Файл: Блок М. Апология истории или ремесло историка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рию и отразить сдвиги в понимании ремесла историка, происходившие в первой половине нашего века 1 3 . Ибо, «состарившись, прозябая в эмбрио­ нальной форме повествования, долго перегруженная вымыслами, еще доль­ ше прикованная к событиям, наиболее непосредственно доступным, как серьезное аналитическое занятие история еще совсем молода. Она силится теперь проникнуть глубже лежащих на поверхности фактов; отдав в прош­ лом дань соблазнам легенды или риторики, она хочет отказаться от отра­ вы, ныне особенно опасной, от рутины учености и от эмпиризма в обличье здравого смысла. В некоторых важных проблемах своего метода она пока -еще только начинает что-то нащупывать» 1 4 . В «Апологии истории» Блок не успел полностью осуществить свой замысел, хотя и выразил многие выношенные им мысли. Но если изучать эту книгу вместе с остальными трудами Блока, а также его друга и — во многом и главном — единомыш­ ленника Люсьена Февра, известного специалиста по истории культуры, то І идеи представляемого ими направления в западной историографии будут достаточно ясны.

Констатируя устарелость традиционной историографии и открыто за­ являя о разрыве с наивным и бездумным подходом к задачам истори­ ческой науки, Блок отнюдь не был склонен примкнуть к тем западным ученым, которые впали в противоположную крайность — крайность ирра­ ционализма и субъективизма или вообще отрицания возможности исто­ рического познания, к тем, кто вслед за В. Дильтеем провозглашал, что -единственный способ постижения прошлого — это «симпатизирующее по­ нимание» или «воображение», достигаемое в результате внутренних про­ цессов мысленного «вживания», психологического «проникновения» в «дух эпохи», равно как и к тем, кто утверждал, что все исторические рекон­ струкции релятивны и произвольны, поскольку отражают не столько прош­

лую действительность,

сколько состояние мысли современного историка.

-«Любая история

есть

современная история» (Б. Кроче),

«Писаная исто­

р и я — акт веры»

(Ч.

Бирд), «Всяк сам себе историк»

(К. Беккер) —

гк таким неутешительным заключениям пришли виднейшие представители 'идеалистической историографии периода ее острого кризиса, столкнувшись -с реальными проблемами познания.

Сопоставим с этими пессимистическими выводами ход рассуждений Блока, и мы убедимся, с какой спокойной уверенностью смотрит он на возможности исторического познания. Для него критика традиционной ^историографии означает не отказ от изучения исторической действитель­ ности, а более углубленное проникновение в прошлое и расширение пер­ спективы, в которой оно исследуется. История познаваема, но, чтобы вскрыть развитие, осмыслить особенности каждого из ее периодов и прео­ долеть односторонность взгляда на нее, необходимо усовершенствовать

4 3

Блок писал Февру (17 августа 1942 г.): Ни Сеньобос, ни

Ланглуа — не

глупцы.

 

«Как, однако, далеки мы от обоих! Не в наших решениях

или попытках

решений.

 

Но в самих наших проблемах!» (Hommages a Marc Bloch, р. 31).

 

- u

М. Bloch. Apologie pour l'Histoire, p. XIV .

 

 



научную методику, сделать более тонкими и эффективными орудия, с по­ мощью которых это познание только и мыслимо.

Нужно и нечто большее — изменение самих умственных установок ис ­ ториков. Конфликт между старым и новым направлениями в историогра­ фии, отраженный в «Апологии истории»,— это конфликт двух стилей мышления: мышления фактографа, копирующего документ, исторический;

текст, старающегося

описывать события, не углубляясь в порождавший/

их скрытый механизм

(Блок цитирует «поразительные слова» Сеньобоса,

в которых усматривает девиз последователей Сильвестра Боннара: «Зада­

вать себе вопросы очень полезно, но отвечать на них очень

опасно» 1 5 ) ,

и мышления синтетического, проблемного, социологического.

«Мыслить

проблемами!» — девиз Блока.

 

III

Нет нужды пересказывать взгляды Блока, четко и пластично изло­ женные в его книге. Однако научные принципы историка трудно уяснить, если рассматривать их изолированно от его исследований. Общее не су­ ществует для Блока вне теснейшей связи с конкретно-историческим, по­ мимо анализа источников и синтеза полученных результатов. Для того чтобы смысл «Апологии истории» выявился более выпукло, попытаемся, наметить характерные черты метода Блока.

Нельзя не заметить, что в обширном списке трудов французскогомедиевиста нет работ, посвященных политической истории или отдель­ ным историческим персонажам. Блока, очевидно, мало занимал тот план истории, в котором движутся герои и совершаются события, иначе го­ воря,— план неповторимого. В этом отношении он отличался от своего

друга Февра, пристально

изучавшего

взгляды и жизнь Лютера, Рабле

и Эразма. Правда, и для

Февра эти

центральные фигуры Ренессанса

и Реформации представляли интерес прежде всего с точки зрения про­ явления в их индивидуальных деяниях «духа времени», общественного со ­ знания выдвинувшей их эпохи. Но Февр шел к общему от единичного, уникального.

Блок же и в тех случаях, когда он, подобно Февру, обращается к истории культуры, общественной психологии, изучает ее, исходя не из анализа мысли отдельных индивидуумов, а в непосредственно массовых проявлениях 1 6 . Например, в книге «Короли-чудотворцы» на основе дан-

15

1 6

М. Block. Apologie pour l'Histoire, p. XVI .

 

выражает

удивление, что

В отзыве на II том «Феодального общества» Блока Февр

во всей обширной книге, утверждающей, что в феодальную эпоху «абстрактная идея

власти была слабо отделена от конкретного облика властителя»,

нет ни одной харак­

теристики личности какого-либо сеньора или государя (L.

Febvre.

Pour

une Histoire

a part entiere. Paris, 1962, p. 424). He будем спорить о том, недостаток

это или нет,

важнее другое — таков метод Блока. И нужно признать,

что, несмотря на отсутствие

в книге индивидуальных портретов представителей феодального общества, последнее

выступает под пером Блока не в виде социологической

абстракции,

но

именно как.

человеческое общество, как система связей, отношений между людьми.

 

 


s M. B'.och.

<ных о распространенной в средние века вере в способность французских и английских королей исцелять золотушных больных изучается политиче­ ская психология масс, роль коллективных представлений в политической

.жизни и формирование этих представлений в недрах социальных групп. Чем бы Блок ни занимался — историей техники, поземельными отно­ шениями, феодализмом в Западной Европе, культурно-психологическим •складом людей в средние века,он оставался исследователем социальных структур. Заявив, что в центре внимания историка должен стоять человек,

Блок

спешит уточнить:

не человек, но люди — люди,

организованные в

классы, общественные

группы.

Коллективная

психология привлекает

•его

преимущественно

именно

потому, что в

ней

выражается соци­

ально детерминированное поведение людей. Пристально исследуя средне­ вековое право, Блок, вразрез с господствующей в западной историогра­ фии традицией, не видит в нем самостоятельной и саморазвивающейся стихии. В право отливается социальная практика, значит «предмет иссле­ дования должен быть перенесен из области юридических схем в социаль­

ный

и человеческий план» 1 1 . Первоочередная задача

историка юридиче­

ских

институтов, по Блоку,— разглядеть

за ними реальные общественные

потребности и

изменения

социальных

отношений,

которые эти инсти­

туты

и нормы

отражают

далеко не адекватно. Классы (крестьян, фео­

далов), их формирование, состав, изменения в их структуре, отношения между ними, как и отношения их к другим классам общества, интере­ суют Блока, пожалуй, более всего.

В его поле

зрения — типическое, преимущественно массовидные явле­

ния, в которых можно обнаружить

определенную повторяемость. Правда,

в истории, в

отличие от природы,

регулярное проступает исключитель­

но сквозь частное, и никакое обобщение невозможно без оговорок и ограничений («общество — не геометрическая фигура», и доказательства в истории — это не доказательства теорем) 1 8 , что обязывает историка вы­ работать особую логическую процедуру, руководствуясь которой он ор­ ганизует и интерпретирует исследованный им материал. Не случайно мно­ гим своим работам Блок предпосылает «замечания о методе».

Историк естественно и неизбежно изучает генезис интересующих его социальных явлений. Однако Блока не удовлетворяет плоское генетиче­

ское объяснение, столь любезное сердцу многих ученых,

которые еще до

того, как они поняли существо

определенного института,

прямо начинают

с изучения его предпосылок,

подменяя причины «истоками». Таков, на­

пример, был подход к исследованию феодализма ученых

X I X в., при­

надлежавших к направлениям,

известным под названиями

«германистов»

и «романистов». Они были заняты прежде всего разысканием родины феодализма. Римская империя с ее крупным землевладением, колонатом и частной властью сенаторов — вот где зародился общественный строй

17 М. Block. Les caiacteres originaux de I'histoire rurale francaise, t. II. Supplement etabli d'apies les travaux de l'auteur (1931 —1944) par R. Dauvegne. Paris, 1956, p. X X V I I .

La societe feodaie. Paris, 1968, p 371, 469.


средневековья, утверждали романисты. Древнегерманские леса, в которых жили воинственные племена тевтонов с их боевыми дружинами, возглав­ ляемыми королями,— был ответ на этот вопрос германистов. В обоих слу­ чаях обнаружение в римской или в германской древности отдельных черт общественных отношений, которые в средние века получили всеобщее рас­ пространение в Европе, рассматривалось представителями этих научных школ как решение вопроса о происхождении и существе феодализма. Не говоря уже о явной политической и националистической тенденциозности подобных взглядов (романизм не случайно процветал во французской ис­ ториографии, а германизм в немецкой), ясно, что при таком подходе к проблеме развитие по сути дела элиминировалось: характерный для сред­

невековья общественный строй, по мнению этих

историков, существовал

в том или ином виде еще на предшествующей

стадии истории, и пере­

ход от древности к средним векам знаменовался лишь постепенным и медленным преобразованием или укреплением тех порядков, которые сло­ жились намного раньше. Качественные сдвиги в истории Европы, проис­ шедшие на грани античности и средневековья и вызванные взаимодей­ ствием германских и других варварских народов с населением империи, которую они завоевали и заселили, игнорировались.

Блок сознавал опасности, которые несет с собой попытка объяснения сложных исторических феноменов посредством разыскания одних лишь их корней. «Идол истоков», «мания происхождения» — так называл он «на­ важдение», которому поддались авторы многих -исторических исследований. Возможно ли объяснять социальные явления простой отсылкой к более ранним состояниям? «Из желудя рождается дуб. Но он становится и остается дубом лишь тогда, когда попадает в условия благоприятной сре­

ды,

а те уже от эмбриологии не

зависят» 1 Э . Так

и люди.

Блок

повто­

ряет

арабскую пословицу: «Люди

больше походят

на свое

время,

чем на

своих отцов». Он с основанием предупреждает против смешения преем­ ственной связи с объяснением. По поводу теорий германистов и романи­ стов он выдвигает важное общее соображение: «Европейский феодализм в своих характерных учреждениях не был архаическим сплетением пере­ житков. Он возник на определенном этапе развития и порожден всей социальной средой в целом» 2 0 .

Хотят узнать, как возникло данное явление? Но сперва необходимо вскрыть его природу, а это возможно лишь при знакомстве с ним в его зрелом, наиболее завершенном виде. «Можно по праву спросить, не лучше ли было бы, прежде чем погружаться в тайны происхождения, определить черты законченной картины?»2 ! Ведь, помимо всего прочего, наиболее удаленное от историка во времени обычно и хуже всего известно и слабо отражено в источниках. Поэтому нередко для истолкования далекого прош­ лого надо обратиться к более близким временам и «бросить на предмет

, e

2 0

1 1

М. Bloch. Apologie pour l'Histoire, p. 7. Ibidem, p. 8.

M. Блок. Характерные черты французской аграрной истории. М., 1957, стр. 34—35.