ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
налы социальной истории» |
(1939—1941) 7 1 , |
наконец, «Анналы. Экономи |
ка, общества, цивилизации» |
(с 1945) — эти |
изменения в названии журна |
ла отражают поиски его руководителями наиболее адекватного выражения программы, которую провозглашали и стремились осуществить Блок и Февр и которой продолжают придерживаться в настоящее время их пре емники во главе с Броделем. Множественное число, в котором в ны нешнем названии употреблены термины economies, societes, civilisations, указывает на то, что журнал освещает все эпохи истории и самые раз личные культуры и общества, от древнейших до современных.
«Анналы» — не просто один из многочисленных исторических журна лов. Он занимает среди них особое положение. Главное, чем выделяют ся «Анналы» из ряда других западных периодических изданий по исто рии,— это именно неуклонное проведение в жизнь кратко сформулирован ного выше замысла: преобразование и совершенствование исторического знания. Отсюда повышенный интерес к теории, методологии и общим вопросам, работам, по-новому освещающим историю или представляющим собой попытки синтеза; отсюда же и пристальное внимание к проблемам, возникающим на «стыке» истории и других научных дисциплин. От личает журнал живость, мы бы сказали, изящество стиля, которыми он, вне сомнения, обязан своим создателям: Блок и Февр были не только выдающимися историками — может быть, самыми крупными во Франции нашего столетия,— но и прекрасными стилистами, продолжавшими в этом -смысле лучшие традиции французской культуры. Но литературный стиль «Анналов», конечно, выражает прежде всего стиль мышления, присущий Блоку, Февру и их сотрудникам. Широта кругозора и смелость в поста новке проблем плохо мирятся с «академическим», тяжеловесным изложе нием. Ознакомившись с образцами работ Блока, читатель может соста вить себе известное представление и о стиле «Анналов» 1 2 .
Нередко говорят |
о |
школе |
«Анналов», имея в виду общность |
взгля |
дов на историю и |
на |
задачи |
исторической науки, присущих как |
Блоку |
и Февру, так и историкам, которые примкнули к ним или продолжили созданную ими традицию. Однако сами основатели журнала катего рически отрицали существование такой школы: понятие «школы», по мне нию Блока, предполагает «дух хора, решительным протестом против ко торого является самое существование „Анналов". Они предпочитали го ворить о духе „Анналов" или о группе „Анналов"». Оставляя в стороне спо ры о названии, можно констатировать несомненное существование направ ления в западной историографии (не в одной только Франции, но и в других странах), представители которого в той или иной мере испыта-
1 1
7 2
В годы немецкой оккупации Франции вместо журнала выходили _ непериодические «Сборники социальной истории» под редакцией Февра («Melanges d'histoire sociale»). Скрупулезно точный во всех ссылках на источники и литературу — свидетельствах честности и добросовестности ученого. Блок был вместе с тем против загромождения страниц книги научным аппаратом, который способен внушить почтение неспециалис там, но который нередко прикрывает скудость или банальность собственной мысли автора. Сам он пользовался аппаратом сносок очень экономно.
ли на себе влияние идей «Анналов» и разделяют, а подчас и развивают дальше взгляды, в свое время сформулированные Блоком и Февром7 3 . Воздействие этих взглядов на историков Запада осуществляется не толь ко через журнал, но и через парижскую «Шестую секцию Практической школы высших знаний» и через руководимый Броделем «Центр историче ских исследований»; «Общество Марка Блока» публикует труды предста вителей этого направления в серии «Тетради „Анналов"».
«Анналы» выступают за творческое международное сотрудничество ис ториков, в том числе и придерживающихся различных мировоззрений и методологий. Свои страницы редакция предоставляет и ученым из социа листического лагеря7 4 . Необходимость координации научных исследова ний на международном уровне редакция «Анналов» обосновывает прежде всего тем соображением, что широкие задачи, которые стоят ныне перед исторической наукой, уже невозможно решать при традиционной органи зации ремесла ученого-одиночки, трудящегося в тиши своего кабинета7 5 . В частности, применение историко-сравнительного метода, которому Блок придавал огромное значение, диктует необходимость кооперации многих -специалистов. Одним из средств группировки разных ученых вокруг реше ния общей проблемы явилось составление анкет-вопросников, посвящен ных этой проблеме. Разработку и публикацию анкет «Анналы» начали по инициативе Блока; такова, например, постановка вопроса о системах зіолей и аграрной картографии Европы. Вопросник предполагает специаль ную методику исследования, и Блок выступал на страницах «Анналов» с соответствующими рекомендациями. Эту традицию продолжает и нынеш няя редакция «Анналов» 7 6 .
Определенное оздоровляющее воздействие группы Блока на состояние современной западной историографии широко признано. Американ ский историк, подчеркивая заслуги Блока и его единомышленников, на
шедших «смелость строить |
структуры |
объяснения, |
которые одновременно |
|
и лучше согласуются с фактами, и более |
логически |
последовательны, чем |
||
прежние», пишет: «Когда |
я начинал |
свои |
аспирантские занятия четверть |
Вэтой статье нет возможности подробно рассмотреть все аспекты отношения нынешнего руководства «Анналов» к наследию Блока.
Всвое время со страниц «Анналов» прозвучал упрек в адрес западногерманских историков, вызванный их негативным отношением к историческому материализму и игнорированием советской историографии. См. R. Mandrou. A cote du Congres. Une mise en accusation du materialisme historique.— «Annales. Economies, societes, civilisations*, 16* annee, № 3, 1961, p. 518—520.
Через одно-два поколения, писал Февр в 1949 г., старый господин наподобие тех |
|||||||
каких изобразил Анатоль Франс: восседающий в своем кресле в окружении каталож |
|||||||
ных |
ящиков, |
предназначенных для |
его исключительного |
пельзования,— завершит |
|||
свою жизнь чудака. Он уступит место руководителю бригады ученых, разрабаты |
|||||||
вающих общую проблему (L. Febvre. |
Combats pour l'Histoire, p. 427). |
|
посвя |
||||
Отдельные номера журнала, опубликованные за последние |
годы, специально |
||||||
щены важным |
«междисциплинарным» |
проблемам. Таковы, |
например, |
«Биологичес |
|||
кая |
история |
н общество», «История |
и урбанизация», «История и |
структура».— |
|||
-«Annales Economies, societes, civilisations*, 24е annee, № 6, 1969; 25е |
annee, |
№ 4, |
|||||
1970; 26е аппёе, № 3—4, 1971. |
|
|
|
|
|
столетия тому назад , атмосфера казалась совершенно иной — большин ство из нас было угнетено сознанием того, что основная работа уже проделана: все документы подобраны, канон их интерпретации установ лен. Мы чувствовали себя эпигонами, работающими в тени великих ис ториков предшествующих поколений». Ныне, продолжает тот же автор, «мы испытали новую надежду. Мы увидели, что если хоть немного по вернуть традиционную призму исторического видения, открывается целый мир новых возможностей... Вполне вероятно, что историческая наука всту пила сегодня в период быстрых перемен и прогресса, аналогичный тому,
который |
пережила |
физика в первые три декады двадцатого столетия»7 8 . |
Тем |
не менее |
остается вопрос: каковы те «структуры объяснения», |
которые предлагает |
Блок? |
|
|
|
V I I |
Читатель «Апологии истории» не пройдет мимо раздела, озаглавлен ного «С-удить или понимать?». Блок справедливо протестует против по спешности, с какой иные историки выставляют высокий или низкий «балл за поведение» историческим деятелям или событиям прошлого, вме
сто того |
чтобы |
постараться |
понять и объяснить эти явления. |
Н о |
вместе |
с тем |
возникает |
сомнение: не упростил ли Блок |
во |
прос, сформулировав его в виде дилеммы: либо судить, либо понимать? Впрочем, ведь и сам Блок не мог удержаться на позиции бесстрастно го свидетеля истории: в своей книге «Странное поражение» он не только
анализирует и объясняет, |
но и судит, выносит приговор. Могут |
возра |
|||
зить, что в данном случае |
он |
шел по горячим |
следам событий, |
которые |
|
произошли совсем недавно |
и |
еще не привели |
к окончательному |
резуль |
|
тату; к тому же историк |
принимал в них непосредственное |
участие. Н о |
|||
способен ли ученый быть |
вполне нейтральным |
и свободным |
от |
оценоч |
ных суждений в человеческих делах, даже если он подходит к ним «без гнева и пристрастия», скажем, в силу большей временной дистанции? Общественные науки в этом смысле отличаются от наук о природе. Мы вместе с Блоком готовы посмеяться над химиком, который ныне стал бы
делить |
газы на «добрые» |
и «злые». Однако история — не естествознание, |
и идея полной ее беспартийности — иллюзия 7 9 . |
||
Но |
оставим в стороне |
вопрос о беспристрастности и суждениях, об |
ратимся к проблеме объяснения исторического процесса в трудах Блока-
Именно в этой проблеме, в способах ее решения с наибольшей |
ясностью |
|
раскрываются теоретические, методологические принципы историка. |
||
|
Экономическая и социальная история, социальная история, неразрыв- |
|
7 7 |
Эти слова были написаны в 1964 г. |
|
7 8 |
Н. S. Hughes. History as Art and as Science, p. 19—21. |
|
7 9 |
См. И. С. Кон. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли. |
|
|
М., 1959, стр. 379. Иной точки зрения придерживается Ф. Бродель. См. его замеча |
|
|
ния к переводу на французский язык статьи советской исследовательницы |
А. Д. Люб |
|
линской о работе Марка Блока «Характерные черты французской аграрной истории» |
|
|
(«Annales. Economies, societes, civilisations*, 14е аппёе, № 1, 1959, p. 91—92). |
|
но связанная с историей экономики,— такой видел историю Блок. Econo mies, societes, civilisations — эти термины, выделяющие наиболее суще ственные, с точки зрения теперешних издателей «Анналов», категории ис тории, указывают на то, что в центре внимания историков этого направ ления находятся исторические объекты, характеризующиеся большой вре-
о |
ЯП П |
о |
меннои длительностью |
. гЗ «иерархии |
сил», действующих в истории, они |
различают три основные группы, обладающие собственными ритмами: «по стоянства», «структуры» и «конъюнктуры». «Постоянства», «неизменяемо сти» (permanences) — так характеризуются прежде всего природно-геогра- фические условия, в которых существует и развивается общество. «Струк туры» — это долговременные факторы истории, экономика, социальные ин ституты и процессы, духовный строй общества (религия, философские си стемы, наука, искусство). «Конъюнктуры», напротив, быстро изменчивы; таковы кривые движения народонаселения, объема производства, цен, за работной платы. «Экономика», «общество», «цивилизация» — структуры, отличающиеся большой протяженностью и устойчивостью во времени,—
вот, по убеждению |
Блока |
и его группы, подлинный предмет историческо |
го изучения. |
|
|
Итак, «иерархия |
сил», |
действующих в истории. Н о каковы отношения, |
причинные связи внутри этой иерархии? «Структуры», очевидно, пред ставляются главными движущими ее моментами. Но ведь и сами струк
туры в высшей степени неоднородны; |
они охватывают по сути |
дела все: |
от экономики и социального строя |
до тончайших процессов |
духовной |
жизни. Кроме того, между разными сторонами общественной действитель
ности |
нет полного соответствия. |
Блок |
сочувственно |
цитирует слова |
|
А . Фосильона |
о том, что «в один |
и тот же период политика, экономи |
|||
ка и |
искусство |
не находятся в точках |
равной высоты |
на соответствен |
ных кривых», и добавляет: «никогда не находятся»8 І . Ритм социальной жизни складывается из множества ритмов ее компонентов. Что же здесь следует выделить как определяющее начало? Не сводится ли все к про стому взаимодействию структур?
Блок, его коллеги и последователи настаивали на том, что история должна быть изображением жизни общества во всех ее формах. Нельзя не приветствовать стремление изучать «всю историю», в максимально воз можном числе аспектов. Согласимся с тем, что всякое ограничение пред мета исторического познания чревато искажением подлинной картины дей ствительности, ее обеднением.
Не приходится возражать и против мысли, что сколько-нибудь зна чительное и сложное социальное явление нуждается в объяснении, учиты вающем целый ряд причин и обстоятельств. И тем не менее невозмож но истолкование исторических феноменов, которое ограничивалось бы од-
8 0 |
F. Braudel. La Mediterranee et le Monde mediterranean a |
l'epoque de Philippe II. Paris. |
||
|
1949; |
idem. |
Histoire et sciences sociales. La longue |
duree.— «Annales. Economies, |
|
societes, civilisations*, 13е annee, № 4, 1958. |
|
||
8 1 |
M. Block. Apologie pour l'Histoire, p. 78. |
|
ним перечнем факторов, без выделения среди них решающих, определяю щих. Ведь «иерархию сил» можно понимать по-разному. В чем же видят Блок и другие представители школы «Анналов» эти основополагающие причины исторического развития?
Со словами, на которых обрывается «Апология |
истории»: |
«причины |
||
в истории, как и в любой другой |
области, нельзя |
постулировать. Их надо |
||
искать» 8 2 , — полностью согласится |
всякий серьезный |
историк. Точно так же |
||
по сердцу ему придутся и другие |
слова: «Наука |
расчленяет действитель |
||
ность лишь для того, чтобы лучше рассмотреть |
ее благодаря |
перекрест |
ным огням, лучи которых непрестанно сходятся и пересекаются. Опас ность возникает только с того момента, когда каждый прожектор начи
нает претендовать |
на то, что он один видит все, когда каждый кантон, |
знания воображает |
себя целым государством» 8 3 . Априоризм — злейший, |
враг науки. Нет ничего хуже, чем подгонять живую жизнь под раз и на всегда установленные абстрактные схемы. Мы хорошо помним известное предостережение об опасности превращения неумными схематиками самой, умной философской теории в «универсальную отмычку».
К сожалению, Блоку не довелось написать тот раздел «Апологии ис тории», в котором, как явствует из сохранившегося первоначального плана книги, он намеревался рассмотреть проблему объяснения в истории. Имею щиеся в готовом тексте рассуждения о причине и поводе в истории не достаточны для того, чтобы судить о предполагаемом решении этой проб лемы. Но в нашем распоряжении — труды ученого, и в них, очевидно, в ка кой-то мере воплотились его взгляды на природу исторической интер претации.
Как мы уже знаем, Блок был прежде всего историком экономических отношений. «Характерные черты французской аграрной истории» — глав ное, но не единственное сочинение, в котором выразился его глубокий
интерес к проблемам экономики. Достаточно |
сказать, |
что статьи |
Блока |
на эти же темы, опубликованные им после |
1931 г., |
т. е. после |
выхода |
в свет названной книги, составили в посмертном ее переиздании допол нительный объемистый том — красноречивое свидетельство неослабного внимания ученого к истории хозяйства, сельскохозяйственной техники, по ложению крестьян и другим вопросам аграрной истории средних веков и нового времени. Посмертно было издано также несколько больших ра бот Блока по экономической истории: «Очерк истории денег в Европе», «Французская сеньория и английский манор» и др. Исследование эконо мического строя общества занимало столь большое место в его творче стве, что это само по себе заставляет предположить: среди факторов ис торического развития Блок придавал особое значение экономике. Как спра ведливо отмечалось советскими учеными, его исследования аграрной исто
рии |
составили своего рода |
эпоху — по широте охвата материала и по глу |
|
бине |
постановки проблем |
и оригинальности их решения они выделяются |
|
во всей зарубежной историографии. |
|||
8 г |
М. Block. Apologie pour l'Histoire, p. 103. |
||
" |
Ibid., p. 75. |
|