Файл: Блок М. Апология истории или ремесло историка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сты — снимали с себя ответственность за познание прошлого той цивили­ зации, которую Блок с основанием называет «цивилизацией историков». Сам Блок сознает ответственность историка — о ней и книга.

«Апология истории». Но Блок дает своей книге и второе название: «Ремесло историка». Ремесло в том широком и высоком значении этого слова, которое оно имело в далекие времена, когда термин metier при­ лагался к мастерству, к профессиональному умению средневекового реме­ сленника, владевшего всеми тайнами своего цехового труда. Раскрыть эти тайны, показать, как работает мастер исторического ремесла, каковы труд­ ности, подстерегающие его при познании прошлого, и возможности их преодоления,— такова цель, поставленная Блоком. Насколько животрепе­ щущей была и остается эта задача, свидетельствует состояние современ­ ной Блоку исторической науки.

II

Размышления о природе исторического познания столь же стары, как- и сама история: люди всегда интересовались своим прошлым и задава­ лись вопросом о важности этих знаний. Определение истории как «на­ ставницы жизни» восходит к античности. Тем не менее можно утверж­

дать, что

никогда прежде

проблема смысла изучения

истории,

воз­

можности

научного освоения

ее содержания не стояли так

остро, как в.

X X столетии.

 

 

 

Историческая мысль X I X

в., несмотря на отдельные выступления

про­

тив историзма (Шопенгауэр, Ницше), в целом развивалась под мощным влиянием гегелевского панлогизма. Принцип тождества духа и мира, в к о ­ тором дух находит форму своей реализации, исключал сомнения в воз­ можности познания истории. Этот принцип лежал в основе историческо­ го исследования даже тогда, когда отрицался породивший его гегелевский объективный идеализм. Историки не сомневались в том, что они познают прошлое таким, «каково оно было на самом деле» (Ранке), что дальней­ ший прогресс знаний и раскрытие все новых цепочек причинно-следствен­ ных связей приведут к формулировке законов истории, обладающих та ­ кой же точностью и строгой применимостью, какие характеризуют законы природы (Бокль). При этом историк, естественно, сосредоточивался на конкретном исследовании и изображении прошлого и не был озабочен гносеологическими и теоретическими аспектами своей науки: все должно

было выйти «само собою». Теоретические

труды

по истории, созданные

в X I X в.,— преимущественно пособия по

методике

исследования, рассуж­

дения о приемах обращения с текстами. История познаваема — вот посту­ лат науки «столетия историков», и нужно признать, что он придавал ис­ следователям большую уверенность в их работе. Историческая мысль ред­ ко обращалась на самое себя — с тем большей энергией историки изучали прошлое, и его реконструкция не внушала особых сомнений ни относи­ тельно процедур, при посредстве которых она достигалась, ни относи­ тельно убедительности получаемых результатов.


Век философской «невинности» исторической науки миновал после того, как усилиями теоретиков была продемонстрирована противоречивость и историческая обусловленность самих применяемых историками понятий, когда пришлось задуматься над вопросом о том, какова действительная роль познающего субъекта, т. е. историка, в создании картины прошло­ го, когда, короче говоря, оказалось все труднее проходить мимо целого „комплекса сложнейших методологических проблем. Здесь достаточно упо­ мянуть идеи неокантианцев о специфичности образования исторических категорий и о противоположности (впоследствии, правда, самим Риккертом смягченной до различия) между методом наук о природе и методом наук о культуре; теорию «идеальных типов», «исследовательских утопий», ^создаваемых историками для изучения и реконструкции прошлого (Макс Вебер); учение об историческом познании как особом роде самосознания цивилизации, к которой принадлежит историк (Кроче, Хейзинга); посту­ лированный с наибольшей последовательностью Шпенглером тезис о прин­ ципиальной невозможности научного познания историком иных культур, помимо его собственной,— замкнутых в себе «монад», обладающих глубо­ кой специфичностью и непроницаемых для взгляда извне.

В данном случае не столь существенно,

насколько

обоснованной

была

.та или иная формулировка этих вопросов

(не говоря

уже о степени

убе­

дительности предложенных на них ответов). Действительно актуальные проблемы исторической науки были поставлены подчас в искаженном виде. (Существенно другое: как отразились новые тенденции развития философ- ,ско-исторической и методологической мысли на самой исторической науке? Оплодотворили ли они ее и привели к более углубленному подходу к ис­ тории или же завели в тупик? На этот вопрос, видимо, нельзя дать однозначного ответа.

Нетрудно назвать крупных историков нашего столетия, которые, вку­ сив от древа новой методологии, увидели одну лишь собственную фило­ софскую наготу. Такие авторитеты американской историографии, как Ч. Бирд и К. Беккер, поддавшись влиянию упомянутых выше теорий, декларировали непознаваемость прошлого: историческое познание произ­ вольно и лишено всякой научности, историк творит совершенно субъек­ тивно, он не воспроизводит факты прошлого, но создает их, исходя из собственных идей и представлений своего времени. Правда, провозглашен­ ный этими историками и их последователями «презентизм» (жесткая де­ терминированность представлений о прошлом современностью, мировоззре­ нием историка, зависимость, исключающая объективность и научность ис­ торических знаний) оказался настолько бесплодным для исторической на­ уки, противоречащим коренным ее предпосылкам, что им пришлось ограни­ чить его применение преимущественно рамками теоретических упражне­ ний; в своих же собственных исследованиях они скорее руководствова­ лись «наивным» подходом к истории, завещанным тем самым позитивиз­ мом, который они столь остроумно и зло поносили в теоретических де­ кларациях. Противоречие между ученым-исследователем и теоретиком-ме­ тодологом поражает и в другом известном историке — англичанине Р. Кол-


лингвуде. С трудом верится, что автор «Идеи

истории», пафос которой —

в отрицании возможности

истории

как науки,

и археолог, автор серьез­

ных и вполне реалистических работ

о древней

Британии,— один и тот же

человек!

 

 

 

В атмосфере, созданной

такого

рода развенчанием исторического зна­

ния, на Западе усилилась тенденция изображать историю не столько как науку, сколько как художественное творчество. Участились напоминания, что Клио — муза. Средством постижения прошлого провозглашались не объективные научные методы, а субъективное «вчувствование» в эпоху. Кризис охватил часть зарубежной историографии, либо застрявшей на явно устаревших принципах позитивизма X I X в., либо впавшей, под влия­ нием новых гиперкритических философских течений, в состояние теоре­ тической растерянности.

Тем не менее этот кризис отнюдь не был всеобщим. Среди западных историков нашлись умы, не поддавшиеся методологической панике и осо­ знавшие необходимость возрождения и обновления истории именно как науки. К их числу в первую очередь относится Марк Блок.

Американский историк, оценивающий положение в современной запад­ ной историографии, писал, имея в виду Блока и его последователей: «...Кучка смелых историков во Франции пытается выяснить, остаются ли еще какие-нибудь твердые точки в том текучем мире, в который их так жестоко бросили относительность в естественных науках и релятивизм исторических суждений» 6 .

Как и часть упомянутых выше историков, Блок принадлежал к поко­ лению ученых, творчество которых в основном приходится на период меж­ ду двумя мировыми войнами. Но какой разительный контраст!

Продолжая лучшие традиции исторической мысли. Блок бесконечно да­ лек от тех представителей старой историографии, которые не понимали сложности и противоречивости исторического ремесла. Он неустанно бо­ ролся против историков, наивно полагавших, что достаточно ограничиться критикой источников, отделив в них истинное от ложного, для того чтобы извлечь исторические факты и чтобы воссияла истина и картина прошло­ го была восстановлена во всей своей полноте. Беда этих историков заклю­ чалась в том, что они не сознавали, сколь активна мысль ученого в рас­ членении и организации изучаемого им материала.

Кредо этой историографии предельно четко выражено в знаменитом «Введении в изучение истории» Ш . Ланглуа и Ш . Сеньобоса, которое

открывается определением: «История пишется

по источникам» 7 . Итак, ис­

торики «составляют историю», которая и есть

«не что иное, как обработ­

ка документов» 8 . В конце своей карьеры Ланглуа

уже не рисковал

брать­

ся

за написание истории и ограничивался чтением лекций, которые

пред-

6

Н. S. Hughes. History as Art and as Science. Twin Vistas

on the Past. New York, 1964,

 

p. 15.

Introduction aux etudes

historiques. Paris, 1899, p. 1.

7

Ch.-V Langlois, Ch. Seignobos.

8

Ibid., p. 275.

 

 

 

 


ставляли простой монтаж исторических текстов. Таким монтажом являет­ ся и четырехтомная «Жизнь во Франции в средние века» того же Ланглуа, основывающаяся на уверенности ее составителя, что источники заме­ нят историка. Игнорирование проблемы объяснения — самое слабое место старой позитивистской историографии.

Мы сказали: старой историографии. Но эта старая историография не принадлежит лишь прошлому. Блоку приходилось бороться с живым и все еще влиятельным противником. Почти одновременно с «Апологией истории» была написана книга известного французского историка Луи Альфана «Введение в историю». Альфан выступил с обоснованием того метода исторического исследования, которым он, как и многие другие ис­ торики, пользовался на протяжении всей своей жизни. Принципы этого метода становятся ясными уже из оглавления книги: «Оценка историче­ ского свидетельства», «Критика свидетельств и установление фактов», «Ко­ ординация фактов», «Изложение фактов». Факт для него — это сообще­ ние источника. Цель истории — «спасти от забвения факты прошлого», по­ этому первая и основная задача ученого — установление подлинности до­ кумента, в котором, по убеждению Альфана, непосредственно и целиком запечатлена историческая правда. Историк полностью зависит от истори­

ческих свидетельств и только от них. «Там,

где молчат источники, нема

и история; где они упрощают, упрощает и

она; где они искажают, ис­

кажает и историческая наука. В любом случае — и это, по-видимому, глав­ ное — она не импровизирует» 9 .

Разумеется, ученый-историк не «импровизирует» и ничего не выдумы­ вает. Но значит ли это, что он и в самом деле, как со всей ясностью вытекает из приведенного утверждения Альфана,— раб исторических сви­ детельств и принужден следовать им даже в тех случаях, когда подозре­ вает или знает, что они упрощают и искажают действительность?! Не­ ужели у него нет никаких средств, при помощи которых он мог бы заста­ вить прошлое выдать ему свои тайны, рассказать о себе то, о чем прямо не сообщают сохранившиеся документы? Многое ли вообще может пове­ дать источник ученому, обращающему все внимание на его букву и счи­ тающему свою задачу выполненной после установления его подлинности?

Подобный метод не предполагает постановки проблем и научного объяс- , нения. Такую историю Коллингвуд с основанием заклеймил как «историю, сделанную с помощью ножниц и клея» 1 0 .

Конечно, деятельность историка практически никогда не исчерпывалась «критикой текстов», о которой рассуждали Ланглуа и Сеньобос, Альфан и многие другие историки, повторявшие как своего рода заклятье слова Фюстель де Куланжа: «Тексты, одни только тексты, ничего кроме тек­ стов!»

Это иллюзия, но все же важнейшие методологические проблемы исторического знания не могли быть должным образом осознаны.

9

1 0

L . Halphen. Introduction a l'Histoire. Paris, 1946, p. 61. R.Collingwood. The Idea of History. New York, 1956, p. 257.


А то, что их можно было довольно долго не осмысливать, вызыва­ лось рядом причин. Укажем одну. Традиционная историография со вре­ мен античности сосредоточивала внимание на res gestae, на рассказе о событиях политической жизни. Потому-то главной задачей историка и считался сбор сведений о всякого рода событиях и восстановление их связи и последовательности. Этим установкам удовлетворяла методика распознавания фактов; с ее помощью были выявлены основные факты — события политической, дипломатической, военной истории.

Разумеется, и в X V I I I , и в X I X в. существовали умы, которые бо­ лее глубоко осмысливали исторический процесс. Если ограничиться одни­ ми французами, вспомним Вольтера, Гизо, Тьерри и Токвиля или «вели­ ких предшественников», на которых охотно ссылается Блок,— Мишле, Фюстель де Куланжа. Переход к исторической науке нового типа был подготовлен открытием Маркса — в основе исторического процесса лежит развитие и изменение социально-экономического строя. Историки, стояв­ шие на философских позициях исторического материализма, внесли ог­ ромный вклад в разработку проблем истории, понимаемой как последо­ вательная смена способов производства материальных благ и соответствую­ щих им форм общения людей. По вполне понятным причинам освоение этих истин западной историографией, даже наиболее крупными и про­

грессивными

ее представителями,

весьма

затруднено. Многие из них во­

обще неспособны их принять. Заслугой

Блока

является прежде всего

то, что, не

будучи марксистом

и недостаточно

зная Маркса1 1 , он тем*

не менее осознал первостепенную важность исследования именно эконо­ мических и социальных структур и, соответственно, необходимость полногообновления исторической науки.

Наука история, которая исследует глубинные процессы экономичен ской, социальной и духовной жизни, нуждается в новом понятийном ап­ парате и в качественно иной методике анализа источников. Здесь по­ требны более разнообразные и сложные, изощренные способы изучения материала. Во главу угла становится проблема обобщения, синтеза част­ ных результатов, получаемых отдельными, специализированными отраслям ми знания об обществе и человеке 1 2 .

Блок отчетливо понимал, что настало время заменить «Введение» Лан­ глуа и Сеньобоса принципиально новым изложением основ исторической науки, что необходимо сформулировать более глубокий взгляд на исто-

1 1

1 2

Однако он всегда с уважением упоминал Маркса и проявлял интерес

к его трудам.

В разгар работы над «Апологией истории» Блок писал Л. Февру:

«Вы, верно, не

знаете «Капитала»? Для историка

это

поучительный опыт»

(Hommages

а

Marc

Bloch.— «Annales d'Histoire

sociale»,

1945,

p. 25 — письмо от

25 августа

1941 г.).

Из ученых, оказавших на него большое влияние, следует упомянуть, наряду

с из­

вестным историком-медиевистом Анри Пиренном, главу французской социологической

школы Эмиля Дюркгейма и социолога-экономиста Франсуа Симиана.

 

 

 

На важности подобного синтеза особенно настаивал французский

историк

Анри

Берр, с 1900 г. издававший

«Журнал исторического синтеза»

(«Revue de

Synthese

Historique», ныне «Revue de Synthese»), который сыграл большую роль в переориен­ тации исторической науки во Франции.