Файл: Скотников В.А. Основы теории проходимости гусеничных мелиоративных тракторов [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пользуясь формулой (4.15) и некоторыми исходными дан­ ными, можно выбрать тип машины (двухгусеиичная или сочле­ ненная) и рассчитать ту или иную группу основных .параметров гусеничной машины. Поясним это на примере.

Определим по формуле (4.15) осадки машин с различной длиной гусениц при нескольких значениях удельного давления Ро3, получаемого уширением гусениц. По найденным осадкам построим график функциональной зависимости переменных па­ раметров ро., Qo2 и Во, при L r y c 2 = nLryCl от осадки ho, в грунт. Здесь п — любое наперед заданное положительное чис­

ло. График, построенный для случая

L r y

c , = 2 L r y C l ,

показан

на рис. 6.24. На нем по оси абсцисс отложены

отношения

осадок,

а по оси ординат — отношения средних давлений и нормальных

нагрузок. Принято, что

Ро,,

Qo,, B0l и hol — это

параметры

двухгусеничной эталонной машины с длиной гусениц

L r y c i , для

которой известна осадка в грунт. На графике линия

/ изобра-

жает зависимость отношения

— - ,

а линия

/ / — зависимость

 

 

Qo,

 

 

 

от относительной осадки

<VAV-

 

 

Ро,

 

 

 

 

 

С помощью графика

(рис. 6.24)

можно

решать

ряд задач,

связанных с оценкой проходимости проектируемых и эксплуати­ руемых машин. Например, можно по заданной допустимой осад­ ке ho,m3x гусениц и известной осадке /in эталонной машины определить допустимую нормальную нагрузку Qo, сочлененной

машины с ^ г у с с о ч = 2 L r y C l или нового двухгусеничного

болотоход-

ного трактора; определить ширину В0. его гусениц

и среднее

допустимое удельное давление на грунт. Для этого из точки на оси абсцисс, соответствующей заданному отношению Zio./Zio, (на рис. 6.24 оно равно 0,7), необходимо восстановить перпенди­ куляр, линия которого пересечет лучи / и I I . Из точек пересече­ ния опустить перпендикуляр на оси ординат, как показано стрел­

ками на графике, и на осях

ординат

получать

данные

QoJQo

при различной ширине Во,

гусениц.

 

 

 

Кроме этого, можно по

заданным наибольшей нормальной

нагрузке Qo. и среднему

допустимому давлению ро,

опреде­

лить, какая требуется ширина В0

гусениц и

какая при этом

получится их осадка

ho, в грунт. Также по заданным значениям

Qo, и h0, можно определить требуемые размеры

гусениц.

 

Таким

образом,

зная параметры эталонной

машины

(Qo,,

Ро„ h0l, Вг

и L r y C i )

и пользуясь формулой (4.15), можно

рас­

считать основные характеристики создаваемой машины как двухгусеничной, так и сочлененной, и оценить степень проходи­ мости любой машины, не проводя полевых испытаний.

222


§ 6.5. Методика исследований проходимости болотоходных тракторных агрегатов

В практике испытаний, проводимых на МИС, и в литературе до сих пор нет единой методики проведения испытаний на про­ ходимость болотоходных тракторных агрегатов. Вместе с тем основные законы процесса взаимодействия гусениц с грунтом и результаты ряда исследований последних лет позволяют наме­ тить единый подход к испытаниям проходимости машин.

Введение обоснованного единого метода позволит проводить сравнительную оценку проходимости новых машин, испытывае­ мых в различных зонах страны. Кроме того, появится возмож­ ность накопить сопоставимые данные о проходимости и тяговосцепных свойствах болотоходных машин и определить пути улуч­ шения названных качеств этих машин.

При любых испытаниях регламентируются оценочные изме­

рители,

замеряемые

параметры, измерительное

оборудование,

условия

испытаний.

 

 

О ц е н о ч н ы е

и з м е р и т е л и призваны

объективно ха­

рактеризовать проходимость машин. Из основных законов обра­ зования колеи и опыта исследований следует, что проходимость машин по болоту определяется глубиной и характером погруже­ ния гусениц в грунт. Поэтому эпюра h3B осадки гусениц в грунт — один из основных оценочных измерителей проходимо­ сти. По ней определяются величина и характер дифферента ма­ шины, максимальная глубина п з в т а х погружения гусеницы в грунт и коэффициент, учитывающий потери на вертикальное прессование грунта

и являющийся одним из показателей

степени проходимости бо­

лотоходных

машин.

Однако эпюра

осадки

гусениц

и

потери

на

прессование

грунта

оценивают,

но

не

объясняют

 

причин

той

или иной

степени

проходимости

исследуемой

машины.

Из основных

законов

образования

 

колеи

следует,

что глу­

бина

и характер осадки гусениц

зависят

от среднего

удель­

ного давления на грунт и равномерности их распределения

вдоль

гусениц. Это

подтверждается и опытными данными. Например,

у трактора

Т-100МБ

с

навесным

канавокопателем КФН-1200

при значительном смещении центра давления назад глубина по­ гружения гусениц в торф была такова, что машина теряла про­ ходимость, утопая в болоте. Установкой противовеса спереди трактора центр давления указанной машины был приближен к средине опорной поверхности гусениц. Это позволило улуч­ шить проходимость трактора (уменьшить глубину колеи), не­ смотря на некоторое увеличение среднего удельного давления. Поэтому при исследовании проходимости следует замерять так­ же эпюру нормальных давлений (закон нагружения поверхности

223


грунта гусеницами). По ней определяют среднее

р с р и макси­

мальное р т а х

давление, нормальную нагрузку

на

гусеницы Q,

смещение хд

центра давления относительно средины опорной по­

верхности гусениц и фактическую длину L r y c

опорной ветви

гусениц.

 

 

 

Из формул (4.15) — (4.19) следует, что глубина погружения гусениц зависит также от свойств и состояния грунта и от пе­ риода взаимодействия гусениц с грунтом. Опытные данные под­ тверждают теоретические расчеты. Например, при движении ка­ навокопателя КФН-1200 по торфу влажностью 80% осадка гу­ сениц в грунт составляла 100 мм, а при движении с той же скоростью по торфу влажностью 86%—270 мм, или при движе­ нии тракторного агрегата по болоту влажностью 80% со ско­ ростью 2,36 км/ч гусеницы погружались в торф на 100 мм, а при скорости 0,06 км/ч и при прочих равных условиях осадка гусениц увеличилась до 180 мм. Поэтому при исследовании проходимо­ сти следует замерять скорость v движения и свойства грунта (влажность, плотность, степень разложения и толщину торфа).

Для опытного определения предельно допустимой глубины погружения /гд о п гусениц в грунт (как оценочного измерителя проходимости) в различных эксплуатационных условиях необ­ ходимо изменять все параметры, от которых зависит глубина осадки гусениц: эпюру нормальных давлений, свойства грунта и скорость движения исследуемой машины. Изменение двух по­ следних параметров производится простым выбором участков грунта для испытаний и переключением передач в трансмиссии трактора. Характер эпюры нормальных давлений у конкретного тракторного агрегата (положение центра давления) в процессе эксплуатации машины зависит от тягового режима ее работы. Поэтому при исследовании проходимости требуется изменять тя­ говое сопротивление орудий от нуля до наибольшего значения. Это обязывает замерять еще один параметр — тяговое сопротив­ ление орудия: Р к р или Тх (сопротивление навесного орудия).

При предельно больших значениях тягового сопротивления орудий на задернелых участках болота может оказаться, что на проходимость машины будет влиять не только положение цент­ ра давления, но и величина буксования гусениц. Дело в том, что при значительном буксовании происходит выгребание грунта из-под гусениц и разрушение наиболее прочного несущего дерно­ вого покрова или верхнего слоя болота. Наибольшему разруше­ нию подвержена поверхность болота под задними звеньями опорной ветви гусениц. В этом месте как бы уменьшается («исчезает») опорная поверхность грунта под гусеницами, и по­ этому гусеницы погружаются глубже чем на /гд о п . Машина те­ ряет проходимость. По результатам испытаний надо знать пре­ дельно допустимую по условиям проходимости величину буксо-' вания 6 M n , и для этого требуется ее замерять. Так как буксование зависит от касательной силы тяги гусениц, равной сумме силы

224


сопротивления перекатыванию тракторного агрегата и полезной силы тяги, то при испытании .на проходимость целесообразно за­

мерять

не только полезную

силу тяги

Ркр

или Тх,

но

и каса­

тельную

силу

тяги гусениц

2

Тзв,

где

Тзв

касательная ре­

акция грунта

на одно звено опорной ветви гусеницы.

 

 

Помимо указанного, проходимость машин может быть огра­

ничена из-за малой величины

и

 

неправильного

расположения

д о р

конструктивного дорожного

 

просвета,

если

его

величина л

местоположение выбраны не в соответствии с законами

образо­

вания колеи

(см. § 6.1). В

подобных

случаях

целесообразно

ввести дополнительный критерий

 

проходимости

 

 

 

 

 

 

• /

=

^Д°Р

,

 

 

 

 

1 СЧ

 

 

 

ka

 

 

 

 

 

 

(6.16)

 

 

 

 

 

"факт

 

 

 

 

 

 

где

Лфакт фактический дорожный

просвет под

той

деталью

 

 

в межгусеничном пространстве, которая при движе­

 

 

нии испытываемой машины наиболее близко рас­

 

 

положена к поверхности

грунта.

 

 

 

 

Таким образом, при исследовании

проходимости болотоход­

ных тракторных агрегатов должны быть замерены:

 

 

1)эпюра пза погружения гусениц в грунт;

2)эпюра р нормальных давлений гусениц;

3)показатели свойств и состояния грунта: влажность W,

плотность (7, степень разложения R и толщина торфа Я;

4)

период •7'= — ^ р - взаимодействия

гусениц с грунтом;

5)

тяговое сопротивление

прицепного

Ркр или навесного Тх

орудия;

 

 

6)

касательная сила тяги

2 7 з в гусениц;

7)

буксование б гусениц.

 

 

Все эти параметры взаимосвязаны и поэтому должны изме­ ряться одновременно. По результатам замеров определяются величины:

Хд . ,

v = • £гус

h.3D max

коэффициент смещения центра давления, характеризующий компоновку машины и силовое воздействие рабочих орудий;

-коэффициент сопротивления грунта верти­ кальному прессованию;

—б) — к.п.д. ходовой части машины, харак­ теризующий тягово-сцепные свойст­ ва исследуемой машины;

к.п.д. ходовой части машины, характери­ зующий тягово-сцепные свойства иссле­ дуемой машины;

8 Зак. 10-12

225