Файл: Блок М. Апология истории или ремесло историка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

налы социальной истории»

(1939—1941) 7 1 ,

наконец, «Анналы. Экономи­

ка, общества, цивилизации»

(с 1945) — эти

изменения в названии журна­

ла отражают поиски его руководителями наиболее адекватного выражения программы, которую провозглашали и стремились осуществить Блок и Февр и которой продолжают придерживаться в настоящее время их пре­ емники во главе с Броделем. Множественное число, в котором в ны­ нешнем названии употреблены термины economies, societes, civilisations, указывает на то, что журнал освещает все эпохи истории и самые раз­ личные культуры и общества, от древнейших до современных.

«Анналы» — не просто один из многочисленных исторических журна­ лов. Он занимает среди них особое положение. Главное, чем выделяют­ ся «Анналы» из ряда других западных периодических изданий по исто­ рии,— это именно неуклонное проведение в жизнь кратко сформулирован­ ного выше замысла: преобразование и совершенствование исторического знания. Отсюда повышенный интерес к теории, методологии и общим вопросам, работам, по-новому освещающим историю или представляющим собой попытки синтеза; отсюда же и пристальное внимание к проблемам, возникающим на «стыке» истории и других научных дисциплин. От­ личает журнал живость, мы бы сказали, изящество стиля, которыми он, вне сомнения, обязан своим создателям: Блок и Февр были не только выдающимися историками — может быть, самыми крупными во Франции нашего столетия,— но и прекрасными стилистами, продолжавшими в этом -смысле лучшие традиции французской культуры. Но литературный стиль «Анналов», конечно, выражает прежде всего стиль мышления, присущий Блоку, Февру и их сотрудникам. Широта кругозора и смелость в поста­ новке проблем плохо мирятся с «академическим», тяжеловесным изложе­ нием. Ознакомившись с образцами работ Блока, читатель может соста­ вить себе известное представление и о стиле «Анналов» 1 2 .

Нередко говорят

о

школе

«Анналов», имея в виду общность

взгля­

дов на историю и

на

задачи

исторической науки, присущих как

Блоку

и Февру, так и историкам, которые примкнули к ним или продолжили созданную ими традицию. Однако сами основатели журнала катего­ рически отрицали существование такой школы: понятие «школы», по мне­ нию Блока, предполагает «дух хора, решительным протестом против ко­ торого является самое существование „Анналов". Они предпочитали го­ ворить о духе „Анналов" или о группе „Анналов"». Оставляя в стороне спо­ ры о названии, можно констатировать несомненное существование направ­ ления в западной историографии (не в одной только Франции, но и в других странах), представители которого в той или иной мере испыта-

1 1

7 2

В годы немецкой оккупации Франции вместо журнала выходили _ непериодические «Сборники социальной истории» под редакцией Февра («Melanges d'histoire sociale»). Скрупулезно точный во всех ссылках на источники и литературу — свидетельствах честности и добросовестности ученого. Блок был вместе с тем против загромождения страниц книги научным аппаратом, который способен внушить почтение неспециалис­ там, но который нередко прикрывает скудость или банальность собственной мысли автора. Сам он пользовался аппаратом сносок очень экономно.


ли на себе влияние идей «Анналов» и разделяют, а подчас и развивают дальше взгляды, в свое время сформулированные Блоком и Февром7 3 . Воздействие этих взглядов на историков Запада осуществляется не толь­ ко через журнал, но и через парижскую «Шестую секцию Практической школы высших знаний» и через руководимый Броделем «Центр историче­ ских исследований»; «Общество Марка Блока» публикует труды предста­ вителей этого направления в серии «Тетради „Анналов"».

«Анналы» выступают за творческое международное сотрудничество ис­ ториков, в том числе и придерживающихся различных мировоззрений и методологий. Свои страницы редакция предоставляет и ученым из социа­ листического лагеря7 4 . Необходимость координации научных исследова­ ний на международном уровне редакция «Анналов» обосновывает прежде всего тем соображением, что широкие задачи, которые стоят ныне перед исторической наукой, уже невозможно решать при традиционной органи­ зации ремесла ученого-одиночки, трудящегося в тиши своего кабинета7 5 . В частности, применение историко-сравнительного метода, которому Блок придавал огромное значение, диктует необходимость кооперации многих -специалистов. Одним из средств группировки разных ученых вокруг реше­ ния общей проблемы явилось составление анкет-вопросников, посвящен­ ных этой проблеме. Разработку и публикацию анкет «Анналы» начали по инициативе Блока; такова, например, постановка вопроса о системах зіолей и аграрной картографии Европы. Вопросник предполагает специаль­ ную методику исследования, и Блок выступал на страницах «Анналов» с соответствующими рекомендациями. Эту традицию продолжает и нынеш­ няя редакция «Анналов» 7 6 .

Определенное оздоровляющее воздействие группы Блока на состояние современной западной историографии широко признано. Американ­ ский историк, подчеркивая заслуги Блока и его единомышленников, на­

шедших «смелость строить

структуры

объяснения,

которые одновременно

и лучше согласуются с фактами, и более

логически

последовательны, чем

прежние», пишет: «Когда

я начинал

свои

аспирантские занятия четверть

Вэтой статье нет возможности подробно рассмотреть все аспекты отношения нынешнего руководства «Анналов» к наследию Блока.

Всвое время со страниц «Анналов» прозвучал упрек в адрес западногерманских историков, вызванный их негативным отношением к историческому материализму и игнорированием советской историографии. См. R. Mandrou. A cote du Congres. Une mise en accusation du materialisme historique.— «Annales. Economies, societes, civilisations*, 16* annee, № 3, 1961, p. 518—520.

Через одно-два поколения, писал Февр в 1949 г., старый господин наподобие тех

каких изобразил Анатоль Франс: восседающий в своем кресле в окружении каталож­

ных

ящиков,

предназначенных для

его исключительного

пельзования,— завершит

свою жизнь чудака. Он уступит место руководителю бригады ученых, разрабаты­

вающих общую проблему (L. Febvre.

Combats pour l'Histoire, p. 427).

 

посвя­

Отдельные номера журнала, опубликованные за последние

годы, специально

щены важным

«междисциплинарным»

проблемам. Таковы,

например,

«Биологичес­

кая

история

н общество», «История

и урбанизация», «История и

структура».—

-«Annales Economies, societes, civilisations*, 24е annee, № 6, 1969; 25е

annee,

№ 4,

1970; 26е аппёе, № 3—4, 1971.

 

 

 

 

 


столетия тому назад , атмосфера казалась совершенно иной — большин­ ство из нас было угнетено сознанием того, что основная работа уже проделана: все документы подобраны, канон их интерпретации установ­ лен. Мы чувствовали себя эпигонами, работающими в тени великих ис­ ториков предшествующих поколений». Ныне, продолжает тот же автор, «мы испытали новую надежду. Мы увидели, что если хоть немного по­ вернуть традиционную призму исторического видения, открывается целый мир новых возможностей... Вполне вероятно, что историческая наука всту­ пила сегодня в период быстрых перемен и прогресса, аналогичный тому,

который

пережила

физика в первые три декады двадцатого столетия»7 8 .

Тем

не менее

остается вопрос: каковы те «структуры объяснения»,

которые предлагает

Блок?

 

 

V I I

Читатель «Апологии истории» не пройдет мимо раздела, озаглавлен­ ного «С-удить или понимать?». Блок справедливо протестует против по­ спешности, с какой иные историки выставляют высокий или низкий «балл за поведение» историческим деятелям или событиям прошлого, вме­

сто того

чтобы

постараться

понять и объяснить эти явления.

Н о

вместе

с тем

возникает

сомнение: не упростил ли Блок

во­

прос, сформулировав его в виде дилеммы: либо судить, либо понимать? Впрочем, ведь и сам Блок не мог удержаться на позиции бесстрастно­ го свидетеля истории: в своей книге «Странное поражение» он не только

анализирует и объясняет,

но и судит, выносит приговор. Могут

возра­

зить, что в данном случае

он

шел по горячим

следам событий,

которые

произошли совсем недавно

и

еще не привели

к окончательному

резуль­

тату; к тому же историк

принимал в них непосредственное

участие. Н о

способен ли ученый быть

вполне нейтральным

и свободным

от

оценоч­

ных суждений в человеческих делах, даже если он подходит к ним «без гнева и пристрастия», скажем, в силу большей временной дистанции? Общественные науки в этом смысле отличаются от наук о природе. Мы вместе с Блоком готовы посмеяться над химиком, который ныне стал бы

делить

газы на «добрые»

и «злые». Однако история — не естествознание,

и идея полной ее беспартийности — иллюзия 7 9 .

Но

оставим в стороне

вопрос о беспристрастности и суждениях, об ­

ратимся к проблеме объяснения исторического процесса в трудах Блока-

Именно в этой проблеме, в способах ее решения с наибольшей

ясностью

раскрываются теоретические, методологические принципы историка.

 

Экономическая и социальная история, социальная история, неразрыв-

7 7

Эти слова были написаны в 1964 г.

 

7 8

Н. S. Hughes. History as Art and as Science, p. 19—21.

 

7 9

См. И. С. Кон. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли.

 

М., 1959, стр. 379. Иной точки зрения придерживается Ф. Бродель. См. его замеча­

 

ния к переводу на французский язык статьи советской исследовательницы

А. Д. Люб­

 

линской о работе Марка Блока «Характерные черты французской аграрной истории»

 

(«Annales. Economies, societes, civilisations*, 14е аппёе, № 1, 1959, p. 91—92).

 


но связанная с историей экономики,— такой видел историю Блок. Econo­ mies, societes, civilisations — эти термины, выделяющие наиболее суще­ ственные, с точки зрения теперешних издателей «Анналов», категории ис­ тории, указывают на то, что в центре внимания историков этого направ­ ления находятся исторические объекты, характеризующиеся большой вре-

о

ЯП П

о

меннои длительностью

. гЗ «иерархии

сил», действующих в истории, они

различают три основные группы, обладающие собственными ритмами: «по­ стоянства», «структуры» и «конъюнктуры». «Постоянства», «неизменяемо­ сти» (permanences) — так характеризуются прежде всего природно-геогра- фические условия, в которых существует и развивается общество. «Струк­ туры» — это долговременные факторы истории, экономика, социальные ин­ ституты и процессы, духовный строй общества (религия, философские си­ стемы, наука, искусство). «Конъюнктуры», напротив, быстро изменчивы; таковы кривые движения народонаселения, объема производства, цен, за­ работной платы. «Экономика», «общество», «цивилизация» — структуры, отличающиеся большой протяженностью и устойчивостью во времени,—

вот, по убеждению

Блока

и его группы, подлинный предмет историческо­

го изучения.

 

 

Итак, «иерархия

сил»,

действующих в истории. Н о каковы отношения,

причинные связи внутри этой иерархии? «Структуры», очевидно, пред­ ставляются главными движущими ее моментами. Но ведь и сами струк­

туры в высшей степени неоднородны;

они охватывают по сути

дела все:

от экономики и социального строя

до тончайших процессов

духовной

жизни. Кроме того, между разными сторонами общественной действитель­

ности

нет полного соответствия.

Блок

сочувственно

цитирует слова

А . Фосильона

о том, что «в один

и тот же период политика, экономи­

ка и

искусство

не находятся в точках

равной высоты

на соответствен­

ных кривых», и добавляет: «никогда не находятся»8 І . Ритм социальной жизни складывается из множества ритмов ее компонентов. Что же здесь следует выделить как определяющее начало? Не сводится ли все к про­ стому взаимодействию структур?

Блок, его коллеги и последователи настаивали на том, что история должна быть изображением жизни общества во всех ее формах. Нельзя не приветствовать стремление изучать «всю историю», в максимально воз­ можном числе аспектов. Согласимся с тем, что всякое ограничение пред­ мета исторического познания чревато искажением подлинной картины дей­ ствительности, ее обеднением.

Не приходится возражать и против мысли, что сколько-нибудь зна­ чительное и сложное социальное явление нуждается в объяснении, учиты­ вающем целый ряд причин и обстоятельств. И тем не менее невозмож­ но истолкование исторических феноменов, которое ограничивалось бы од-

8 0

F. Braudel. La Mediterranee et le Monde mediterranean a

l'epoque de Philippe II. Paris.

 

1949;

idem.

Histoire et sciences sociales. La longue

duree.— «Annales. Economies,

 

societes, civilisations*, 13е annee, № 4, 1958.

 

8 1

M. Block. Apologie pour l'Histoire, p. 78.

 


ним перечнем факторов, без выделения среди них решающих, определяю­ щих. Ведь «иерархию сил» можно понимать по-разному. В чем же видят Блок и другие представители школы «Анналов» эти основополагающие причины исторического развития?

Со словами, на которых обрывается «Апология

истории»:

«причины

в истории, как и в любой другой

области, нельзя

постулировать. Их надо

искать» 8 2 , — полностью согласится

всякий серьезный

историк. Точно так же

по сердцу ему придутся и другие

слова: «Наука

расчленяет действитель­

ность лишь для того, чтобы лучше рассмотреть

ее благодаря

перекрест­

ным огням, лучи которых непрестанно сходятся и пересекаются. Опас­ ность возникает только с того момента, когда каждый прожектор начи­

нает претендовать

на то, что он один видит все, когда каждый кантон,

знания воображает

себя целым государством» 8 3 . Априоризм — злейший,

враг науки. Нет ничего хуже, чем подгонять живую жизнь под раз и на­ всегда установленные абстрактные схемы. Мы хорошо помним известное предостережение об опасности превращения неумными схематиками самой, умной философской теории в «универсальную отмычку».

К сожалению, Блоку не довелось написать тот раздел «Апологии ис­ тории», в котором, как явствует из сохранившегося первоначального плана книги, он намеревался рассмотреть проблему объяснения в истории. Имею­ щиеся в готовом тексте рассуждения о причине и поводе в истории не­ достаточны для того, чтобы судить о предполагаемом решении этой проб­ лемы. Но в нашем распоряжении — труды ученого, и в них, очевидно, в ка­ кой-то мере воплотились его взгляды на природу исторической интер­ претации.

Как мы уже знаем, Блок был прежде всего историком экономических отношений. «Характерные черты французской аграрной истории» — глав­ ное, но не единственное сочинение, в котором выразился его глубокий

интерес к проблемам экономики. Достаточно

сказать,

что статьи

Блока

на эти же темы, опубликованные им после

1931 г.,

т. е. после

выхода

в свет названной книги, составили в посмертном ее переиздании допол­ нительный объемистый том — красноречивое свидетельство неослабного внимания ученого к истории хозяйства, сельскохозяйственной техники, по­ ложению крестьян и другим вопросам аграрной истории средних веков и нового времени. Посмертно было издано также несколько больших ра­ бот Блока по экономической истории: «Очерк истории денег в Европе», «Французская сеньория и английский манор» и др. Исследование эконо­ мического строя общества занимало столь большое место в его творче­ стве, что это само по себе заставляет предположить: среди факторов ис­ торического развития Блок придавал особое значение экономике. Как спра­ ведливо отмечалось советскими учеными, его исследования аграрной исто­

рии

составили своего рода

эпоху — по широте охвата материала и по глу­

бине

постановки проблем

и оригинальности их решения они выделяются

во всей зарубежной историографии.

8 г

М. Block. Apologie pour l'Histoire, p. 103.

"

Ibid., p. 75.