Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате совмещения гидравлических нагрузочных ха­ рактеристик двигателя и характеристик турбокомпрессора для каждой ядв можно найти G, соответствующее предельно допу­ стимой температуре Ѵт. Затем из уравнения (140) определяют

коэффициент избытка

воздуха,

а из

(139) — мощность двигате­

ля. Необходимые для

расчета параметры тр, ge, Рп

оценивают

по экспериментальным

данным

или

эмпирическим

зависимо­

стям [30].

 

 

 

 

Рассмотрим характеристики совместной работы турбоком­

прессора 6ТК (типа

ТК-38)

и поршневой части

двигателя

16ЧН 26/26 (рис. 111).

 

 

 

 

Линии постоянных температур перед турбиной проходят очень круто, т. е. при Ѵт = const с уменьшением расхода воз­

духа давление наддува резко падает. Экспериментальные ре­ зультаты удовлетворительно совпадают с расчетами и под­ тверждают такой характер падения давления наддува при не­ изменной температуре газов. Например, если на номинальном режиме при G = 4 кг/с и температуре газов t*. = 650° С дав­

ление рк — 0,25 МН/м2, то при снижении расхода воздуха до 2 кг/с при той же температуре газов давление наддува умень­ шается до 0,157 МН/м2.

Линии t* = const на диаграмме совместной работы

ограничены справа точкой пересечения с вертикальной ветвью расходной характеристики компрессора, вдоль которой потреб­ ляемая компрессором мощность практически не меняется. В об­ ласти более высоких скоростей вращения, где рк и G больше, чем в точке пересечения кривой t* = const с вертикальной

ветвью характеристики компрессора, баланс мощностей дости­ гается при более высокой температуре газов.

175


Изменение диапазона работы по расходу воздуха в зависи­ мости от давления наддува для компрессора и поршневой части существенно различаются между собой. С увеличением рк линии постоянных скоростей вращения двигателя лдв = const расходятся, а диапазон изменения расхода на характеристике компрессора при ы2 = const сужается. Вместе с тем повышение коэффициента приспособляемости высокофорсированного дви­ гателя связано с необходимостью получения высокого давления

Рис. 111. Характеристики турбины, компрессора ТК-38 (6ТК) и поршневой части двигателя 16ЧН 26/26 при сов­ местной их работе:

/ — граница помпажа; / — гидравлические характеристики дви­

гателя; сплошные линии — п

л

—const; штриховые линии — t* —

 

г

 

=

const

наддува при уменьшении его частоты вращения. Так как расход воздуха практически пропорционален пдв, то система воздухоснабжения должна обеспечивать устойчивую работу с возможно меньшим изменением рк при снижении расхода воздуха через двигатель.

Поэтому границей помпажа и правой вертикальной ветвью характеристики компрессора, а также диапазоном изменения расхода через двигатель, определяются границы возможного повышения развиваемого крутящего момента при пониженной частоте вращения коленчатого вала.

176

При

пониженных

частотах

вращения

коленчатого вала

(п =

0,6 -t- 0,7)

с увеличением температуры газов давление над­

дува

возрастает

значительно

слабее,

чем

при п = 0,8

1 (см.

рис.

111). Например,

при гадв =

700

об/мин

(п = 0,7)

повыше­

ние tj

от 550

до

650° С

приводит

к увеличению

ри от

0,125 МН/м2 до 0,142 МН/м2; при пдв — 800 об/мин давление рк возрастает от 0,142 до 0,195 МН/м2, а при пдв = 900 об/мин — от 0,177 до 0,27 МН/м2. Прирост давления наддува с увеличе­ нием температуры газов по нагрузочной характеристике в области правых ниспадающих ветвей линий t ”r = const вновь

замедляется.

Анализ диаграммы совместной работы позволяет сделать вывод, что с целью повышения давления наддува и крутящего момента при пониженных частотах вращения двигателя жела­ тельно сблизить его гидравлические характеристики по расходу и создать примерно одинаковый их наклон к рабочим линиям t*T = const.

Это позволит обеспечить значительный прирост давления наддува и расхода воздуха с увеличением температуры газов до допустимых пределов. Уменьшение наклона нагрузочной гид­

равлической характеристики согласно

уравнению

(141) дости­

гается

при увеличении коэффициента

расхода

продувочного

воздуха

с повышением рк. Для этого необходимо, чтобы об­

ласть максимальных к. п. д. компрессора располагалась в зоне высоких ри. Тогда с увеличением давления наддува возрастет отношение рк/рт и увеличится расход воздуха.

На рис. 112 приведены характеристики двигателя 16ЧН 26/26 и турбокомпрессора 6ТК при совместной работе с двумя проход­ ными сечениями соплового аппарата турбины F\ = 150 и 160 см2 и площадью проходного сечения на входе в диффузор F3 — = 97 см2 (аз = 21°). Из приведенных хаарктеристпк следует, что при частоте вращения двигателя пдв = 700 об/мин уменьше­

ние Fi

от 160 до 150 см2 (на 6,5%) повышает давление наддува

на 0,01 — 0,015 МН/м2,

а при

пД11 = 1000 об/мин — на 0,025 —

0,035

МН/м2. Рабочая

линия

t\ = 650° С при F\ = 150 см2 в

значительном диапазоне скоростного режима работы двигателя

(от 750 до

900 об/мин)

проходит

левее

границы

помпажа

(рис. 112, а), что

ограничивает нагрузку

двигателя из-за

неус­

тойчивой работы компрессора. При F\ = 160 см2 область неус­

тойчивой

работы

для

t* = 650° С

сужается

(от

800

до

870 об/мин). При работе

двигателя

на

режимах пдв = 900

-г- 1000 об/мин и

=

550 ч- 650° С

к. п. д. компрессора

из­

меняется в диапазоне 0,75—0,8.

 

 

диффузора

компрес­

Применение в этом турбокомпрессоре

сора с уменьшенным проходным сечением

(аз =

19°

и

F3 =

= 88 см2)

при ограничительной температуре

t*

= 650° С

 

обе-

12 Заказ 963

177


спечивает в скоростном диапазоне

ядв = 750 900 об/мин

устойчивую работу компрессора (рис.

112,6). В этом случае при

работе двигателя на полной мощности к. п. д. турбокомпрес­ сора уменьшается на 3—4%. Влияние площадей проходных се­ чений соплового аппарата турбины аналогично рассмотренному выше.

Сочетание проходных сечений турбины и компрессора опре­ деляется заданной ограничительной характеристикой двигате­ ля. В рассмотренном случае проходные сечения соплового аппа­ рата турбины и диффузора компрессора выбраны соответствен­ но Fi = 160 см2 и F3 = 97 см2, что обеспечивает приемлемые

Рис. 112. Характеристики турбокомпрессора 6ТК и двигателя 16ЧН 26/26 с различными сечениями соплового аппарата турбины и диффузорами компрессора:

а — а3 = 21°; б -- а

5 = 19°; I — граница помпажа;

сплошные ли­

нии — F] = 150

см2; штриховые линии — Fj =

160 см2

показатели по экономичности на полной мощности и устойчивую

работу но тепловозной характеристике двигателя

16ЧН 26/26

(1-9ДГ).

момента

на малых

Для

получения повышенного крутящего

частотах

вращения двигателя проточная

часть

компрессора

подбирается так, чтобы обеспечить минимально

необходимый

запас по расходу воздуха в левой верхней точке ограничитель­ ной гидравлической характеристики, турбина же на этом режиме должна развивать необходимую мощность. При номи­ нальной мощности проходные сечения турбины оказываются уменьшенными, в результате чего увеличивается скорость

вращения

турбокомпрессора с

одновременным

смещением

рабочей точки на правую ветвь

характеристики

компрессора,

т. е. в область низких к. п. д.

 

 

На рис.

113 приведены характеристики турбокомпрессора

ТК.-23, настроенного для обеспечения повышенного коэффициен­ та приспособляемости двигателя 8ЧН 26/26, предназначенного для маневрового тепловоза с гидропередачей, имеющей два

178


гидротрансформатора и гидромуфту. На режиме полного кру­ тящего момента (точка А ) запас от границы помпажа составля­ ет 5% по расходу воздуха. Как показали испытания, этого запаса недостаточно: при изменении температуры всасываемого воздуха и сопротивления воздушного тракта компрессор попа­ дал в помпаж. На режиме максимальной мощности (точка Б) давление наддува резко повышается при одновременном сни­ жении температуры газов. Повыше­ ние запаса по расходу воздуха от границы помпажа было достигнуто за счет уменьшения ширины диффу­

зора bз компрессора. В результате рабочая точка, соответствующая полной мощности двигателя, оказа­ лась в зоне низких к. п. д. компрес­ сора, что привело к некоторому по­ вышению температуры на номиналь­ ном режиме и ухудшению продувки

(уменьшилось----за счет падения

Рт

Рк) ■

Рис. 113. Характеристики турбокомпрессора типа ТК-23 и двигателя 8ЧН 26/26 при сов­ местной их работе с повышенным коэффи­ циентом приспособляемости:

1 — граница помпажа; ЛБ — ограничительная гидравлическая характеристика двигателя

Влияние высокой температуры газов на работоспособность дисков и рабочих лопаток проявляется по-разному на низких и высоких скоростях вращения турбокомпрессора. Если макси­ мальная температура газов (обычно 680—700° С) достигается на режиме высокого крутящего момента при пониженных ско­ ростях вращения двигателя, когда относительно низка скорость вращения турбины, то запасы прочности обычно достаточны. Если же при переходе к работе на номинальном режиме повы­ шение п на 25—30% сопровождается ростом температуры газов, то снижаются запасы прочности лопаток и диска турбины (в 1,5—1,7 раза). Это также ограничивает возможности обеспече­ ния высокого коэффициента приспособляемости только за счет настройки турбокомпрессора, особенно при высоких ре.

Увеличение скорости вращения турбокомпрессора и давле­ ния наддува на номинальной мощности может приводить к не­ допустимо высоким давлениям сгорания. Для снижения и2 и рк может быть применен перепуск части газов мимо турбины (см. ниже) или повышение противодавления на выпуске из турби­ ны. Как показывают расчеты и опыты, если создать небольшое

12*

179


сопротивление на выпуске /?2 = 0,103 ч - 0,106 МН/м2 на режиме максимального крутящего момента, то при работе на полной мощности давление р2, пропорциональное квадрату объемного расхода газа, увеличивается до р2 = 0,110 ч- 0,120 МН/м2, что заметно уменьшает давление наддува и скорость вращения тур­

бокомпрессора. При наличии

фазы

продувки

цилиндров

такое

повышение

противодавления

приводит

к снижению

диапазона

расходов на

ограничительной

гидравлической

характеристике,

 

 

 

что

дополнительно

снижает ско­

 

 

 

рость

вращения

 

турбокомпрес­

 

 

 

сора.

возможность

обеспечения

 

 

 

 

На

 

 

 

повышенного

запаса

крутящего

 

 

 

момента влияет выбор типа и па­

 

 

 

раметров ступени с точки зрения

 

 

 

получения более

пологого

проте­

Рис.

114. Сравнение характеристик

кания ее расходной характеристи­

 

турбокомпрессоров турбин:

ки.

Сравнение расходных харак­

/ —

осевой; 2 — центростремительной

теристик

осевой

и

центростреми­

 

 

 

тельной

ступеней,

рассчитанных

на одни и те же параметры, показывает, что в зоне малых яг уве­ личение расхода газа вызывает в обоих случаях одинаковый прирост давления р^.. При яг = 1,7 ъ 2,5 осевая ступень имеет

более крутую характеристику. Поэтому рост расхода через сту­ пень приводит к большему повышению теплоперепада и ее мощ­ ности, чем у центростремительной ступени.

На рис. 114 приведена диаграмма характеристик для турбин обоих типов с компрессором типа ТК-38. Вследствие более по­ логого протекания расходной характеристики линия t-rconst

для центростремительной турбины протекает также положе, чем для осевой. В некоторых случаях, особенно при высоких рк, целесообразно переходить к двухступенчатой турбине. Однако следует указать, что возможности улучшения характеристик за счет подбора типа и параметров турбины ограничены. Поэтому находят применение различные способы регулирования турбо­ компрессоров или изменения расходной характеристики сети (двигателя), на которую они работают.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ВОЗДУХОСНАБЖЕНИЯ С СИЛОВОЙ ТУРБИНОЙ

Давление в конце процесса расширения в цилиндре обычно в 2—3 раза превышает давление наддува. В то же время в си­ стеме наддува со свободным турбокомпрессором давление пе­ ред турбиной существенно ниже рк. Следовательно, часть энер­ гии отработавших газов не используется в турбине, т. е. теряет­ ся при дросселировании в клапанах и выпускной системе. При

180