Файл: Скотников В.А. Основы теории проходимости гусеничных мелиоративных тракторов [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
позволила найти, что при выполнении условий Я ^ 5 0 см и 2 , 5 ^
^ Г ^ Ю О |
сек среднее |
наиболее вероятное о т н о ш е н и е — ^ - : |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ртах |
|
|
|
|
при р, = р0 = const |
а э к |
= |
0,258 |
ртах; |
|||||
|
|
|
|
при |
p,i |
= |
qt |
|
|
а э к |
= |
0,216 |
р т а х ; |
|
|
|
|
при |
рт |
= |
pK |
— qt |
|
а э к = |
0,160рт а х . |
||
Отклонения значений |
|
_ ^ 2 I L _ о т |
средних величин не превышают |
||||||||||
4 — 1 1 % |
при изменении |
Ртах |
|
|
|
|
|
||||||
Т в указанных выше пределах. |
|||||||||||||
Способ |
определения |
основ- |
£ | |
|
|
|
|
||||||
ных |
показателей |
компрессион |
|
|
|
|
|
||||||
ных |
свойств |
торфа коэффици |
|
j \ \ |
|
|
|||||||
ентов е и а) |
по найденному эк |
|
|
|
|
|
|||||||
вивалентному напряжению аэк |
|
|
|
N |
|
||||||||
и по экспериментальным |
кри- |
20\ |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
||||||||||
вым |
сжимаемости |
торфа |
(рис. |
|
|
|
|
|
|||||
5.10 |
и |
5.13) |
показан |
|
на |
рис. |
|
|
|
|
|
||
5.13, б. На оси абсцисс кривых |
^ |
|
|
|
|
||||||||
сжимаемости |
различных типов |
|
|
|
|
||||||||
торфов |
откладывается величина |
|
|
|
|
|
|||||||
0 Э К , |
затем |
от полученной |
точ |
|
|
|
|
|
|||||
ки на оси абсцисс восстанавли |
|
|
|
|
|
||||||||
вается |
перпендикуляр |
до |
пере |
|
|
|
•— |
|
|||||
сечения с кривыми сжимаемо |
10 |
1 |
|
|
|||||||||
|
|
|
|||||||||||
сти и точки пересечения пере |
|
|
|
|
|
||||||||
носятся на ось ординат, на ко |
|
|
|
|
|
||||||||
торой даны |
значения |
коэффи |
|
|
|
|
|
||||||
циента |
пористости е. |
Коэффи |
|
|
|
|
|
циент уплотнения
где ен — начальный коэффици ент пористости.
j
005 |
0,1 |
015 |
0.2 |
Рис. -5.14. Кривые сжимаемости, по строенные с учетом природного дав ления на торф (по А. Ф. Печкурову).
Если кривые сжимаемости построены с учетом природногодавления р п р (рис. 5.14), то коэффициент уплотнения
аен — в — tgp,
Рпр
где р . — угол наклона к оси абсцисс спрямленного участка кри вой сжимаемости.
18а
Т а б л . 5.3. Основные параметры торфяных грунтов (по Л. С. Амаряну)
|
Показатели |
|
|
|
Верховая залежь |
|
|
|
|
Низинная залежь |
|
||||
Степень разложения R, |
% |
|
1 0 - 1 5 15—25 25—30 30—40J40—45 45—65 |
5 - 1 5 |
15—25 25—35 35—40 40—45 45—60 |
||||||||||
Вероятная |
прочность тп , |
кГс/см2 |
|
0,11 |
0,13 |
0,1 |
0,08 |
0,06 |
0,06 |
0,11 |
0,13 |
0,16 |
0,14 |
0,14 |
0,13 |
Влажность |
при насыщении Wa, % |
|
1400 |
1300 |
1200 |
1100 |
1030 |
1000 |
1300 |
1000 |
800 |
700 |
650 |
530 |
|
Начальный |
коэффициент |
пористости |
с,, |
23 |
21 |
19 |
16 |
15 |
14 |
20,8 |
16 |
12,4 |
10,8 |
9,7 |
8 |
Начальный |
модуль деформации Е0, |
KFCJCM2 |
0,58 |
0,6 |
0,62 |
0,69 |
0,68 |
0,71 |
0,6 |
0,67 |
0,85 |
0,98 |
1,04 |
1,24 |
|
Коэффициент бокового давления 5 |
|
0,11 |
0,17 |
0,2 |
0,26 |
0,3 |
0,35 |
0,17 |
0,26 |
0,4 |
0,45 |
0,48 |
0,52 |
||
Удельный |
вес, f>, г/см3 |
|
|
1,65 |
1.6 |
| 1,6 |
1,45 |
1,45 |
1,4 |
1,6 |
1,6 |
1,55 |
1,55 |
J 1,5 |
1,5 |
Определение коэффициента уплотнения по приведенным формулам дает несколько завышенные значения против истин ных, но с этой неточностью следует примириться, так как она
а
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
к |
- 0,2 |
|
Q0675\ |
|
|
|
|
|
пФ~ eo.asR |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,0Ь5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г . |
|
|
|
|
|
|
|
|
tSill |
|
|
|
|
|
0.0225 |
|
|
|
|
0. |
50 |
W |
R.% |
и |
10 |
20 |
30 |
W |
"^0 |
Рис. 5.15. Зависимость коэффициента фильтрации на глубине более 100 мм от степени разложения.
действует в запас, ориентируя конструктора на наиболее небла гоприятный случай.
Некоторые основные параметры торфяных грунтов, исполь зуемые для вычисления коэффициентов а, е, /гф и др., даны в табл. 5.3 и на рис. 5.15, а и б.
Г л а в а 6. НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГУСЕНИЦ С ГРУНТОМ
§ 6. 1. О конструировании межгусеничного пространства
болотоходных |
тракторов |
|
|
|
Из формул (4.15) — (4.17) |
и |
эпюр осадок |
(рис. |
3.24) сле |
дует, что все звенья гусениц |
погружаются в |
грунт |
на разные |
глубины, в результате чего машина при движении наклоняется в продольном направлении, т. е. имеет дифферент. Из опыта известно, что дифферент достигает 10° и зависит от длины гусе ниц, от скорости движения, эпюры нормальных давлений
исвойств грунта.
Взависимости от величины и направления дифферента одни
ите же части машины могут располагаться 'ближе или дальше от несминаемой поверхности грунта, определяя собой фактиче
ский дорожный просвет л ф а к т . В связи с этим интересен вопрос о рациональном (оптимальном) 'Конструктивном расположении
тех деталей, |
которые определяют конструктивный л д о р |
и |
факти |
ческий л ф а к т |
дорожные просветы машины, и вопрос |
о |
форме |
днища в межгусеничном пространстве. Под фактическим до
рожным просветом |
Лфакт понимается минимальное расстояние |
|
между несминаемой |
поверхностью грунта и какой-либо деталью |
|
в межгусеничном пространстве движущейся машины. |
|
|
Определим минимально допустимую величину и оптималь |
||
ное местоположение |
конструктивного дорожного просвета |
л д о р |
исходя из требования свободного прохода машины над неров
ностями высотой |
л в ы с т |
при различной осадке п з в т а х |
гусениц |
||||||||
в грунт. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вначале оценим проходимость гусеничной машины, у кото |
||||||||||
рой |
детали, определяющие конструктивный |
дорожный |
просвет |
||||||||
л д о р , |
находятся в |
одной поперечной плоскости с задними звень |
|||||||||
ями опорной ветви гусениц. |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Рассмотрим |
случай, когда л д о р < |
|
т а х |
т. е. некоторая де |
||||||
таль А, определяющая дорожный |
просвет, погружена в грунт на |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
^ з в |
, |
|
|
величину л б у л ь д = |
3 |
т а х |
|
как |
показано |
на рис. 6.1. |
|
||||
|
В этом |
случае, как следует из опыта, возникает бульдозер |
|||||||||
|
|
Л |
в |
— «дор |
|
|
|
|
|
|
ный эффект: в пространстве между гусеницами деталью А сре зается поверхностный слой грунта толщиной л 6 у л ь д , который об-
186
разует призму волочения длиной |
1вульл- |
Срезанный |
грунт |
по |
||
мере продвижения машины забивает все |
межгусеничное |
про |
||||
странство |
и машина останавливается из-за значительного сопро |
|||||
тивления, |
создаваемого бульдозированием |
призмы |
волочения, |
|||
т. е. машина теряет проходимость. |
|
|
|
|
|
|
Однако бульдозерный эффект |
может |
не возникнуть, |
если |
|||
при конструировании трактора (машины) деталь А при том |
же |
конструктивном дорожном просвете /гд о р расположить не в пло скости задних, а в плоскости передних или средних звеньев опор-
v
^Т-5ильд ж
Рис. 6.1. Влияние местоположения деталей, определяющих конструктив ный дорожный просвет, на проходимость машин.
ной ветви гусениц (положение / на рис. 6.1). В этом случае фак тический дорожный просвет Лф а к х >-0. Отсюда следует, что все детали трактора или машины, находящиеся над поверхностью грунта в межгусеничном пространстве, целесообразно распола гать так, чтобы фактический дорожный просвет был всегда по ложителен. Для этого указанные детали не должны выступать ниже некоторой габаритной поверхности Г, соединяющей в меж гусеничном пространстве крайние точки п и к, расположенные
друг от друга |
на расстоянии, равном длине L T y c опорной ветви |
|||
гусениц (рис. 6.2). Определим форму |
габаритной поверхности Г |
|||
в продольной плоскости машины. |
|
|
||
Так как на поверхности грунта могут быть отдельные неров |
||||
ности высотой |
/1в ь ,ст, примем, что пнач |
— нормальная координа |
||
та точки п— |
ftHa4= |
1 . 1 / W T - Тогда нормальная координата |
точки |
|
к= ( f t H a 4 + й з в т а х ) - |
Пусть эпюра давлений гусениц на грунт |
имеет |
вид прямоугольника. Тогда осадка гусениц в грунт любого звена
опорной ветви определится |
по выражению |
(4.15) |
_ 2РсрНа |
1 |
^ |
|
1 |
|
187