Файл: Блок М. Апология истории или ремесло историка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

явлений. Общественные отношения и трудовая деятельность, формы со­ знания и коллективные чувства, правотворчество и фольклор — в этих ракурсах выступает человек в работах Блока. Изучение техники, эконо­ мики, сельского пейзажа, политических или правовых учреждений не долж­ но скрывать людей, которые их создали или на них воздействовали и использовали. «Кто этого не усвоил, тот, самое большее, может стать чернорабочим эрудиции»4 6 . История призвана охватить общественную жизнь людей в ее полноте, в их взаимосвязях, со всех сторон.

Иронизируя над эрудитами, «для которых крестьянин прошлого существует лишь для сочинения удобных юридических диссертаций» («Их крестьяне,— поддерживает эту мысль Февр,— обрабатывали только кар­ тулярии, притом хартиями вместо плугов»4 7 ), Блок настаивал на том, что человек давних времен не должен оставаться «пустым фантомом». Историк стремится к точности изображения изучаемой им эпохи. Но «быть точным — значит быть конкретным». Обнаруживаемые в средневековых до­ кументах крестьяне, утверждал Блок, «должны предстать существами из плоти и костей, которые работают на подлинных полях, испытывают

настоящие

трудности. Их сознание, зачастую темное для

нас, как, не­

сомненно,

и для них самих,

тем не менее дает историку

великолепный

 

 

48

 

сюжет для исследования и воскрешения» .

 

Блоку

были близки слова

Мишле: «История — это воскрешение». Пи-,

сать историю, в которой действуют живые люди,— таково требование, трудно выполнимое, но императивное. Как этого добиться?

Прежде всего, по мнению Блока, необходимо по возможности изу­ чить среду, в которой существовали люди: природные условия, средства коммуникации, обмен, состояние техники. «Наивно претендовать на пони­ мание людей, не зная, как они себя чувствовали» 4 9 . Историк не может не поставить вопросов о плотности населения в изучаемую эпоху, о про­ должительности жизни, физическом состоянии человека, о гигиенических условиях, в которых он жил. Новый для исторической науки вопрос — человеческая чувствительность. «Взрывы отчаяния и ярости, безрассуд­ ные поступки, внезапные душевные переломы доставляют немалые труд­ ности историкам, которые инстинктивно склонны реконструировать прош­ лое по схемам разума; а ведь все эти явления существенны для всякой истории и, несомненно, оказали на развитие политических событий в фео­ дальной Европе большое влияние, о котором умалчивают лишь из ка- кои-то глупой стыдливости» .

Мыслители прошлого исходили из уверенности, что во всех перипе­ тиях истории в ней оставалось нечто неизменное — человек. Историки охотно рядили своих современников в костюмы разных периодов, при-

4 6

4 7

4 8

49

50

Ibidem.

В кн.: М. Блок. Характерные черты французской аграрной истории, стр. 25. М. Block. Les caracteres originaux..., t. II, p. XXVII .

M. Block. La societe feodale, p. 115—116. Ibid., p. 117.


писывая людям иных эпох собственные способы восприятия мира и ре­ акции на социальное и природное окружение. Наука нового времени при­ ходит к противоположному выводу: человек изменчив, в частности из­ менчива его психика. Наука коллективная психология, добившаяся боль­ ших успехов как раз во Франции, оказала на Блока и Февра значи­ тельное влияние. В истории чувств и образа мышления они видели свои «заповедные угодья» и увлеченно разрабатывали эти темы.

Проблема социальной психологии имеет существенное значение для исторической науки. И вовсе не потому, что она, как иногда представ­ ляют, помогает «оживить» прошлое. Не принимая ее во внимание в долж­ ной мере, историк рискует впасть в «самый непростительный из всех грехов» — в анахронизм, приписав людям других времен и другой куль­

туры, нежели та, к которой

принадлежит сам историк, несвойственные

им эмоциональные установки

и нормы поведения. Общественное поведе­

ние— важнейшая категория социологии и социальной психологии, до тогопо существу не проникавшая в историческую науку. Homo sapiens про­ пускает через фильтры своего сознания весь мир, в котором живет и действует. Поскольку же мир этот исторически изменчив, то изменчива и сознание людей. Оно детерминировано всем строем общества, его куль­ турой, религией, господствующими нравственными нормами. Человек — член социальной группы, которая в значительной мере моделирует era сознание и определяет его поступки.

Но проблему сознания приходится понимать достаточно широко. Блок замечает, что заблуждаются те историки и психологи, которые обращают внимание только на «ясное сознание». «Читая иные книги по истории, можно подумать, что человечество сплошь состояло из логически действую­ щих людей, для которых в причинах их поступков не было ни малейшей тайны». Это — совершенно ошибочное мнение, и «мы сильно исказили бы проблему причин в истории, если бы всегда и везде сводили ее к проб­ леме осознанных мотивов»5 I . Помимо всего прочего, историку нередко приходится сталкиваться с «представлениями, сопротивляющимися всякойлогике» 5 2 .

Блок приводит пример распространения сведений в обществе, где «ца­ рил старик Наслышка» и где единственно возможной или, по крайней мере, единственно надежной была устная передача информации. В таком обществе воздействие баснословного на человеческое сознание было несрав­ ненно более мощным, чем в обществе с развитыми средствами комму­ никаций,— в последнем атмосфера, благоприятная для размножения лож­ ных слухов, складывается преимущественно в особых, временных ситуа­ циях. В средние века граница между явной выдумкой и истиной прохо­ дила не там, где она проходит в новое время, свидетельство тому — вера в фальшивки, мощи, чудеса, знамения, легенды и т. п. Но это об ­ стоятельство — один из факторов, порождавших всякого рода напряжен-

5 1

М.

Bloch.

Apologie pour 1'Histoire, p. 101, 102.

"

M.

Bloch.

La societe feodale, p. 525.


ные коллективные психические состояния (паники, массовые психозы, эпи­ демии покаяний, самобичеваний, охота на ведьм и т. п.) и повышенную неустойчивость человеческой психики.

Структура феодального общества, строй его экономики, вся сумма ма­ териальных условий жизни, включая и отношение к природе людей сред­ невековья, равно как и господство религии в духовной жизни, порожда­ ли, как показывает Блок, особое восприятие времени, а последнему со­ ответствовали специфические формы коллективной памяти — исторические знания, эпос, обычное право. Противоречивость выражений даже в юри­ дических документах, связанная с билингвистическим дуализмом (латынь — универсальный язык письменности — противостояла множеству нефикси­ рованных и текучих народных говоров), неточность счета, отсутствие стан­ дартизированных мер, расплывчатость в определении времени — черты* резко отличающие средневековую цивилизацию от современной. Все они отражают особенности сознания людей феодальной эпохи.

Изучая религиозную жизнь средневекового общества, Блок, вопреки традициям старой историографии, подчеркивает не господство благочестия, а глубокую противоположность между официальным богословием и под­ линными народными верованиями и суевериями, подчас не имевшими ни­ чего общего с христианской теологией. Такая постановка вопроса объяс­

няется тем, что свое внимание исследователь

обращает прежде всего не

на теории, подчас весьма далекие от жизни,

а на «направления мысли

и чувства, влияние которых на социальное поведение было, по-видимому, особенно сильным»5 3 . Внушаемый церковью страх перед адом — «один из великих социальных фактов того времени» 5 4 .

Культурные идеалы и ценности неразрывно слиты в представлении Блока с социально-экономическими институтами. Идеалы порождаются об ­ щественной практикой, но одновременно они и оказывают на нее свое воздействие, тем самым включаясь в нее. Нормой поведения рыцаря была щедрость, тогда как стяжание богатств и скопидомство презирались как признаки простолюдинов. «Широта натуры» феодала временами доходила до безудержного расточительства и уничтожения материальных ценно­ стей. В книге «Феодальное общество» Блок приводит яркие иллюстрации; подобного поведения членов благородного сословия, которые «из самохваль­ ства» сжигали свои конюшни вместе с дорогостоящими лошадьми, засе­ вали поле серебряными монетами и топили кухню восковыми свечами* Такие экстравагантности, естественно, не были нормой, но они ценны для историка как крайние проявления психологии феодала, стремившегося ут­ вердить свой престиж в глазах окружающих, утрируя требования рыцар­ ской этики. Они проливают свет на человеческую личность, поставленную в исторически определенные условия, в силу которых оценка ее собрать­ ями по классу имеет в ее же глазах большую силу, чем собственная оценка (вернее, последняя целиком зависит от «общественного мнения»).

і г

s t

М. Block. La societe feodale, p. 130. Ibid., p. 135.


M. Bloch. M. Bloch.

Природа понятия чести — одна из «демаркационных линий между челове­ ческими группами».

Конституирование общественного класса, пишет Блок, сопровождается формированием специфического классового самосознания. Поэтому историк не может пройти мимо проблем идеологии и социальной психологии

Блок придавал исключительное значение истории крестьянства. Но ис­ тория сервов, по его убеждению, не может ограничиваться установлением их социально-экономического и юридического статуса и его трансформа­ ции, изучением их повинностей, материального положения, способов воз­ делывания земли и т. д. Это также история определенного коллектив­ ного понятия, а именно — личной свободы и ее утраты. Изучение диа­ лектики категорий свободы и несвободы — важный ключ к пониманию со­ циальной действительности средних веков 5 6 .

Общественные институты порождают стереотипы мышления и чувств. Вот пример «вездесущности вассальных чувств». Рыцарь выражает свое любовное влечение к прекрасной даме в понятиях, заимствованных из фео­ дального словаря. И этот сдвиг значения-—не чисто словесный: «Смеше­ ние любимого существа с сеньором соответствовало ориентации коллек­ тивной морали, присущей феодальному обществу»

Блоку в целом ряде случаев удается нащупать, как различные течения

исторической

жизни «сходятся мощным узлом

в сознании людей» 5 8 . Но

из этого не следует, что общество утрачивает свою материальность и

превращается

в продукт сознания людей и

что человеческая мысль и

чувства — единственная

подлинная

историческая

действительность. Исто­

рия

человеческого сознания отнюдь

не оторвана

от социального развития;

как

показывает сам же

Блок, она

непосредственно в него включается,

представляя его существенную сторону, мимо которой исследователь не может проходить. В доказательстве этой идеи — важная заслуга Блока.

Сближение исторической науки с социальной психологией, взаимопро­ никновение обеих дисциплин — несомненное завоевание наук о человеке. Общественные процессы — единство объективного и субъктивного, и имен­ но в качестве этого единства они должны быть изучены. Под влиянием Блока и Февра проблемами социально-исторической психологии занялся

ряд

французских историков, и хотя на этом нелегком пути пока сдела­

ны

лишь первые шаги, важно,

что они сделаны и что научная перспек­

тивность подобных исследований

доказана.

 

В трудах Блока, Февра и их последователей нередко встречается поня­

тие

mentalite. Этим емким и непереводимым однозначно на русский язык

словом они обозначают то «умонастроение», то «умственные способности», то «психологию» и «склад ума», а может быть, и весь тот комплекс ос-

6 5

5 8

57

5 8

М. Block. La societe feodale, p. 425, 432—433.

M. Bloch. Liberte et servitude personnelles au moyen age.— «Melanges Historiques», t. I. Paris, 1963.

La societe feodale, p. 430; cp. p. 327—328.

Apologie pour l'Histoire, p.79.


новных представлений о мире, при посредстве которых человеческое соз­

нание

в

каждую

данную

эпоху перерабатывает в упорядоченную «кар­

тину

мира» хаотичный и

разнородный поток

восприятий

и впечатлений;

в таком

случае

французское слово mentalite

по смыслу

приближается к

русскому «мировидению». Современные французские историки говорят в этой связи, вслед за Февром, об outillage mental, «умственном инстру­ ментарии», «психологическом оснащении», имея в виду, что оно не оста­ ется неизменным в ходе истории, но видоизменяется, перестраивается вме­

сте с общественной структурой.

 

 

 

 

Сложность

изучения

психики

людей

прошлого заключается

преж­

де всего в неразработанности научной

методики

подобного

иссле­

дования. Блок был чужд импрессионистическому

подходу

к ис­

тории и не

разделял

надежд

тех

историков,

которые

уповали

на свою способность «вживаться» в эпоху, «проникнуться» мыслями и

чувствами

людей,

канувших в

Лету. История

для него — ремесло, тре­

бующее точных и

объективных

приемов обработки материала. По его

убеждению,

одним

из эффективнейших средств

постижения склада ума и

мировидения людей средних веков является анализ их языка. Челове­ ческая мысль не оторвана от способов поведения людей, но органиче­ ски входит в них и поэтому может быть обнаружена исследованием ис­ торической семантики.

Работая над письменными памятниками, историк сталкивается с язы­ ком, на котором писали и говорили люди исследуемого общества. Нет другого способа постичь их мир, помимо расшифровки тех знаковых си­ стем, при посредстве которых они его выражали. Но ученый погружается

в

стихию исторической лексики

не для того, чтобы бездумно следовать

ей

и

оказаться у нее в плену.

Он

знает, что «появление слова — это

всегда значительный факт, даже

если

сам предмет

уже существовал пре­

жде;

он отмечает, что наступил

решающий период

осознания» 5 9 . Поэто­

му исследователь стремится вскрыть смысл, который вкладывали люди

изучаемой им эпохи в свои слова и формулы, и пытается

«исторгнуть

у них сведения, которых они не собирались давать» 6 0 .

 

В смене терминологии, в насыщении старых, по традиции

переходящих

из поколения в поколение слов и выражений новым смыслом (как убе­ дительно демонстрируют работы Блока, такие смысловые смещения, «се­ мантические мутации», как правило, совершаются исподволь, незаметно для применяющего данный язык общества) отражаются изменения обществен­ ных институтов и «потрясения систем социальных ценностей» 6 1 . Терми­ нологический анализ позволяет прикоснуться к «коллективному бессозна­

тельному», лишенному у

Блока какой бы то ни было мистичности. До­

статочно указать

на то,

что этот анализ дал ему возможность

перейти

от формулировок

litterati, в которых воплощались официально

признан-

"М. Block. Apologie pour l'Histoire, p. 85.

e o

Ibid., p. 40.

6 1

M. Block. La societe feodale, p. 364.