ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
ная мудрость и идеи высших слоев общества, к выявлению социальнопсихологических установок народных масс, лишенных возможности выра зить свои настроения и взгляды непосредственно в источниках. Впервые это «молчащее большинство» средневекового общества заговорило соб ственным языком на страницах исторического исследования; контакт с ним Блоку удалось установить благодаря новой методике изучения исто рической семантики. Ученому дороги не одни только сознательно приме нявшиеся в средние века понятия, отлившиеся в строгие и законченные формулировки, но и такие ненароком встречающиеся в источниках слова и выражения, которые «симптоматичны в силу своей наивности» .
Изучение коллективной психологии людей прошлого |
означает |
распро |
|||
странение принципа |
историзма |
и на сознание |
человека, |
который |
по при- |
и |
о |
с* |
о RQ |
|
|
роде своей является |
«великой переменной величиной» . |
|
|
V I
Для того чтобы понять место Марка Блока во французской историо
графии |
(впрочем, только |
ли во французской? — Влияние |
его работ ныне |
|||
охотно |
признают |
ученые |
разных стран) е \ мало прочитать «Апологию |
|||
истории» и |
даже |
все другие его книги и статьи. Сам |
Блок |
главную |
||
задачу |
видел |
не в |
том, чтобы создать те или иные исследования, сколь |
|||
бы важным |
проблемам ни были они посвящены,— смысл |
своей |
научной |
|||
деятельности |
он усматривал в преобразовании исторической науки, |
обновле |
||||
нии ее проблематики и методов. |
|
|
У него, как и у Люсьена Февра, вызывало глубокую неудовлетворен ность состояние историографии. «Событийная история», «историзирующая история» — так не без иронии именовали они те труды, которые были посвящены главным образом политическим событиям и игнорировали глу бинные процессы, порождавшие эти события. «Традиционная историогра фия» работает по преимуществу аналитически, чураясь синтеза: историки выделяют отдельные вопросы и изучают их изолированно от общего дви жения истории; интересуясь обособленными и неповторяющимися фактами, это направление неспособно совместить «качественную историю» с «ис торией количественной». Получаемые таким образом частные результаты, сколь бы ценными они ни были, нередко не включаются в картину истори-
«2 |
М. Block. |
La societi feodale, p. 469. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
63 |
M. Bloch. Apologie pour l'Histoire, p. 103. |
Bloch—«Revue |
Historique», t. |
199, 1948; |
|||||||||||
e 4 |
Ch.-E. |
Perrin. |
L'oeuvre |
historique |
de Marc |
||||||||||
|
Ph. |
Dollinger. |
Notre maitre Marc |
Bloch. L'historien |
et |
sa |
methode.— «Revue |
d'histoire |
|||||||
|
economique et sociale», vol. 27, № 2, 1948; |
L . Walker. |
Marc |
Bloch. Feudal |
Society.— |
||||||||||
|
«History and Theory*, vol. Ill, № 2, 1963; |
К. E. Born. |
Neue Wege der Wirtschaftsund |
||||||||||||
|
Sozialgeschichte in Frankreich: Die Historikergruppe |
der «Annales».— «Saeculum», 15. |
|||||||||||||
|
Bd., |
H. 3, 1964; |
C. Cinzburg. |
A |
proposito |
della raccolta |
dei |
saggi di Marc Bloch.— |
|||||||
|
«Studi medievaJi», 3e ser., VI, 1, |
1965; M. Wustemeyer. |
Die «Annales»: Grundsatze und |
||||||||||||
|
Methoden |
ihrer |
«neuen |
Geschichtswissenschaft»— «Vierteljahrschrift fur |
Sozialund |
||||||||||
|
Wirtschaftsgeschichte», 54. Bd., H. 1, 1967. |
|
|
|
|
|
|
|
ческого развития общества в целом, цивилизации, всемирной истории. Во всяком случае, подобная опасность вполне реальна.
В противовес этой «истории на коротком дыхании», затрагивающей, собственно, лишь «рябь на поверхности», Блок и Февр выдвигали идеал истории массовых явлений, которая ставила бы широкие проблемы и прив лекала самые разнообразные исследовательские средства для их решения. Такая наука не может ограничивать себя узкими временными рамками, так как процессы, которые стоят в центре ее внимания, охватывают це лые эпохи, большие отрезки исторической эволюции.
Постановка подобных задач перед историческим знанием требует мощ ного расширения его горизонта. Если история не может сводиться к по вествованию о событиях и исторических личностях, то в круг ее рассмот рения необходимо включить целый ряд новых тем. Таковы прежде всего
проблемы |
«человеческой |
географии», |
«геоистории»: |
речь идет не просто |
|||
об |
изучении природных |
условий, в |
которых |
живет |
человек |
и которые, |
|
во |
многом |
определяя образ его существования, |
подвергаются |
вместе с тем |
«го меняющемуся воздействию, но о систематическом рассмотрении при родной среды как компонента социально-исторической эволюции (при этом Блок и Февр решительно выступали против географического детерминиз ма) ; следовательно, необходимо укрепление сотрудничества между исто рической наукой и географией. История техники, равно как история хо зяйства, должна быть объединена с социальной историей, от которой она обычно была оторвана в прежней историографии. Аграрный строй сред них веков, системы полей, способы их обработки, трудовая деятельность человека в различные периоды, история труда, движения цен и зара ботной платы — все это важные темы исторического исследования. Здесь вступают в силу методы количественного анализа, позволяющие выявить объективные тенденции экономической или демографической эволюции.
Социальная структура... Старая историография имела обыкновение под менять ее исследование описанием правовых категорий, не желая видеть за ними движения реальной общественной жизни и ее противоречий. В цент ре внимания историка, провозглашали Блок и Февр, должны находиться человеческие группы, от малых — например, семья в различных ее фор мах, и до больших — классов, обществ, цивилизаций. Должны быть вскры ты те силы, которые объединяют людей в группы: способ их хозяйствен ной деятельности, родство, связи, зависимости, форма организации, нако-
мец, |
присущий этим группам |
способ восприятия мира, духовная |
жизнь. |
«Я |
не вижу пропасти между |
социологом и историком»,— писал |
Блок 6 5 . |
Для изучения социальных структур мало выяснить юридические отноше ния, здесь потребны и совершенно иные подходы, в том числе антропо логический и социально-психологический. При подобной постановке проб
лем |
даже история |
искусства или литературы оказывается не специаль |
|||
ной |
дисциплиной, |
обособленной от истории |
как таковой, |
а срезом |
все той |
же |
социальной реальности, способствующим |
раскрытию |
мышления |
людей |
|
4 5 «Revue Historique*, |
t. 173, 1934, p. 4. |
|
|
|
данной эпохи и, следовательно, проливающим свет на их поведение. При этом, естественно, памятники искусства и литературы, отражающие коллек тивные представления и идеи, фольклор, данные этнографии, мир ритуа лов и жестов приобретают особую важность для историка культуры, ко
торый |
не ограничивает |
своего кругозора лишь «вершинами», фиксируя |
||
идеи |
и достижения выдающихся творцов, но обнаруживает |
вместе |
с тем |
|
и прежде всего формы |
массового сознания — такие, как |
«образ |
чувств |
и мыслей», широко распространенные и вульгаризированные религиозные представления, коллективную память, отношение к природе, восприятие времени и т. п. Это именно те вопросы, которые обходили стороной пред ставители традиционной историографии.
Обращение Блока к проблемам общественной психологии, таким обра зом, непосредственно связано с пристальным его интересом к социальной истории, к анализу общественных структур, неотъемлемым параметром ко торых он считал формы сознания и мировосприятия, присущие входив шим в них людям. То, что принято называть субъективным планом ис торической жизни, включается в план объективного функционирования общества: общественное сознание во всех его формах рассматривается в качестве одной из детерминант человеческого поведения и, следовательно, приобретает значение для понимания жизни социального целого и его ча стей.
В конечном счете преобразование исторического знания, намеченное Блоком и Февром, было направлено на преодоление разобщенности со циальных наук, на объединение всех отраслей истории вокруг общей цели. Из частной гуманитарной дисциплины, одной из многих, занимающихся человеком, историческому знанию надлежит превратиться во всеобъемлю щую науку об общественном человеке. Для этого историки должны сот рудничать с географами и экономистами, социологами, этнографами и пси хологами, искусствоведами, лингвистами и историками литературы, истори ками науки и техники и статистиками. Необходимо изучать историю с самых разных точек зрения, и прежде всего с точки зрения экономиче ской и социальной, с тем чтобы получить широкий синтез.
Блоку и Февру виделась история, которая не числилась |
бы по разря |
||||
ду «изящной |
словесности» |
(belles lettres), |
а могла бы |
по |
праву назы |
ваться наукой |
(science) 6 6 . |
Продолжатель |
дела Февра |
и Блока — круп |
ный современный историк Фернан Бродель — повторил по существу ту же мысль: «Я настаиваю: могут быть различные истории, но лишь однаединственная — научная история» 6 7 .
|
Историю прошлого, подчеркивали Блок и Февр, невозможно отрывать |
||
от |
современности, |
ибо современность только и может |
дать верный взгляд |
на |
прошлое — не |
в том, разумеется, смысле, что |
историк подтягивает |
минувшие эпохи к своему времени и модернизирует их (напротив, Блок неустанно предостерегал против опасности переноса понятий, применяемых
6 6
6 7
L . Febvre. Combats pour l'Histoire. Paris, 1953, p. 20. «Annales. Economies, societes, civilisations», 16, 1961, p. 499.
в новое время, на другие общества и периоды), а в том, что именно современность ставит перед историком проблемы, подлежащие изучению, и открывает его взору историческую перспективу во всей глубине. По ниманием этой связи настоящего и прошедшего подлинный историк отли чается от антиквара.
Таковы принципы, провозглашенные Блоком и Февром на страницах журнала «Анналы», основанного ими в 1929 г. Уже при зарождении жур нала они выразили намерение бороться «против разграничений и замкну тости, которые разделяют, искажают, изолируют историю», обособляя от дельные периоды и специальные исторические дисциплины6 8 . С этих пор и вплоть до начала I I мировой войны Блок постоянно сочетал ин тенсивную исследовательскую и преподавательскую деятельность с руко водством журналом. В «Анналах» им было опубликовано немало статей и огромное число рецензий, обзоров, редакционных заметок и других ма териалов, которые при необычайном разнообразии сюжетов объединены мыслью редактора-ученого, неуклонно и целеустремленно осуществлявшего свои планы. Людей, лично знавших Блока, покоряли его энергия, бо гатство идеями, которыми он щедро делился с коллегами и учениками, готовность помочь другим, его способность одновременно охватить прош лое и современность. «Анналы», по выражению одного историка, были мастерской Блока, в широкие окна которой он охотно позволял загля-
69
нуть .
«Анналы» — любимое детище Блока и Февра, трибуна, с которой их голоса были слышны особенно отчетливо. Поддерживая в историографии все новое, отвечавшее их взглядам, редакторы «Анналов» резко крити ковали традиционную «историзирующую историографию» за отсутствие свежих идей, рутинность в подходе к материалу. Скрупулезный историк, враг схематизма и голого социологизирования, Блок настаивал на том, чтобы историческая наука выдвигала актуальные проблемы: «Чем больше проблемы будут господствовать над фактом, тем больше наши исследо
вания |
приблизятся к тому, что является в |
социальных науках |
подлин- |
|
" |
" |
70 |
|
|
нои задачей истории» . |
|
|
||
К |
сожалению, |
недостаточное знакомство |
Блока и Февра с |
марксиз |
мом и марксистской историографией изолировало их от наиболее плодот ворного направления научной мысли современности и вынуждало идти ощупью там, где давно уже были выдвинуты и разработаны методоло гические основы общественных наук. Поэтому при несомненной прогрес
сивности |
взглядов выдающихся |
французских историков они и их журнал |
|
не были |
свободны, как мы увидим, от некоторых |
серьезных методоло |
|
гических |
изъянов. |
|
|
«Анналы экономической и |
социальной истории» |
(1929—1938), «Ан - |
68
69
70
«Annales d'histoire economique et sociale», № 1, 1929, p. 1—2. |
|
G. Debien. |
Marc Bloch and Rural History.— «Agricultural History*, vol. 21, № 3, 1947, |
p. 188. |
|
«Annales d'histoire sociale», 1940/1941, p. 161.