Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 207
Скачиваний: 1
3. Оба компрессора соединены одним валом и приводятся общей турбиной.
Совместная работа двух последовательно включенных цен тробежных компрессоров, между которыми возможно примене ние промежуточного охлаждения, и двух турбин, приводящих компрессоры, на переменных режимах отличается различным из менением параметров для указанных трех схем.
При уменьшении частоты вращения дизеля и соответственно расхода воздуха снижается теплоперепад в турбине низкого дав ления. В первой схеме, когда эта турбина приводит в действие І-ю ступень компрессора, резко снижается частота вращения, в результате чего смещение рабочей точки происходит в область меньших расходов на характеристике компрессора; в ту же об
ласть смещается |
и граница помпажа. |
В случае использования |
||
второй схемы, |
когда компрессор низкого давления приводится |
|||
в действие І-й ступенью турбины, его |
рабочая точка |
смещается |
||
в сторону помпажа при слабом изменении |
окружной |
скорости,, |
||
а рабочая точка |
ІІ-й ступени компрессора |
смещается |
вправо — |
в область пониженных к. п. д. Поэтому вторая схема неприем лема для двигателей, работающих в широком диапазоне изме нения режимов. Третья схема по запасу устойчивости І-й ступе ни компрессора занимает промежуточное положение между первыми двумя. Конструктивно выполнение первой схемы наи более простое: могут быть использованы серийно выпускаемые турбокомпрессоры. Поэтому наиболее целесообразно двухсту пенчатый турбонаддув выполнять по первой схеме. Применитель но к первой схеме рассмотрим методику построения характери
стик агрегатов при |
их совместной |
работе в двухступенчатой |
||
системе |
наддува. |
изложенной выше, сначала строят |
универ |
|
1. По |
методике, |
|||
сальные |
диаграммы |
характеристик |
турбокомпрессора |
низкого |
и высокого давлений. Кроме того, для турбины высокого давле ния по режимам совместной работы с компрессором строят ха-
( а Ѵ'ті |
\ |
рактеристику пТъ = f ---- ------ |
. При построении характеристики |
\Р*2в )
ТКВД зависимость между давлениями на выходе из турбины и на входе в компрессор находят из расчета характеристик ТКНД.
2. Задают приведенный расход |
Q I/ Y |
По диаграмме |
— -—— и тн. |
||
характеристик турбокомпрессора |
Ро |
яг „ и под |
определяют |
считывают температуру воздуха перед ІІ-й ступенью компрессо ра и расход воздуха, приведенный к параметрам перед ІІ-й сту пенью:
191
|
|
G |
Ѵ Т 0К |
_ |
G Ѵ'Та |
/ |
r 0B |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Ров |
|
|
Po |
V |
То |
Я К н а х |
|
|
|
|
|
|
|||
где |
гг.ѵ— коэффициент восстановления |
давления |
между |
I и II |
||||||||||||||
ступенями компрессоров. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
3. |
Находят приведенный расход газа |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
Д Д х .И Щ щ -и |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Р*>в |
|
Ро |
|
|
|
п Т н |
|
|
|
|
|
|
|
||
ют |
По характеристике турбины |
высокого |
давления |
определя |
||||||||||||||
ЛТ в. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
4. |
На универсальной диаграмме характеристик ТКВД по зна- |
||||||||||||||||
|
|
G V ' T 0 |
|
определяют |
|
|
„ |
|
М2В |
|
|
|
|
|||||
пениям --------- и Лгв |
|
|
|
—F— , -в |
|
|
||||||||||||
|
|
Ров |
|
|
|
|
|
|
|
ЯКв. ' |
г ~ |
|
|
|
Топ |
|||
|
5. |
|
|
суммарные |
|
|
|
Г |
|
Тов |
|
|
|
|||||
|
Подсчитывают |
параметры |
системы |
турбонад- |
||||||||||||||
дѵва: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
т = тп |
|
Лк —ЛкцЛ/уВ(7л |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
лг = Лт-цЛт-,,. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
По результатам расчета строят характеристику в приведен |
|||||||||||||||||
ных или физических параметрах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
На рис. 121 представлено сравнение расчетных характеристик |
|||||||||||||||||
высоконапорного |
турбокомпрессора и двухступенчатой системы |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
турбонаддува, состоящей |
из тур |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
бокомпрессоров |
|
низкого |
и высо |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
кого давлений и промежуточного |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
охладителя при совместной их ра |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
боте. В расчетах предполагалось, |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
что |
температура |
воздуха |
после |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
промежуточного холодильника ос |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
тается |
неизменной |
|
ton — 60° С. |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
Анализ |
приведенных |
|
характери |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
стик |
показывает, |
|
что |
в области |
||||||||
|
|
|
|
|
|
рк > |
0,25 МН/м2 для |
двухступен |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
чатой схемы |
наблюдается |
замет |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
ное |
уменьшение давления |
перед |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
турбинами. |
Так, |
при |
|
рк |
||||||||
Рис. |
J21. Сравнение характеристик |
= 0,32 |
МН/м2 |
давление р*г сни |
||||||||||||||
жается |
от 0,241 |
до 0,222 МН/м2, |
||||||||||||||||
|
систем воздухоснабжения: |
|
||||||||||||||||
1 — |
одноступенчатой: |
2 — |
двухсту что приводит к соответствующему |
|||||||||||||||
|
|
пенчатой |
|
|
|
уменьшению |
насосных |
потерь и |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
Характер изменения |
|
|
улучшению продувки |
|
цилиндров. |
|||||||||||||
рк в зависимости |
от расхода |
воздуха при |
/*. = const практически одинаков для обеих систем турбонаддува.
192
Как показывают результаты расчетного анализа, компрессор первой ступени работает в широком диапазоне изменения л к н и расходов воздуха. Поэтому в области низких расходов имеется опасность попадания его в режим помпажа. Во избежание это го приходится несколько удалять расчетную точку на номиналь ном режиме от границы помпажа. Вторая ступень работает в уз ком диапазоне изменения параметров и возможность ее попа дания в область неустойчивой работы маловероятна.
Основные преимущества двухступенчатой системы воздухоснабжения с промежуточным охлаждением проявляются при вы соких давлениях наддува. При этом возможности повышения рк форсированием турбокомпрессоров существенно расширяются вследствие снижения частоты вращения роторов турбокомпрес соров.
13 Заказ 963
______ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРБОКОМПРЕССОРОВ
НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБОКОМПРЕССОРОВ
Выше уже отмечалось, что двигатели некоторых типов долж ны обладать определенным запасом крутящего момента Мнр (или Ре). Коэффициент приспособляемости, характеризующий способность двигателя обеспечивать запас крутящего момента (или Ре) с уменьшением его частоты вращения, удобно выразить в виде
|
|
|
К = КмКп, |
|
где Км |
Мщах |
коэффициент приспособляемости по крутяще |
||
Лном |
||||
|
«,ѵНОМ |
|
||
му моменту; Кп= |
коэффициент приспособляемости по |
пмшах
частоте вращения; Мтах — максимальный крутящий момент дви гателя; Ms — крутящий момент двигателя на режиме номи
нальной мощности; tiMmax— частота вращения коленчатого вала двигателя на режиме максимального крутящего момента; «,ѵ —
частота вращения коленчатого вала двигателя на режиме номи нальной мощности.
На рис. 122 приведены зависимости крутящего момента от частоты вращения коленчатого вала комбинированных двигате лей различного назначения. Транспортные двигатели имеют большие крутящие моменты в широком диапазоне частоты вра щения коленчатого вала. При умеренных значениях коэффици ента приспособляемости и среднего эффективного давления ра бота таких двигателей может быть обеспечена настройкой турбо компрессора (см. выше). Однако возможности такого способа ограничены. Поэтому при более высоких средних эффективных давлениях в цилиндрах на номинальном режиме для обеспечения высоких коэффициентов приспособляемости появляется необхо димость регулирования турбокомпрессора.
Требуемое давление наддувочного воздуха зависит от часто ты вращения вала и коэффициента приспособляемости. На рис. 123 построены гидравлические характеристики двигателя при одинаковом значении среднего эффективного давления на номинальном режиме, но при разных коэффициентах приспособ ляемости. При коэффициенте приспособляемости К — 2 (/См =
194
=1,0; Кп= 2) с уменьшением частоты вращения до 0,5ял’ІІОМ
давление наддува снижается. Для коэффициента приспособляе
мости К = 3 |
(/С м = 1,5; /Си = 2) |
при таком же изменении часто |
ты вращения |
давление наддува |
повышается. В связи с этим |
появляется необходимость принудительного управления частотой
вращения колеса |
компрессора. |
В турбокомпрессоре это дости |
|||||||||
гается |
регулированием |
турбины. |
Регулирование |
по давлению |
|||||||
наддува может привести к необходимости |
регулирования |
ком |
|||||||||
прессора, чтобы он работал в устойчивой |
|
|
|
|
|
||||||
зоне. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассмотрим условия, при которых воз |
|
|
|
|
|
||||||
можна |
совместная |
работа |
двигателя и |
|
|
|
|
|
|||
агрегатов наддува |
(по |
расходу |
воздуха) |
|
|
|
|
|
|||
при заданном изменении частоты враще |
|
|
|
|
|
||||||
ния коленчатого |
вала |
и коэффициента |
|
|
|
|
|
||||
приспособляемости. Если через крайнюю |
|
|
|
|
|
||||||
точку Б (или Б') |
на режиме максималь |
|
|
|
|
|
|||||
ного |
крутящего |
момента |
при п.мтах |
|
|
|
|
|
|||
(рис. 123) эквидистантно помпажной гра |
|
|
|
|
|
||||||
нице компрессора |
(которая предполагает |
Рис. 122. Зависимость |
|||||||||
ся известной) провести линию до пересе |
крутящего момента от ча |
||||||||||
чения в точке Е (или Е') с прямой, про |
стоты вращения |
коленча |
|||||||||
ходящей параллельно оси абсцисс через |
того вала двигателей: |
||||||||||
1 — |
дл я |
привода |
винта |
||||||||
точку А гидравлической |
характеристики |
фиксированного |
шага; 2 — |
||||||||
двигателя на режиме номинальной мощ |
дл я |
привода |
генератора; |
||||||||
3 — |
дл я |
транспортного дви |
|||||||||
ности, то отрезок ЕА |
(или Е'А) |
характе |
|
|
гателя |
|
|
||||
ризует |
диапазон |
работы |
двигателя по |
|
|
|
|
|
расходу воздуха.
Диапазон работы двигателя по расходу воздуха есть разность между величинами расходов воздуха на режиме номинальной
мощности |
и максимального |
крутящего |
момента. |
Эта |
разность |
||
определяется при степени повышения |
давления, |
соответствую |
|||||
щей режиму номинальной мощности. |
|
|
воздуха |
||||
|
Тогда |
диапазон работы |
двигателя по расходу |
||||
(рис. 124): |
AG, — GM —GM |
|
|
(151) |
|||
|
|
max |
|
||||
где G,vHOM— расход воздуха |
на |
ном |
|
|
|||
режиме номинальной мощности; |
|||||||
GM |
— расход воздуха, |
соответствующий условному |
режиму |
работы двигателя в точках Е (или Е') на рис. 124. Точка Е (или Е') лежит на кривой, проведенной эквидистантно границе пом пажа компрессора через точку Б (или Б').
Для удобства рабочий диапазон по расходу воздуха выразим в относительном виде:
‘м
%•
АЦ
13’ |
195 |