Файл: Сливак И.М. Автомобильные дороги и транспортное обслуживание пригородных зон.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
Градообразующая |
г р у п п а |
........................... |
35—36 |
Обслуживающая |
группа ........................... |
. . . . |
>12—>15 |
Несамодеятельное |
население |
53—49 |
Основными типами поселений в пригородных зонах крупных городов являются: города второго порядка; поселки городского типа; дачные поселки; села; города-спутники.
Е232
Рис. 6. Схема расселения по лучевой системе:
/ — застроенные территории; 2 — зеленые насаждения; 3 — граница го рода.
Города-спутники бывают:
с собственной градообразующей базой, предприятия которой имеют тесные производственные связи с городом-центром;
без собственной градообразующей базы, когда население го рода-спутника работает на предприятиях города-центра (городаспутники типа спален).
Характер и размер поселений оказывают непосредственное влияние на работу транспорта и определяют вид транспорта для связи с основным городом и загрузку транспортных линий.
В пригородных зона)(крупных городов различают три основ ные планировочные схемы расселения: лучевую — вдоль транс портных магистралей; ленточную— вдоль основных автомобиль
16
ных дорог; компактную в районе крупных промышленных пред приятий.
Лучевая схема характерна при расселении вдоль железнодо рожных линий или основных радиальных автомобильных дорог
(рис. 6).
При ленточной схеме расселение осуществляется узкой одно рядной застройкой, расположенной вдоль автомобильных дорог.
Рис. 7. Схема расселения при компактной системе:
/ — населенные пункты; |
2 — |
|||
зеленые |
насаждения; |
3 — |
||
внешняя |
граница пригород |
|||
ной |
зоны; |
4 — автомобиль |
||
ные |
дороги; |
5 — железные |
дороги.
Компактная схема расселения характерна для отдельных об разований, окруженных широкими пространствами зеленых по лос или сельскохозяйственных угодий (рис. 7).
К размещению пригородных поселков городского типа и горо дов-спутников предъявляются дополнительные требования.
Население поселков городского типа и городов-спутников должно быть максимально приближено к местным центрам при ложения труда и радиальным транспортным магистралям, веду щим в основной город.
Предельная удаленность места проживания от центра основ ного города должна быть до 1 ч в одну сторону, а для населения рабочих поселков и городов, имеющих собственные места прило жения труда, до 2 ч. При этом учитываются все составляющие затрат времени, связанные с передвижением в основной город, в том числе: подход к остановке пригородного транспорта, ожи дание прибытия подвижного состава пригородного транспорта, проезд в пригородном транспорте, переход к остановке городско го транспорта, ожидание очередного «поезда» (трамвая, трол лейбуса, автобуса и т. п.), продолжительность проезда на город-
2—2639 |
; |
.17 |
|
I |
; . . |
О
ском транспорте и затраты времени на переход от остановочного пункта до места работы или до соответствующих учреждений (при поездках с культурно-бытовыми целями).
Население пригородных зон должно иметь кратчайший доступ к местам загородного отдыха. Для пригородных поселков и го родов расстояние от места жительства до ближайших зеленых массивов и водоемов не должно превышать 1,5—2 км.
Наряду с расселением постоянного городского и сельского на селения в окрестностях крупных промышленных центров должен решаться вопрос расселения временного населения и, прежде всего, жителей основного города, выезжающих в пригородную зону на дачи, из расчета 5% общей численности населения основ ного города. При выборе места размещения дачных поселков и их планировке необходимо исходить из наиболее благоприятных санитарно-гигиенических и архитектурных ландшафтных сообра жений (близость больших лесных массивов, водоемов, пригодных для купания и спорта, и т. п.). Дачные поселки должны разме щаться в радиусе доступности не более 1 ч от города-центра и только в отдельных случаях — не более 1,5 ч.
Сельское расселение в сложившихся районах обеспечивается в существующих пригородных селах с широким использованием принципа создания серии опорных сел за счет сселения сельских жителей из мелких сел и хуторов.
В пригородных зонах крупных городов имеют место случаи, когда близрасположенные к городу села и поселки городского типа со временем включаются в орбиту города-центра (ПущаВодица, Новобеличи, Святошино, Красный хутор, Конча Озер ная, Конча-Заспа — в пригородной зоне Киева, Бабаи, Жихар, Новая Петровка — в пригородной зоне Харькова).
Наряду с созданием новых населенных пунктов большое вни мание следует уделять реконструкции и благоустройству сохра няемых сельских населенных мест.
Таким образом, при разработке проекта планировки пригород ных зон решается система размещения и пути развития приго родных населенных мест различных типов — городов, пригород ных рабочих поселков, пригородных сельских населенных мест, дачных поселков, прочих населенных пунктов городского типа (поселков при научно-исследовательских институтах, лечебных учреждениях и т. п.), населенных мест смешанного типа.
Вотдельных случаях приходится проектировать новые города
ипоселки городского типа, возникающие в связи со строитель ством новых промышленных предприятий и энергетических ком плексов, которые по местным условиям не могут быть привязаны
ксуществующим населенным пунктам (поселки ГЭС вблизи Ки ева в районе Вышгорода, поселок строителей вблизи Трипольской
ГРЭС, Бурштин у Бурштинской ТЭЦ в пригородной зоне ИваноФранковска).
Разработка схемы расселения и размещения населенных мест
18
to Таблица 2. Характеристика типичных форм расселения
Форма рас |
Типичные |
Число на |
Форма расположения жи |
Расположение жилья относитель |
Тяготение населенных |
|||||
формы рассе |
селенных |
лых территорий |
|
но производств |
|
пунктов в административном и |
||||
селения |
ления |
пунктов |
|
|
|
|
|
|
|
культурно-бытовом отношении |
Центральная |
Единый |
1 |
Компактная или слабо |
Единый |
город |
|
обслуживает |
|
||
|
город |
|
расчлененная |
обычно |
группу |
производствен |
|
|||
|
|
|
|
ных точек, |
более |
или |
менее |
|
||
|
|
|
|
разобщенных |
|
|
|
|
||
|
Два горо |
2 |
В виде двух разобщен |
Каждый из |
двух |
населенных Малый город-спутник или посе |
||||
|
да (или го |
|
ных жилых массивов |
пунктов |
обслуживает в |
основ лок тяготеет к крупному городу |
||||
|
род и по |
|
|
ном одну группу производст |
|
|||||
|
селок) |
|
|
венных точек, |
обычно |
разоб |
|
|||
|
|
|
|
щенную от другой группы |
|
|||||
Групповая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Линейное |
3 |
Расположение городов и |
Каждый |
населенный пункт яв Малые города и поселки тяготе |
|||||
|
|
и более |
поселков по прямой или ляется местом жилья для боль |
ют к одному крупному городу |
||||||
|
|
|
изогнутой линии |
шей части трудящихся соседних |
(иногда к двум) |
|||||
|
|
|
|
производственных точек и час |
|
|||||
|
|
|
|
тично удаленных точек, смеж |
|
|||||
|
|
|
|
ных с другими |
|
населенными |
|
|||
|
|
|
|
пунктами |
|
|
|
|
|
Скопление |
4 |
Скопление отдельных го |
|
(агломера |
и более |
родов и поселков на бо |
|
ция) |
горо |
|
лее или менее компакт |
дов |
и по |
|
ной основе |
селков
Малые города и поселки-спут ники обычно тяготеют к круп ному, центрально расположен ному городу
в пригородных зонах крупных и крупнейших городов влияет на характер начертания сети автомобильных дорог и схемы транс портного обслуживания народного хозяйства и потребностей
местного населения.
Характеристика наиболее типичных форм расселения приведе
на в табл. 2.
Переход на рабочую неделю с двумя выходными днями и улуч шение транспортного обслуживания населения города и приго родной зоны способствует увеличению количества выездов насе ления города в пригородную зону к местам загородного отдыха.
Это особенно распространено в южных районах страны (при городные зоны Киева, Харькова, Днепропетровска , Запорожья, Одессы и Кишинева).
Началось развернутое строительство домов отдыха и турист ско-оздоровительных учреждений. Особое место уделяется рас ширению существующих здравниц, расположенных вблизи круп ных промышленных центров в пределах пригородных зон.
20
Рис. 8. Схемы размещения зон отдыха в пригородной зоне:
а — Киева; б — Харькова; / — территория застройки города; 2 — пригородные населенные пункты; 3 — лесные насаждения; 4 —комплексная зона отдыха; 5— зона кратковременного отдыха; 6 — зона длительного отдыха; 7 — граница ле сопаркового пояса; 8 — граница пригородной зоны; 9 — города-спутники.
Появились новые дома отдыха и туристские базы в пригородных зонах Киева, Харькова, в городах промышленного Донбасса, на Черноморском побережье и в Закарпатье.
Впригородных зонах крупных городов необходимо создавать больше ночных профилакториев, в которых рабочие, служащие или студенты после окончания работы или учебы могут получить отдых, необходимое лечение и бытовое обслуживание. Отдых в профилактории может дать необходимый эффект только при обеспечении хорошего транспортного обслуживания населения.
Внашей стране в пригородных зонах крупных городов созда ется широкая сеть мест загородного отдыха различного назначе ния.
21
Особое место занимает организация массового кратковремен ного отдыха, так как уже сейчас при сокращенном рабочем дне по субботам и воскресеньям 25—30% населения городов УССР
выезжает за город.
Организация мест загородного отдыха в пригородных зонах Киева и Харькова показаны на рис. 8.
Планировочная организация территории пригородной зоны
Планировочная организация территории пригородной зоны заключается в правильном взаимоувязанном размещении основ ных ее элементов с учетом развития на перспективу с соблюде нием всех планировочных, архитектурно-художественных, эконо мических, транспортных и санитарно-гигиенических требований.
Элементы пригородной зоны, кроме лесопаркового пояса, не должны быть расположены в непосредственной близости от гра ниц городской застройки.
Так, например, лесопарки повседневного пользования должны быть расположены в непосредственной близости от жилых райо нов города; лесопарки, предназначенные для эпизодического по сещения так же, как и однодневные дома отдыха, могут распола гаться в некотором удалении от городской черты; дома отдыха, санатория, пионерские лагеря могут располагаться у внешней границы пригородной зоны; поселки типа спален должны разме щаться ближе к городу, чем дачные поселки; овощеводческие хо зяйства, использующие сточные воды, нечистоты и мусор города или отбросное тепло промышленных предприятий, должны нахо диться вблизи от города и от источников получения тепла и от бросов, в то же время для молочного животноводства могут быть отведены более отдаленные районы, иногда за пределами пригородной зоны.
При размещении основных элементов пригородной зоны сле дует стремиться к тому, чтобы затраты времени на передвижение к городу были минимальными.
На размещение отдельных элементов пригородной зоны ока зывает влияние транспорт (рис. 9). Иногда отдельные участки, обслуженные пригородным транспортом, оказываются более «близкими» к городу по времени, чем не обслуженные, но ближе расположенные к городу. Это особо ярко проявляется в приго родных зонах Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Днепропет ровска и других городов УССР.
Поэтому территория пригородной зоны крупных и крупней ших городов членится на три пояса.
При планировке первого пояса пригородной зоны и размеще нии различных объектов преимущественное значение имеют са нитарно-гигиенические требования.
Сохранение и развитие в ближайших к городу окрестностях
22