Файл: Блок М. Апология истории или ремесло историка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

молодых людей» (надо понимать, из высших классов) «посылают в школы, чтобы они там трудились в поте лица», не переставали изучать, резю­ мировать, комментировать и варварские законы, и каролингские капитуля­ рии, и римское право.

Ряд актов — конечно, не очень частых, но явно сохраняющих преем­ ственность,— также свидетельствует о непрекращавшейся законодательной деятельности. В англосаксонской Англии, где языком права был язык всего народа, благодаря чему, как замечает биограф короля Альфреда, даже судьи, не знавшие грамоты, могли приказать прочитать им ману­ скрипты и понимали их, государи, вплоть до Кнута, один за другим занимались кодифицированием обычаев или их дополнением и сознатель­ ным изменением с помощью эдиктов. После нормандского завоевания воз­ никла необходимость сделать доступным для победителей или, по крайней мере, для их чиновников содержание текстов, язык которых был им непо­ нятен. И тогда, с начала X I I в., в Англии получило развитие нечто, совершенно не известное по ту сторону Ламанша: юридическая литература, которая, будучи латинской по языку, являлась англосаксонской по основ­ ным своим источникам.

Однако как ни значительно было различие, намечавшееся между раз­ ными частями феодальной Европы, оно не затрагивало самой сути раз­ вития. Там, где право перестало основываться на текстах, многие старин­ ные законы всевозможного происхождения сохранялись все же в устной передаче. Напротив, в тех странах, где продолжали изучать и чтить древ­ ние тексты, социальные потребности привели к возникновению наряду с этими текстами — то в виде дополнений, то в виде замены — множества новых обычаев. Короче говоря, повсюду судьба юридического наследия предыдущего периода зависела от одного авторитета — обычая, единствен­ ного в то время живого источника права, и государи, издавая законы, старались только по-своему его толковать.

Развитие обычного права сопровождалось глубокой перестройкой юри­ дической структуры. В континентальных провинциях древней Romaniaа , заселенной варварами, а позднее в Германии, покоренной франками, суще­ ствование бок о бок людей, принадлежащих к разным народам, привело сперва к невероятнейшей сумятице, которая профессору права может при­ видеться как страшный сон. В принципе, учитывая все трудности при­ менения закона, которые неизбежно возникали, когда два тяжущихся были разного происхождения, всякий человек, где бы он ни проживал, под­ чинялся праву своих предков: согласно знаменитой шутке одного лионско­ го архиепископа, когда во франкской Галлии собирались вместе пять чело­ век, не надо было удивляться, если каждый из них — например, римлянин, салический франк2 , рипуарский франк, вестгот и бургунд,— подчинялся своим особым законам.

С I X в.

уже ни один вдумчивый наблюдатель не мог

сомневаться,

что подобная

система, некогда вызванная необходимостью,

стала крайне

4 Территории, подвластной Риму (лат.).

11 Марк Блок


неудобной и к тому же все меньше соответствовала характеру общества, где сплав этнических элементов почти завершился. Англосаксы, которым вовсе не пришлось принимать в расчет туземное население, никогда не знали такой системы. Вестготская монархия в 654 г. ее сознательно упразднила. Но пока все эти особые права были письменно закреплены, они обладали большой стойкостью. Примечательно, что страной, где доль­ ше всего — до начала X I I в.— удержалась эта множественность юридиче­ ских укладов, была просвещенная Италия. И то ей пришлось претерпеть странную деформацию. Так как установить родословную становилось все трудней, возник обычай, по которому всякий человек, участвующий в юри­ дическом акте, называл право, которому он намерен повиноваться и кото­ рое порой, по желанию сторон и в зависимости от характера дела, можно было заменить другим. В остальной части континента забвение, поглотив­ шее с X в. тексты предыдущего периода, привело к появлению совершен­ но нового порядка. Иногда его называют системой территориальных обы­ чаев. Несомненно, правильней было бы говорить об обычаях групп.

Действительно, всякий человеческий коллектив, велик он или мал, очер­ чена ли его территория точными границами или нет, стремится устано­ вить свою собственную юридическую традицию, вплоть до того, что в зави­ симости от различных аспектов деятельности человек переходит из одной такой правовой зоны в другую. Возьмем, например, некую сельскую группу. Семейный статут крестьян обычно соответствует более или менее сходным нормам во всей окружающей местности. Их аграрное право, на­ против, подчинено обычаям, сложившимся именно в данной общине. Среди возложенных на них повинностей одни, которые они несут в качестве держателей, закреплены обычаем данной сеньории, чьи границы далеко не всегда совпадают с границами территории деревни; если же они сервы, другие повинности, затрагивающие их личность, определяются правом дан­ ной группы, обычно более узкой, которая состоит из сервов одного госпо­ дина, проживающих в одной местности. Все в целом, разумеется, не ума­ ляет силы всяческих контрактов или прецедентов, порой только личных, порой способных передаваться в роду от отца к сыну. Там, где в двух небольших обществах, расположенных по соседству и имеющих анало­ гичное устройство, системы обычаев первоначально складывались в чер­

тах

примерно сходных, в

дальнейшем

они, поскольку

не

были письмен­

но

закреплены, неизбежно

все более

отдалялись одна

от

другой. Глядя

на подобную раздробленность, кто из историков не согласится с трезвым наблюдением автора «Трактата об английских законах» 3 , написанного при дворе Генриха I I : «Изложить письменно во всей полноте законы и права этого королевства в наши дни невозможно... столь они многоразличны и многочисленны» ?

Между тем различия сказывались прежде всего в частностях и в форме выражения. В правилах, применявшихся внутри разных групп одной местности, обычно царил общий, объединяющий их дух. Часто это сход­ ство заходило еще дальше. Некоторые коллективные идеи, могучие и про­ стые, порой присущие какому-то одному из европейских обществ, порой


общие для всей Европы, господствовали в праве феодальной эпохи. И если верно, что разнообразие в их применении было бесконечным, то состояла ли роль права, этой преломляющей призмы, являвшей множественность факторов эволюции, в чем-либо ином, как не в обогащении истории ред­ костно разнообразной игрой естественных вариантов?

2. Основные черты обычного права

Юридическая система первого феодального периода, глубоко традицио­ налистская, как и вся цивилизация того времени, зиждилась на убеждении, что все то, что было, имеет тем самым право на существование. Разумеется, не без оговорок, подсказанных более высокой моралью. В частности, духо­ венство, созерцая светское общество, в наследстве которого далеко не все согласовалось с их идеалами, с полным правом отказывалось всегда отож­ дествлять справедливое с уже виденным. Король, заявлял Гинкмар Реймсский \ не должен судить по обычаю, ежели тот окажется более жестоким, чем «христианская справедливость». Выражая григорианский дух, поддер­ живаемый у лучших представителей церкви истинно революционным поры­

вом, папа Урбан

I I5 , тоже сотрясатель традиции, подобно старику

Тертул-

лиану 6 , писал в

1092 г. графу Фландрии: «Ты, слышал я, хвалишься, что

до сей поры всегда следовал весьма древнему обычаю своего края?

Однако

ты должен знать, что твой Создатель сказал: Мое имя Истина. Он не сказал: Мое имя Обычай». Следовательно, могли быть «дурные обычаи». И правда, в юридических документах часто встречается это выражение. Но почти всегда — для осуждения обычаев, недавно введенных или счи­ тающихся недавними: «эти мерзостные новшества», «эти неслыханные по­ боры» обличаются во многих монастырских документах. Другими словами, обычай казался предосудительным главным образом тогда, когда он был достаточно молод. Идет ли речь о какой-нибудь реформе церкви или о процессе между сеньорами-соседями, авторитет прошлого мог быть поко­ леблен, только если ему противопоставляли еще более почтенное прошлое.

Любопытно, что это право, в соответствии с которым всякое измене­ ние — зло, отнюдь не оставалось неподвижным; более того, оно было од­ ним из самых гибких в истории. Прежде всего по той причине, что оно не закреплялось письменно ни в документах юридической практики, ни в форме законов. Большинство трибуналов довольствовалось вынесением устных приговоров. А когда надо было восстановить их содержание, это делали путем опроса судей, если те еще были живы. При заключении кон­ трактов согласие сторон скреплялось в основном с помощью жестов, а иног­ да — священных слов, т. е. неким формальным обрядом, для вящего воз­ действия на умы, мало восприимчивые к абстракциям. Если же в Италии, например, письменный документ играл при заключении договора какую-то

роль, то

он тут выступал опять же в качестве ритуального предмета:

чтобы символизировать переход

земли к другому владельцу, грамота пере­

давалась

из рук

в руки, как в

других странах

кусок дерна

или

стебель.

К северу

от Альп

лист пергамена, если таковой

случайно был

под

руками,


служил только для памяти: не обладая никакой подлинной силой, «запись» Производилась главным образом для того, чтобы перечислить свидетелей. Ибо, в конечном счете, все сводилось к свидетельству, даже если были применены «черные чернила», и уж, конечно, в тех случаях, безусловно более многочисленных, когда обходились без чернил. Так как воспомина­ ние, очевидно, могло сохраняться тем дольше, чем больше проживут на земле его хранители, участники контракта часто приводили с собой детей. А против детской забывчивости применялись для закрепления ассоциации образов разные средства: пощечина, небольшой подарок, даже насильствен­ ное купанье.

Как при частных сделках, так и в общих предписаниях обычая у традиции, следовательно, не было иных поручителей, кроме человеческой памяти. Но память, ненадежная, «дырявая» память, по выражению Бомануара 7 , — это превосходное орудие для вымарываний и переделок; особенно та память, которую мы называем коллективной и которая по сути являет­ ся лишь передачей от поколения к поколению. Не закрепленная письменно, она прибавляет к ошибкам восприятия каждого отдельного человека не­

точности устного слова. Добро бы в феодальной

Европе существовала

каста профессиональных хранителей юридических

воспоминаний, как

было в других цивилизациях, например у скандинавов8 . Но в феодальной Европе большинство мирян, которым приходилось вершить правосудие,

делали это от случая к случаю. Не пройдя

методической

выучки, они

чаще всего бывали вынуждены, как сетовал

один из них,

действовать

«в меру своих способностей или прихотей». Одним словом, юриспруденция была выражением не столько знаний, сколько потребностей. В своем стрем­ лении подражать прошлому общество первого феодального периода распо­ лагало весьма неточными зеркалами, и потому очень быстро и очень глу­ боко изменялось, воображая, что остается прежним.

Впрочем, признаваемый за традицией авторитет в одном смысле сам благоприятствовал изменению. Ибо всякий акт, совершенный однажды, а тем более повторенный три или четыре раза, мог превратиться в пре­ цедент, даже если вначале был исключением, даже явным злоупотреблением.

В начале I X

в. монахов Сен-Дени

однажды попросили, когда в королев­

ских погребах

в Вере не хватило

вина, послать туда двести мюи. С тех

пор от них стали этого требовать каждый год как обязательной повин­ ности, и, чтобы ее отменить, понадобился государев диплом.

Рассказывают также, что в Ардре какой-то сеньор завел у себя мед­ ведя. Местные жители, которым нравилось смотреть, как медведь дерется с собаками, предложили его кормить. Затем медведь околел. А сеньор про­ должал требовать, чтоб ему приносили хлеб. Правдивость этого анекдота, быть может, сомнительна, зато его символическое значение бесспорно. Многие повинности возникли подобным же путем из добровольных подно­ шений и долгое время сохраняли такое наименование. Напротив, если рента не выплачивалась в течение нескольких лет или если вассал не возоб­ новлял присягу господину, тот почти неизбежно утрачивал свои права в силу давности. Установился даже обычай составлять любопытные докумен-


ты — со временем их становится все больше,— которые дипломатисты на­ зывают «грамотами о ненанесении ущерба». Барон или епископ просит убежища у аббата; нуждающийся в деньгах король взывает к щедрости своего подданного. Согласен, отвечает тот, кого просят. Но при одном ус­ ловии: пусть будет написано черным по белому, что оказываемая мною любезность не будет мне в ущерб обращена в ваше право. Однако эти предосторожности, к которым могла прибегнуть только особа известного ранга, оказывались эффективны лишь тогда, когда соотношение сил не было чересчур неравным. Одним из следствий признания силы обычая слишком часто было узаконение насилия и расширение сферы его действия. Разве в Каталонии не существовал обычай при захвате чужой земли обусловливать в поразительно циничной формуле, что земля эта уступает­ ся со всеми правами, которыми пользовался ее владелец «безвозмездно или насильно»?

Это почтение к свершившемуся некогда факту оказывало мощное воз­ действие на систему вещных прав. В течение всей феодальной эпохи очень редко говорят о собственности — будь то земля, будь то право пове­

левать

людьми; еще реже — если такой

случай

вообще встречается где-

либо, кроме Италии,— эта собственность

становится предметом

тяжбы.

Стороны,

как правило, судятся из-за «сейзины»

(по-немецки Gewere)9 .

В X I I I

в.

парламент капетингских королей, находившийся под

влиянием

римского права, тщетно оговаривал во всяком решении по поводу «сейзи­ ны» право на «петиторий», т. е. на иск о признании собственности: нет никаких данных, что предусмотренная таким образом процедура когда-либо осуществлялась.

Чем же была эта пресловутая «сейзина»? Она не являлась в точном смысле владением, которое приобреталось путем простого захвата земли или права. Но это было владение, узаконенное временем. Предположим, что два тяжущихся спорят о поле или о судейской должности. Кем бы ни был нынешний обладатель, победу одержит тот, кто сумеет доказать, что он возделывал эту землю или вершил суд в течение предыдущих лет, или — что еще лучше — докажет, что его отцы делали то же еще до него. Для этого он, если дело не должно решаться ордалиями или судебным поединком, будет ссылаться на «человеческую память, насколько она ухо­ дит в прошлое». Если он и представит документы, то лишь затем, чтобы пособить памяти, и если они подтверждают передачу ему права, то это будет право на «сейзину». Стоило дать доказательство длительного поль­ зования, и никто уже не считал нужным доказывать что-либо еще.

Слово «собственность» в применении к недвижимости было еще и по другим причинам почти лишено смысла. Или же надо было бы говорить — как обычно делали позже, располагая более разработанным юридическим словарем,— «собственность, или сейзина», на такое-то право на землю.

Действительно, почти

над всеми землями и над многими людьми

тяготело

в то время множество

всевозможных прав, различных по своей

природе,

но считавшихся каждое в своей области равно достойным уважения. Ни одно из этих прав не характеризовалось той строгой исключительностью,