ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 0
сты — снимали с себя ответственность за познание прошлого той цивили зации, которую Блок с основанием называет «цивилизацией историков». Сам Блок сознает ответственность историка — о ней и книга.
«Апология истории». Но Блок дает своей книге и второе название: «Ремесло историка». Ремесло в том широком и высоком значении этого слова, которое оно имело в далекие времена, когда термин metier при лагался к мастерству, к профессиональному умению средневекового реме сленника, владевшего всеми тайнами своего цехового труда. Раскрыть эти тайны, показать, как работает мастер исторического ремесла, каковы труд ности, подстерегающие его при познании прошлого, и возможности их преодоления,— такова цель, поставленная Блоком. Насколько животрепе щущей была и остается эта задача, свидетельствует состояние современ ной Блоку исторической науки.
II
Размышления о природе исторического познания столь же стары, как- и сама история: люди всегда интересовались своим прошлым и задава лись вопросом о важности этих знаний. Определение истории как «на ставницы жизни» восходит к античности. Тем не менее можно утверж
дать, что |
никогда прежде |
проблема смысла изучения |
истории, |
воз |
можности |
научного освоения |
ее содержания не стояли так |
остро, как в. |
|
X X столетии. |
|
|
|
|
Историческая мысль X I X |
в., несмотря на отдельные выступления |
про |
тив историзма (Шопенгауэр, Ницше), в целом развивалась под мощным влиянием гегелевского панлогизма. Принцип тождества духа и мира, в к о тором дух находит форму своей реализации, исключал сомнения в воз можности познания истории. Этот принцип лежал в основе историческо го исследования даже тогда, когда отрицался породивший его гегелевский объективный идеализм. Историки не сомневались в том, что они познают прошлое таким, «каково оно было на самом деле» (Ранке), что дальней ший прогресс знаний и раскрытие все новых цепочек причинно-следствен ных связей приведут к формулировке законов истории, обладающих та кой же точностью и строгой применимостью, какие характеризуют законы природы (Бокль). При этом историк, естественно, сосредоточивался на конкретном исследовании и изображении прошлого и не был озабочен гносеологическими и теоретическими аспектами своей науки: все должно
было выйти «само собою». Теоретические |
труды |
по истории, созданные |
в X I X в.,— преимущественно пособия по |
методике |
исследования, рассуж |
дения о приемах обращения с текстами. История познаваема — вот посту лат науки «столетия историков», и нужно признать, что он придавал ис следователям большую уверенность в их работе. Историческая мысль ред ко обращалась на самое себя — с тем большей энергией историки изучали прошлое, и его реконструкция не внушала особых сомнений ни относи тельно процедур, при посредстве которых она достигалась, ни относи тельно убедительности получаемых результатов.
Век философской «невинности» исторической науки миновал после того, как усилиями теоретиков была продемонстрирована противоречивость и историческая обусловленность самих применяемых историками понятий, когда пришлось задуматься над вопросом о том, какова действительная роль познающего субъекта, т. е. историка, в создании картины прошло го, когда, короче говоря, оказалось все труднее проходить мимо целого „комплекса сложнейших методологических проблем. Здесь достаточно упо мянуть идеи неокантианцев о специфичности образования исторических категорий и о противоположности (впоследствии, правда, самим Риккертом смягченной до различия) между методом наук о природе и методом наук о культуре; теорию «идеальных типов», «исследовательских утопий», ^создаваемых историками для изучения и реконструкции прошлого (Макс Вебер); учение об историческом познании как особом роде самосознания цивилизации, к которой принадлежит историк (Кроче, Хейзинга); посту лированный с наибольшей последовательностью Шпенглером тезис о прин ципиальной невозможности научного познания историком иных культур, помимо его собственной,— замкнутых в себе «монад», обладающих глубо кой специфичностью и непроницаемых для взгляда извне.
В данном случае не столь существенно, |
насколько |
обоснованной |
была |
.та или иная формулировка этих вопросов |
(не говоря |
уже о степени |
убе |
дительности предложенных на них ответов). Действительно актуальные проблемы исторической науки были поставлены подчас в искаженном виде. (Существенно другое: как отразились новые тенденции развития философ- ,ско-исторической и методологической мысли на самой исторической науке? Оплодотворили ли они ее и привели к более углубленному подходу к ис тории или же завели в тупик? На этот вопрос, видимо, нельзя дать однозначного ответа.
Нетрудно назвать крупных историков нашего столетия, которые, вку сив от древа новой методологии, увидели одну лишь собственную фило софскую наготу. Такие авторитеты американской историографии, как Ч. Бирд и К. Беккер, поддавшись влиянию упомянутых выше теорий, декларировали непознаваемость прошлого: историческое познание произ вольно и лишено всякой научности, историк творит совершенно субъек тивно, он не воспроизводит факты прошлого, но создает их, исходя из собственных идей и представлений своего времени. Правда, провозглашен ный этими историками и их последователями «презентизм» (жесткая де терминированность представлений о прошлом современностью, мировоззре нием историка, зависимость, исключающая объективность и научность ис торических знаний) оказался настолько бесплодным для исторической на уки, противоречащим коренным ее предпосылкам, что им пришлось ограни чить его применение преимущественно рамками теоретических упражне ний; в своих же собственных исследованиях они скорее руководствова лись «наивным» подходом к истории, завещанным тем самым позитивиз мом, который они столь остроумно и зло поносили в теоретических де кларациях. Противоречие между ученым-исследователем и теоретиком-ме тодологом поражает и в другом известном историке — англичанине Р. Кол-
лингвуде. С трудом верится, что автор «Идеи |
истории», пафос которой — |
||
в отрицании возможности |
истории |
как науки, |
и археолог, автор серьез |
ных и вполне реалистических работ |
о древней |
Британии,— один и тот же |
|
человек! |
|
|
|
В атмосфере, созданной |
такого |
рода развенчанием исторического зна |
ния, на Западе усилилась тенденция изображать историю не столько как науку, сколько как художественное творчество. Участились напоминания, что Клио — муза. Средством постижения прошлого провозглашались не объективные научные методы, а субъективное «вчувствование» в эпоху. Кризис охватил часть зарубежной историографии, либо застрявшей на явно устаревших принципах позитивизма X I X в., либо впавшей, под влия нием новых гиперкритических философских течений, в состояние теоре тической растерянности.
Тем не менее этот кризис отнюдь не был всеобщим. Среди западных историков нашлись умы, не поддавшиеся методологической панике и осо знавшие необходимость возрождения и обновления истории именно как науки. К их числу в первую очередь относится Марк Блок.
Американский историк, оценивающий положение в современной запад ной историографии, писал, имея в виду Блока и его последователей: «...Кучка смелых историков во Франции пытается выяснить, остаются ли еще какие-нибудь твердые точки в том текучем мире, в который их так жестоко бросили относительность в естественных науках и релятивизм исторических суждений» 6 .
Как и часть упомянутых выше историков, Блок принадлежал к поко лению ученых, творчество которых в основном приходится на период меж ду двумя мировыми войнами. Но какой разительный контраст!
Продолжая лучшие традиции исторической мысли. Блок бесконечно да лек от тех представителей старой историографии, которые не понимали сложности и противоречивости исторического ремесла. Он неустанно бо ролся против историков, наивно полагавших, что достаточно ограничиться критикой источников, отделив в них истинное от ложного, для того чтобы извлечь исторические факты и чтобы воссияла истина и картина прошло го была восстановлена во всей своей полноте. Беда этих историков заклю чалась в том, что они не сознавали, сколь активна мысль ученого в рас членении и организации изучаемого им материала.
Кредо этой историографии предельно четко выражено в знаменитом «Введении в изучение истории» Ш . Ланглуа и Ш . Сеньобоса, которое
открывается определением: «История пишется |
по источникам» 7 . Итак, ис |
||||
торики «составляют историю», которая и есть |
«не что иное, как обработ |
||||
ка документов» 8 . В конце своей карьеры Ланглуа |
уже не рисковал |
брать |
|||
ся |
за написание истории и ограничивался чтением лекций, которые |
пред- |
|||
6 |
Н. S. Hughes. History as Art and as Science. Twin Vistas |
on the Past. New York, 1964, |
|||
|
p. 15. |
Introduction aux etudes |
historiques. Paris, 1899, p. 1. |
||
7 |
Ch.-V Langlois, Ch. Seignobos. |
||||
8 |
Ibid., p. 275. |
|
|
|
|
ставляли простой монтаж исторических текстов. Таким монтажом являет ся и четырехтомная «Жизнь во Франции в средние века» того же Ланглуа, основывающаяся на уверенности ее составителя, что источники заме нят историка. Игнорирование проблемы объяснения — самое слабое место старой позитивистской историографии.
Мы сказали: старой историографии. Но эта старая историография не принадлежит лишь прошлому. Блоку приходилось бороться с живым и все еще влиятельным противником. Почти одновременно с «Апологией истории» была написана книга известного французского историка Луи Альфана «Введение в историю». Альфан выступил с обоснованием того метода исторического исследования, которым он, как и многие другие ис торики, пользовался на протяжении всей своей жизни. Принципы этого метода становятся ясными уже из оглавления книги: «Оценка историче ского свидетельства», «Критика свидетельств и установление фактов», «Ко ординация фактов», «Изложение фактов». Факт для него — это сообще ние источника. Цель истории — «спасти от забвения факты прошлого», по этому первая и основная задача ученого — установление подлинности до кумента, в котором, по убеждению Альфана, непосредственно и целиком запечатлена историческая правда. Историк полностью зависит от истори
ческих свидетельств и только от них. «Там, |
где молчат источники, нема |
и история; где они упрощают, упрощает и |
она; где они искажают, ис |
кажает и историческая наука. В любом случае — и это, по-видимому, глав ное — она не импровизирует» 9 .
Разумеется, ученый-историк не «импровизирует» и ничего не выдумы вает. Но значит ли это, что он и в самом деле, как со всей ясностью вытекает из приведенного утверждения Альфана,— раб исторических сви детельств и принужден следовать им даже в тех случаях, когда подозре вает или знает, что они упрощают и искажают действительность?! Не ужели у него нет никаких средств, при помощи которых он мог бы заста вить прошлое выдать ему свои тайны, рассказать о себе то, о чем прямо не сообщают сохранившиеся документы? Многое ли вообще может пове дать источник ученому, обращающему все внимание на его букву и счи тающему свою задачу выполненной после установления его подлинности?
Подобный метод не предполагает постановки проблем и научного объяс- , нения. Такую историю Коллингвуд с основанием заклеймил как «историю, сделанную с помощью ножниц и клея» 1 0 .
Конечно, деятельность историка практически никогда не исчерпывалась «критикой текстов», о которой рассуждали Ланглуа и Сеньобос, Альфан и многие другие историки, повторявшие как своего рода заклятье слова Фюстель де Куланжа: «Тексты, одни только тексты, ничего кроме тек стов!»
Это иллюзия, но все же важнейшие методологические проблемы исторического знания не могли быть должным образом осознаны.
9
1 0
L . Halphen. Introduction a l'Histoire. Paris, 1946, p. 61. R.Collingwood. The Idea of History. New York, 1956, p. 257.
А то, что их можно было довольно долго не осмысливать, вызыва лось рядом причин. Укажем одну. Традиционная историография со вре мен античности сосредоточивала внимание на res gestae, на рассказе о событиях политической жизни. Потому-то главной задачей историка и считался сбор сведений о всякого рода событиях и восстановление их связи и последовательности. Этим установкам удовлетворяла методика распознавания фактов; с ее помощью были выявлены основные факты — события политической, дипломатической, военной истории.
Разумеется, и в X V I I I , и в X I X в. существовали умы, которые бо лее глубоко осмысливали исторический процесс. Если ограничиться одни ми французами, вспомним Вольтера, Гизо, Тьерри и Токвиля или «вели ких предшественников», на которых охотно ссылается Блок,— Мишле, Фюстель де Куланжа. Переход к исторической науке нового типа был подготовлен открытием Маркса — в основе исторического процесса лежит развитие и изменение социально-экономического строя. Историки, стояв шие на философских позициях исторического материализма, внесли ог ромный вклад в разработку проблем истории, понимаемой как последо вательная смена способов производства материальных благ и соответствую щих им форм общения людей. По вполне понятным причинам освоение этих истин западной историографией, даже наиболее крупными и про
грессивными |
ее представителями, |
весьма |
затруднено. Многие из них во |
|
обще неспособны их принять. Заслугой |
Блока |
является прежде всего |
||
то, что, не |
будучи марксистом |
и недостаточно |
зная Маркса1 1 , он тем* |
не менее осознал первостепенную важность исследования именно эконо мических и социальных структур и, соответственно, необходимость полногообновления исторической науки.
Наука история, которая исследует глубинные процессы экономичен ской, социальной и духовной жизни, нуждается в новом понятийном ап парате и в качественно иной методике анализа источников. Здесь по требны более разнообразные и сложные, изощренные способы изучения материала. Во главу угла становится проблема обобщения, синтеза част ных результатов, получаемых отдельными, специализированными отраслям ми знания об обществе и человеке 1 2 .
Блок отчетливо понимал, что настало время заменить «Введение» Лан глуа и Сеньобоса принципиально новым изложением основ исторической науки, что необходимо сформулировать более глубокий взгляд на исто-
1 1
1 2
Однако он всегда с уважением упоминал Маркса и проявлял интерес |
к его трудам. |
||||||
В разгар работы над «Апологией истории» Блок писал Л. Февру: |
«Вы, верно, не |
||||||
знаете «Капитала»? Для историка |
это |
поучительный опыт» |
(Hommages |
а |
Marc |
||
Bloch.— «Annales d'Histoire |
sociale», |
1945, |
p. 25 — письмо от |
25 августа |
1941 г.). |
||
Из ученых, оказавших на него большое влияние, следует упомянуть, наряду |
с из |
||||||
вестным историком-медиевистом Анри Пиренном, главу французской социологической |
|||||||
школы Эмиля Дюркгейма и социолога-экономиста Франсуа Симиана. |
|
|
|
||||
На важности подобного синтеза особенно настаивал французский |
историк |
Анри |
|||||
Берр, с 1900 г. издававший |
«Журнал исторического синтеза» |
(«Revue de |
Synthese |
Historique», ныне «Revue de Synthese»), который сыграл большую роль в переориен тации исторической науки во Франции.