Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 210

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

высоких р1{ использование этой энергии может дать значитель­ ный эффект. Увеличение давления перед турбиной и передача ее избыточной мощности на коленчатый вал двигателя обусловли­ вает повышение работы насосных ходов (для четырехтактного двигателя, где допустимо рт> рк)-

Оптимальное давление перед турбиной, очевидно, соответ­ ствует максимуму разности удельных работ:

АL = L j —■

где удельная работа турбины

fr.-1-

LT= -±— RJ TT\T 1 k i - i

а удельная работа насосных ходов

р 2 \

Лт

Рт

Рт

Pa)RTK

L,

Подставив эти выражения в уравнение для АL, получим

AL =

R J T

Р2

 

* і- і

Рт

А’,-1

Рт

к*

Ра}RTK

 

(148)

 

Рк

где аг — коэффициент восстановления полного давления в трак­ те от цилиндра до турбины.

т т

ö\L.

..

 

 

 

 

 

Из условия

---- —

= 0 имеем

 

 

 

 

 

др*т

 

 

А-,—1 _^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рт

~

ffrPIJ T^T Р2

\ /г,

2*,—Г

 

(149)

Г

ОП

 

тк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С ростом рк, Тт, г)т н р2 величина

рт увеличивается.

Так,

при T J/TK = 2,77;

аг = 0,9;

ч\т =

0,8;

р2 =

0,105 МН/м2

для

Рк = 0,25 МН/м2;

Ргоп= 0,36

МН/м2;

для

рк = 0,3 МН/м2 —

рт = 0,42 МН/м2. Оптимальное соотношение давлений соот­

ветствует

----

= 1,4-: 1,45.

\ РК / ОН

Выигрыш в мощности и экономичности, получаемый с 1 кг газа, можно определить, пользуясь выражением (148). Как по-

р г

называют расчеты, при ——= 1,2-:-1,5 повышение к. п. д. дви-

Р к

гателя может достигнуть 5—6%. Испытания на отсеках двига­ телей ЧН 24/27 и ЧН 26/26 также показали, что при pj/pK=

181



= 1,2 -г- 1,5 экономичность двигателя с силовой турбиной оказы­ вается на 4—6% выше, чем с турбокомпрессором, имеющим газовую связь с поршневой частью.

Использование избыточной мощности турбины при механиче­ ской связи турбокомпрессора с двигателем сопровождается ухудшением к. п. д. турбины вследствие отклонения параметра ѵ от оптимальных значений при работе с пониженными частотой вращения и нагрузками двигателя. Частота вращения компрес­ сора и давление наддува в этом случае определяются частотой вращения дизеля. Поэтому при работе по нагрузочной характе­ ристике падает механический к. п. д. двигателя, а при работе с пониженной частотой вращения давление наддува существен­ но меньше, чем на номинальном режиме. Кроме того, вследствие высокого передаточного отношения усложняется механическая связь между поршневой частью и турбиной.

С целью уменьшения механических потерь на частичных на­ грузках и передаточного отношения применяют две турбины, од­ на из которых вращает компрессор, а другая является силовой. Для правильного выбора параметров обеих турбин и последова­ тельности их расположения необходим расчетный анализ харак­ теристик работы в широком диапазоне расходов газа.

Исходные данные для проектирования обоих турбин выбира­ ют по результатам экспериментального исследования отсеков или аналогичных двигателей. Используя их, определяют ри, р*т<

Т*т, G, соответствующие максимальной экономичности. Уточне­

ние выбранных параметров производят в результате последую­ щего расчета характеристик совместной работы турбин, и ком­ прессора.

Для получения необходимых экспериментальных данных ис­ пытания двигателя, например, лучше производить при установ­ ке на нем регулируемого турбокомпрессора. Таким образом, поступали при испытании двигателя 12ЧН 30/38. Противодавле­ ние за турбиной изменялось поворотной заслонкой. На каждом режиме работы регулированием положения лопаток соплового аппарата и поворотных лопаток диффузора компрессора уста­ навливались необходимые величины давлений рк и р*т. Частота

вращения турбокомпрессора при этом регулировалась изменени­ ем противодавления за турбиной. Мощность силовой турбины и удельный расход топлива установки определялись расчетным пу­ тем по данным испытаний при каждом сочетании рк, р ”т и Т'г .

На рис.

106 и 115 приведены

результаты этих

испытаний.

В процессе испытаний давление

наддува изменялось от 0,24

до

3,03

МН/м2,

давление газов перед турбиной — от

0,24

до

0,45

МН/м2,

среднее эффективное давление дизеля — от

1,04

до

1,34

МН/м2.

Согласно полученным результатам,

на двигателе

с силовой турбиной улучшение экономичности составляет 6—7% по сравнению с двигателем без силовой турбины

182


С ростом давления газов перед турбиной расход воздуха не­ сколько уменьшается. Поэтому при установке силовой турбины,

о

*

Рт

рассчитанной

на оптимальное отношение ---- = 1,4. проточную

 

Рк

часть компрессора необходимо откорректировать из расчета уменьшения расхода воздуха примерно на 10%. Компенсировать уменьшение расхода при росте р'тможно некоторым повышением

давления наддува. Мощность комбинированного двигателя с си­ ловой турбиной при одинаковом ре в цилиндрах повышается на

Рис.

Рт

на экономичность комбинирован­

115. Влияние ----

 

ии

 

0,11 МН/м2:

ного двигателя с силовой турбиной при р2 ~

/ —

р к = 0,24 МІІ/м2; 2

— рк = 0,27 МН/м2;

3 — р =

 

= 0,303 МН/м2

 

15—20% по сравнению с двигателем с турбокомпрессором, име­ ющим газовую связь с поршневой частью.

Для анализа параметров работы на частичных режимах рас­ смотрим характеристики совместной работы турбин и компрес­ соров при двух схемах последовательного расположения силовой и турбокомпрессорной турбины:

1. Силовая турбина (ТС) располагается по ходу газа следом за турбокомпрессорной (ТК) — ТК + ТС (рис. 116).

2. Силовая турбина располагается по ходу газа перед турбо­ компрессорной — ТС + ТК (рис. 117).

Последовательность расчета для схемы ТК -Т ТС представ­ лена графически на рис. 116. Характеристики турбокомпрессор­ ной турбины для V= const перестраиваются в координатах

п тк =

РТ

гI г

Т 2ТК ^

,

 

= f

О — -----

 

 

Ргтк

 

V

Рпк

)

 

где р\тк. Т*2тк давление и температура заторможенного потока на выходе из турбокомпрессорной турбины.

После такого преобразования расход газа оказывается при­ веденным к параметрам торможения перед силовой турбиной.

183


Рк Воздух

Рис. 116. Схема ТК + ТС и последовательность расчета ее характеристик:

а — схема: 6 - - построение характеристик: / —- д в и га ­ тель; 2 — охладитель воз­ духа

Кроме этого, в расчете используются характеристики турбоком­

прессорной турбины:

 

 

 

 

_

 

 

 

 

 

 

 

J GVT'T

 

 

 

V

 

 

 

п

т к =

/ I ------ ;— .

ѵ г

к

I.

 

 

 

jV^'np =

 

,

G V Т *

 

 

'

 

 

 

 

 

 

Ѵ т к

 

 

 

и характеристики силовой

турбины

 

 

 

 

 

 

П

".

 

 

V

 

 

 

Рітк

 

 

( { G ^/ T 2TK

,

,

 

 

Л ТС =

------------=

/

-----------------

Ѵгс

 

 

 

Р2

 

 

 

Р‘2ТК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f

G

V Т*9ТК

 

 

 

\

 

 

 

n

T C =

f [

 

------- ;-------,

Ѵ

т

с )

,

 

 

 

 

 

 

 

 

Р2

 

 

 

 

 

 

 

NTCпр

 

 

G УГТ2ТК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рітк

,

Ѵтс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В начале расчета задают температуру газа

перед

силовой

турбиной

Т<2 тк и несколько значений

расхода газа G, подсчиты-

вают приведенный расход -----------

и находят пТс и

---- ;------ .

Затем

определяют

 

 

р2

 

 

 

 

 

РІТК

 

^ткпр и температуру газа

на входе

втурбокомпрессор Г*. Характеристика турбокомпрессорной

турбины NTK — f(G,Tr) совмещается с характеристикой ком-

184