Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 1
высоких р1{ использование этой энергии может дать значитель ный эффект. Увеличение давления перед турбиной и передача ее избыточной мощности на коленчатый вал двигателя обусловли вает повышение работы насосных ходов (для четырехтактного двигателя, где допустимо рт> рк)-
Оптимальное давление перед турбиной, очевидно, соответ ствует максимуму разности удельных работ:
АL = L j —■
где удельная работа турбины
fr.-1-
LT= -±— RJ TT\T 1 k i - i
а удельная работа насосных ходов
р 2 \ |
Лт |
Рт
Рт
Pa)RTK
L,
Подставив эти выражения в уравнение для АL, получим
AL = |
R J T |
Р2 |
|
* і- і |
Рт |
А’,-1 |
Рт |
к* |
Ра}RTK |
|
(148) |
|
Рк |
где аг — коэффициент восстановления полного давления в трак те от цилиндра до турбины.
т т |
ö\L. |
.. |
|
|
|
|
|
|
Из условия |
---- — |
= 0 имеем |
|
|
|
|
||
|
др*т |
|
|
А-,—1 _^ |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
рт |
~ |
ffrPIJ T^T Р2 |
\ /г, |
2*,—Г |
|
(149) |
||
Г |
ОП |
|
тк |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С ростом рк, Тт, г)т н р2 величина |
рт увеличивается. |
Так, |
||||||
при T J/TK = 2,77; |
аг = 0,9; |
ч\т = |
0,8; |
р2 = |
0,105 МН/м2 |
для |
||
Рк = 0,25 МН/м2; |
Ргоп= 0,36 |
МН/м2; |
для |
рк = 0,3 МН/м2 — |
— рт = 0,42 МН/м2. Оптимальное соотношение давлений соот
ветствует |
---- |
= 1,4-: 1,45. |
\ РК / ОН
Выигрыш в мощности и экономичности, получаемый с 1 кг газа, можно определить, пользуясь выражением (148). Как по-
р г
называют расчеты, при ——= 1,2-:-1,5 повышение к. п. д. дви-
Р к
гателя может достигнуть 5—6%. Испытания на отсеках двига телей ЧН 24/27 и ЧН 26/26 также показали, что при pj/pK=
181
= 1,2 -г- 1,5 экономичность двигателя с силовой турбиной оказы вается на 4—6% выше, чем с турбокомпрессором, имеющим газовую связь с поршневой частью.
Использование избыточной мощности турбины при механиче ской связи турбокомпрессора с двигателем сопровождается ухудшением к. п. д. турбины вследствие отклонения параметра ѵ от оптимальных значений при работе с пониженными частотой вращения и нагрузками двигателя. Частота вращения компрес сора и давление наддува в этом случае определяются частотой вращения дизеля. Поэтому при работе по нагрузочной характе ристике падает механический к. п. д. двигателя, а при работе с пониженной частотой вращения давление наддува существен но меньше, чем на номинальном режиме. Кроме того, вследствие высокого передаточного отношения усложняется механическая связь между поршневой частью и турбиной.
С целью уменьшения механических потерь на частичных на грузках и передаточного отношения применяют две турбины, од на из которых вращает компрессор, а другая является силовой. Для правильного выбора параметров обеих турбин и последова тельности их расположения необходим расчетный анализ харак теристик работы в широком диапазоне расходов газа.
Исходные данные для проектирования обоих турбин выбира ют по результатам экспериментального исследования отсеков или аналогичных двигателей. Используя их, определяют ри, р*т<
Т*т, G, соответствующие максимальной экономичности. Уточне
ние выбранных параметров производят в результате последую щего расчета характеристик совместной работы турбин, и ком прессора.
Для получения необходимых экспериментальных данных ис пытания двигателя, например, лучше производить при установ ке на нем регулируемого турбокомпрессора. Таким образом, поступали при испытании двигателя 12ЧН 30/38. Противодавле ние за турбиной изменялось поворотной заслонкой. На каждом режиме работы регулированием положения лопаток соплового аппарата и поворотных лопаток диффузора компрессора уста навливались необходимые величины давлений рк и р*т. Частота
вращения турбокомпрессора при этом регулировалась изменени ем противодавления за турбиной. Мощность силовой турбины и удельный расход топлива установки определялись расчетным пу тем по данным испытаний при каждом сочетании рк, р ”т и Т'г .
На рис. |
106 и 115 приведены |
результаты этих |
испытаний. |
|||
В процессе испытаний давление |
наддува изменялось от 0,24 |
до |
||||
3,03 |
МН/м2, |
давление газов перед турбиной — от |
0,24 |
до |
||
0,45 |
МН/м2, |
среднее эффективное давление дизеля — от |
1,04 |
до |
||
1,34 |
МН/м2. |
Согласно полученным результатам, |
на двигателе |
с силовой турбиной улучшение экономичности составляет 6—7% по сравнению с двигателем без силовой турбины
182
С ростом давления газов перед турбиной расход воздуха не сколько уменьшается. Поэтому при установке силовой турбины,
о |
* |
Рт |
|
рассчитанной |
на оптимальное отношение ---- = 1,4. проточную |
|
Рк |
часть компрессора необходимо откорректировать из расчета уменьшения расхода воздуха примерно на 10%. Компенсировать уменьшение расхода при росте р'тможно некоторым повышением
давления наддува. Мощность комбинированного двигателя с си ловой турбиной при одинаковом ре в цилиндрах повышается на
Рис. |
Рт |
на экономичность комбинирован |
|
115. Влияние ---- |
|||
|
ии |
|
0,11 МН/м2: |
ного двигателя с силовой турбиной при р2 ~ |
|||
/ — |
р к = 0,24 МІІ/м2; 2 |
— рк = 0,27 МН/м2; |
3 — р = |
|
= 0,303 МН/м2 |
|
15—20% по сравнению с двигателем с турбокомпрессором, име ющим газовую связь с поршневой частью.
Для анализа параметров работы на частичных режимах рас смотрим характеристики совместной работы турбин и компрес соров при двух схемах последовательного расположения силовой и турбокомпрессорной турбины:
1. Силовая турбина (ТС) располагается по ходу газа следом за турбокомпрессорной (ТК) — ТК + ТС (рис. 116).
2. Силовая турбина располагается по ходу газа перед турбо компрессорной — ТС + ТК (рис. 117).
Последовательность расчета для схемы ТК -Т ТС представ лена графически на рис. 116. Характеристики турбокомпрессор ной турбины для V= const перестраиваются в координатах
п тк = |
РТ |
гI г |
'Ѵ Т 2ТК ^ |
, |
||
|
= f |
О — ----- |
|
|||
|
Ргтк |
|
V |
Рпк |
) |
|
где р\тк. Т*2тк давление и температура заторможенного потока на выходе из турбокомпрессорной турбины.
После такого преобразования расход газа оказывается при веденным к параметрам торможения перед силовой турбиной.
183
Рк Воздух
Рис. 116. Схема ТК + ТС и последовательность расчета ее характеристик:
а — схема: 6 - - построение характеристик: / —- д в и га тель; 2 — охладитель воз духа
Кроме этого, в расчете используются характеристики турбоком
прессорной турбины: |
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
„ |
J GVT'T |
|
|
|
V |
|
|
||||
|
п |
т к = |
/ I ------ ;— . |
ѵ г |
к |
I. |
|
|
||||
|
jV^'np = |
|
, |
G V Т * |
• |
|
|
' |
|
|
||
|
|
|
|
Ѵ т к |
|
|
|
|||||
и характеристики силовой |
турбины |
|
|
|
|
|
||||||
|
П |
". |
|
|
V |
|
|
|||||
|
„ |
Рітк |
|
|
( { G ^/ T 2TK |
, |
, |
|
||||
|
Л ТС = |
------------= |
/ |
----------------- |
Ѵгс |
|
||||||
|
|
Р2 |
|
|
|
Р‘2ТК |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
f |
G |
V Т*9ТК |
|
|
|
\ |
|
|
|
n |
T C = |
f [ |
|
------- ;-------, |
Ѵ |
т |
с ) |
, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р2 |
|
|
|
|
|
|
|
NTCпр |
|
|
G УГТ2ТК |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Рітк |
, |
Ѵтс |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В начале расчета задают температуру газа |
перед |
силовой |
||||||||||
турбиной |
Т<2 тк и несколько значений |
расхода газа G, подсчиты- |
||||||||||
вают приведенный расход ----------- |
и находят пТс и |
---- ;------ . |
||||||||||
Затем |
определяют |
|
|
р2 |
|
|
|
|
|
РІТК |
||
|
^ткпр и температуру газа |
на входе |
втурбокомпрессор Г*. Характеристика турбокомпрессорной
турбины NTK — f(G,Tr) совмещается с характеристикой ком-
184