Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

режимах полной нагрузки к. п. д. достигает максимум 28—30%. Один из путей повышения эффективности двигательных установок — за­ мена двигателей внутреннего сгорания установками, питаемыми электрическим током или преобразующими топливо в электро­ энергию.

Для карьерных автомобилей будущего станет целесообразным использовать аккумуляторы электроэнергии, которые заряжаются от сети, а затем при работе питают электродвигатель, приводящий: в движение автомобиль.

Рпс. 114.

Схема топливной

системы

при

Рис. 115. Схема водородно-

переводе автомобиля на работу на жидком

кислородного топливного элѳ-

прнродном газе:

 

 

 

 

мента:

 

1 — предохранительный клапан;

2 — вентилятор­

1 — пористые электроды; 2 — рабо­

ная лнння;

3 — клапан;

4 — предохранительная

чий электрический контур; 3— горю ­

диафрагма резервуара

с

горючим; 5 — предохра­

чая смесь; 4 — подвод окислителя—

нительное устройство;

в

— мапометр; 7 — преоб­

кислорода;

5 — электролит — р ас ­

разователъ;

8 — датчик

уровня

жидкости;

9 —

твор едкого

калия; в — вода

устройство повышения

давления

 

 

 

 

Электромобили получают все более широкое распространение за рубежом. В качестве двигателя обычно используют электродвига­ тели с переменным магнитным сопротивлением. Специальные элек­ трические приборы преобразуют ток в переменный. Одной из наи­ более рациональных следует признать комбинированную схему, в которой двигатель внутреннего сгорания малой мощности, заря­ жающий аккумуляторную батерею, сочетается с тяговым электро­ двигателем.

Запас хода существующих электромобилей с аккумуляторными батареями весьма ограничен и составляет не более 70—80 км при минимальной скорости движения 30—35 км/ч. Эти показатели могли бы быть приемлемыми для автомобилей, работающих в карьерах при небольших расстояниях откатки. Однако существующие аккуму­ ляторы пока слишком тяжелы и громоздки, что ограничивает воз­ можность пх использования на большегрузных автомобилях.

268


Проводимые в ряде стран исследования, направленные на созда­ ние менее металлоемких батарей повышенной эффективности, явля­ ются весьма обнадеживающими.

Одни пз возможных путей улучшения использования химической энергии топлива — применение преобразователей энергии в виде так называемых топливных элементов, к. п. д. которых практически достиг в экспериментальных образцах 70—75% . Принципиальное отличие топливных элементов от аккумуляторов заключается в том, что энергия, получаемая от аккумуляторов, накапливается в них

самих,

а топливные элементы яв­

 

 

 

ляются

 

ее

преобразователями

 

 

 

(рис. 115).

 

 

 

 

 

 

 

К настоящему времени наибо­

 

 

 

лее разработаны низкотемператур­

 

 

 

ные топливные

элементы низкого

 

 

 

давления,

в

 

которых

водород

 

 

 

используется в

качестве топлива,

 

 

 

а кислород в качестве окислителя.

 

 

 

Над

дальнейшим

совершенст­

 

 

 

вованием

топливных

элементов в

 

 

 

настоящее

время успешно рабо­

 

 

 

тают в

нашей

стране,

а

также в

 

 

 

США,

Англии,

Японии,

ФРГ,

личных источников энергии автоса­

Франции.

Параметры

топливных

мосвала от

запаса хода

(на 1 квт

элементов, так же как и аккуму­

мощности двигателя):

 

ляторных

батарей, быстро улуч­

1 , 2 , з — аккум уляторны е

батареи; 4,

шаются. Если

сейчас

масса водо-

5 — топливные

элементы; 6 — двигатель

внутреннего

сгорания

 

родно-кпслородных топливных эле­ ментов равна 15—20 кг/квт, то в ближайшее время, по различным дан­

ным, она будет снижена до 2—4 кг/квт. У современных двигателей внутреннего сгорания, как известно, он равен 2—6 кг/квт при режиме работы двигателя на максимальной мощности (рис. 116). Опытные ра­ боты показывают, что с ростом грузоподъемности автомобиля доля батарей топливных элементов снижается. Поэтому можно предпо­ ложить, что прежде всего они будут использованы на большегруз­ ных автомобилях.

Более перспективны, по-видимому, топливные элементы, рабо­ тающие на жидком нетоксичном углеродном топливе н использу­ ющие в качестве окислителя кислород из воздуха.

Применение аккумуляторных электромобилей или топливных элементов будет способствовать сокращению расходов на ремонт и техническое обслуживание, облегчит труд водителей, уменьшит загрязнение атмосферы карьеров отработанными газами, а также уменьшит шум, создаваемый автомобилями.

Значительные усовершенствования предполагается в будущем внести и в компоновку карьерных автомобилей. Многие автомобили особо большой грузоподъемности будут иметь силовую установку, состоящую из двух двигателей или газовых турбин. Намечается

269


создать более рациональные электрические трансмиссии постоян­ ного тока для различных по грузоподъемности автомобилей на базе типовых генераторов п электродвигателей. Однако на автомобилях особо большой грузоподъемности в дальнейшем будут преимущест­ венно применяться электрические трансмиссии переменного тока, обеспечивающие высокую надежность мотор-колес и снижение весо­ вых показателей.

Для рам автомобилей необходимо использовать высокопрочные марки листового проката с пределом текучести 80—120 кгс/мм2, характеризующиеся однородностью состава, высокой усталостной прочностью п хорошо противостоящие воздействию знакоперемен­ ных и ударных нагрузок.

Кузова автомобилей следует преимущественно изготовлять из износоустойчивых алюминиевых и титановых листовых сплавов. Давление в гидроприводе будет доведено до 220—260 кгс/см2. Круп­ ногабаритные шины будут иметь размеры 36.00—51 и более и выдер­ живать осевые нагрузки более 200 тс. В автомобилях будут широко применяться особо прочные пластмассы, не подверженные воздей­ ствию внешних агентов, и т. д. В части принципиально новых реше­ ний автомобилей более далекого будущего несомненный интерес представляет принцип «воздушной подушки» в сочетании с колесным приводом в качестве вспомогательного ходового разгрузочного устройства; не исключена возможность создания специальных авто­ мобилей-атомоходов, преобразующих энергию распада радиоактив­ ного изотопа в электрическую, применение полностью автоматизи­ рованных автосамосвалов, управляемых с расстояния при помощи

.компьютеров#

§ 5. Основные направления научных исследований в области карьерного автомобильного транспорта

Научные исследования, направленные на дальнейшее повышение эффективности использования автомобильного транспорта в карье­ рах, группируются по трем основным проблемам:

1)совершенствование технологии работы автомобильного транс­

порта;

2)создание, освоение и повышение использования новых тех­ нических средств автомобильного транспорта;

3) улучшение организации работы автомобильного транспорта

иуправления им на карьерах.

Вобласти совершенствования технологии работы карьерного автомобильного транспорта в последние годы выполнен большой

•объем исследований, однако с увеличением параметров горнотранс­ портного оборудования и глубины разработки возникает ряд во­ просов, нуждающихся в дополнительных и более разносторонних исследованиях. К их числу относятся:

270


выбор рациональных параметров элементов системы разработки для использования большегрузных автомобилей при различных способах подготовки новых горизонтов;

исследование возможностей интенсификации работы автомобилей при сокращенных погрузочных фронтах и высокой концентрации горнотранспортного оборудования;

обоснование рациональных схем применения автомобильного транспорта при различных способах проведения траншей и раз­ ных типах экскаваторов;

исследование особенностей работы автомобильного транспорта в глубоких карьерах, в частности как сборочного звена при комби­ нированных транспортных схемах;

установление рационального расположения транспортных ком­ муникаций в карьерах при большой концентрации грузопотоков;.

изучение возможностей и установление целесообразности увеличения продольных уклонов автомобильных дорог в карь­ ерах;

разработка рациональных параметров и конструкций карьерных дорог, обеспечивающих эксплуатацию автотранспортных средств­ особо большой грузоподъемности;

исследование влияния различных горнотехнических условий на работу и эксплуатационные показатели карьерного автомобильноготранспорта;

исследование работы автомобильного транспорта в суровых кли­ матических условиях и разработка конкретных предложений поповышению ее эффективности.

Особенно большой объем исследований связан с созданием, освое­ нием и дальнейшим совершенствованием новых технических средств автомобильного транспорта. К числу таких научных исследований относятся:

установление рациональных границ увеличения грузоподъем­ ности и мощности карьерных автотранспортных средств с учетом: современного уровня техники и технологии открытых горных работ на перспективу;

исследование экономической эффективности применения новых большегрузных карьерных автосамосвалов;

оценка технического совершенства карьерных автомобилей, вы­ пускаемых и намеченных к выпуску, в соответствии с мировыми достижениями науки и техники;

изучение потребностей различных отраслей горнодобывающей промышленности в новых видах карьерных автотранспортных средств;

усовершенствование типажей и типоразмерных рядов карьерных автомобилей, разработка предложений по широкой унификации и стандартизации элементов их конструкций;

исследование сравнительной экономической эффективности ди- зель-электрических и турбо-электрических трансмиссий автомобилей, особо большой грузоподъемности;

271