Файл: Блок М. Апология истории или ремесло историка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ная мудрость и идеи высших слоев общества, к выявлению социальнопсихологических установок народных масс, лишенных возможности выра­ зить свои настроения и взгляды непосредственно в источниках. Впервые это «молчащее большинство» средневекового общества заговорило соб­ ственным языком на страницах исторического исследования; контакт с ним Блоку удалось установить благодаря новой методике изучения исто­ рической семантики. Ученому дороги не одни только сознательно приме­ нявшиеся в средние века понятия, отлившиеся в строгие и законченные формулировки, но и такие ненароком встречающиеся в источниках слова и выражения, которые «симптоматичны в силу своей наивности» .

Изучение коллективной психологии людей прошлого

означает

распро­

странение принципа

историзма

и на сознание

человека,

который

по при-

и

о

с*

о RQ

 

 

роде своей является

«великой переменной величиной» .

 

 

V I

Для того чтобы понять место Марка Блока во французской историо­

графии

(впрочем, только

ли во французской? — Влияние

его работ ныне

охотно

признают

ученые

разных стран) е \ мало прочитать «Апологию

истории» и

даже

все другие его книги и статьи. Сам

Блок

главную

задачу

видел

не в

том, чтобы создать те или иные исследования, сколь

бы важным

проблемам ни были они посвящены,— смысл

своей

научной

деятельности

он усматривал в преобразовании исторической науки,

обновле­

нии ее проблематики и методов.

 

 

У него, как и у Люсьена Февра, вызывало глубокую неудовлетворен­ ность состояние историографии. «Событийная история», «историзирующая история» — так не без иронии именовали они те труды, которые были посвящены главным образом политическим событиям и игнорировали глу­ бинные процессы, порождавшие эти события. «Традиционная историогра­ фия» работает по преимуществу аналитически, чураясь синтеза: историки выделяют отдельные вопросы и изучают их изолированно от общего дви­ жения истории; интересуясь обособленными и неповторяющимися фактами, это направление неспособно совместить «качественную историю» с «ис­ торией количественной». Получаемые таким образом частные результаты, сколь бы ценными они ни были, нередко не включаются в картину истори-

«2

М. Block.

La societi feodale, p. 469.

 

 

 

 

 

 

 

63

M. Bloch. Apologie pour l'Histoire, p. 103.

Bloch—«Revue

Historique», t.

199, 1948;

e 4

Ch.-E.

Perrin.

L'oeuvre

historique

de Marc

 

Ph.

Dollinger.

Notre maitre Marc

Bloch. L'historien

et

sa

methode.— «Revue

d'histoire

 

economique et sociale», vol. 27, № 2, 1948;

L . Walker.

Marc

Bloch. Feudal

Society.—

 

«History and Theory*, vol. Ill, № 2, 1963;

К. E. Born.

Neue Wege der Wirtschaftsund

 

Sozialgeschichte in Frankreich: Die Historikergruppe

der «Annales».— «Saeculum», 15.

 

Bd.,

H. 3, 1964;

C. Cinzburg.

A

proposito

della raccolta

dei

saggi di Marc Bloch.—

 

«Studi medievaJi», 3e ser., VI, 1,

1965; M. Wustemeyer.

Die «Annales»: Grundsatze und

 

Methoden

ihrer

«neuen

Geschichtswissenschaft»— «Vierteljahrschrift fur

Sozialund

 

Wirtschaftsgeschichte», 54. Bd., H. 1, 1967.

 

 

 

 

 

 

 


ческого развития общества в целом, цивилизации, всемирной истории. Во всяком случае, подобная опасность вполне реальна.

В противовес этой «истории на коротком дыхании», затрагивающей, собственно, лишь «рябь на поверхности», Блок и Февр выдвигали идеал истории массовых явлений, которая ставила бы широкие проблемы и прив­ лекала самые разнообразные исследовательские средства для их решения. Такая наука не может ограничивать себя узкими временными рамками, так как процессы, которые стоят в центре ее внимания, охватывают це­ лые эпохи, большие отрезки исторической эволюции.

Постановка подобных задач перед историческим знанием требует мощ­ ного расширения его горизонта. Если история не может сводиться к по­ вествованию о событиях и исторических личностях, то в круг ее рассмот­ рения необходимо включить целый ряд новых тем. Таковы прежде всего

проблемы

«человеческой

географии»,

«геоистории»:

речь идет не просто

об

изучении природных

условий, в

которых

живет

человек

и которые,

во

многом

определяя образ его существования,

подвергаются

вместе с тем

«го меняющемуся воздействию, но о систематическом рассмотрении при­ родной среды как компонента социально-исторической эволюции (при этом Блок и Февр решительно выступали против географического детерминиз­ ма) ; следовательно, необходимо укрепление сотрудничества между исто­ рической наукой и географией. История техники, равно как история хо­ зяйства, должна быть объединена с социальной историей, от которой она обычно была оторвана в прежней историографии. Аграрный строй сред­ них веков, системы полей, способы их обработки, трудовая деятельность человека в различные периоды, история труда, движения цен и зара­ ботной платы — все это важные темы исторического исследования. Здесь вступают в силу методы количественного анализа, позволяющие выявить объективные тенденции экономической или демографической эволюции.

Социальная структура... Старая историография имела обыкновение под­ менять ее исследование описанием правовых категорий, не желая видеть за ними движения реальной общественной жизни и ее противоречий. В цент­ ре внимания историка, провозглашали Блок и Февр, должны находиться человеческие группы, от малых — например, семья в различных ее фор­ мах, и до больших — классов, обществ, цивилизаций. Должны быть вскры­ ты те силы, которые объединяют людей в группы: способ их хозяйствен­ ной деятельности, родство, связи, зависимости, форма организации, нако-

мец,

присущий этим группам

способ восприятия мира, духовная

жизнь.

«Я

не вижу пропасти между

социологом и историком»,— писал

Блок 6 5 .

Для изучения социальных структур мало выяснить юридические отноше­ ния, здесь потребны и совершенно иные подходы, в том числе антропо­ логический и социально-психологический. При подобной постановке проб­

лем

даже история

искусства или литературы оказывается не специаль­

ной

дисциплиной,

обособленной от истории

как таковой,

а срезом

все той

же

социальной реальности, способствующим

раскрытию

мышления

людей

4 5 «Revue Historique*,

t. 173, 1934, p. 4.

 

 

 


данной эпохи и, следовательно, проливающим свет на их поведение. При этом, естественно, памятники искусства и литературы, отражающие коллек­ тивные представления и идеи, фольклор, данные этнографии, мир ритуа­ лов и жестов приобретают особую важность для историка культуры, ко­

торый

не ограничивает

своего кругозора лишь «вершинами», фиксируя

идеи

и достижения выдающихся творцов, но обнаруживает

вместе

с тем

и прежде всего формы

массового сознания — такие, как

«образ

чувств

и мыслей», широко распространенные и вульгаризированные религиозные представления, коллективную память, отношение к природе, восприятие времени и т. п. Это именно те вопросы, которые обходили стороной пред­ ставители традиционной историографии.

Обращение Блока к проблемам общественной психологии, таким обра­ зом, непосредственно связано с пристальным его интересом к социальной истории, к анализу общественных структур, неотъемлемым параметром ко­ торых он считал формы сознания и мировосприятия, присущие входив­ шим в них людям. То, что принято называть субъективным планом ис­ торической жизни, включается в план объективного функционирования общества: общественное сознание во всех его формах рассматривается в качестве одной из детерминант человеческого поведения и, следовательно, приобретает значение для понимания жизни социального целого и его ча­ стей.

В конечном счете преобразование исторического знания, намеченное Блоком и Февром, было направлено на преодоление разобщенности со­ циальных наук, на объединение всех отраслей истории вокруг общей цели. Из частной гуманитарной дисциплины, одной из многих, занимающихся человеком, историческому знанию надлежит превратиться во всеобъемлю­ щую науку об общественном человеке. Для этого историки должны сот­ рудничать с географами и экономистами, социологами, этнографами и пси­ хологами, искусствоведами, лингвистами и историками литературы, истори­ ками науки и техники и статистиками. Необходимо изучать историю с самых разных точек зрения, и прежде всего с точки зрения экономиче­ ской и социальной, с тем чтобы получить широкий синтез.

Блоку и Февру виделась история, которая не числилась

бы по разря­

ду «изящной

словесности»

(belles lettres),

а могла бы

по

праву назы­

ваться наукой

(science) 6 6 .

Продолжатель

дела Февра

и Блока — круп­

ный современный историк Фернан Бродель — повторил по существу ту же мысль: «Я настаиваю: могут быть различные истории, но лишь однаединственная — научная история» 6 7 .

 

Историю прошлого, подчеркивали Блок и Февр, невозможно отрывать

от

современности,

ибо современность только и может

дать верный взгляд

на

прошлое — не

в том, разумеется, смысле, что

историк подтягивает

минувшие эпохи к своему времени и модернизирует их (напротив, Блок неустанно предостерегал против опасности переноса понятий, применяемых

6 6

6 7

L . Febvre. Combats pour l'Histoire. Paris, 1953, p. 20. «Annales. Economies, societes, civilisations», 16, 1961, p. 499.



в новое время, на другие общества и периоды), а в том, что именно современность ставит перед историком проблемы, подлежащие изучению, и открывает его взору историческую перспективу во всей глубине. По­ ниманием этой связи настоящего и прошедшего подлинный историк отли­ чается от антиквара.

Таковы принципы, провозглашенные Блоком и Февром на страницах журнала «Анналы», основанного ими в 1929 г. Уже при зарождении жур­ нала они выразили намерение бороться «против разграничений и замкну­ тости, которые разделяют, искажают, изолируют историю», обособляя от­ дельные периоды и специальные исторические дисциплины6 8 . С этих пор и вплоть до начала I I мировой войны Блок постоянно сочетал ин­ тенсивную исследовательскую и преподавательскую деятельность с руко­ водством журналом. В «Анналах» им было опубликовано немало статей и огромное число рецензий, обзоров, редакционных заметок и других ма­ териалов, которые при необычайном разнообразии сюжетов объединены мыслью редактора-ученого, неуклонно и целеустремленно осуществлявшего свои планы. Людей, лично знавших Блока, покоряли его энергия, бо­ гатство идеями, которыми он щедро делился с коллегами и учениками, готовность помочь другим, его способность одновременно охватить прош­ лое и современность. «Анналы», по выражению одного историка, были мастерской Блока, в широкие окна которой он охотно позволял загля-

69

нуть .

«Анналы» — любимое детище Блока и Февра, трибуна, с которой их голоса были слышны особенно отчетливо. Поддерживая в историографии все новое, отвечавшее их взглядам, редакторы «Анналов» резко крити­ ковали традиционную «историзирующую историографию» за отсутствие свежих идей, рутинность в подходе к материалу. Скрупулезный историк, враг схематизма и голого социологизирования, Блок настаивал на том, чтобы историческая наука выдвигала актуальные проблемы: «Чем больше проблемы будут господствовать над фактом, тем больше наши исследо­

вания

приблизятся к тому, что является в

социальных науках

подлин-

"

"

70

 

 

нои задачей истории» .

 

 

К

сожалению,

недостаточное знакомство

Блока и Февра с

марксиз­

мом и марксистской историографией изолировало их от наиболее плодот­ ворного направления научной мысли современности и вынуждало идти ощупью там, где давно уже были выдвинуты и разработаны методоло­ гические основы общественных наук. Поэтому при несомненной прогрес­

сивности

взглядов выдающихся

французских историков они и их журнал

не были

свободны, как мы увидим, от некоторых

серьезных методоло­

гических

изъянов.

 

 

«Анналы экономической и

социальной истории»

(1929—1938), «Ан -

68

69

70

«Annales d'histoire economique et sociale», № 1, 1929, p. 1—2.

G. Debien.

Marc Bloch and Rural History.— «Agricultural History*, vol. 21, № 3, 1947,

p. 188.

 

«Annales d'histoire sociale», 1940/1941, p. 161.