Файл: Упаковка медицинских и фармацевтических товаров. Тара, упаковочные и укупорочные средства, требования к ним. Экологические аспекты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопрос 1

Упаковка медицинских и фармацевтических товаров. Тара, упаковочные и укупорочные средства, требования к ним. Экологические аспекты.

+Показатели качества упаковки.

Упаковка – средство или комплекс средств, совместно обеспечивающих защиту и сохранность лекарственных средств от повреждений и потерь, а также окружающей среды от загрязнений в процессе обращения (транспортирования, хранения и реализации) лекарственных средств (ОФС)

Основные функции упаковки:

  • Рекламирование товара

  • Создание оптимальных (по весу и объему) единиц для реализации товаров

  • Создание рациональных единиц для их складирования

  • Создание рациональных ед. груза для транспортировки, погрузки и выгрузки

  • Предохранение товаров от порчи и повреждений;

Классификация упаковки:

1. По назначению:

1.1. Потребительская упаковка попадает с продукцией непосредственно к потребителю, является неотъемлемой частью товара и входит в его стоимость. Такая упаковка не предназначена, как правило, для самостоятельного транспортирования, имеет ограниченную массу, вместимость и размеры.

1.2. Транспортная упаковка составляет отдельную самостоятельную транспортную единицу и используется для перевозки товаров в потребительской упаковке или неупакованной продукции.

1.3. Производственная упаковка используется как часть технологии при организации производственного процесса на одном или нескольких предприятиях и не предназначена для реализации продукции в розничной торговой сети.

1.4. Консервирующая упаковка необходима для долгосрочного сохранения сырья, материалов, изделий, техники, а также опасных отходов (химич., радиоактивных и т.д.).

2. По составу:

2.1. Тара — это емкость, предназначенная для размещения в ней определенного количества продукта или товара.

Тара является наиболее важным, а иногда и единственным элементом упаковки, который представляет собой изделие для размещения продукции, выполненное в виде замкнутого или открытого корпуса.

2.2. Вспомогательные упаковочные средства, которые используются в потребительской и транспортной упаковке, относятся: уку
порочные средства, этикетки, покрытия, обертки, герметизирующие, скрепляющие и амортизирующие элементы, вещества, которые создают защитную атмосферу внутри упаковки.

Тара (Т) осуществляет функции упаковки (У) самостоятельно или в сочетании со вспомогательными упаковочными средствами (ВУС), которые являются другими элементами упаковки.

Таким образом, упаковка – это совокупность, которая изображается формулой 

У= Т+ ВУС

А в отдельных случаях 

У=Т, или У= ВУС.

2.3. Укупорочные средства – применяются для герметизации тары или готового продукта.

2.4. Вспомогательные упаковочные средства – средства, которые используются для улучшения потребительских свойств (капельницы, дозаторы, пилки, ножички итп);

3. По применению:

3.1. Первичная (индивидуальная) – средства или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, воздействия окружающей среды и факторов, имеющих непосредственный контакт с продукцией.

К первичной упаковке относятся: флаконы и банки из стекла с винтовой горловиной, флаконы и банки из дрота, банки из стекла с треугольным венчиком, бутылки для крови и кровезаменителей, полимерные емкости, капсулы, тубы алюминиевые, шприц-тюбики разового применения, аэрозольные баллоны и т.д.

3.2. Вторичная (групповая) – упаковка, поступающая к потребителю и служащая для размещения единично первично упаковки (ЛП) или объединяющая несколько первичных упаковок.

Например: картонная пачка с инструкцией и наклеенной этикеткой, упаковка из полимерной пленки и фольги, банка стеклянная, пакеты или мешки из крафт-бумаги, мешки пленочные из полимерных материалов и др.

3.3. Третичная (заводская или транспортная) – упаковка, используемая для хранения, перевозки и перемещения продукции между субъектами обращения и объединяющая произвольные наборы вторичных упаковок или третичных упаковок (например, ЛП). Как правило, до потребителя она не доходит. Согласно существующим требованиям, транспортная упаковка должна защищать ЛС от воздействия осадков и пыли, солнечного облучения, механических повреждений.

Виды транспортной упаковки: короб из гофрированного картона, ящики деревянные, контейнер, мешки из полимерных материалов, мешки из крафт-бумаги, тканевые.



ВИДЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТАРЫ

1. По принадлежности и условиям использования

  • Складскую (разновидность транспортной тары, используемой для приемки,

хранения и комплектации продукции в складских условиях).

  • Инвентарную (многооборотная тара, принадлежащая конкретному предприятию и

подлежащая возврату данному предприятию)

  • Производственную (предназначена для хранения, перемещения и складирования

сырья, заготовок, деталей, сборочных единиц, готовой продукции, а также отходов в производстве)

2. По конструкторскому исполнению

  • Неразборную

  • Разборную

  • Разборно-складную

В зависимости от наличия крышки или другого укупорочного средства тара бывает:

  • Закрытая

  • Открытая

Различают тару:

  • Плотную, детали которой соединены между собой без просветов,

  • Решетчатую, детали кот. соединены между собой с заданными просветами.

3. По степени жёсткости

  • Полужесткую тару (менее устойчива к внешним воздействиям, но при

незначительной деформации после заполнения товаром сохраняет в основе свою первоначальную форму).

  • Мягкую (форма существенно меняется при заполнении ее продукцией)

  • Жесткую (не меняет своих форм и размеров при заполнении продукцией и при

транспортировании и хранении продукции способна выдерживать внешние воздействия

4. По кратности использования

  • Многооборотную тару (предназначена для многократного ее использования при

поставках продукции; отличается прочностными показателями и организационно-юридическими условиями сдачи и возврата.

  • Возвратную (это тара, бывшая в употреблении и используемая повторно)

  • Разовую (предназначена для однократного исп-я при поставках продукции)

5. По размерам

  • Малогабаритную тару

  • Крупногабаритную (относится транспортная тара, размеры которой превышают 1200х1000х1200 мм)

6. По применяемым материалам

  • Стеклянная

  • Тканевая

  • Полимерная

  • Металлическая

  • Бумажная/картонная

  • Деревянная

  • Из комбинированных материалов

7. По функциональному назначению

  • Потребительскую (упаковку)

  • Транспортную

8. По герметичности тара разделяется на:

  • Герметичную (разновидностями герметичной тары является пыле-, свето-, жиро -, газо- и паронепроницаемая тара).

  • Негерметичную


Индивидуальная тара должна отвечать следующим потребительным свойствам:

  • Иметь товарный вид, то есть обладать приятным цветом и однородной окраской, гладкой чистой поверхностью (без жировых и механических загрязнений, плесени, коррозии и т.п.);

  • Быть дешевой, недефицитной;

  • Быть надежной – сохранять товар или его герметичность в течение длительного времени.

  • Быть совместимой – не изменять потребительские свойства упакованных товаров.

  • Экологически чистой – способной при ее утилизации и использовании не наносить существенного вреда окружающей среде.

  • Иметь одинаковую геометрическую форму для данной партии, обеспечивающую компактное складирование;

  • Допускать возможность контроля первого вскрытия упаковки;

  • Содержать информацию о хранении и приеме лекарственного средства.

Экологические аспекты: экологическая проблема охраны окружающей среды от

использованных упаковок возникла в связи с тем, что производители и потребители хотят, чтобы упаковка не билась, не разлагалась, не ломалась, не мялась, не грела и не растворялась в воде, а все установки для переработки отходов рассчитаны именно на вышеперечисленные процессы. Поэтому разработчики упаковки стараются найти «золотую середину», позволяющую эффективно перерабатывать использованную тару и упаковку.

Самыми вредными являются отходы из полимерных материалов, поскольку такие виды упаковочного материала, как бумага, картон, стекло, дерево, металл, в отличие от полимеров, могут повторно использоваться после соответствующей переработки или легко уничтожаться без выделения вредных веществ.

Чтобы уменьшить вред, наносимый окружающей среде полимерными материалами, определено несколько направлений:

  • Переработка пластмасс для повторного использования.

  • Создание пластмасс, способных саморазрушаться под воздействием природных факторов (свет, ультрафиолетовое излучение, микроорганизмы).

  • Разработка биологически инертных материалов заключается в создании водорастворимых и съедобных упаковок (твердый желатин, амилаза, коллагеновые искусственные съедобные упаковки).

Показатели качества упаковки:

1.Показатели функционального назначения включают степень сохранности

товаров и защиты их от воздействия внешних факторов при выбранном материале упаковки. Они играют основную роль при оценке качества.


Номенклатура показателей функционального назначения для ЛП содержит:

  • Светонепроницаемость - способность материала упаковки препятствовать проникновению видимых и ультрафиолетовых лучей света;

  • Водонепроницаемость - способность материала упаковки препятствовать проникновению в нее влаги и водяного пара;

  • Герметичность - способность упаковки предохранять препарат от воздействия воздуха и газов; и наконец, для ряда препаратов является необходимым соблюдение контроля первого вскрытия упаковки.

2. Эргономические показатели характ-ют упаковку в системе «человек-товар».

Номенклатура эргономических показателей составляет:

  • Рациональность выбора конструкции, ее массы, размера фасовки, формы, например соразмерность объема изделия и объема упаковки;

  • Удобство.

Для ЛС последнее требование особенно важно, так как предусматривает:

  • Гигиеничность его извлечения;

  • Возможность дозированной выдачи лекарственного средства;

  • Удобство пользования упаковкой в период потребления и др.

3. Эстетические показатели требуют от упаковки:

  • Информационной выразительности (определяемой количеством знаков, оригинальностью, стилевым соответствием, целостностью композиции, цветовым колером и т.д.);

  • Товарного вида упаковки (определяемого качеством выполнения стыков и соединений, прочностью и качеством надписей, фирменных знаков итд);

  • Качества печати (определяемого соответствием упаковки возможностям восприятия и переработки информации).


Вопрос 2

Товар. Потребительные свойства медицинских и фармацевтических товаров.

Товар (product) – все, что может удовлетворить потребности или 

нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования потребителем (Ф. Котлер)

Товар – продукт труда, предназначенный для продажи с целью удовлетворения какой-либо общественной потребности.

Потребительные свойства товара – это свойства, которые проявляются в 

процессе потребления или использования товара потребителем для удовлетворения материальных и культурных потребностей. 

Как правило, потребительские свойства являются сложными свойствами (удобство 

использования, надежность, безопасность товара), образованными совокупностью простых свойств. Потребительские свойства определяют потребительную стоимость товара (ценность, полезность для человека).