Файл: Сливак И.М. Автомобильные дороги и транспортное обслуживание пригородных зон.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Градообразующая

г р у п п а

...........................

35—36

Обслуживающая

группа ...........................

. . . .

>12—>15

Несамодеятельное

население

53—49

Основными типами поселений в пригородных зонах крупных городов являются: города второго порядка; поселки городского типа; дачные поселки; села; города-спутники.

Е232

Рис. 6. Схема расселения по лучевой системе:

/ — застроенные территории; 2 — зеленые насаждения; 3 — граница го­ рода.

Города-спутники бывают:

с собственной градообразующей базой, предприятия которой имеют тесные производственные связи с городом-центром;

без собственной градообразующей базы, когда население го­ рода-спутника работает на предприятиях города-центра (городаспутники типа спален).

Характер и размер поселений оказывают непосредственное влияние на работу транспорта и определяют вид транспорта для связи с основным городом и загрузку транспортных линий.

В пригородных зона)(крупных городов различают три основ­ ные планировочные схемы расселения: лучевую — вдоль транс­ портных магистралей; ленточную— вдоль основных автомобиль­

16

ных дорог; компактную в районе крупных промышленных пред­ приятий.

Лучевая схема характерна при расселении вдоль железнодо­ рожных линий или основных радиальных автомобильных дорог

(рис. 6).

При ленточной схеме расселение осуществляется узкой одно­ рядной застройкой, расположенной вдоль автомобильных дорог.

Рис. 7. Схема расселения при компактной системе:

/ — населенные пункты;

2

зеленые

насаждения;

3

внешняя

граница пригород­

ной

зоны;

4 — автомобиль­

ные

дороги;

5 — железные

дороги.

Компактная схема расселения характерна для отдельных об­ разований, окруженных широкими пространствами зеленых по­ лос или сельскохозяйственных угодий (рис. 7).

К размещению пригородных поселков городского типа и горо­ дов-спутников предъявляются дополнительные требования.

Население поселков городского типа и городов-спутников должно быть максимально приближено к местным центрам при­ ложения труда и радиальным транспортным магистралям, веду­ щим в основной город.

Предельная удаленность места проживания от центра основ­ ного города должна быть до 1 ч в одну сторону, а для населения рабочих поселков и городов, имеющих собственные места прило­ жения труда, до 2 ч. При этом учитываются все составляющие затрат времени, связанные с передвижением в основной город, в том числе: подход к остановке пригородного транспорта, ожи­ дание прибытия подвижного состава пригородного транспорта, проезд в пригородном транспорте, переход к остановке городско­ го транспорта, ожидание очередного «поезда» (трамвая, трол­ лейбуса, автобуса и т. п.), продолжительность проезда на город-

2—2639

;

.17

 

I

; . .

О


ском транспорте и затраты времени на переход от остановочного пункта до места работы или до соответствующих учреждений (при поездках с культурно-бытовыми целями).

Население пригородных зон должно иметь кратчайший доступ к местам загородного отдыха. Для пригородных поселков и го­ родов расстояние от места жительства до ближайших зеленых массивов и водоемов не должно превышать 1,5—2 км.

Наряду с расселением постоянного городского и сельского на­ селения в окрестностях крупных промышленных центров должен решаться вопрос расселения временного населения и, прежде всего, жителей основного города, выезжающих в пригородную зону на дачи, из расчета 5% общей численности населения основ­ ного города. При выборе места размещения дачных поселков и их планировке необходимо исходить из наиболее благоприятных санитарно-гигиенических и архитектурных ландшафтных сообра­ жений (близость больших лесных массивов, водоемов, пригодных для купания и спорта, и т. п.). Дачные поселки должны разме­ щаться в радиусе доступности не более 1 ч от города-центра и только в отдельных случаях — не более 1,5 ч.

Сельское расселение в сложившихся районах обеспечивается в существующих пригородных селах с широким использованием принципа создания серии опорных сел за счет сселения сельских жителей из мелких сел и хуторов.

В пригородных зонах крупных городов имеют место случаи, когда близрасположенные к городу села и поселки городского типа со временем включаются в орбиту города-центра (ПущаВодица, Новобеличи, Святошино, Красный хутор, Конча Озер­ ная, Конча-Заспа — в пригородной зоне Киева, Бабаи, Жихар, Новая Петровка — в пригородной зоне Харькова).

Наряду с созданием новых населенных пунктов большое вни­ мание следует уделять реконструкции и благоустройству сохра­ няемых сельских населенных мест.

Таким образом, при разработке проекта планировки пригород­ ных зон решается система размещения и пути развития приго­ родных населенных мест различных типов — городов, пригород­ ных рабочих поселков, пригородных сельских населенных мест, дачных поселков, прочих населенных пунктов городского типа (поселков при научно-исследовательских институтах, лечебных учреждениях и т. п.), населенных мест смешанного типа.

Вотдельных случаях приходится проектировать новые города

ипоселки городского типа, возникающие в связи со строитель­ ством новых промышленных предприятий и энергетических ком­ плексов, которые по местным условиям не могут быть привязаны

ксуществующим населенным пунктам (поселки ГЭС вблизи Ки­ ева в районе Вышгорода, поселок строителей вблизи Трипольской

ГРЭС, Бурштин у Бурштинской ТЭЦ в пригородной зоне ИваноФранковска).

Разработка схемы расселения и размещения населенных мест

18


to Таблица 2. Характеристика типичных форм расселения

Форма рас­

Типичные

Число на­

Форма расположения жи­

Расположение жилья относитель­

Тяготение населенных

формы рассе­

селенных

лых территорий

 

но производств

 

пунктов в административном и

селения

ления

пунктов

 

 

 

 

 

 

 

культурно-бытовом отношении

Центральная

Единый

1

Компактная или слабо

Единый

город

 

обслуживает

 

 

город

 

расчлененная

обычно

группу

производствен­

 

 

 

 

 

ных точек,

более

или

менее

 

 

 

 

 

разобщенных

 

 

 

 

 

Два горо­

2

В виде двух разобщен­

Каждый из

двух

населенных Малый город-спутник или посе­

 

да (или го­

 

ных жилых массивов

пунктов

обслуживает в

основ­ лок тяготеет к крупному городу

 

род и по­

 

 

ном одну группу производст­

 

 

селок)

 

 

венных точек,

обычно

разоб­

 

 

 

 

 

щенную от другой группы

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Линейное

3

Расположение городов и

Каждый

населенный пункт яв­ Малые города и поселки тяготе­

 

 

и более

поселков по прямой или ляется местом жилья для боль­

ют к одному крупному городу

 

 

 

изогнутой линии

шей части трудящихся соседних

(иногда к двум)

 

 

 

 

производственных точек и час­

 

 

 

 

 

тично удаленных точек, смеж­

 

 

 

 

 

ных с другими

 

населенными

 

 

 

 

 

пунктами

 

 

 

 

 

Скопление

4

Скопление отдельных го­

(агломера­

и более

родов и поселков на бо­

ция)

горо­

 

лее или менее компакт­

дов

и по­

 

ной основе

селков

Малые города и поселки-спут­ ники обычно тяготеют к круп­ ному, центрально расположен­ ному городу



в пригородных зонах крупных и крупнейших городов влияет на характер начертания сети автомобильных дорог и схемы транс­ портного обслуживания народного хозяйства и потребностей

местного населения.

Характеристика наиболее типичных форм расселения приведе­

на в табл. 2.

Переход на рабочую неделю с двумя выходными днями и улуч­ шение транспортного обслуживания населения города и приго­ родной зоны способствует увеличению количества выездов насе­ ления города в пригородную зону к местам загородного отдыха.

Это особенно распространено в южных районах страны (при­ городные зоны Киева, Харькова, Днепропетровска , Запорожья, Одессы и Кишинева).

Началось развернутое строительство домов отдыха и турист­ ско-оздоровительных учреждений. Особое место уделяется рас­ ширению существующих здравниц, расположенных вблизи круп­ ных промышленных центров в пределах пригородных зон.

20

Рис. 8. Схемы размещения зон отдыха в пригородной зоне:

а — Киева; б — Харькова; / — территория застройки города; 2 — пригородные населенные пункты; 3 — лесные насаждения; 4 —комплексная зона отдыха; 5— зона кратковременного отдыха; 6 — зона длительного отдыха; 7 — граница ле­ сопаркового пояса; 8 — граница пригородной зоны; 9 — города-спутники.

Появились новые дома отдыха и туристские базы в пригородных зонах Киева, Харькова, в городах промышленного Донбасса, на Черноморском побережье и в Закарпатье.

Впригородных зонах крупных городов необходимо создавать больше ночных профилакториев, в которых рабочие, служащие или студенты после окончания работы или учебы могут получить отдых, необходимое лечение и бытовое обслуживание. Отдых в профилактории может дать необходимый эффект только при обеспечении хорошего транспортного обслуживания населения.

Внашей стране в пригородных зонах крупных городов созда­ ется широкая сеть мест загородного отдыха различного назначе­ ния.

21

Особое место занимает организация массового кратковремен­ ного отдыха, так как уже сейчас при сокращенном рабочем дне по субботам и воскресеньям 25—30% населения городов УССР

выезжает за город.

Организация мест загородного отдыха в пригородных зонах Киева и Харькова показаны на рис. 8.

Планировочная организация территории пригородной зоны

Планировочная организация территории пригородной зоны заключается в правильном взаимоувязанном размещении основ­ ных ее элементов с учетом развития на перспективу с соблюде­ нием всех планировочных, архитектурно-художественных, эконо­ мических, транспортных и санитарно-гигиенических требований.

Элементы пригородной зоны, кроме лесопаркового пояса, не должны быть расположены в непосредственной близости от гра­ ниц городской застройки.

Так, например, лесопарки повседневного пользования должны быть расположены в непосредственной близости от жилых райо­ нов города; лесопарки, предназначенные для эпизодического по­ сещения так же, как и однодневные дома отдыха, могут распола­ гаться в некотором удалении от городской черты; дома отдыха, санатория, пионерские лагеря могут располагаться у внешней границы пригородной зоны; поселки типа спален должны разме­ щаться ближе к городу, чем дачные поселки; овощеводческие хо­ зяйства, использующие сточные воды, нечистоты и мусор города или отбросное тепло промышленных предприятий, должны нахо­ диться вблизи от города и от источников получения тепла и от­ бросов, в то же время для молочного животноводства могут быть отведены более отдаленные районы, иногда за пределами пригородной зоны.

При размещении основных элементов пригородной зоны сле­ дует стремиться к тому, чтобы затраты времени на передвижение к городу были минимальными.

На размещение отдельных элементов пригородной зоны ока­ зывает влияние транспорт (рис. 9). Иногда отдельные участки, обслуженные пригородным транспортом, оказываются более «близкими» к городу по времени, чем не обслуженные, но ближе расположенные к городу. Это особо ярко проявляется в приго­ родных зонах Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Днепропет­ ровска и других городов УССР.

Поэтому территория пригородной зоны крупных и крупней­ ших городов членится на три пояса.

При планировке первого пояса пригородной зоны и размеще­ нии различных объектов преимущественное значение имеют са­ нитарно-гигиенические требования.

Сохранение и развитие в ближайших к городу окрестностях

22