Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, автомобильный транспорт в ряде случаев предпочи­ тают применять в начальный период разработки месторождений при большой отдаленности от магистральных железнодорожных путей, источников электроэнергии и т. д., а также при доработке нижних горизонтов месторождений без дополнительного разноса бортов карьера, так как дальнейшее применение в этом случае же­ лезнодорожного транспорта неминуемо привело бы к значительному увеличению объемов земляных работ. Автомобили применяют также в различных сочетаниях с другими видами транспорта для обеспе­ чения необходимой гибкости и маневренности транспортных операций.

Наконец, в ряде случаев при ведении горнокапитальных работ

ипри подготовке месторождения к эксплуатации применение авто­ мобильного транспорта позволяет достичь высокой производитель­ ности труда и ускорить проходку капитальных и разрезных траншей, устройство временных скользящих съездов, пионерное заглубление

инарезку следующего горизонта, устройство магистральных трасс

ит. д.

Автомобильный транспорт является одним из наиболее универ­ сальных видов карьерного транспорта. Он с успехом применяется для транспортирования как рыхлых, сыпучих, водонасыщенных, так п мерзлых, крупнокусковатых и других пород. Наиболее раци­ онально его применять для транспортирования крепких скальных пород и руд, содержащих значительное количество крупных фракций и негабаритного кускового материала.

В практике эксплуатации в карьерах автомобили работают с различными видами одноковшовых экскаваторов (прямыми и обрат­ ными механическими лопатами, драглайнами и т. д.), разного рода погрузчиками, с многочерпаковыми и роторными экскаваторами небольшой производительности, кранами при погрузке штучного камня и с рядом других выемочных и погрузочных средств.

Наряду с использованием в качестве основного вида карьерного транспорта, автомобили применяют при выполнении многих вспо­ могательных транспортных работ: для перевозки горюче-смазочных материалов, подвозки воды для полива дорог, доставки в карьер сменных агрегатов, запасных частей, инструментов, взрывчатых веществ и т. д. Наконец, на многих предприятиях на автомобилях перевозят людей к рабочим местам. В связи с этим в настоящее время трудно встретить карьер, в котором отсутствует автомобильная дорога.

Наиболее многообразны выполняемые автомобилями перевозки в период строительства новых карьеров. Помимо основных транс­ портных работ, связанных с первоначальными вскрышными рабо­ тами, проходкой капитальных и временных траншей, съездов и дру­ гих выработок, с применением автомобильного транспорта произ­ водится большой объем земляных работ по строительству обогатительных фабрик, вспомогательных цехов, транспортных ком­ муникаций, различных наземных сооружений и зданий и т. д.

13


Применение автомобильного транспорта в этот период позволяет сократить объемы горных работ, связанных с разносом бортов карь­ ера, форсированно вести углубочпые работы с устройством времен­ ных съездов, производить многозабоііную подготовку новых гори­ зонтов, концентрировать машины на нужном направлении при короткой протяженности фронта на один экскаватор, устраивать дороги облегченного типа и т. д. Благодаря этому достигается зна­ чительное сокращение сроков строительства карьера, предприятие имеет возможность быстрее приступить к добычным работам, про­ должая в то же время развивать работы по расширению карьера, и, если это необходимо, может перейти на другой вид транспорта (например, на электровозную тягу).

В отечественной практике имеется большой опыт скоростного строительства горных предприятий с использованием автомобиль­ ного транспорта. Например, на Гайском меднорудном месторождении в течение трех лет на карьере № 1 было выполнено около 25 млн. м3 вскрышных работ. На Сибайском меднорудном карьере в течение четырех лет была освоена проектная мощность по добыче руды, при этом было вывезено из карьера 32 млн. м3 вскрыши. При строитель­ стве Соколовско-Сарбайского железорудного комбината ежегодно вывозилось автомобильным транспортом 16—17 млн. м3 вскрыши.

Эффективность применения автомобильного транспорта в карь­ ерах обусловлена рядом его достоинств, к числу которых отно­ сятся:

1. Высокая маневренность, подвижность, гибкость в эксплуата­ ции благодаря малым радиусам поворота автомобилей (не более 8—10 м), возможности применения автомобильных дорог с крутыми уклонами (до 10—12%), относительно небольшие размеры автомо­ билей, отсутствие рельсовых путей и контактной сети.

Мобильные качества автомобильного транспорта позволяют легко и быстро переносить места погрузки в карьере, регулировать транс­ портные потоки, осуществлять шихтовку и усреднение руд непо­ средственно в карьере, применять экскаваторы при более коротком фронте работ, чем при железнодорожном транспорте.

2. Возможность повышения производительности экскаваторов на 20—25% по сравнению с производительностью их при погрузке в железнодорожные составы благодаря значительному сокращению простоев экскаваторов из-за ожидания подачи транспортных средств, сокращению времени на маневры и уменьшению продолжительности цикла экскаватора. При рациональном использовании экскаваторов с автосамосвалами время проведения траншей и подготовки новых горизонтов может быть сокращено в 2—3 раза.

3. Сокращение длины транспортных коммуникаций в карьере по сравнению с длиной коммуникаций при железнодорожном транс­ порте в 1,5—1,8 раза ввиду больших уклонов и меньших радиусов закруглений дорожных трасс. Возможность применения сокращен­ ных по длине скользящих и временных съездов, что позволяет раз­ рабатывать месторождения от центра к флангам и разделять карьер

14


на очереди разработки, устраивать временные заезды в карьер со стороны отвалов и вблизи от них и т. д.

4. Меньшие примерно в 1,2—1,5 раза трудоемкость и стоимость строительства автомобильных дорог по сравнению с укладкой же­ лезнодорожных путей при мягких глинистых и песчаных грунтах и незначительные затраты на дорожное строительство при устрой­ стве дорог в карьере на естественном скальном основании. Отсут­ ствие трудоемкого процесса переноса и перемещения путей. Меньшие затраты труда иа транспортный процесс за счет сокращения вспомо­ гательного обслуживающего и ремонтного персонала и путевых рабочих. Простота содержания и ремонта временных забойных автомобильных дорог.

5.Меньшая в 4—5 раз трудоемкость отвалообразования при помощи бульдозеров по сравнению с трудоемкостью экскаваторного или плужного отвалообразования при железнодорожном транспорте. Возможность отсыпки отвалов произвольной конфигурации практи­ чески на любой свободной территории в непосредственной близости от карьера и в случае необходимости возможность быстрой ликви­ дации просадок, трещин, оползневых явлений.

6.Большая гибкость и оперативность управления погрузочно­ транспортным комплексом. Выход автомобиля из строя вследствие аварии не вызывает остановки в работе транспорта, может быть легко восполнен и практически не отражается на производитель­ ности труда. Быстрое восстановление подъездов к экскаваторам после взрывных работ дает возможность начинать погрузку вскоре после

взрыва горной массы. Наличие в карьере заправочных пунктов и передвижных ремонтных средств способствует лучшему исполь­ зованию автомобилей и повышению эффективности производствен­ ного процесса.

Наряду с достоинствами автомобильный транспорт имеет и ряд существенных недостатков, основными из которых являются:

1. Небольшие экономически выгодные расстояния транспортиро­ вания — обыкновенно до 2—3 км и редко до 5 км, главным образом

взависимости от грузоподъемности применяемых автомобилей.

2.Большая зависимость от климатических условий, сложность эксплуатации при низких температурах воздуха, трудность обеспе­ чения нормального движения автомобилей при снегопадах, голо­ ледицах, туманах.

3.Большой расход автомобильных шин вследствие их повышен­ ного износа при работе на скальных породах (стоимость автошин достигает 20—22% стоимости автомобильных перевозок).

4.Значительная загазованность, создаваемая автомобилями, ра­

ботающими в карьерах глубинного типа, вызывающая нередко в периоды пасмурной погоды, туманов, отсутствия ветров и искус­ ственных средств проветривания длительные простои.

5. Сравнительно большой штат шоферов и обслуживающего ре­ монтного персонала, требования к повышению классификации кото­ рого возрастают с увеличением грузоподъемности автомобилей.

15


6. Большая стоимость содержания и ремонта автомобилей, до­ стигающая 33—35% стоимости перевозок. Необходимость для под­ держания автомобилей в эксплуатационном состоянии наличия круп­

ных хорошо оснащенных автомобильных баз с

ремонтными

и профилактическими цехами.

от полноты

7. Зависимость работы автомобильного транспорта

и своевременности поставки запасных частей, агрегатов, двигателей, горюче-смазочных материалов и т. д., особенно в начальный период строительства карьеров и при расположении их в местах, отдаленных от крупных промышленных центров.

Кроме того, автомобильному транспорту по сравнению с же­ лезнодорожным присущи следующие недостатки: меньшее количество горной массы, перевозимой каждым отдельно взятым агрегатом, более высокая мощность двигателя на 1 т грузоподъемности и более высокие амортизационные отчисления на 1 ткм перевезенной горной массы, обусловленные сравнительно коротким сроком службы авто­ мобилей (обычно 4—5, редко 7 лет).

Недостатком автомобильного транспорта по сравнению с кон­ вейерным является то, что он не обеспечивает непрерывной доставки горной массы в приемные пункты. Кроме того, он требует большей длины дорожных трасс, не способен преодолевать крутых уклонов, доступных конвейерам. Штат обслуживающего персонала при кон­ вейерном транспорте значительно меньше, и управление конвейерами может быть полностью автоматизировано. Поэтому по производи­ тельности и - эксплуатационным расходам автомобильный транспорт •обычно уступает конвейерному, обеспечивающему ритмичность и по­ точность высокопроизводительного погрузочно-транспортного про­ цесса.

При оценке автомобильного транспорта, как и других видов транспорта, должны учитываться все связанные с ним звенья единого технологического процесса добычи, транспортирования и перера­ ботки полезного ископаемого. Сравнение показателей экономической эффективности с другими видами транспорта должно осуществляться не на статический момент (расчетный год), а за определенный период (8—15 лет), что позволяет учесть динамику транспортного процесса. Капитальные и эксплуатационные расходы определяются при по­ мощи укрупненных стоимостных параметров. В качестве критерия оценки сравнительной эффективности автомобильного транспорта должен быть принят минимум приведенных затрат за период опти­ мизации. Укрупненные технико-экономические показатели, которые могут быть использованы при оценке автомобильного-транспорта, приводятся в одной из последующих глав (XII).


§ 4. Различные способы применения автомобильного транспорта при разработке месторождений

Автомобильный транспорт применяют при всех основных типах карьеров: глубинных, нагорных, нагорно-глубинных и поверх­ ностных.

В карьерах глубинного типа движение автомобильного транс­ порта осуществляется вверх по направлению к поверхности, а в карь­ ерах нагорного типа — в основном вниз по склонам. При нагорно­ глубинном типе карьеров автомобильный транспорт при разработке нагорной части в основном движется вниз, а глубинной части — вверх к поверхности. Наконец, в карьерах поверхностного типа автомобильный транспорт на значительной части расстояния транс­ портирования работает по горизонтали и в меньшей степени исполь­ зуется на наклонных трассах при выезде на поверхность.

В определенных горнотехнических условиях и на отдельных этапах разработки месторождения автомобильный транспорт имеет различное назначение. Можно рассматривать его как п о с т о я н ­ н ы й вид транспорта, используемый в течение всего периода раз­ работки месторождения, и как в р е м е н н ы й вид транспорта, применяемый лишь в течение определенного небольшого промежутка времени эксплуатации карьера. Кроме того, можно рассматривать автомобильный транспорт как о с н о в н о й (единственный), при помощи которого горная масса доставляется от начального пункта до конечного, как с о с т а в л я ю щ и й вид транспорта, представляющий лишь одно из транспортных звеньев общего процесса доставки горной массы, и, наконец, как в с п о м о г а т е л ь н ы й транспорт, используемый на различных вспомогательных работах, подвозке материалов, инструмента и на других карьерных пере­ возках. . ...

Автомобильный транспорт применяют на всех основных стадиях разработки месторождений. В период строительства карьеров его используют как при подготовке карьерного поля к эксплуатации (на строительстве различных водоотливных сооружений, на земляных работах при прокладке транспортных коммуникаций, устройстве выездов на отвалы, подъездов к обогатительным сооружениям и на многих других работах промышленного строительства), так и при вскрытии месторождения (при проведении капитальных траншей, полутраншей внешнего, внутреннего и смешанного заложения, разрезных траншей для создания фронта работ на верхних уступах, на первоначальных вскрышных работах по разносу бортов разрезных траншей и обнажению залежей полезного ископаемого).

В рассматриваемый период автомобильный транспорт применяют для вывозки пустых пород в близрасположенные отвалы и насыпи. Расстояния транспортирования обычно не превышают 1—1,5 км. Автомобили перемещаются в большинстве случаев с небольшими

2 Заказ 283