Файл: Скотников В.А. Основы теории проходимости гусеничных мелиоративных тракторов [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
Пользуясь формулой (4.15) и некоторыми исходными дан ными, можно выбрать тип машины (двухгусеиичная или сочле ненная) и рассчитать ту или иную группу основных .параметров гусеничной машины. Поясним это на примере.
Определим по формуле (4.15) осадки машин с различной длиной гусениц при нескольких значениях удельного давления Ро3, получаемого уширением гусениц. По найденным осадкам построим график функциональной зависимости переменных па раметров ро., Qo2 и Во, при L r y c 2 = nLryCl от осадки ho, в грунт. Здесь п — любое наперед заданное положительное чис
ло. График, построенный для случая |
L r y |
c , = 2 L r y C l , |
показан |
на рис. 6.24. На нем по оси абсцисс отложены |
отношения |
осадок, |
а по оси ординат — отношения средних давлений и нормальных
нагрузок. Принято, что |
Ро,, |
Qo,, B0l и hol — это |
параметры |
||
двухгусеничной эталонной машины с длиной гусениц |
L r y c i , для |
||||
которой известна осадка в грунт. На графике линия |
/ изобра- |
||||
жает зависимость отношения |
— - , |
а линия |
/ / — зависимость |
||
|
|
Qo, |
|
|
|
от относительной осадки |
<VAV- |
|
|
||
Ро, |
|
|
|
|
|
С помощью графика |
(рис. 6.24) |
можно |
решать |
ряд задач, |
связанных с оценкой проходимости проектируемых и эксплуати руемых машин. Например, можно по заданной допустимой осад ке ho,m3x гусениц и известной осадке /in эталонной машины определить допустимую нормальную нагрузку Qo, сочлененной
машины с ^ г у с с о ч = 2 L r y C l или нового двухгусеничного |
болотоход- |
ного трактора; определить ширину В0. его гусениц |
и среднее |
допустимое удельное давление на грунт. Для этого из точки на оси абсцисс, соответствующей заданному отношению Zio./Zio, (на рис. 6.24 оно равно 0,7), необходимо восстановить перпенди куляр, линия которого пересечет лучи / и I I . Из точек пересече ния опустить перпендикуляр на оси ординат, как показано стрел
ками на графике, и на осях |
ординат |
получать |
данные |
QoJQo |
при различной ширине Во, |
гусениц. |
|
|
|
Кроме этого, можно по |
заданным наибольшей нормальной |
|||
нагрузке Qo. и среднему |
допустимому давлению ро, |
опреде |
||
лить, какая требуется ширина В0„ |
гусениц и |
какая при этом |
получится их осадка |
ho, в грунт. Также по заданным значениям |
|||
Qo, и h0, можно определить требуемые размеры |
гусениц. |
|
||
Таким |
образом, |
зная параметры эталонной |
машины |
(Qo,, |
Ро„ h0l, Вг |
и L r y C i ) |
и пользуясь формулой (4.15), можно |
рас |
считать основные характеристики создаваемой машины как двухгусеничной, так и сочлененной, и оценить степень проходи мости любой машины, не проводя полевых испытаний.
222
§ 6.5. Методика исследований проходимости болотоходных тракторных агрегатов
В практике испытаний, проводимых на МИС, и в литературе до сих пор нет единой методики проведения испытаний на про ходимость болотоходных тракторных агрегатов. Вместе с тем основные законы процесса взаимодействия гусениц с грунтом и результаты ряда исследований последних лет позволяют наме тить единый подход к испытаниям проходимости машин.
Введение обоснованного единого метода позволит проводить сравнительную оценку проходимости новых машин, испытывае мых в различных зонах страны. Кроме того, появится возмож ность накопить сопоставимые данные о проходимости и тяговосцепных свойствах болотоходных машин и определить пути улуч шения названных качеств этих машин.
При любых испытаниях регламентируются оценочные изме
рители, |
замеряемые |
параметры, измерительное |
оборудование, |
условия |
испытаний. |
|
|
О ц е н о ч н ы е |
и з м е р и т е л и призваны |
объективно ха |
рактеризовать проходимость машин. Из основных законов обра зования колеи и опыта исследований следует, что проходимость машин по болоту определяется глубиной и характером погруже ния гусениц в грунт. Поэтому эпюра h3B осадки гусениц в грунт — один из основных оценочных измерителей проходимо сти. По ней определяются величина и характер дифферента ма шины, максимальная глубина п з в т а х погружения гусеницы в грунт и коэффициент, учитывающий потери на вертикальное прессование грунта
и являющийся одним из показателей |
степени проходимости бо |
||||||||||
лотоходных |
машин. |
Однако эпюра |
осадки |
гусениц |
и |
потери |
|||||
на |
прессование |
грунта |
оценивают, |
но |
не |
объясняют |
|
причин |
|||
той |
или иной |
степени |
проходимости |
исследуемой |
машины. |
||||||
Из основных |
законов |
образования |
|
колеи |
следует, |
что глу |
|||||
бина |
и характер осадки гусениц |
зависят |
от среднего |
удель |
|||||||
ного давления на грунт и равномерности их распределения |
вдоль |
||||||||||
гусениц. Это |
подтверждается и опытными данными. Например, |
||||||||||
у трактора |
Т-100МБ |
с |
навесным |
канавокопателем КФН-1200 |
при значительном смещении центра давления назад глубина по гружения гусениц в торф была такова, что машина теряла про ходимость, утопая в болоте. Установкой противовеса спереди трактора центр давления указанной машины был приближен к средине опорной поверхности гусениц. Это позволило улуч шить проходимость трактора (уменьшить глубину колеи), не смотря на некоторое увеличение среднего удельного давления. Поэтому при исследовании проходимости следует замерять так же эпюру нормальных давлений (закон нагружения поверхности
223
грунта гусеницами). По ней определяют среднее |
р с р и макси |
||
мальное р т а х |
давление, нормальную нагрузку |
на |
гусеницы Q, |
смещение хд |
центра давления относительно средины опорной по |
||
верхности гусениц и фактическую длину L r y c |
опорной ветви |
||
гусениц. |
|
|
|
Из формул (4.15) — (4.19) следует, что глубина погружения гусениц зависит также от свойств и состояния грунта и от пе риода взаимодействия гусениц с грунтом. Опытные данные под тверждают теоретические расчеты. Например, при движении ка навокопателя КФН-1200 по торфу влажностью 80% осадка гу сениц в грунт составляла 100 мм, а при движении с той же скоростью по торфу влажностью 86%—270 мм, или при движе нии тракторного агрегата по болоту влажностью 80% со ско ростью 2,36 км/ч гусеницы погружались в торф на 100 мм, а при скорости 0,06 км/ч и при прочих равных условиях осадка гусениц увеличилась до 180 мм. Поэтому при исследовании проходимо сти следует замерять скорость v движения и свойства грунта (влажность, плотность, степень разложения и толщину торфа).
Для опытного определения предельно допустимой глубины погружения /гд о п гусениц в грунт (как оценочного измерителя проходимости) в различных эксплуатационных условиях необ ходимо изменять все параметры, от которых зависит глубина осадки гусениц: эпюру нормальных давлений, свойства грунта и скорость движения исследуемой машины. Изменение двух по следних параметров производится простым выбором участков грунта для испытаний и переключением передач в трансмиссии трактора. Характер эпюры нормальных давлений у конкретного тракторного агрегата (положение центра давления) в процессе эксплуатации машины зависит от тягового режима ее работы. Поэтому при исследовании проходимости требуется изменять тя говое сопротивление орудий от нуля до наибольшего значения. Это обязывает замерять еще один параметр — тяговое сопротив ление орудия: Р к р или Тх (сопротивление навесного орудия).
При предельно больших значениях тягового сопротивления орудий на задернелых участках болота может оказаться, что на проходимость машины будет влиять не только положение цент ра давления, но и величина буксования гусениц. Дело в том, что при значительном буксовании происходит выгребание грунта из-под гусениц и разрушение наиболее прочного несущего дерно вого покрова или верхнего слоя болота. Наибольшему разруше нию подвержена поверхность болота под задними звеньями опорной ветви гусениц. В этом месте как бы уменьшается («исчезает») опорная поверхность грунта под гусеницами, и по этому гусеницы погружаются глубже чем на /гд о п . Машина те ряет проходимость. По результатам испытаний надо знать пре дельно допустимую по условиям проходимости величину буксо-' вания 6 M n , и для этого требуется ее замерять. Так как буксование зависит от касательной силы тяги гусениц, равной сумме силы
224
сопротивления перекатыванию тракторного агрегата и полезной силы тяги, то при испытании .на проходимость целесообразно за
мерять |
не только полезную |
силу тяги |
Ркр |
или Тх, |
но |
и каса |
|||||||
тельную |
силу |
тяги гусениц |
2 |
Тзв, |
где |
Тзв |
— |
касательная ре |
|||||
акция грунта |
на одно звено опорной ветви гусеницы. |
|
|||||||||||
|
Помимо указанного, проходимость машин может быть огра |
||||||||||||
ничена из-за малой величины |
и |
|
неправильного |
расположения |
|||||||||
/гд о р |
конструктивного дорожного |
|
просвета, |
если |
его |
величина л |
|||||||
местоположение выбраны не в соответствии с законами |
образо |
||||||||||||
вания колеи |
(см. § 6.1). В |
подобных |
случаях |
целесообразно |
|||||||||
ввести дополнительный критерий |
|
проходимости |
|
|
|
||||||||
|
|
|
• / |
= |
-г |
^Д°Р |
, |
|
|
|
|
1С 1 СЧ |
|
|
|
|
ka |
|
|
|
|
|
|
(6.16) |
|||
|
|
|
|
|
"факт |
|
|
|
|
|
|
||
где |
Лфакт — фактический дорожный |
просвет под |
той |
деталью |
|||||||||
|
|
в межгусеничном пространстве, которая при движе |
|||||||||||
|
|
нии испытываемой машины наиболее близко рас |
|||||||||||
|
|
положена к поверхности |
грунта. |
|
|
|
|||||||
|
Таким образом, при исследовании |
проходимости болотоход |
|||||||||||
ных тракторных агрегатов должны быть замерены: |
|
|
1)эпюра пза погружения гусениц в грунт;
2)эпюра р нормальных давлений гусениц;
3)показатели свойств и состояния грунта: влажность W,
плотность (7, степень разложения R и толщина торфа Я;
4) |
период •7'= — ^ р - взаимодействия |
гусениц с грунтом; |
|
5) |
тяговое сопротивление |
прицепного |
Ркр или навесного Тх |
орудия; |
|
|
|
6) |
касательная сила тяги |
2 7 з в гусениц; |
|
7) |
буксование б гусениц. |
|
|
Все эти параметры взаимосвязаны и поэтому должны изме ряться одновременно. По результатам замеров определяются величины:
Хд . ,
v = • £гус
h.3D max
—коэффициент смещения центра давления, характеризующий компоновку машины и силовое воздействие рабочих орудий;
-коэффициент сопротивления грунта верти кальному прессованию;
—б) — к.п.д. ходовой части машины, харак теризующий тягово-сцепные свойст ва исследуемой машины;
—к.п.д. ходовой части машины, характери зующий тягово-сцепные свойства иссле дуемой машины;
8 Зак. 10-12 |
225 |