Файл: Сливак И.М. Автомобильные дороги и транспортное обслуживание пригородных зон.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
Практика разработки схем планировки пригородных зон крупных городов показывает, что важнейшими проблемами явля ются: расселение части населения, связанного работой в городецентре; размещение промышленности и других градообразующих объектов; размещение мест массового отдыха; организация за-
Рис. 5. Схема функционального зонирования территории приго родной зоны крупного города:
1 — города и поселки; 2 — зеленые насаждения; 3 — граница пригород ной зоны; 4 — граница лесопаркового пояса.
щитных зеленых поясов; снабжение города молочными продук тами и овощами. Наибольший радиус от центра города до внеш ней границы пригородной зоны принимается 50—100 км
(табл. 1).
Из табл. 1 видно, что даже при одинаковых размерах городов и примерно равной численности населения (Ужгород, Луцк и др.) величины пригородных зон значительно отличаются.
Основные места массового отдыха расположены от центра Ле нинграда на расстоянии 20—60 км, а в последние годы многие жители выезжают за 70—100 км. В Ленинграде намечается рас ширение пригородной зоны до 90—100 км.
Ю
Таблица 1. Значение радиуса удаленности внешней границы пригородных зон от центра города.
Наименование
Площадь территорий, |
Радиус от центра |
||
|
кмг |
города, |
км |
города |
пригород минималь максималь |
||
ной зоны |
ный |
ный |
Численность населения, в том числе по переписи 1970 г., тыс, чел.
Москва [15] |
878 |
18000 |
60 |
100 |
7000 |
Киев |
780 |
11600 |
50 |
80 |
1632 |
Харьков |
270 |
6800 |
30 |
70 |
1223 |
Львов |
110 |
3150 |
30 |
60 |
553 |
Запорожье |
250 |
2800 |
5 |
20 |
658 |
Ворошиловград |
280 |
3810 |
15 |
25 |
382 |
Чернигов |
60 |
1450 |
20 |
45 |
159 |
Житомир |
40 |
2160 |
20 |
25 |
161 |
Тернополь |
30 |
2840 |
20 |
22 |
85 |
Ровно |
40 |
1654 |
8 |
12 |
116 |
Хмельницкий |
40 |
2409 |
12 |
14 |
113 |
Николаев |
100 |
1589 |
5 |
12 |
331 |
Кировоград |
100 |
1160 |
15 |
18 |
189 |
Полтава |
80 |
1300 |
20 |
30 |
220 |
Одесса |
430 |
3025 |
14 |
18 |
892 |
Луцк |
29 |
1638 |
15 |
30 |
94 |
Ужгород |
25 |
1600 |
5 |
15 |
65 |
Лондон [39] |
520 |
7000 |
35 |
50 |
10250 |
Париж [39] |
280 |
11000 |
40 |
100 |
9000 |
Токио [1] |
569 |
— |
100 |
100 |
11500 |
П р и м е ч а н и е . Данные. по площади территории города и пригородной зоны носят несколько условный характер, так как в большинстве случаев в территорию города включаются пригородные территории, находящиеся в административном подчинении городских органов управления.
Пригородная зона Риги составляет 50 км. Радиусы пригород ных зон в большинстве случаев превышают радиусы зеленых зон.
Внешние границы пригородных зон в отдельных случаях при нимаются на расстоянии двойного радиуса удаленности внешней границы городской застройки от центра города. При этом учиты ваются поправки на сохранение границ административных райо нов, входящих в пределы пригородной зоны.
Размещение промышленности и сельского хозяйства
Перспективы развития промышленности пригородной зоны ус танавливаются по данным Госплана союзных республик на осно ве общих тенденций, отраженных в пятилетних планах развития народного хозяйства страны и схемах размещения производи тельных сил, разработанных СОПСами (советами по развитию производительных сил) на 25-летнюю перспективу. Кроме того, учитываются прогнозы отдельных ведомств и научно-исследова тельских институтов по развитию промышленности, по строи тельству и сельскому хозяйству.
В пригородной зоне размещают промышленные предприятия, связанные с обслуживанием потребностей основного города и пригородной зоны, работающие на местном сырье или организу емые в связи с использованием побочных продуктов или отходов существующих предприятий и отбросов потребления, а также предприятия, выносимые из города по условиям санитарной
вредности.
Намечаемые перспективы развития промышленности должны быть проверены в части транспортных и санитарно-гигиенических
требований.
Новые промышленные предприятия размещают в зависимости от природных, экономических, транспортных и санитарных фак торов.
По влиянию различных факторов на выбор территории про мышленные предприятия подразделяют на четыре группы.
К первой группе относят промышленные предприятия, выбор места расположения которых связан с размещением местных сы рьевых ресурсов. К ним относят предприятия промышленности строительных материалов.
При назначении к освоению месторождений карьерных мате риалов, кроме запасов и качества сырья, следует учитывать ар хитектурно-планировочные, транспортные и санитарно-гигиени ческие требования.
Особо тщательно проверяют затраты на транспортирование сырья, топлива и полуфабрикатов к промышленным предприя тиям и на вывоз различными видами транспорта готовой продук ции в город — центр зоны.
Наряду с этим разрабатывают мероприятия по охране при роды.
Гораздо сложнее решается размещение промышленности по добыче торфа, сланца, угля, нефти, фосфоритов и других полез ных ископаемых. Территориальное положение этой промышлен ности и метод разработки полезных ископаемых обычно жестко предопределены характером и размещением соответствующих месторождений.
Ко второй группе промышленных предприятий пригородной зоны крупных и крупнейших городов относят предприятия, ис пользующие в качестве сырья побочные продукты и продукцию существующих или вновь создаваемых предприятий. Размещение таких предприятий связано с расположением основных предпри ятий. Такого рода предприятия вызывают укрупнение существу ющих пригородных населенных мест.
К третьей группе относят промышленные предприятия, подчи няющиеся принципу равномерного обслуживания потребностей города и пригородной зоны. К ним относят: предприятия местной промышленности, ремонтно-механические заводы и мастерские обслуживающего назначения, размещаемые во избежание боль ших внутригородских перевозок сравнительно равномерно с раз-
12
пых сторон города. Аналогичным образом размещают мелкие предприятия, находящиеся в отдельных районах пригородной зоны, работающие на местном сырье для покрытия местных нужд.
К четвертой группе относят группу промышленных предприя тий, размещение которых не связано ни с одним из указанных факторов — сырьевыми ресурсами, размещением существующих промышленных предприятий, требованиями равномерного обслу живания города и пригородной зоны.
При размещении таких предприятий учитывают общие архи тектурно-планировочные, санитарно-гигиенические и транспорт но-экономические требования, предъявляемые к выбору промыш ленных площадок. Особое значение имеет удобство доставки сырья и вывоза готовой продукции, а также условия водо- и энергоснабжения, спуска и очистки сточных вод.
Наиболее сложно размещение промышленности в непосред ственной близости от города. Обычно такое размещение решает ся в генеральном плане основного города. Такие промышлен ные предприятия считаются городскими, а не пригородными, поскольку они имеют градообразующее значение для основного города.
Нельзя размещать промышленность, особенно вредную в сани тарном отношении, сплошным кольцом вокруг города, так как в этом случае санитарно-гигиеническое значение пригородной зоны (зеленого пояса) как резервуара чистого воздуха для города снижается. Нежелательно также размещение указанной про мышленности с наветренной стороны по отношению к городу.
При размещении новых промышленных комплексов необходи мо учитывать их грузоемкость, так как все они являются грузо образующими или грузопоглощающими пунктами, влияющими на загрузку дорог и городских магистралей транспортными по токами.
Сельское хозяйство пригородных зон представлено системой колхозов, совхозов и специализированных подсобных хозяйств особо крупных промышленных предприятий.
Сельскохозяйственное производство пригородных зон крупных и крупнейших городов должно обеспечивать население основно го города (города-центра) и населенных пунктов зоны овощами, картофелем и мясо-молочными продуктами.
Основной задачей планировки пригородной зоны является планировочная организация территории, поэтому и большое зна чение приобретает специализация сельскохозяйственного произ водства по микрозонам с организацией системы землепользова ния (в масштабе всей территории) с учетом максимально возмож ного освоения неудобных земель и расселения сельского населе ния.
Внутренняя организация сельскохозяйственных территорий, а тем более отдельных сельскохозяйственных предприятий (колхо
13
зов, совхозов), в схеме планировки пригородной зоны не рас сматривается.
Основными задачами планировки сельскохозяйственной части пригородной зоны являются:
определение потребности города-центра и всех населенных пунктов пригородной зоны в основных видах сельскохозяйствен ных продуктов и расчет возможного покрытия этой потребности за счет продукции пригородных колхозов и совхозов;
общее районирование сельскохозяйственных территорий по основным направлениям специализации;
организация дорожной сети для установления нормальной транспортной связи пригородных хозяйств с городом;
создание полезащитных полос и придорожных насаждений; разработка предложений по использованию в пригородном
сельском хозяйстве сточных вод городской канализации, нечис тот и мусора, а также отбросного тепла промышленных пред приятий;
мелиорация неудобных земель; подготовка предложений по изменению границ землепользова
ния в связи с возможным изъятием части территорий для разви тая существующих или строительства новых населенных пунк тов. При этом нужно стремиться к тому, чтобы сохранить за сельским хозяйством наиболее ценные земли. Необходимо учи тывать качество земель, транспортные связи с городом, разме щение земель по отношению к водоемам, которые могут быть использованы для орошения и др.
На размещение пригородного сельского хозяйства и на специа лизацию отдельных элементов пригородной зоны большое влия ние оказывают наличие промышленных отбросов (тепла, пара, газа), пищевых отходов города, а также мусора и нечистот, систематически удаляемых с его территории посредством город ской канализации (сточные воды) и ассенизационным транспор том.
Для ориентировочных расчетов можно принять, что сточной жидкостью городской канализации может быть полито и удоб рено 1—1,5 га сельскохозяйственных культур на каждые 1000 жителей, проживающих в канализованных зданиях. Кроме того, путем использования нечистот неканализованных владений в условиях средней полосы может быть создано овощное хозяйство на площади в 1,5—2 га на каждые 1000 жителей.
Рациональное использование отбросов и отходов города воз можно только при близком размещении сельскохозяйственных территорий от мест их накопления. Например, система совхоза Бортничи в пригородной зоне Киева расположена в нескольких километрах от городской черты. Использование отбросов в этом районе позволило значительно повысить урожайность пропаш ных овощных культур.
Для рационального использования отбросного тепла промыш
14
ленных предприятий или электростанций парниково-тепличные хозяйства желательно располагать непосредственно и на рассто янии не более 2—3 км от мест получения тепла.
Для снабжения города рыбой следует создавать систему ох ранных рыбных прудов. Систему такого рода прудов целесо образно создавать во взаимосвязи с очистными устройствами.
При организации сельскохозяйственного производства в схеме планировки пригородных зон больших, крупных и крупнейших городов должны быть решены вопросы складирования и способов транспортировки продуктов сельского хозяйства в город-центр.
Расселение населения, организация пригородных населенных пунктов и зон отдыха
В пригородной зоне расселяется постоянное и временное насе ление. К временному —» сезонному населению относятся дачники, а также отдыхающие в домах отдыха и санаториях, пансиона тах и туристских базах. Удельный вес сезонного населения осо бенно меняется в пригородных зонах крупных и крупнейших го родов.
Постоянное население пригородной зоны подразделяется на население: занятое на предприятиях и в учреждениях пригород ной зоны, на транспорте, в строительстве; связанное в трудовом отношении с предприятиями и учреждениями города-центра; за нятое в энергосистеме, газораспределительных предприятиях и других эксплуатационных предприятиях и хозяйствах, в приго родных колхозах и совхозах и пр.
Структура постоянного населения пригородной зоны крупного города в условиях УССР характеризуется по данным Гипрограда такими усредненными показателями по основной градообра зующей группе (проц.):
|
В настоящее |
На перс- |
|
время |
пективу |
Промышленность, т р а н с п о р т .................................. |
27,6 |
6,1,1 |
С тр оительство ..................................................................... |
6,0 |
6,9 |
Сельское хозяйство ....................................................... |
7,7 |
1,5 |
Специальные учебные з а в е д е н и я ................................... |
1,6 |
2,6 |
Районные административные и общественные уч |
0,5 |
|
реждения ............................................... |
0,5 |
|
Учреждения отдыха и лечения ................................... |
2,3 |
6,6 |
Загородники (работающие в основном городе) |
. 47,3 |
14,4 |
Прочие |
7,0 |
6,4 |
Из приведенных данных видно, что наибольший удельный вес в пригородной зоне имеет население, связанное с работой на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве.
Примерная структура населения пригородной зоны на пер спективный период может быть принята (проц.):
15