 

 

 

 

г- Ч й1 Ф

 

 

 

 

О 5 я

я о

-

 

 

ч ^

 

 

 

 

 

 

 

£ u а ч

 

Я О ч

 

 

 

о, a

a a £ I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я с в «

 

 

 

 

 

Ь Он

a

 

 

в 2<в

 

 

 

 

 

Ь

о

о

я

 

р?2

 

о

 

 

 

 

Он н

э

Н О О 00.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

о

 

 

 

 

 

 

 

 

я S 0 ,0 .

 

І 5 І

 

 

 

: 3

 

 

Ю | g ° o °

 

 

О ? > )

 

 

 

 

 

О

' “

о

 

 

 

 

ф

» 3

 

 

 

 

 

 

 

 

А — га

 

““ О С{

 

ч

. .

 

К I s

 

0 .0 g g

« s s i s â

 

 

^ Я

 

^

 

 

О ч я

 

 

 

Я В

 

 

О Я Я

 

 

3 о

 

 

 

 

 

С- О ,

 

Гр ф я "

Он

 

 

 

 

о ч

 

 

 

 

 

 

а о w

 

 

 

О я

 

2 н а. К

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н Е- О,

 

 

 

 

а о н a

о я

 

 

СО

 

 

 

 

 

 

н я

 

В о

 

 

В р га о

 

я g і * a g

 

 

:B

я

 

 

 

 

 

 

Он й о

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

n f f f c S s g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

2 0

 

 

 

 

 

в

га „

 

 

° 2 S = 0 :ä

 

 

О н -

 

 

 

 

 

 

я

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О ^ (3

 

 

ч

 

 

£ Ч :3

О

 

Он Cw О OHQ

 

 

o $

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

S a o f = p

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В те

 

 

 

_ Он

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

га О н "

 

о

га

 

га

Я н т е

 

й 3 s о 3 и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оно о

 

г

-

 

 

с; о о

 

 

 

 

 

 

 

a

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“ _ о

 

 

 

 

 

я О в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

° £

 

 

 

— о с ;

 

 

- в о

 

о

 

 

 

я

 

О J5

 

 

 

 

 

 

 

 

А Я О

 

 

 

я о

 

к

 

а а.

 

- к 5

о

 

3 О ^

 

 

 

а П s

 

 

 

 

 

 

я с

 

 

 

 

 

 

 

 

t- 5.

н

 

га Ю О

о

 

 

 

 

 

 

 

 

g н 3 а

 

в о 3

 

 

 

ч в

в

 

ю ® ? й

и

 

 

 

в S е.

 

 

 

 

 

2

 

я я

 

В я ѵо . _

о

 

Ч о 1

я

 

 

 

§ § S

 

g.

 

§

 

ч я о ь

 

3

 

я

 

 

 

о

2

в

 

 

 

 

 

ь a

 

 

 

 

0 3 4 0

 

SЧ ,4-ѵоИ Ч

 

 

<-• о о

 

a

 

 

о

 

 

я

 

 

 

 

 

 

в я

Я

 

Я о :В га

 

 

га

X

 

 

 

 

о

 

 

 

g

 

Ь

 

 

 

 

 

 

^СЧ О

 

 

 

 

я

 

 

 

 

3

 

 

а:«

о

 

Ѵ§ 8

 

 

 

2

 

 

ff

3

 

о

т

 

в

 

 

 

■=•

 

 

й

 

я

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч: в

 

3

 

С* 3

О 3 g v | g и g

Г\

 

з

«

о

ч <м

 

 

о S Ь

 

 

 

 

 

И „ ес a 1

 

 

 

£ § , -

 

 

tn

о,

 

 

 

Я>» Вп

ЕрИ

в

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я о a в

О ф

 

 

 

тоЧ о

 

S В и О ^

 

 

I S & .

 

З о н

 

Я я я В

 

ЛА

 

 

 

^

 

о, га

a

>>

 

ю

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(*5

 

 

 

 

Он

 

 

 

 

Л

 

 

g

 

«

a

 

! “

§

 

о О о

ф

-Он Ф-

 

 

 

* 5

5

 

 

>і я га

 

 

 

ч д О :

 

 

 

 

 

2 «2 В

 

 

 

 

 

е р

о

 

 

Ч ѵо в і о

 

 

О О Я

 

 

 

 

 

 

| 2

 

В К я га ф

 

>-4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S ®

®

 

сз

Он о

е

л

 

 

с-

 

^В

 

Яга

 

. .

 

 

 

Ста О

>>СОІ=С

 

 

W О.Я ■

 

Я

Он

 

 

О

 

 

 

 

 

fcjІ-. ff<я ф

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

a

tr

 

 

 

 

 

о

 

Я

 

и

Он Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф о

 

 

,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

g g

 

Я

 

 

 

 

3 я

 

 

 

 

 

 

Я о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о,

 

 

 

 

 

со

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Он

 

 

 

а

В

 

я

 

 

 

 

М

 

 

s

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

о ѵо

а о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

о

 

 

 

 

Й о

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

Он

 

 

 

о a

° ь

 

 

 

 

g

e

 

 

§

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Он со

 

 

 

В о

о

ч 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ф я

 

 

 

га

н

§ ю й

 

 

ff a

0

 

S

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

Он я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Он я

 

 

 

E-«

га

В

Ф

 

 

 

 

в

 

§

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

га g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О о га Я я Я

 

 

 

 

м -

®

2

 

 

 

 

§ §

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

те Я га Я

Он Ег

 

 

 

 

в в « я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н О

 

ф

 

 

Й R Д

 

о

 

 

 

 

о. я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ер Я га Я

га

 

 

 

 

ОнгаО

о

 

я н

 

 

о

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НРн

 

 

Он я В га

О- га

 

 

Е-с Они

 

 

 

 

Рч Ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I- ь

о

g

 

 

 

 

 

 

 

о

о

 

 

к

о

 

 

It

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оf4

Он2

в

 

 

я

 

 

 

О

я

 

 

о ѵо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20


комбинации, в которых непременным первичным звеном является автомобильный транспорт. Встречаются комбинации автомобиль­ ного транспорта с железнодорожным, а также с конвейерным и ски­ повым подъемом. Наиболее часто используется автомобильно-же­ лезнодорожный транспорт. Условия примененпя различных комби­ наций представлены в табл. 4.

Комбинированные виды транспорта сочетают в себе преимуще­ ства и в то же время устраняют недостатки каждого из видов, входя­ щих в комбинацию. Переход на комбинированный транспорт способ­ ствует повышению интенсивности ведения горных работ, увеличению производительности экскаваторно-транспортного комплекса, а с по­ степенным углублением карьера позволяет более гибко вести раз­ работку месторождения в сложных горнотехнических условиях.

Иногда используется комбинация трех и даже большего числа видов транспорта, например автомобильного в карьере, скипового на подъеме и автомобильного или железнодорожного на поверхности. Встречаются комбинации автомобильного транспорта со скрепер­ ными агрегатами и далее конвейерным транспортом, автомобильного транспорта с гидротранспортом и др. Во всех этих случаях автомо­ били выполняют роль организующего процесс сборочного транс­ порта, формирующего транспортный грузопоток горной массы из карьера.

Г л а в а II

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

ВКАРЬЕРАХ

§1. Специфика работы автомобилей

вкарьерах

Транспортный процесс является, как правило, наиболее про­ должительным во времени и емким по затратам труда в общей тех­ нологии добычи полезных ископаемых на карьерах. Он представляет собой комплекс последовательных операций по перемещению горной массы из забоев к местам разгрузки: бункерам обогатительных фабрик, погрузочным устройствам, складам, отвалам и т. д. Основ­ ные операции процесса — погрузка горной массы в автомобиль, движение его с грузом, выгрузка горной массы из автомобиля и дви­ жение егр без груза.

Погрузка горной массы в забоях обычно осуществляется экскава­ торами или различного рода погрузчиками. Йри комбинированных видах транспорта погрузка в автомобили может осуществляться из бункеров.

Движение автомобиля с грузом является единственной произ­ водительной операцией транспортного процесса. Движение без груза, загрузка и разгрузка являются непроизводительными опера­ циями, но они необходимы и неизбежны, так как являются слага­ емыми общего производственного процесса перемещения грузов. Ожидание при погрузке и разгрузке, маневры, задержки и перерывы в работе не являются обязательными и необходимыми для транс­ портного процесса и при соответствующей организации работы транспорта могут быть в значительной мере снижены или почти со­ всем устранены.

Автомобили в карьерах движутся по постоянным и временным автомобильным дорогам, соотношение между которыми бывает раз­ личным. Большей частью длина постоянных дорог не превышает 60% общей протяженности дорог, но с увеличением глубины карь­ еров она обычно увеличивается и нередко достигает 90%. В свою очередь, длина временных дорог сокращается за счет отработки верхних горизонтов и перестройки ряда временных дорог в постоян­ ные. Интенсивность движения на дорогах составляет 50—(S0 авто­ мобилей, а в некоторых случаях достигает 150 автомобилей в час. Вследствие неравномерности движения автомобилей расстояния между ними иногда уменьшаются до 30—40 м.

Несмотря на переменный профиль карьерных автомобильных дорог, накапливаемая при подъемах энергия не может быть реализо­

22