Файл: Блок М. Апология истории или ремесло историка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чинается не со «сбора материала», как часто воображают, а с постановки проблемы и с разработки предварительного списка вопросов, которые ис­ следователь желает задать источникам.

Не довольствуясь тем, что обществу прошлого, скажем, средневеко­ вому, заблагорассудилось о себе сообщить устами хронистов, философов, богословов, вообще образованных людей, историк путем анализа терми­ нологии и лексики сохранившихся письменных источников способен за­ ставить эти памятники сказать гораздо больше, ответить на вопросы, ко­ торые интересуют современного исследователя, но от постановки которых само средневековое общество могло быть бесконечно далеко. Тем самым удается чрезвычайно углубить знания о прошлом.

Блок не ограничивается призывом расширить круг источников и пе­ ресмотреть методику их изучения. Характернейшей его чертой как уче­ ного и как личности (коль скоро такое разграничение вообще имеет смысл) было единство слова и дела, отвечавшее цельности его новаторской нату­ ры. В своих статьях и книгах он дает предметный урок применения ори­ гинальных методов отбора и трактовки исторических памятников и их об­ работки. «Если я убежден, что историку, равно как и любому исследова­ телю, необходимо время от времени останавливаться, чтобы поразмыслить над своей наукой и лучше понять ее методы, то мне не менее ясно, что лучший способ проверить правильность избранного направления — это идти вперед» 3 5 .

Мощно раздвигая рамки исторического исследования, Блок обнаружи­ вает новые перспективы — под покровом феноменов, достаточно четко по­ нимаемых людьми, лежат потаенные пласты глубинной социальной струк­

туры, которая в конечном счете детерминирует

изменения, происходящие

на поверхности общественной

жизни. Заставляя

прошлое «проговориться»

о том, чего оно не сознавало

или не собиралось высказать, историк по­

лучает такие исторические свидетельства, которые обладают особой цен­ ностью в силу большей своей объективности. В самом деле, источник, интерпретированный методами традиционной историографии, сообщает нам лишь то, что прошло через рефлексию его творца — историка, писателя, законодателя, нотариуса, и поэтому неизбежно окрашен его взглядами и интересами; он уже содержит истолкование фактов, о которых повествует. Когда же историку удается «подслушать» прошлое, а также когда он изу­ чает всякого рода материальные предметы, он вступает в более непосред­ ственный контакт с изучаемым им обществом и получает неотфильтрованные фрагменты подлинной исторической действительности.

Орудия труда и другие предметы, изучаемые археологией, карты и аэрофотоснимки древних полей, терминология источников, данные топони­ мики, фольклора, короче, все «остатки» прошлого — это опорные пункты для мысли исследователя. Знаковые системы, воплощенные в языке, или ритуалы образуют объективные, независимые от оценочных суждений свя­ зи, которые исследователь вскрывает, минуя посредника, так сказать, из

, 5 М. Bloch. Seigneurie francaise et manoir anglais. Paris, 1960, p. 19.


первых рук. Мы познаем их сами. «Здесь нет надобности призывать в качестве толмача ум другого,— говорит Блок.— Вовсе неверно, будто ис­ торик обречен узнавать о том, что делается в его лаборатории, только с чужих слов. Да, он является уже тогда, когда опыт завершен. Но если условия благоприятствуют, в результате опыта наверняка получится оса­ док, который вполне можно увидеть собственными глазами» 3 6 .

Таким образом, ученый вполне способен получить нечто из истории в «чистом виде», помимо интерпретаторов прошлых времен. И это «нечто» совсем не так незначительно, как казалось когда-то. Прямые остатки ми­ нувших эпох не играли существенной роли в историческом познании до тех пор, пока историки сосредоточивались на политической истории, на рассказе о событиях. Но коль скоро предмет истории изменился и центр тяжести исследования сместился в область социальной истории, истории экономики, культуры, явлений массового сознания, реальные объекты про­ шлого, будь то орудия труда, формы поселений или языки, фольклор, приобрели новое значение. Это та чувственная реальность, к которой со­ циальный историк может прикоснуться непосредственно и истолкование ко­ торой менее спорно, чем прямые высказывания источников, содержащие оценку событий их современниками и участниками. Блок в этом смысле противопоставляет свидетельства «намеренные» свидетельствам «ненаме­ ренным», «невольным», отдавая предпочтение последним: «Только этим путем удалось восстановить целые куски прошлого: весь доисторический период, почти всю историю экономики, всю историю социальных структур» .

Иными словами, переоценка сравнительной важности разных видов ис­ торических свидетельств тесно связана с переориентацией исторической науки. Переместив главное свое внимание с описания политических собы­ тий на изучение глубинных социально-экономических и культурных про­ цессов, она обратилась к иным категориям исторических источников, ко­ торые по < воей природе оказываются более достоверными, более точно и однозначно интерпретируемыми, чем источники, излюбленные традицион­ ной историографией. «По счастливому единству... самое глубокое в исто­ рии — это также и самое в ней достоверное» 3 8 .

Однако добыть это «достоверное» подчас исключительно трудно. В ме­ диевистике в особенности. Вот пример. Вплоть до X I I I в. почти все юридические документы, столь важные для социального историка, состав­ лялись на латинском языке. «Но факты, память о которых они старались сохранить, первоначально бывали выражены не на латыни. Когда два се­ ньора спорили о цене участка земли или о пунктах в договоре о вас­ сальной зависимости, они, по-видимому, изъяснялись не на языке Цице­ рона. Затем уже было делом нотариуса каким угодно способом облечь их соглашения в классическую одежду. Итак,— заключает Блок,— всякая или

36

3 7

3 8

М. Block. Apologie pour l'Histoire, p. 20. Ibid., p. 24.

Ibid., p. 49.



почти всякая латинская грамота или запись представляет собой результат транспозиции, которую нынешний историк, желающий докопаться до истины, должен проделать снова в обратном порядке» з э .

За этой фразой скрыты огромные методические и исследовательские усилия, воодушевляемые стремлением установить контакт с сознанием людей средневековья, понять их мысли и намерения, зашифрованные в доку­ ментах, написанных на языке, на котором эти люди не говорили и не думали. К сожалению, приходится признать: мало историков, ставящих перед собой подобную задачу и знающих, как ее решать,— в той мере,

в какой она вообще разрешима. «Хорошо

бы,— продолжает Блок,— если

эта работа (перевод

на латынь документа

понятий, выраженных

на народ­

ном языке.— Л. Г.)

совершалась всегда по одним и тем же правилам! Н о

где

там! От школьного сочинения, язык

которого неуклюже

калькиру­

ет

мысленную

схему на народном языке, до латинской речи,

тщатель­

но

отшлифованной

ученым

церковником,

мы встретим

множество ступе-

«•

40

 

 

 

 

 

 

ней» .

 

 

 

 

 

 

 

Это — один

из «уроков

метода», даваемых работами

Блока. Его труды

содержат немало убедительных опытов терминологического анализа, веду­ щего к более точному и глубокому постижению социальной действитель­ ности, скрывающейся за источниками.

Не будем останавливаться на примерах такого анализа, но не откажем себе в удовольствии вкратце изложить содержание маленького очерка о посвящении в рыцари, который мы находим в одной из гЛав I I тома «Феодального общества»: это своего рода образец социального иссле­ дования обряда. Начиная с середины X I в. французские тексты все чаще упоминают действия, сопровождавшие вступление в число рыцарей: юно­ шу опоясывают мечом, он получает от сеньора удар мечом плашмя по плечу, вскакивает затем на коня и поражает цель копьем. Существенным моментом этого акта считалось физическое соприкоснове­ ние посвящаемого юноши и посвящающего сеньора — таким путем один мистическим образом влияет на другого, так же как епископ — на посвя­ щаемого им в сан священника. Блок сближает этот ритуал с инициациями молодых людей в примитивных обществах; несомненна связь его с древнегерманскими обычаями.

Констатацией подобной преемственности и ограничивались предшествен­ ники Блока. Для него же здесь проблема только начинается. Ибо «с изменением социальной среды соответственно изменилось и человеческое

содержание акта»4 1 . У германцев

все свободные

мужчины составляли

войско, и посвящение юноши

было

лишь ритуалом

вступления его в со­

став народа, тогда

как в феодальном

обществе складывается особая группа

профессиональных

воинов, в

которую входят вассалы и сеньоры, и эта

39

40

4 1

М. Block. La societe feodale, p. 122—123. Ibid., p. 123.

Ibid., p. 436.


церемония превращается в форму вступления в класс. Однако в «первый феодальный период» рыцарство было классом только фактически. С сере­

дины

же X I в. оно начинает

оформляться, и рыцарский обряд

стано­

вится

своего

рода посвящением,

сопровождающим

приобщение к

сосло­

вию — ordo,

подразделению, из которых, согласно божественному замыслу,

состоит общество. «Н о как в обществе,

жившем под знаком сверхъесте­

ственного, ритуал вручения

оружия, первоначально

чисто светский, мог

не получить

сакрального

отпечатка?»4 2

И он действительно его полу­

чает: духовенство освящает оружие, рыцарь возлагает свою перчатку на алтарь, молитвы сопровождают обряд. Несколько позднее акт посвяще­ ния становится наследственной привилегией «благородных», и момент, ког­ да об этой привилегии открыто заявляют, свидетельствует о ясном осо­ знании рыцарями своей социальной обособленности в феодальном обще­

стве.

Рост классового

самосознания дворянства

в X I I в.

отражает вме­

сте с

тем изменения,

которые происходили в

обществе в

целом,— обо­

стрение противоречий между феодалами и крестьянами, усиление горо­ жан. Именно в этой обстановке господствующее сословие и ощутило по­ требность отгородиться от «низких» и простолюдинов. Таким образом, кристаллизация рыцарства находит свое выражение и в церемонии по­ священия. Анализ социальной терминологии, ритуалов, которыми была насыщена жизнь средневекового общества, позволяет Блоку исследовать

жизненную

реальность.

 

 

 

 

 

 

Вспомним

приведенные

выше

слова Альфана о том, что история вы­

нуждена покорно копировать исторические свидетельства,

не отступая ни

на

шаг от

их буквы

и полностью

разделяя с ними их ограниченность.

А

вот как толкует

эту зависимость

Блок: «При нашей неизбежной подчи­

ненности

прешлому мы пользуемся по крайней мере

одной

льготой:

хотя мы обречены знакомиться с

ним лишь по его следам, нам все же

удается

узнать о нем значительно

больше, чем ему угодно было

нам от­

крыть.

Если

браться

за

дело с

умом, это великая победа понимания

над данностью»4 3 .

Истерическая

наука — не «вечная и неразвивающаяся

ученица» древних хроник, копирующая их оценки, но «все более отваж­ ная исследовательница ушедших эпох» 4 4 .

V

Настоящий историк похож на сказочного людоеда: «Где пахнет чело­

вечиной,

там, он знает, его ждет добыча» 4 5 . Общественный

человек, че­

ловек в

социальной группе, в обществе — таков предмет

исторического

исследования. Блок протестует против искусственного расчленения челове­

ка

на

homo religiosus,

homo

oeconomicus

или homo politicus —

история призвана изучать

человека

в единстве

всех его социальных нро-

А

ї

М. Bloch.

La societe fee-dale, p. 438.

 

 

4

3

M. Bloch.

Apologie pour l'Histoire, p. 25.

 

 

4 4

Ibidem.

 

 

 

 

-5

Ibid., p. 4.