Файл: Блок М. Апология истории или ремесло историка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В августе 1939 г. Блок вновь мобилизован в армию, вместе с нею переживает разгром 1940 г. и дюнкеркскую эвакуацию на Британские ос­ трова. Свое отношение к этим трагическим событиям он выразил в книге «Странное поражение» (L'etrange defaite, написана в 1940 г., опубли­ кована посмертно в 1946 г.). В этой книге Блок, не ограничиваясь кри­ тикой военных руководителей Франции («командование стариков»), не понимавших отличий второй мировой войны от первой и продемонстриро­ вавших свою неспособность организовать отпор гитлеровскому вторжению, ищет более глубокие источники краха Третьей республики и подвергает «экзамену совесть француза». Он указывает на классовый эгоизм фран­ цузской буржуазии и представителя ее интересов — правительства «мюнхенцев», которое отказалось честно определить цели войны. Однако при­ чины трагедии, свидетелем и участником которой он стал, Блок анализи­ ровал преимущественно в интеллектуальном и психологическом аспектах. С болью писал он: «Я принадлежу к поколению с нечистой совестью». «Пусть дети наши простят нам кровь на наших руках!» В будущей Фран­ ции, когда она возродится, геронтократию (господство старцев) должна сменить республика молодых. Но для этого новому поколению необхо­

димо извлечь все уроки

из прошлого и избежать ошибок отцов. Ныне

(в 1940 г.), пишет Блок,

французы находятся в отвратительном положе­

нии: судьба родины перестала зависеть от них самих, и им приходится уповать на военные успехи союзников. Но Блок верит, что возрождение Франции лишь откладывается. Это возрождение немыслимо без само­ пожертвования, подлинная национальная независимость может быть завое­ вана только самими французами.

Мысли Блока о необходимости коренной реформы французского обра­ зования, в которой он видел одно из условий обновления моральной ат­ мосферы во Франции, оказались удивительно злободневными четверть века спустя, когда страну потрясли мощные выступления студенческой молодежи. Плоть от плоти академической элиты, Блок безусловно не при­ надлежал к тем университетским «мандаринам», на которых обрушили свой гнев мятежники Сорбонны в 1968 г. Достаточно вспомнить одну из его излюбленных формул: «Нет ничего худшего для педагога, чем учить сло­ вам, а не делам».

«Апология истории», над которой Блок работал в 1941—1942 гг., несет на себе отпечаток того трагического времени. По собственному его призна­ нию, книга возникла как «противоядие», в котором он «среди ужасных страданий и тревог, личных и общественных», пытался «найти немного душевного спокойствия». Обращаясь к Л. Февру, Блок замечал: «Долгое время мы вместе боролись за то, чтобы история была более широкой и гуманной. Теперь, когда я это пишу, общее наше дело подвергается мно­ гим опасностям. Не по нашей вине. Мы — временно побежденные неспра­ ведливой судьбой. Все же, я уверен, настанет день, когда наше сотруд­

ничество сможет

полностью возобновиться, как в прошлом, открыто

и, как

в прошлом, свободно»

 

1 М. Bloch. Apologie

pour 1'Histoire ou Metier d'Historien. Paris. 1961, p. VII.

. .


Но «Апология истории» — не попытка укрыться в трудную годину от бедствий, нависших над историком и его страной. В своей книге Блок

видел средство

борьбы за идеи, которые он отстаивал

на протяжении всей

жизни. Проблема оправданности истории — это проблема всей

современ­

ной цивилизации, оказавшейся под угрозой

гибели в результате вспышки

гитлеровского

варварства. Два вопроса

поставлены

перед

историком.

Один — ребенком: «Папа, объясни мне, зачем нужна история?»

Другой —

французским офицером в день вступления немцев в Париж: «Надо ли думать, что история нас обманула?»

Блоку не удалось завершить книгу, но ответ он все же дал. Ученый ответил не только своей последней рукописью, но и самою жизнью.

Работать в оккупированной Франции как историку и профессору у него не было возможности. Он получил приглашение переселиться в Соединен­

ные

Штаты и тем самым избавиться

от преследований, угрожавших ему

как

представителю «неарийской расы»

(« Я еврей,— писал Блок,— но не

вижу в этом причины ни для гордыни, ни для стыда, и отстаиваю свое происхождение лишь в одном случае: перед лицом антисемита») 2 . Его библиотеку украли немцы. О возвращении в Сорбонну не могло быть и речи.

Некоторое время он преподавал в Страсбургском университете, пере­ веденном в Клермон-Ферран, затем в Монпелье.

Но Блок уже избрал для себя иной путь, единственный, по его убеж­ дению, в момент национального унижения его родины. Связь с жизнью, с современностью всегда оставалась характернейшей чертой этого специа­ листа по истории далекого средневековья. Но то не был интерес бесстраст­ ного стороннего наблюдателя — Блок, переживавший трагедию Франции как свою личную трагедию, не мог не вмешаться в ход событий и не

принять в них самое активное участие. Натура

борца, проявлявшаяся в

нем ранее в кипучей деятельности, направленной

на преобразование исто­

рической науки, теперь искала себе иного выхода. Наблюдая хладнокро­ вие Блока во время бомбардировки, один молодой офицер сказал ему: «Существуют профессиональные военные, которые никогда не станут вои­ нами, и есть штатские люди — воины по натуре, вот вы — воин». Блок не возражал против подобной оценки. «Вопреки обычному предрассудку,—

писал он,— привычка к научным поискам вовсе

не так уже неблагоприят­

на для того, чтобы спокойно принять пари с

судьбой». И Блок бросил

ей вызов. «Самый старый капитан во французской армии» вступил в ряды движения Сопротивления. «Арпажон», «Шеврез», «Нарбонн», «Бланшар» — под этими кличками смело действовал немолодой и не очень здоро­ вый физически человек, отец шестерых детей, ставший бойцом подпольной освободительной армии. Его товарищи по борьбе не знали его граждан­ ской профессии, но они восхищались мужеством, методичностью и органи­ зованностью этого невысокого подвижного человека, глаза которого лукаво поблескивали сквозь большие очки.

2 М. Bloch. L'etrange defaite. Paris, 1957, p. 23.


В марте 1944 г. Блока схватили гестаповцы. Он стойко выдержал жестокие пытки, не раскрыв ни имен, ни явок. 16 июня он был растрелян недалеко от Лиона вместе с группой патриотов. Последние его слова были: «Да здравствует Франция!»

Завещание Марка Блока, датированное 18 марта 1941 г.3, завершает­ ся так: «Я умираю, как и жил, добрым французом». На могильном камне он просил вырезать: «Dilexit veritatem» («Он любил истину»).

I

«Апология истории» занимает особое, если не сказать — исключитель­ ное, место в обширной литературе, посвященной проблематике историче­ ского знания.

Обычно произведения этого жанра пишутся не профессиональными историками, а философами. Историк-исследователь, как правило, слишком поглощен своими специальными вопросами, чтобы всерьез заняться более общими и широкими проблемами исторического познания; к тому же он не всегда достаточно подготовлен, чтобы квалифицированно о них рассуж­ дать. И если не раз высказанное мнение о том, что дело историка — изучать конкретную фактуру исторического процесса, предоставив глобаль­ ные обобщения методологам и социологам, вряд ли справедливо, то все же приходится признать: на практике такое «разделение труда», к сожа­ лению, существует.

К сожалению, ибо, как свидетельствует книга Блока, продуктивно ра­ ботающему историку есть что сказать о своей науке. «Практикующий» историк лучше, чем кто-либо, осведомлен о специфике собственной про­ фессии, о проблемах, которые возникают при исследовании «дел челове­ ческих». Незачем умалять важность философского рассмотрения истори­ ческого знания и его места в ряду других наук об обществе, но подоб­ но тому, как историк не в состоянии выполнить функции философа в ме­ тодологическом анализе этих над- и междисциплинарных вопросов, так и философу не заменить историка в попытках определить направление дви­ жения его науки — дела хватит всем. И кто же, кроме специалиста, мо­ жет поведать нам о ремесле историка? Ученые не столь уж часто по­ зволяют заглянуть в их лабораторию. Именно в том, что Блок вводит читателя в свою мастерскую, состоит, пожалуй, наиболее привлекатель­ ная черта его книги. Он не «парит» над материалом, а размышляет над огромным конкретным научным опытом, накопленным историками. Он да­ лек от априорных рассуждений о том, каким должен быть исторический труд; он развивает, собственно, лишь некоторые из идей, сложившихся у него в процессе многолетних научных изысканий.

3 Мы не знаем непосредственных причин, побудивших Блока составить завещание,— общая ситуация в оккупированной Франции в 1941 г. достаточно к этому распола­ гала. Дата, которой оно помечено, приблизительно совпадает с временем начала ра­ боты над «Апологией истории». Перед нами — два завещания Блока: личное и науч­ ное.


Вдумаемся в заголовок книги. «Apologie pour l'Histoire», т. е. «оправдание», «защитительная речь в пользу истории». «Апология»! Со ­ крат произнес свою апологию перед афинским судом; Платон и Ксенофонт назвали так свои произведения, в которых излагали его речь. Ре­ минисценция этого значения у Блока несомненна. Оправдание, защита ра­

зума, и в первую очередь

исторического разума,— таков пафос

его неза­

конченного

труда. Это очень французская книга. Она французская и по

свободному

изяществу, с

которым обсуждаются самые сложные вопро­

сы исторического ремесла,

и по ориентации на определенную

традицию

в истории мысли, представленную такими именами, как Монтень и Рабле, Декарт и Паскаль, Бейль и Вольтер, Токвиль и Мишле, Февр и Ланжевен. К этой традиции мысли Блок примыкает, более того — он ее от­ стаивает. То, что он писал «Апологию истории» в годы второй миро­ вой войны, в период гитлеровской оккупации Франции, исполнено глу­ бокого смысла. Историк-гуманист, Блок сознавал необходимость защиты истории, культуры, человеческого духа перед лицом сил варварства и разрушения.

История нуждалась в защите и по другой причине. Блок был свиде­ телем «отказа от истории» того класса, к которому принадлежал по про­ исхождению и воспитанию. В «Странном поражении», написанном непо­ средственно перед тем, как Блок приступил к работе над «Апологией», мы находим следующие строки: «Две категории французов никогда не поймут истории Франции: те, кого не волнует память о коронации в Реймсе, и те, кто без трепета читает о празднике Федерации» 4 . Реймс — историческая святыня Франции, город, в котором традиционно короно­ вались французские монархи; коронация Жанной д'Арк Карла V I I в Реймсском соборе была символом освобождения Франции в Столетней войне. Праздник Федерации 14 июля 1790 г., в первую годовщину взятия Бас­ тилии революционными массами Парижа,— символ национального един­ ства и демократии. Блок находит слова гневного осуждения по адресу французской буржуазии, потерявшей контакт с собственным революцион­ ным прошлым. Нужно защитить историю от тех, кто забыуу ее и не желает или неспособен извлечь из нее должных уроков.

Однако было еще одно основание, побудившее Блока выступить с апо­

логией истории,— предательство

самих историков. В книге нет прямой

полемики с теми — довольно многочисленными — представителями

запад­

ной исторической и

философской

мысли,

которые провозглашали

тезис

о несостоятельности

истории как науки, о

непознаваемости прошлого, но

все содержание книги, утверждающее идею строго объективного постиже­ ния истории, опровергает подобные теории. «В области духовной жизни не менее, чем во всякой другой, страх перед ответственностью ни к чему хо­ рошему не приводит» 5 . Историки — агностики, субъективисты, релятиви-

4

М. Bloch.

L'etrange defaite, p. 210.

5

M. Bloch.

Apologie pour l'Histoire, p. XIV .