Файл: Упаковка медицинских и фармацевтических товаров. Тара, упаковочные и укупорочные средства, требования к ним. Экологические аспекты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос 1
Упаковка медицинских и фармацевтических товаров. Тара, упаковочные и укупорочные средства, требования к ним. Экологические аспекты.
+Показатели качества упаковки.
Упаковка – средство или комплекс средств, совместно обеспечивающих защиту и сохранность лекарственных средств от повреждений и потерь, а также окружающей среды от загрязнений в процессе обращения (транспортирования, хранения и реализации) лекарственных средств (ОФС)
Основные функции упаковки:
-
Рекламирование товара -
Создание оптимальных (по весу и объему) единиц для реализации товаров -
Создание рациональных единиц для их складирования -
Создание рациональных ед. груза для транспортировки, погрузки и выгрузки -
Предохранение товаров от порчи и повреждений;
Классификация упаковки:
1. По назначению:
1.1. Потребительская упаковка попадает с продукцией непосредственно к потребителю, является неотъемлемой частью товара и входит в его стоимость. Такая упаковка не предназначена, как правило, для самостоятельного транспортирования, имеет ограниченную массу, вместимость и размеры.
1.2. Транспортная упаковка составляет отдельную самостоятельную транспортную единицу и используется для перевозки товаров в потребительской упаковке или неупакованной продукции.
1.3. Производственная упаковка используется как часть технологии при организации производственного процесса на одном или нескольких предприятиях и не предназначена для реализации продукции в розничной торговой сети.
1.4. Консервирующая упаковка необходима для долгосрочного сохранения сырья, материалов, изделий, техники, а также опасных отходов (химич., радиоактивных и т.д.).
2. По составу:
2.1. Тара — это емкость, предназначенная для размещения в ней определенного количества продукта или товара.
Тара является наиболее важным, а иногда и единственным элементом упаковки, который представляет собой изделие для размещения продукции, выполненное в виде замкнутого или открытого корпуса.
2.2. Вспомогательные упаковочные средства, которые используются в потребительской и транспортной упаковке, относятся: уку
порочные средства, этикетки, покрытия, обертки, герметизирующие, скрепляющие и амортизирующие элементы, вещества, которые создают защитную атмосферу внутри упаковки.
Тара (Т) осуществляет функции упаковки (У) самостоятельно или в сочетании со вспомогательными упаковочными средствами (ВУС), которые являются другими элементами упаковки.
Таким образом, упаковка – это совокупность, которая изображается формулой
У= Т+ ВУС
А в отдельных случаях
У=Т, или У= ВУС.
2.3. Укупорочные средства – применяются для герметизации тары или готового продукта.
2.4. Вспомогательные упаковочные средства – средства, которые используются для улучшения потребительских свойств (капельницы, дозаторы, пилки, ножички итп);
3. По применению:
3.1. Первичная (индивидуальная) – средства или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, воздействия окружающей среды и факторов, имеющих непосредственный контакт с продукцией.
К первичной упаковке относятся: флаконы и банки из стекла с винтовой горловиной, флаконы и банки из дрота, банки из стекла с треугольным венчиком, бутылки для крови и кровезаменителей, полимерные емкости, капсулы, тубы алюминиевые, шприц-тюбики разового применения, аэрозольные баллоны и т.д.
3.2. Вторичная (групповая) – упаковка, поступающая к потребителю и служащая для размещения единично первично упаковки (ЛП) или объединяющая несколько первичных упаковок.
Например: картонная пачка с инструкцией и наклеенной этикеткой, упаковка из полимерной пленки и фольги, банка стеклянная, пакеты или мешки из крафт-бумаги, мешки пленочные из полимерных материалов и др.
3.3. Третичная (заводская или транспортная) – упаковка, используемая для хранения, перевозки и перемещения продукции между субъектами обращения и объединяющая произвольные наборы вторичных упаковок или третичных упаковок (например, ЛП). Как правило, до потребителя она не доходит. Согласно существующим требованиям, транспортная упаковка должна защищать ЛС от воздействия осадков и пыли, солнечного облучения, механических повреждений.
Виды транспортной упаковки: короб из гофрированного картона, ящики деревянные, контейнер, мешки из полимерных материалов, мешки из крафт-бумаги, тканевые.
ВИДЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТАРЫ
1. По принадлежности и условиям использования
-
Складскую (разновидность транспортной тары, используемой для приемки,
хранения и комплектации продукции в складских условиях).
-
Инвентарную (многооборотная тара, принадлежащая конкретному предприятию и
подлежащая возврату данному предприятию)
-
Производственную (предназначена для хранения, перемещения и складирования
сырья, заготовок, деталей, сборочных единиц, готовой продукции, а также отходов в производстве)
2. По конструкторскому исполнению
-
Неразборную -
Разборную -
Разборно-складную
В зависимости от наличия крышки или другого укупорочного средства тара бывает:
-
Закрытая -
Открытая
Различают тару:
-
Плотную, детали которой соединены между собой без просветов, -
Решетчатую, детали кот. соединены между собой с заданными просветами.
3. По степени жёсткости
-
Полужесткую тару (менее устойчива к внешним воздействиям, но при
незначительной деформации после заполнения товаром сохраняет в основе свою первоначальную форму).
-
Мягкую (форма существенно меняется при заполнении ее продукцией) -
Жесткую (не меняет своих форм и размеров при заполнении продукцией и при
транспортировании и хранении продукции способна выдерживать внешние воздействия
4. По кратности использования
-
Многооборотную тару (предназначена для многократного ее использования при
поставках продукции; отличается прочностными показателями и организационно-юридическими условиями сдачи и возврата.
-
Возвратную (это тара, бывшая в употреблении и используемая повторно) -
Разовую (предназначена для однократного исп-я при поставках продукции)
5. По размерам
-
Малогабаритную тару -
Крупногабаритную (относится транспортная тара, размеры которой превышают 1200х1000х1200 мм)
6. По применяемым материалам
-
Стеклянная -
Тканевая -
Полимерная -
Металлическая -
Бумажная/картонная -
Деревянная -
Из комбинированных материалов
7. По функциональному назначению
-
Потребительскую (упаковку) -
Транспортную
8. По герметичности тара разделяется на:
-
Герметичную (разновидностями герметичной тары является пыле-, свето-, жиро -, газо- и паронепроницаемая тара). -
Негерметичную
Индивидуальная тара должна отвечать следующим потребительным свойствам:
-
Иметь товарный вид, то есть обладать приятным цветом и однородной окраской, гладкой чистой поверхностью (без жировых и механических загрязнений, плесени, коррозии и т.п.); -
Быть дешевой, недефицитной; -
Быть надежной – сохранять товар или его герметичность в течение длительного времени. -
Быть совместимой – не изменять потребительские свойства упакованных товаров. -
Экологически чистой – способной при ее утилизации и использовании не наносить существенного вреда окружающей среде. -
Иметь одинаковую геометрическую форму для данной партии, обеспечивающую компактное складирование; -
Допускать возможность контроля первого вскрытия упаковки; -
Содержать информацию о хранении и приеме лекарственного средства.
Экологические аспекты: экологическая проблема охраны окружающей среды от
использованных упаковок возникла в связи с тем, что производители и потребители хотят, чтобы упаковка не билась, не разлагалась, не ломалась, не мялась, не грела и не растворялась в воде, а все установки для переработки отходов рассчитаны именно на вышеперечисленные процессы. Поэтому разработчики упаковки стараются найти «золотую середину», позволяющую эффективно перерабатывать использованную тару и упаковку.
Самыми вредными являются отходы из полимерных материалов, поскольку такие виды упаковочного материала, как бумага, картон, стекло, дерево, металл, в отличие от полимеров, могут повторно использоваться после соответствующей переработки или легко уничтожаться без выделения вредных веществ.
Чтобы уменьшить вред, наносимый окружающей среде полимерными материалами, определено несколько направлений:
-
Переработка пластмасс для повторного использования. -
Создание пластмасс, способных саморазрушаться под воздействием природных факторов (свет, ультрафиолетовое излучение, микроорганизмы). -
Разработка биологически инертных материалов заключается в создании водорастворимых и съедобных упаковок (твердый желатин, амилаза, коллагеновые искусственные съедобные упаковки).
Показатели качества упаковки:
1.Показатели функционального назначения включают степень сохранности
товаров и защиты их от воздействия внешних факторов при выбранном материале упаковки. Они играют основную роль при оценке качества.
Номенклатура показателей функционального назначения для ЛП содержит:
-
Светонепроницаемость - способность материала упаковки препятствовать проникновению видимых и ультрафиолетовых лучей света; -
Водонепроницаемость - способность материала упаковки препятствовать проникновению в нее влаги и водяного пара; -
Герметичность - способность упаковки предохранять препарат от воздействия воздуха и газов; и наконец, для ряда препаратов является необходимым соблюдение контроля первого вскрытия упаковки.
2. Эргономические показатели характ-ют упаковку в системе «человек-товар».
Номенклатура эргономических показателей составляет:
-
Рациональность выбора конструкции, ее массы, размера фасовки, формы, например соразмерность объема изделия и объема упаковки; -
Удобство.
Для ЛС последнее требование особенно важно, так как предусматривает:
-
Гигиеничность его извлечения; -
Возможность дозированной выдачи лекарственного средства; -
Удобство пользования упаковкой в период потребления и др.
3. Эстетические показатели требуют от упаковки:
-
Информационной выразительности (определяемой количеством знаков, оригинальностью, стилевым соответствием, целостностью композиции, цветовым колером и т.д.); -
Товарного вида упаковки (определяемого качеством выполнения стыков и соединений, прочностью и качеством надписей, фирменных знаков итд); -
Качества печати (определяемого соответствием упаковки возможностям восприятия и переработки информации).
Вопрос 2
Товар. Потребительные свойства медицинских и фармацевтических товаров.
Товар (product) – все, что может удовлетворить потребности или
нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования потребителем (Ф. Котлер)
Товар – продукт труда, предназначенный для продажи с целью удовлетворения какой-либо общественной потребности.
Потребительные свойства товара – это свойства, которые проявляются в
процессе потребления или использования товара потребителем для удовлетворения материальных и культурных потребностей.
Как правило, потребительские свойства являются сложными свойствами (удобство
использования, надежность, безопасность товара), образованными совокупностью простых свойств. Потребительские свойства определяют потребительную стоимость товара (ценность, полезность для человека).