Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

прессора, что позволяет построить характеристики турбоком­

прессора pK— f(G, Тт) (рис. 118) при совместной их работе. Расчет характеристики турбокомпрессоров по схеме ТС -!- ТК производят в следующей последовательности. По методике, из­ ложенной выше, строят характеристику турбокомпрессора. Да­

лее определяют линии постоян­ ных температур газа перед сило­

вой турбиной. Для

этого по ха­

рактеристике

турбокомпрессора

вдоль линий

и2 = const

находят

приведенныя расход

 

^ V Trfr

---------- и

по характеристике

 

 

Ртк

силовой тур-

бины определяют п

 

и

а Ѵ П

Т с

------

Рт

(при этом используют условие равенства параметров торможе­ ния за силовой и перед турбо­ компрессорной турбинами). По­ сле этого определяют давление

 

 

 

ч

n K = c o n s t

Рис. 117. Схема ТС + ТК

и последова­

____Ej

тельность ее характеристик:

 

 

а — схема; б — построение

характеристик

 

5 )

газа перед силовой турбиной р * т — р 2 п

т к я т с

и температуру газа

на выпуске из поршневой части:

 

 

 

 

 

аѴт;

 

 

 

 

 

Рт

 

 

 

Т

т к

G 1/ тТК

 

 

 

 

 

Ітс

 

 

 

 

Ртк

 

 

 

 

 

 

Далее для и2 = const строят зависимости

Tr = f{G), по ко­

торым на характеристике

 

наносятся

линии

Тт = const. Затем

рассчитывают мощность силовой турбины. Схема расчета приве­ дена на рис. 117.,

Характеристики турбоагрегатов с обеими схемами включения силовой турбины и турбокомпрессора приведены на рис. 118. На номинальном режиме ( р * г = 0,32 МН/м2, р к = 0,275 МН/м2, t*, =

= 650° С) последовательность расположения турбины по ходу газа незначительно влияет на величину к. п. д. Некоторым преи-

185


муществом схемы ТК + ТС является возможность повысить к. п. д. турбины на 1—2% из-за уменьшения потерь энергии с вы­ ходной скоростью, так как в этом случае турбина низкого давле­ ния вращается с меньшей скоростью и лопатки ее менее напря­ жены, чем при работе по схеме ТС + ТК-

Существенное различие между обеими схемами выявляется в результате сравнения изменения давления наддува при Гг —

= const в зависимости от расхода воздуха. При работе группы последовательно расположенных ступеней [17] на переменных режимах с уменьшением расхода газа происходит падение об­ щего теплоперепада, причем основное уменьшение располагае­ мого перепада приходится на последнюю по ходу газа турбину.

В системе ТК + ТС с уменьшением частоты вращения дизеля и соответственно расхода газа падение общего перепада давлений на обе турбины распределяется так, что отношение давлений в турбокомпрессорной турбине пТк и, следовательно, частота вращения компрессора меняются незначительно, а мощность си­ ловой турбины снижается заметно. В результате при t*r = const

давление наддува в определенном диапазоне расхода газа ока­ зывается достаточно высоким.

При включении турбин по схеме ТС + ТК происходят обрат­ ные явления, вследствие чего с уменьшением частоты вращения дизеля и расхода газа давление наддува при t^. = const сни­

жается. Интенсивность падения рк в этом случае почти не отли­ чается от интенсивности его уменьшения при работе с турбоком­ прессором, имеющим газовую связь с поршневой частью.

Малое

изменение рк в зависимости от расхода воздуха при

t*T = const

для схемы ТК + ТС позволяет поднять среднее эф­

фективное давление двигателя при работе его с пониженной ча­ стотой вращения и тем самым увеличить его коэффициент при­ способляемости. Расширение пологой части кривой t\ = const

достигают увеличением мощности силовой турбины при неизмен-

186

ном рк на номинальном режиме работы установки. При этом для сохранения высокой экономичности давление перед турбиной

Pf

должно быть в диапазоне---- = 1,3 л- 1,5. Изменение характерн­

ых стики совместной работы при увеличении р'тот 0,32 до 0,4 МН/м2

( Рг

---- растет от 1,185 до 1,48) для давления наддува рк =

VРк

=0,275 МН/м2 на номинальном режиме приведено на рис. 118.

Характер изменения давления наддува от расхода воздуха

для схемы ТК + ТС показывает,

что возможности

сохранения

Ре = const в широком диапазоне

режимов работы

дизеля огра­

ничены уже не падением мощности турбины при малых расхо­ дах воздуха, а границей помпажа и ниспадающей ветвью харак­ теристики компрессора. В связи с этим для получения высокого коэффициента приспособляемости двигателя с высоким наддувом необходимо расширить диапазон работы компрессора по расходу воздуха (см. выше).

Как показывают расчеты, установка силовой турбины по схе­ ме ТК + ТС увеличивает приемистость двигателя. Время пере­ ходного процесса снижается на 40—50% по сравнению со време­ нем переходного процесса турбокомпрессора с газовой связью или при работе по схеме ТС 4- ТК-

Установка силовой турбины по схеме ТК 4- ТС придает ком­ бинированному двигателю важное качество: его работа мало за­ висит от противодавления на выпуске. С увеличением р-г умень­ шается в основном мощность силовой турбины, а перепад на тур­ бокомпрессорную турбину, ее мощность и, следовательно, давле­ ние наддува меняются мало.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ВОЗДУХОСНАБЖЕНИЯ С ДВУХСТУПЕНЧАТЫМ ТУРБОНАДДУВОМ

Повышение давления наддува до рк = 0,3 л- 0,5 МН/м2 в пер­ спективных двигателях связано с необходимостью одновремен­ ного повышения к. п. д. компрессора и расширения его диапа­ зона работы по расходу воздуха. Однако с увеличением окруж­ ной скорости колеса компрессора диапазон изменения расхода при U-2 = const от границы помпажа до режима запирания су­ жается. Одновременно падает адиабатический к. п. д. компрес­ сора. На рис. 119 для примера приведены зависимости макси­ мальных к. п. д. нескольких компрессоров от окружной скоро­ сти. При « 2 > 300 м/с наблюдается заметное снижение к. п. д. как рабочего колеса т]кол, так и компрессора цк в целом. Для

окружных скоростей

« 2 = 400 ч- 460 м/с снижение цк по срав­

нению с цк при и2 =

300 ч- 350 м/с достигает 7—10%.

Возможности расширения диапазона расходов воздуха иллю­ стрируются сравнением характеристик нескольких компрессоров

187


при

« 2 = 350

м/с

(рис. 120). На

рисунке GB=

G

где

O'помпn

G TinY

расход

на

границе помпажа.

 

пара­

При согласовании

метров колеса и диффузора и достаточной их пропускной способ­ ности возможно достижение диапазона по расходу около 40%. Однако с дальнейшим ростом и2 диапазон расходов существенно сужается.

Расширение диапазона работы по расходу воздуха возможно при применении двухступенчатого компрессора или двухступен­

чатого

наддува

[44].

Принципиально диапазон

характеристик

двухступенчатого

компрессора

не

як

 

 

 

 

 

 

может быть шире

диапазона

ха­

 

 

 

 

 

 

 

рактеристики первой ступени. Для

 

 

 

 

 

 

 

того чтобы диапазон

расходов не

 

tifMOO м/с

 

 

 

оказался уже, чем в первой сту­

3,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пени,

необходимо

иметь характе­

 

 

 

 

 

 

 

ристику

второй

ступени,

более

 

 

 

 

 

 

 

широкую, чем первой [31]. Учиты­

2,5

■- II'—

Т

\

 

вая, что с ростом и2 диапазон рас­

>

 

 

 

ходов

сужается, необходимо пер­

 

см

 

 

 

 

 

51

 

 

 

 

 

вую

ступень проектировать

на

 

 

¥

W

 

I

 

большую окружную скорость, чем

 

X—3»X-

 

 

 

вторую.

 

 

 

 

 

2,0

иК1 = 300

I

р*ѵл і

 

 

 

Условные обозначении

 

икг=250м/'c

 

' И

 

 

 

 

 

«-ТК-бО

;

 

 

 

 

 

 

 

 

ТВ-36

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

ь - Т К - 3 0

J

1,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1333

 

1,56В

Gs

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 120. Сравнение характеристик од­

 

 

 

 

350

и2 , м/с

ноступенчатых и двухступенчатого

 

 

 

 

 

 

компрессоров:

 

Рис. 119.

Влияние и2 на к. п. д. ком­

1 _ ТК-40;

2

TK-34; 3 — ТК-35;

4 —

ТК--3;

5 —

ТК-30; в

двухступенчатый

прессоров г]к и их рабочих колес г)К(>л

 

компрессор;

6'

= G/3

 

Для примера рассмотрим характеристику двухступенчатого компрессора с разными диаметрами рабочих колес: на первой ступени и2 = 300 м/с, а на второй и2 = 250 м/с. Построение ха­ рактеристики двухступенчатого компрессора по известным ха­ рактеристикам его ступеней проводим по известной методике [31]. В качестве исходных использованы опытные характеристи­ ки компрессоров типа ТК-34 и ТК-30 (рис. 120). В приведенном примере расчета учитывалось изменение плотности воздуха меж­ ду ступенями, причем предполагалось, что охлаждение воздуха осуществляется в промежуточном холодильнике до /ов = 40° С.

1 8 8


Полученная характеристика двухступенчатого компрессора при яхтах = 3,2 имеет диапазон по расходу воздуха такой же, как и у первой ступени при я к = 2, и значительно больший, чем у одноступенчатого компрессора лА-піах= 3,2.

С ростом л к существенно возрастает энергия газов, идущих в турбину. При двухступенчатой системе уменьшение потребляе­

мой компрессором мощности может быть достигнуто

промежу­

точным охлаждением воздуха между

компрессорами.

В этом

случае удельная работа сжатия в компрессорах

 

k

 

 

LK = k—1 R

/ +

 

1

 

 

где индексы «н» относятся к первой ступени компрессора низко­ го давления, «в» — ко второй ступени компрессора высокого дав­ ления.

Найдем соотношение между степенями повышения давлений в I и II ступенях компрессора, соответствующее минимальной работе сжатия. При этом рассмотрим два случая:

1. Температура воздуха на входе во П-ю ступень компрессора

Го.в не зависит от л к Тогда из условия длк = 0 с учетом соот-

ношения я/<нл:Кв = const

получим

 

 

 

 

k

 

 

К н

^ он'ІКп k—\

 

(150)

 

 

Тов^Кн

 

В

 

 

2. Степень промежуточного

охлаждения £ = ----------—

не

 

 

^ К и

^он

 

зависит от лк и и TJKB = Лк и- Тогда степени повышения давлений

оказываются равными л к п =

в,

сжатия

Влияние промежуточного

охлаждения на работу

в компрессоре увеличивается с ростом л к . При давлении надду­ ва рк = 0,32 МН/м2 и охлаждении воздуха на входе во II ступень до 60° С снижение необходимой мощности турбины достигает 8%, что повышает экономичность комбинированного двигателя на 2—3%.

Преимущества двухступенчатой системы турбонаддува с про­ межуточным охлаждением могут быть использованы на двига­ теле в двух случаях. В первом случае между турбоагрегатами и поршневой частью осуществляется только газовая связь. При этом уменьшение мощности, потребляемой компрессорами, при­ водит к снижению насосных потерь и коэффициента остаточных газов.

189


Во втором случае освободившаяся избыточная мощность тур­ бины передается на коленчатый вал через механическую пере­ дачу. Съем мощности может осуществляться от турбины, вклю­ ченной параллельно или последовательно по ходу газа с турби­ нами привода компрессоров, или от одной из турбокомпрессор­ ных турбин, спроектированной соответствующим образом. Как показывают расчеты, при втором способе можно добиться повы­ шения экономичности двигателя.

Схема

наддува с двухступенчатым сжатием (два турбоком­

прессора)

и промежуточным охлаждением применена в рядном

шестицилиндровом двигателе фирмы Нордберг [44] с внутрен­ ним охлаждением воздушного заряда по способу Миллера. Ос­

новные параметры системы турбонаддува:

на

= 2,4; і]Кв =

1,3;

OB = 54° С. Среднее эффективное давление

номинальном ре­

жиме ре = 1,75 МН/м2, эффективный к. п.

д.

установки

% =

= 43%. Для повышения развиваемого момента на непомипальных частотах вращения коленчатого вала позднее закрывается впускной клапан, что приводит к увеличению наполнения ци­ линдра и расхода газа.

Двухступенчатый наддув двумя последовательно работающи­ ми турбокомпрессорами улучшает использование энергии им­ пульсов, так как І-я ступень турбины (высокого давления) ра­ ботает в пульсирующем потоке, а 11-я — в потоке постоянного давления. Турбина высокого давления имеет меньшую мощность,

чем турбина низкого давления {пк в < Лкн)

и поэтому умень­

шение ее к. п. д. вследствие импульсности

влияет на

общий

к. п. д. установки незначительно.

 

с одио-

Сравнительные

испытания двигателя 64Н 20,3/29,3

II двухступенчатой

системами турбонаддува,

проведенные фир­

мой Паксман, показали, что применение двухступенчатого тур­ бонаддува существенно снижает теплонапряжепность основных деталей поршневой части при высоких ре. Например, при ре = = 2,4 МН/м2 и Ядв = 1000 об/мин в случае двухступенчатого тур­ бонаддува расход воздуха увеличился на 25%, а температура выпускных газов снизилась на 20% по сравнению с теми же па­ раметрами при одноступенчатом турбонаддуве. Фирма Фуджи (Япония) на двигателе 6ЧН 26/32 вследствие применения двух­ ступенчатого турбонаддува добилась повышения ре до 2,5 МН/м2 при сохранении допустимого уровня теплонапряженности порш­ невой части.

Принципиально возможны три схемы соединения турбин и компрессоров при двухступенчатом турбонаддуве.

1. Ступень низкого давления компрессора и 11-я ступень тур­ бины соединены в одном агрегате турбокомпрессора низкого дав­ ления, П-я ступень компрессора и І-я ступень турбины соедине­ ны в турбокомпрессоре высокого давления.

2. І-я ступень компрессора соединена с І-й ступенью турби­ ны, а П-я ступень компрессора — со 1!-й ступенью турбины.

190