Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
с рукояткой. Поворачивая рукоятку по сектору можно изменять положение пружины 7 относительно рычага 6 на 90°, что позволяет добиться необходимой степени не равномерности вращения, обеспечивающей параллель ную работу дизель-генераторов.
Катаракт 8 служит для затухания колебаний топлив ной рейки при ее перемещении, а также для повышения устойчивости процесса регулирования. Он состоит из ци линдра, разделенного на две полости поршеньком, кото рый с помощью пружины и рычагов связан с рейкой топ ливного насоса. Обе полости цилиндра заполнены мас лом и соединяются между собой игольчатым клапаном 9.
Степень торможения |
катаракта зависит |
от сопротивле |
|||
ния при перетекании |
масла |
из одной |
полости |
в другую. |
|
Изменяя проходное |
сечение |
клапана |
9, |
т. е. |
вворачивая |
или выворачивая регулировочную иглу, можно изменять степень торможения катаракта.
Остановка двигателя производится поворотом руко ятки 12, которая перемещает зубчатую рейку 11 топлив ного насоса влево на «нулевую подачу» и сжимает при этом пружину 10.
Число оборотов у дизелей, служащих для привода электрогенераторов, регулируют в небольших диапазо
нах, |
обеспечивающих равенство |
оборотов |
дизелей |
при |
|
их |
параллельной работе путем |
изменения |
натяжения |
||
пружин с помощью винта 5. |
|
|
|
||
В судовых дизелях, служащих для привода гребного |
|||||
винта, число |
оборотов гребного |
вала регулируется |
все- |
||
режимным |
регулятором путем |
изменения |
натяжения |
главной пружины 3. Но вместо винта 5 применяется ру коятка управления, которая поворачивается по зубчато му сектору и через шестерню перемещает рейку-толка тель, действующую на пружину 3 и изменяющую ее на тяжение. С помощью этой рукоятки производится и ос
тановка |
дизеля путем |
перевода топливной рейки |
/ / |
на |
||
«нулевую подачу», поэтому |
рукоятка 12 |
отсутствует. |
||||
При регулировании числа оборотов главных судовых |
||||||
дизелей |
допускаемая |
степень |
неравномерности |
враще |
||
ния вала |
больше, чем |
у дизель-генераторов, |
поэтому |
у |
всережимного регулятора отсутствует катаракт, а допол
нительная |
пружина 7 закреплена в одном |
положении, |
обеспечивающем степень неравномерности |
вращения |
|
в пределах |
5—7%. |
|
12S
Кроме механических всережимных регуляторов с из меняющимся натяжением пружины применяются регу ляторы с постоянным предварительным натяжением ее.
Устройство для изменения числа оборотов главных судовых дизелей 1ЧСП 10,5/13 и 2ЧСП 10,5/13, имею щих однорежимные предельные регуляторы с постоян ным натяжением пружины, показано на рис. 66.
Количество подаваемого топлива изменяется в ре зультате перемещения упора 5 рычага 4 вправо или вле во. Рычаг 4 с помощью шарнирного соединения упира-
6
Рис. 66. Устройство для изменения числа оборотов двигателя при наличии однорежимного регулятора.
ется в тягу 3, противоположный конец которой соединен с рукояткой 2 через эксцентрик 1. Верхний конец рыча
га 4 связан с |
зубчатой |
рейкой |
топливного |
насоса, а |
||
нижний — через систему |
тяг с муфтой 6 чувствительно |
|||||
го элемента регулятора. |
Поворотом |
рукоятки 2 тяга 3 |
||||
перемещается |
вправо или влево и поворачивает рычаге, |
|||||
верхний |
конец |
которого |
передвигает |
рейку |
топливного |
|
насоса, |
уменьшая или увеличивая |
подачу топлива. |
ПРОДУВОЧНЫЕ НАСОСЫ ДВУХТАКТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Продувочный насос служит для создания избыточно го давления воздуха и подачи его в цилиндры двигателя. По устройству и принципу действия продувочные насо-
9—180 |
129 |
сы делятся на поршневые, центробежные, роторно-ло- пастные и подпоршневые.
Схема работы роторнб-лопастного продувочного на соса с двумя и тремя лопастями дана на рис. 67. Два ротора располагаются в одном корпусе таким образом, что лопасть одного входит в выемку второго. Валы ро торов связаны между собой и с коленчатым валом дви гателя шестеренчатой передачей и при работе враща ются в противоположные стороны. Между корпусом
а |
б |
Рис. 67. Схема роторно-лопастного проду вочного насоса:
а — с двумя лопастями, б — с тремя лопастями.
и роторами имеется зазор 0,02—0,08 мм.' Чтобы этот за зор при работе насоса не изменялся в результате нагре вания деталей, роторы и корпус изготавливают из одно го материала (часто используют алюминиевые сплавы).
При вращении верхнего ротора по часовой стрелке в полости А происходит разрежение, поэтому воздух из окружающей среды поступает в корпус насоса и запол няет объем В, а в положении роторов, когда в выемку между лопастями верхнего входит лопасть нижнего, воз дух в полости Б сжимается и вытесняется в продувоч ный рессивер двигателя. Давление воздуха, создаваемое
продувочным |
насосом, находится в пределах |
1,2— |
1,25 кгс/см2 |
(0,12—0,125 МПа) при числе оборотов |
ро |
тора от 1000 до 6000 в минуту. |
|
Роторно-лопастные продувочные насосы применяют ся на различных типах двигателей, например, на двух тактных судовых дизелях типа Д 19/30. Основным недо-
130
статном роторно-лопастных насосов |
является повышен |
ный шум при работе. Общий уровень |
шума складывается |
из шума при всасывании, шума из-за пульсации потока |
воздуха, шума на выходе, шума из-за |
ударов воздуха |
о корпус при резком сжатии и шума |
при перетекании |
воздуха из нагнетательной полости во всасывающую че рез зазоры между корпусом и роторами.
Для уменьшения шума при работе применяют специ альные глушители при всасывании воздуха, звукоизоля цию воздушных ресиверов и роторы винтовой формы. У насосов с винтовыми роторами понижается пульсация, потока воздуха, так как объем рабочих полостей умень шается и увеличивается постепенно.
Подпоршневые насосы применяют как основные про дувочные на двигателях небольшой мощности (напри мер, 2ДСП, 16,5/20) или как дополнительная ступень сжатия наддувочного воздуха на двигателях большой мощности (например, Д К Р Н 76/160).
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
Система охлаждения двигателя служит для отвода тепла от деталей цилиндро-поршневой группы, воспри нимаемого ими от газов при сгорании топлива и от мас ла с целью поддержания их температуры, обеспечиваю щей длительную эксплуатацию. Системы охлаждения делятся на два типа: проточную систему охлаждения за бортной водой и замкнутую циркуляционную систему охлаждения пресной водой.
Проточная система более проста и удобна в эксплуа тации, но имеет ряд недостатков, исключающих ее широ кое применение. Основными из них являются: низкая температура забортной воды, поступающей в рубашки двигателя, невозможность повышения температуры во ды на выходе из двигателя выше 45—50° С, так как это вызовет повышенное выпадение солей в осадок на по верхностях охлаждения и ухудшение эффективности от вода тепла; загрязнение зарубашечного пространства и нарушение режима охлаждения.
Охлаждение двигателя водой невысокой температу ры так же отрицательно влияет на его экономичность, так как увеличивается доля тепла (от всего тепла, вы деленного -при сгорании топлива), отводимого от дви-
9*
гателя с охлаждающей водой, и уменьшается количество тепла, используемого для совершения полезной работы.
При использовании для охлаждения двигателя воды низкой температуры создаются высокие температурные перепады на входе и выходе воды из двигателя и уве
личиваются в связи с этим' |
термические |
напряжения |
||
в цилиндровых втулках и крышках. |
Для |
уменьшения |
||
разности температуры |
воды, |
|||
входящей |
в рубашку |
и вы |
||
ходящей, из нее, в проточных |
||||
системах |
охлаждения |
иног |
||
да |
часть |
воды, |
выходящей |
|
из |
двигателя, |
перепускают |
||
опять в рубашку. |
|
|
|
|
7~\ |
|
т |
|
Ь |
|
|
|
|
л |
/ |
|
|
|
; Рис. |
68. Схема |
системы охлаж |
|
дения дизелей 6412/24. |
||
' Замкнутая |
циркуляционная |
система |
охлаждения |
пресной водой |
позволяет: |
|
|
повысить температуру охлаждающей воды в рубаш ках двигателя до 75—85° С и уменьшить долю тепла, от
водимую от двигателя с охлаждающей водой; |
|
|
|
повысить температуру |
охлаждающей воды |
на |
входе |
в рубашку двигателя до 60—70° С и уменьшить |
терми |
||
ческие напряжения в цилиндровых.втулках и |
крышках; |
||
уменьшить загрязнение |
полостей рубашек |
охлажде |
|
ния и коррозийный износ |
цилиндровых втулок. |
|
Замкнутая циркуляционная система охлаждения ди зелей 6ЧСП 12/14 с камерой в поршне состоит из двух контуров: внутреннего и внешнего (рис. 68).
132
Внутренний контур включает в себя рубашки охлаж дения двигателя, циркуляционный насос 6, расширитель ный бак 10, холодильник 7 для воды (а в некоторых си стемах и фильтр-холодильник 4 для масла), выпускной коллектор 14 и термостат 8 для автоматического регу лирования температуры воды.
Внешний контур состоит из водозаборного устройст ва (кингстонов) насоса 2 забортной воды, водяного хо лодильника 7 и масляного фильтр-холодильника 4.
Насос 2 забортной воды засасывает воду из-за борта через кингстонный клапан и сетчатый фильтр 1\\ направ ляет ее в масляный фильтр-холодильник 4 с маномет ром 5. Для залива корпуса центробежного насоса водой перед пуском имеется кран 3. После масляного фильтрхолодильника забортная вода поступает в холодиль ник 7 пресной воды и, пройдя его, сливается через пат рубок 12 за борт.
Пресная вода подается в рубашки охлаждения дизе ля циркуляционным насосом 6 по дифференциальной трубе 13, расположенной в боковом канале блока ци линдров. После охлаждения цилиндровых втулок вода поступает через соединительные каналы в блоке к ци линдровым крышкам, а затем на охлаждение газовы пускного коллектора 14 и после этого в расширительный бак 10.
На расширительном баке 10 установлен термостат 5 для автоматического поддерживания постоянной темпе ратуры воды в системе охлаждения независимо от на грузки. Так, при температуре воды выше 70° С он на правляет ее полностью в холодильник 7, а при темпе ратуре ниже 70° С направляет полностью или частично, минуя холодильник, к всасывающему патрубку цирку ляционного насоса 6.
Расширительный бак 10 служит для пополнения си стемы водой в случае небольших утечек и для обеспе чения свободного изменения объема воды при нагрева нии. Он снабжен водомерным стеклом, на котором обо значены верхний уровень воды В и нижний уровень во
ды |
Б,заливочной |
горловиной А, |
пароотводной трубкой |
/ / |
и штуцером |
для установки |
датчика 9 термометра |
воды. |
|
|
Устройство термостата быстроходного дизеля 6ЧСП 15/18 показано на рис. 69, Чувствительным элементом
133