Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Оба компрессора соединены одним валом и приводятся общей турбиной.

Совместная работа двух последовательно включенных цен­ тробежных компрессоров, между которыми возможно примене­ ние промежуточного охлаждения, и двух турбин, приводящих компрессоры, на переменных режимах отличается различным из­ менением параметров для указанных трех схем.

При уменьшении частоты вращения дизеля и соответственно расхода воздуха снижается теплоперепад в турбине низкого дав­ ления. В первой схеме, когда эта турбина приводит в действие І-ю ступень компрессора, резко снижается частота вращения, в результате чего смещение рабочей точки происходит в область меньших расходов на характеристике компрессора; в ту же об­

ласть смещается

и граница помпажа.

В случае использования

второй схемы,

когда компрессор низкого давления приводится

в действие І-й ступенью турбины, его

рабочая точка

смещается

в сторону помпажа при слабом изменении

окружной

скорости,,

а рабочая точка

ІІ-й ступени компрессора

смещается

вправо —

в область пониженных к. п. д. Поэтому вторая схема неприем­ лема для двигателей, работающих в широком диапазоне изме­ нения режимов. Третья схема по запасу устойчивости І-й ступе­ ни компрессора занимает промежуточное положение между первыми двумя. Конструктивно выполнение первой схемы наи­ более простое: могут быть использованы серийно выпускаемые турбокомпрессоры. Поэтому наиболее целесообразно двухсту­ пенчатый турбонаддув выполнять по первой схеме. Применитель­ но к первой схеме рассмотрим методику построения характери­

стик агрегатов при

их совместной

работе в двухступенчатой

системе

наддува.

изложенной выше, сначала строят

универ­

1. По

методике,

сальные

диаграммы

характеристик

турбокомпрессора

низкого

и высокого давлений. Кроме того, для турбины высокого давле­ ния по режимам совместной работы с компрессором строят ха-

( а Ѵ'ті

\

рактеристику пТъ = f ---- ------

. При построении характеристики

\Р*2в )

ТКВД зависимость между давлениями на выходе из турбины и на входе в компрессор находят из расчета характеристик ТКНД.

2. Задают приведенный расход

Q I/ Y

По диаграмме

— -—— и тн.

характеристик турбокомпрессора

Ро

яг „ и под­

определяют

считывают температуру воздуха перед ІІ-й ступенью компрессо­ ра и расход воздуха, приведенный к параметрам перед ІІ-й сту­ пенью:

191



 

 

G

Ѵ Т 0К

_

G Ѵ'Та

/

r 0B

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ров

 

 

Po

V

То

Я К н а х

 

 

 

 

 

 

где

гг.ѵ— коэффициент восстановления

давления

между

I и II

ступенями компрессоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Находят приведенный расход газа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д Д х .И Щ щ -и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р*>в

 

Ро

 

 

 

п Т н

 

 

 

 

 

 

 

ют

По характеристике турбины

высокого

давления

определя­

ЛТ в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

На универсальной диаграмме характеристик ТКВД по зна-

 

 

G V ' T 0

 

определяют

 

 

 

М2В

 

 

 

 

пениям --------- и Лгв

 

 

 

F— , -в

 

 

 

 

Ров

 

 

 

 

 

 

 

ЯКв. '

г ~

 

 

 

Топ

 

5.

 

 

суммарные

 

 

 

Г

 

Тов

 

 

 

 

Подсчитывают

параметры

системы

турбонад-

дѵва:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т = тп

 

Лк —ЛкцЛ/уВ(7л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лг = Лт-цЛт-,,.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По результатам расчета строят характеристику в приведен­

ных или физических параметрах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 121 представлено сравнение расчетных характеристик

высоконапорного

турбокомпрессора и двухступенчатой системы

 

 

 

 

 

 

турбонаддува, состоящей

из тур­

 

 

 

 

 

 

бокомпрессоров

 

низкого

и высо­

 

 

 

 

 

 

кого давлений и промежуточного

 

 

 

 

 

 

охладителя при совместной их ра­

 

 

 

 

 

 

боте. В расчетах предполагалось,

 

 

 

 

 

 

что

температура

воздуха

после

 

 

 

 

 

 

промежуточного холодильника ос­

 

 

 

 

 

 

тается

неизменной

 

ton — 60° С.

 

 

 

 

 

 

Анализ

приведенных

 

характери­

 

 

 

 

 

 

стик

показывает,

 

что

в области

 

 

 

 

 

 

рк >

0,25 МН/м2 для

двухступен­

 

 

 

 

 

 

чатой схемы

наблюдается

замет­

 

 

 

 

 

 

ное

уменьшение давления

перед

 

 

 

 

 

 

турбинами.

Так,

при

 

рк

Рис.

J21. Сравнение характеристик

= 0,32

МН/м2

давление р*г сни­

жается

от 0,241

до 0,222 МН/м2,

 

систем воздухоснабжения:

 

1

одноступенчатой:

2

двухсту­ что приводит к соответствующему

 

 

пенчатой

 

 

 

уменьшению

насосных

потерь и

 

 

 

 

 

 

Характер изменения

 

 

улучшению продувки

 

цилиндров.

рк в зависимости

от расхода

воздуха при

/*. = const практически одинаков для обеих систем турбонаддува.

192


Как показывают результаты расчетного анализа, компрессор первой ступени работает в широком диапазоне изменения л к н и расходов воздуха. Поэтому в области низких расходов имеется опасность попадания его в режим помпажа. Во избежание это­ го приходится несколько удалять расчетную точку на номиналь­ ном режиме от границы помпажа. Вторая ступень работает в уз­ ком диапазоне изменения параметров и возможность ее попа­ дания в область неустойчивой работы маловероятна.

Основные преимущества двухступенчатой системы воздухоснабжения с промежуточным охлаждением проявляются при вы­ соких давлениях наддува. При этом возможности повышения рк форсированием турбокомпрессоров существенно расширяются вследствие снижения частоты вращения роторов турбокомпрес­ соров.

13 Заказ 963

______ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРБОКОМПРЕССОРОВ

НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБОКОМПРЕССОРОВ

Выше уже отмечалось, что двигатели некоторых типов долж­ ны обладать определенным запасом крутящего момента Мнр (или Ре). Коэффициент приспособляемости, характеризующий способность двигателя обеспечивать запас крутящего момента (или Ре) с уменьшением его частоты вращения, удобно выразить в виде

 

 

 

К = КмКп,

где Км

Мщах

коэффициент приспособляемости по крутяще­

Лном

 

«,ѵНОМ

 

му моменту; Кп=

коэффициент приспособляемости по

пмшах

частоте вращения; Мтах — максимальный крутящий момент дви­ гателя; Ms — крутящий момент двигателя на режиме номи­

нальной мощности; tiMmax— частота вращения коленчатого вала двигателя на режиме максимального крутящего момента; «,ѵ —

частота вращения коленчатого вала двигателя на режиме номи­ нальной мощности.

На рис. 122 приведены зависимости крутящего момента от частоты вращения коленчатого вала комбинированных двигате­ лей различного назначения. Транспортные двигатели имеют большие крутящие моменты в широком диапазоне частоты вра­ щения коленчатого вала. При умеренных значениях коэффици­ ента приспособляемости и среднего эффективного давления ра­ бота таких двигателей может быть обеспечена настройкой турбо­ компрессора (см. выше). Однако возможности такого способа ограничены. Поэтому при более высоких средних эффективных давлениях в цилиндрах на номинальном режиме для обеспечения высоких коэффициентов приспособляемости появляется необхо­ димость регулирования турбокомпрессора.

Требуемое давление наддувочного воздуха зависит от часто­ ты вращения вала и коэффициента приспособляемости. На рис. 123 построены гидравлические характеристики двигателя при одинаковом значении среднего эффективного давления на номинальном режиме, но при разных коэффициентах приспособ­ ляемости. При коэффициенте приспособляемости К — 2 (/См =

194


=1,0; Кп= 2) с уменьшением частоты вращения до 0,5ял’ІІОМ

давление наддува снижается. Для коэффициента приспособляе­

мости К = 3

(/С м = 1,5; /Си = 2)

при таком же изменении часто­

ты вращения

давление наддува

повышается. В связи с этим

появляется необходимость принудительного управления частотой

вращения колеса

компрессора.

В турбокомпрессоре это дости­

гается

регулированием

турбины.

Регулирование

по давлению

наддува может привести к необходимости

регулирования

ком­

прессора, чтобы он работал в устойчивой

 

 

 

 

 

зоне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим условия, при которых воз­

 

 

 

 

 

можна

совместная

работа

двигателя и

 

 

 

 

 

агрегатов наддува

(по

расходу

воздуха)

 

 

 

 

 

при заданном изменении частоты враще­

 

 

 

 

 

ния коленчатого

вала

и коэффициента

 

 

 

 

 

приспособляемости. Если через крайнюю

 

 

 

 

 

точку Б (или Б')

на режиме максималь­

 

 

 

 

 

ного

крутящего

момента

при п.мтах

 

 

 

 

 

(рис. 123) эквидистантно помпажной гра­

 

 

 

 

 

нице компрессора

(которая предполагает­

Рис. 122. Зависимость

ся известной) провести линию до пересе­

крутящего момента от ча­

чения в точке Е (или Е') с прямой, про­

стоты вращения

коленча­

ходящей параллельно оси абсцисс через

того вала двигателей:

1

дл я

привода

винта

точку А гидравлической

характеристики

фиксированного

шага; 2

двигателя на режиме номинальной мощ­

дл я

привода

генератора;

3

дл я

транспортного дви ­

ности, то отрезок ЕА

(или Е'А)

характе­

 

 

гателя

 

 

ризует

диапазон

работы

двигателя по

 

 

 

 

 

расходу воздуха.

Диапазон работы двигателя по расходу воздуха есть разность между величинами расходов воздуха на режиме номинальной

мощности

и максимального

крутящего

момента.

Эта

разность

определяется при степени повышения

давления,

соответствую­

щей режиму номинальной мощности.

 

 

воздуха

 

Тогда

диапазон работы

двигателя по расходу

(рис. 124):

AG, — GM GM

 

 

(151)

 

 

max

 

где G,vHOM— расход воздуха

на

ном

 

 

режиме номинальной мощности;

GM

— расход воздуха,

соответствующий условному

режиму

работы двигателя в точках Е (или Е') на рис. 124. Точка Е (или Е') лежит на кривой, проведенной эквидистантно границе пом­ пажа компрессора через точку Б (или Б').

Для удобства рабочий диапазон по расходу воздуха выразим в относительном виде:

‘м

%•

АЦ

13’

195