Файл: Скотников В.А. Основы теории проходимости гусеничных мелиоративных тракторов [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

получим, что

кривые

/ (рис.

5.3)

характеризуют осадку

гусениц

длиной L

r y

C

l ,

кривые 2

осадку

гусениц длиной L

r y c .

= 5 L r y C

и

кривые

3

—Z-гусз =

lOZ-гус,- Из

этого

следует, что

проходи­

мость машины

(глубина осадки гусениц в грунт) ухудшается

при

удлинении

 

гусениц (при прочих

равных

условиях). На

рис.

5.5

в

качестве

 

примера

показаны

эпюры

осадок гусениц

различ­

ной длины для случая прямоугольной эпюры нормальных дав­

лений (хд =

0).

Как

видно, при

удлинении гусениц в два раза

осадка гусениц увеличилась в 1,25 раза.

 

 

 

,0,

б

Рис. 5.5. Теоретиче­ ские эпюры осадок гусениц при различ­ ной длине гусениц лри прямоугольной

эпюре давлений:

^ - Г у С, = 2 i r y c /IQ

=

2max

 

= 1 , 2 5 V •

 

Таким образом, уменьшение скорости движения и .увеличе­ ние длины гусениц (при прочих равных условиях) способствуют увеличению глубины колеи машин. Глубина колеи машин не будет изменяться, если при удлинении гусениц соответственно повысить скорость движения. Однако из-за ряда агротехнических или агромелиоративных требований не всегда возможно ско­ рость движения и длину гусениц подобрать так, чтобы прохо­ димость машин была наилучшей. Поэтому при создании машин высокой проходимости следует соответствующим образом выби­ рать весь комплекс параметров, определяющих проходимость машин: среднее удельное давление, положение центра давления, длину и ширину гусениц и скорость движения машин.

§5.3. Зависимость проходимости машин от свойств

исостояния грунта

Из формул (4.15) — (4.19) следует, что проходимость машин зависит от компрессионных свойств торфа (а; е), от его филь­ трационных свойств ( а = f(kip; а; е)) и от толщины Н сжимаемо­ го слоя торфа. Определим степень влияния на проходимость каждого из названных факторов.

173


Примем, что изменяется толщина Я слоя торфа, а его свойства остаются неизменными. Расчеты деформаций, выпол­ ненные для различных толщин Я сжимаемого слоя (при про­ чих равных условиях), показали, что при периоде взаимодействия Г =£+00 сек осадка грунта не зависит от толщины этого слоя (табл. 5.2). Однако эта закономерность справедлива до опреде­ ленного периода взаимодействия гусениц с грунтом: пока про­ должительность действия внешней нагрузки такова, что напря­ жения в скелете грунта не успевают распространиться на всю глубину сжимаемого слоя. Если же за период взаимодействия

напряжения в скелете грунта

достигают

подстилающего слоя,

то чем больше Я, тем больше осадка гусениц в грунт.

Например, при р/ =ро = const и Т-*-оо

осадка

_

Р 0 Я «

 

 

**7 '—

1 + 8

J

 

т. е. он-а пропорциональна толщине

сжимаемого слоя.

Это положение подтверждается

и на

практике. На рис. 5.6

показана экспериментальная зависимость осадки от толщины торфа, полученная Б. Н. Янушкевичем и В. В. Кацыгиным при

буксировании трактора С-80Б. Практически на стоянках машин,

 

 

 

 

 

 

 

 

продолжительность

которых

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ч и

более,

глубина

осадки

 

 

 

 

 

 

 

 

гусениц зависит и от толщи­

 

 

 

 

 

 

 

 

ны Я сжимаемого слоя. От­

 

 

 

 

 

 

 

 

сюда

следует,

что

стоянки

 

 

 

 

 

 

 

 

болотоходных машин целесо­

Рис. 5.6. Зависимость осадки от толщи­

образно

организовывать на

ны

торфа

(но Б. Н.

Янушкевичу

 

грунте

с

малой

толщиной

 

 

и В. В. Кацыгнну).

 

 

 

 

 

 

торфа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчеты показывают,

что при

скоростях

движения

реально

существующих

тракторов

(табл.

3.4)

осадка

гусениц

в

грунт не

зависит от толщины Я сжимаемого

слоя, если Я ^ Ю О

см.

 

При Я = const, пользуясь данными табл. 4.2-—4.3, определим

осадку

гусениц

в низинный торф

следующих

трех

состояний:

а = 1 0

(Won

= 9 3 , 5 % ;

Я = 8,5%);

с = 5 ( № = 9 3 % ;

Я « 9 , 5 % )

и а =

= 1

(Й?=92%;

i? = 13%) . Для

простоты

вычислений

допустим,

 

 

 

 

сс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

что величина

в формулах

(4.15) — (4.19)

при всех трех сос-

 

 

 

1 + е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тояниях торфа не изменяется. В

действительности

указанный

параметр

несколько

увеличивается

вместе с

ростом

влажности

торфа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 5.7

приведены

эпюры

осадок

гусениц

в торф

болот

трех состояний. Осадки гусениц рассчитаны при различных сме­ щениях центра давления машин. Как видно, с ростом влажности и снижением степени разложения торфа резко увеличивается

174


tycrfl

в

О

 

 

ВО

 

 

7*60

Рис. 5.7. Теоретические эпюры оса­

док гусениц в

зависимости от

 

 

влажности и других параметров

 

торфяного

грунта.

осадка гусениц (ухудшается проходимость). Так, осадка

гусениц

в торф

влажностью №=93,5% « степенью разложения

# = 8,5%

(а—10)

в три с лишним раза превосходит осадку тех

же iyce-

ниц в торф влажностью №=92,5% и # = 1 3 % ( а = 1 ) -

Указан­

ная закономерность подтверждается и опытными данными. Из этого следует, что расчет параметров мелиоративных тракторов и машин следует выполнять исходя из условий их работы на участках болот с наибольшей эксплуатационной влажностью и с наименьшей степенью разложения торфа. На более сухих участках проходимость машин заведомо будет обеспечена.

§5. 4. Сравнение результатов анализа теоретических

иэкспериментальных эпюр осадок гусениц и способ определения осадок при сложной форме эпюр нормальных давлений

Полученные теоретические законы образования .колеи выра­ жают зависимость глубины осадки гусениц от среднего нор­ мального давления, от положения центра давления, от скорости движения, от длины гусениц и от свойств торфяного грунта, т. е. от пяти важнейших конструктивных и эксплуатационных факторов. Анализ законов образования колеи показал, что тео­ ретические формулы подтверждают разрозненные эксперимен­ тальные данные, которые до сих пор не имели достаточного тео­ ретического объяснения.

175


В полученных теоретических формулах осадка гусениц пред­ ставлена, как функция многих факторов, действующих одновре­ менно. Формулы позволяют анализировать влияние на глубину осадки изменение отдельных факторов, при прочих равных усло­ виях, и влияние сразу всех или нескольких параметров.

Характерным является полная качественная сходимость ре­ зультатов анализа теоретических и экспериментальных эпюр осадок гусениц. Например, из опыта известно, что осадка гусе­ ниц в торфяной грунт при смещении центра давления трактора назад больше, чем при смещении центра давления вперед. Этот факт иллюстрируется эпюрами давлений и осадок гусениц, пока­ занными на рис. 5.8. Теоретические формулы и соответствующие эпюры подтверждают это явление (рис. 5.1) и позволяют объяс­ нить его. При смещении центра давления вперед наибольшие нормальные давления возникают под передними звеньями опор­ ной ветви, т. е. в начальный момент взаимодействия с грунтом. Но в начальный момент, когда продолжительность взаимодей­ ствия звена гусеницы с грунтом составляет доли секунды, вся нагрузка воспринимается главным образом поровой водой. А на скелет грунта передается небольшая часть нормальных давле­ ний. Чтобы скелет грунта деформировался, поровая вода должна отфильтроваться, но для этого требуется определенное время. Поэтому осадка грунта не успевает развиться под передними звеньями-до максимальной величины за тот промежуток време­ ни, пока на грунт действуют наибольшие давления. С течением времени нормальные давления (при смещении центра давления вперед) уменьшаются. Это способствует ухудшению фильтра­ ции воды из грунта и, хотя осадка продолжает расти, наиболь­ шая ее величина остается меньше, чем под трактором при сме­ щении центра давления назад и при прочих равных условиях.

При смещении центра давления назад продолжительность контакта каждого гусеничного звена с грунтом и увеличение нормальных давлений нарастают постепенно вдоль длины гусе­ ниц, поэтому осадка грунта непрерывно возрастает и в конце периода взаимодействия достигает наибольшего возможного значения.

В этом же явлении (невозможность мгновенного отфильтровывания воды из грунта под действием давления) находит свое объяснение и зависимость глубины осадки от скорости движе­ ния и длины гусениц.

Сопоставление теоретических эпюр осадок гусениц, полу­ ченных по вышеприведенным формулам, и реальных эпюр оса­ док показывает, что теоретические зависимости соответствуют и отражают объективно существующие зависимости осадки от ряда конструктивно-эксплуатационных параметров.

По теоретическим формулам осадка гусениц зависит от по­ ложения центра давления (рис. 5.1), и опыт подтверждает эту зависимость (рис. 5.8). По теоретическим формулам осадка

176


а

Q5Lrvc

G

-

-L—L

0

0,2 z

Ь.мм

L r v c

*2780

L r y e

*2780

Q5Lryc fc

i 4

Рис. 5.8. Эпюры давлений и осадок гусениц тракторов КД-35 (по В. А. Порошкову) и Т- 100МБ при смещении центра давления вперед (сплошные

линии) и назад (штриховые линии):

а, б — трактор КД-35; в —трактор Т-100МБ; г — то же с кииавокопателем КФН-1200.

уменьшается при увеличении скорости движения (рис. 5.3), и практика подтверждает это явление (рис. 3.24—3.25). По теоре­ тическим законам (рис. 5.7) осадка в значительной степени уве­ личивается с ростом влажности торфяного грунта, и опыт убе­ дительно доказывает это положение (рис. 3.24—3.25).

Таким образом, основные законы образования колеи, полу­ ченные на основе теоретических предпосылок, эксперименталь­

ных данных и некоторых

допущений,

достоверно

отражают

 

 

L мм

общие качественные

зависимо­

 

 

сти (а в ряде случаев и количе­

 

 

 

 

 

 

ственные)

глубины

осадки

гу­

 

 

 

сениц от основных конструктив­

 

 

 

ных и эксплуатационных пара­

 

 

 

метров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

количественной

оценки

 

 

 

осадки

гусениц

тракторов со

 

 

 

сложной

формой эпюры

нор­

 

 

 

мальных давлений (из-за боль­

 

 

 

ших значений

lK/t3B,

вида

под­

 

 

 

вески катков и т. п.)

необходи­

 

 

 

мо соответствующим

образом

 

 

 

применять

полученные

основ­

 

 

 

ные формулы

для

определения

 

 

 

осадки.

Это

позволит

учесть

 

 

 

еще один конструктивный пара­

 

 

 

метр — отношение шага опор­

 

 

 

ных катков к шагу звеньев.

 

 

 

Определение осадок гусениц

 

 

 

при любом законе изменения во

 

 

 

времени

нормальных

давлений

\

I

 

следует

выполнять,

 

используя

 

 

 

метод,

предложенный

В.

А.

Рис. 5.9. Метод построения теоре­

Флориным. Суть

этого

метода

тической осадки гусениц при слож­

применительно

к

подвижным

ной форме этноры нормальных

машинам состоит ш вычислении

давлений.

 

 

осадок под

отдельными

участ­

ками длины и в последовательном суммировании этих

осадок.

На рис. 5.9 предлагаемый метод иллюстрируется

графически.

Приближенная эпюра нормальных давлений

(рис. 5.9, а),

полу­

ченная линейно-кусочной

 

аппроксимацией

 

натурной

эпюры,

расчленяется на совокупность взаимно сдвинутых или действую­ щих одновременно линейно-изменяющихся нормальных давле­ ний 1, 2, 3, 4, 10 (рис. 5.9, б), описываемых тремя уравнениями вида:

р = const; p = qt; р = ртах qt.

После этого вычисляется осадка гусениц для каждого из указан­ ных участков в зависимости от продолжительности t действия

178