Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

конце имеет муфту 3 для присоединения механизма от­ бора мощности двигателя. На другом конце этого вала

закреплена

фрикционная полумуфта,

которая

состоит

из двух дисков 4, соединенных

между

собой

болтами

и зажатых

витыми пружинами

5. Между дисками зажат

чугунный диск барабана 6, который имеет зубчатый ве­ нец. С барабаном 6 сопряжен диск 7, имеющий с боков

Рис. 130. Траловая лебедка.

фрикционные.накладки и зажатый дисками муфты 8, которая установлена на валу 9. Управление муфтой про­ изводится рычагом 10. Кроме того, второй вал снабжен

цепной звездочкой

для привода 'трюмного насоса и

конической

шестерней

12. Между втулками шестерни

и звездочки

установлена муфта 13 для включения звез­

дочки либо шестерни. Шестерня 12 входит в зацепление с конической шестерней 14 вертикального вала 15, ко­ торый через промежуточный вал и универсальный шар нир соединяется с приводным валом лебедки.

324

Сейнерная лебедка используется для кошелькования при ловле кошельковым неводом, для тяги вожака при дрифтерном лове и для выбирания урезов при работе с морским мутником, а также при производстве грузо­ вых операций.

Рис. 132. Сейнерная лебедка.

На рис. 132 показана электрическая сейнерная лебед­ ка. Привод лебедки осуществляется электродвигателем,

установленным в

машинном

отделении. Вращение от

электродвигателя

через две

пары конических шестерен

и наклонный вал

с двумя универсальными шарнирами

передается приводному

валу 1, а от него

через

цилинд­

рические

шестерни

2 и

3-—промежуточному

валу 4, на

котором

свободно

посажены цилиндрические

шестерни

326


5

и 6.

Эти шестерни входят в зацепление

с

шестернями

7

и 8,

закрепленными на тяговом валу 9.

На

концах тя­

гового

вала закреплены турачки 10 и / /

для

наматыва­

ния вожакового троса или урезов морского мутника. Ле­ бедка имеет две скорости, включение которых произво­ дится фрикционными муфтами 12 и 13, связанными с шестернями 5 и 6. Управление муфтами осуществляется рычагом 14.

НЕВОДОВЫБОРОЧНЫЕ МАШИНЫ

Для тяги вожака дрифтерных сетей применяют дрифтерные шпили. Дрифтерный электрический шпиль по­ казан на рис. 133. В корпусе / шпиля в бронзовых вкла-

Рис. 133. Дрифтерный шпиль.

дышах подшипников 2 вертикально проходит вал 3, на верхнем конце которого закреплен барабан 4 для нама­ тывания вожакового троса. На нижнем конце вала за­ крепляется червячное колесо 5 с бронзовым, венцом, ко­ торое входит в зацепление со' стальным червяком 6. Чер­ вяк приводится во вращение от электродвигателя.

21а*

327

Рис. 134. Приводной рол.

Червячный редуктор заливается маслом через пробку 7. Верхний подшипник смазывается через масленку 5.

Для облегчения выборки дрифтерных сетей и умень­ шения их износа от трения о фальшборт на рабочем бор­ ту судна устанавливают свободно вращающиеся ролы. В последнее время ролы делаются приводными, тяга се­

тей ролом происходит под действием сил трения,

возни­

кающих

между сетью и поверхностью

вращения

рола.

Приводной рол (рис. 134) представляет собой дере­

вянный или металлический цилиндр

длиною

2—2,5 м и

диаметром 30—35 см. Поверхность

рола

ребристая или

облицованная резиной. Вал электродвигателя

/ соединен

муфтой 2 с червячным редуктором

3. Вал

червячного

колеса 4

соединен с

помощью

карданных

шарниров

с валом

5, на конце

которого

закреплена

коническая

шестерня

6. От нее вращение

передается

конической

шестерне 7, посаженной на хвостовике 8 рола. Отключе­ ние рола производится эксцентриком 9, при повороте ко­ торого шестерни 6 и 7 разобщаются. Корпус эксцентри­ ка укреплен болтами на плите 10, приваренной к фальш­ борту. Электродвигатель и редуктор расположены под палубой в специальном помещении 11, закрываемом дверью 12.

Для выборки ставных сетей

на

маломерных

судах

применяют кулачковые

сетеподъемные

машины,

прин­

цип работы их состоит в том, что

одна или две подборы

сети зажимаются

кулачками

вращающегося

механизма,

в результате чего

происходит

выборка

сети. Кулачки

вращающегося

механизма

автоматически

зажимают

подборы в определенном месте

и автоматически

осво­

бождают в другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сетеподъемная

машина

(рис. 135, а)

состоит

из ку­

лачковой головки 1, являющейся рабочим

органом ма­

шины, лотка 2 с ролами

3 и системой привода

главного

вала 4.

 

 

(рис. 135, б)

 

 

 

 

 

Кулачковая

головка

состоит из

главно­

го вала /, проходящего через основание 2, к которому прикреплен кожух 3 и профильный диск (отжимной

кулак) 4. По профильному диску

обкатываются

ролики

5 рабочих рычагов 6. На главный

вал свободно

насаже­

на рабочая корона 7. На конце вала на шпонке 8 наса­ жена втулка 9. На этой втулке болтами 10 закреплен стальной фрикционный диск 11, над которым установле-

;

329


Рис. 135. Сетеподъемная машина (а) и кулачковая головка ее (б)


ны два нажимных кольца 12 и 13, перемещающиеся по направляющим шпилькам 14 и 15. На верхнем нажим­ ном кольце 13 размещен нажимной диск 16.

При повороте маховичка 17 винт 18 будет действо­ вать на нажимной диск 16, нажимные кольца 13 и 12 и фрикционный диск 11, благодаря чему достигается сое­ динение между фрикционным диском, нажимным коль­

цом

и рабочей короной. Крышка 19 фрикциона

свар­

ная

и удерживается

в заданном

положении шпильками

15.

В верхней части крышки закреплена

гайка ^ . н а ж и ­

много винта. Сверху

рабочая

корона

закрыта

кожу­

хом

21.

 

 

 

 

На рабочей короне шарнирно закреплены шестнад­ цать рабочих рычагов, на нижних концах которых име­ ются ролики, обкатывающиеся по профильному диску. Ролики прижимаются к этому диску шестнадцатью ци­ линдрическими пружинами 22, прикрепленными одним концом к рабочим рычагам, а другим — к кольцу 23. По­ ложение кольца фиксируется у основания ступицы ра­ бочей короны в результате растяжения шестнадцати пружин, размещенных равномерно по окружности коль­ ца. Верхний конец рабочего рычага имеет кулачок 24, который в рабочем положении прижат к опорной по­ верхности 25 рабочей короны. Масленки 26 и 27 обеспе­ чивают смазку подшипников главного вала.

Вращение от главного вала передается на втулку 9 и фрикционный диск 11. При нажатии на фрикционный диск в результате сил трения, возникающих между на­ жимным кольцом 12, фрикционным диском и опорной поверхностью рабочей короны, последняя с кулачками начинает вращаться. Подборы сети зажимаются между кулачками и опорной поверхностью рабочей короны. При

работе машины в результате

вращения

рабочей короны

с кулачками происходит тяга

подбор и

сети.

При лове рыбы ярусами промысловое судно обору­ дуют ярусоподъемниками. Ярус состоит из длинной —веревки-хребтины, к которой через определенное рассто­ яние привязаны поводцы с крючками. Крючки наживля­ ются или естественной (рыба, мясо малюсков и др.) наживкой или искусственной (белая клеенка). Снасть укладывают на дно или устанавливают в подвешенном состоянии на любой глубине. В последнем случае к сна­ сти подвязывают грузила и наплава. Установленную

331


снасть периодически перебирают или выбирают вместе с уловом на судно. Выбирание яруса производится ярусоподъемниками.

Комбинированная ярусоподъемная и сетеподъемная машина представлена на рис. 136. На фундаменте / установлена станина 2, внутри которой проходит верти­ кальный приводной вал 3. Снизу на валу закреплена ко-

-0

ническая шестерня 4, при помощи которой передается вращение приводному валу машины. В головке станины на верхнем конце привод­ ного вала установлена другая коническая шестерня 5, сцепляющаяся с шестерней 6, свободно вращающаяся на горизонтальном валу 7. Кулачковая муфта 8 позво­ ляет передавать вращение от шестерни к валу 7. На вы­

ступающем конце

вала установлен зажимной блок

9,

в желоб которого

закладывается хребтина яруса.

Со

стороны набегающей ветви установлен отражатель 10, предохраняющий крючки яруса от задевания.

Со стороны сбегающей ветви на рычаг / / установлен нажимной ролик 12, который заклинивает хребтину в

332

желобе блока. Рычаг 11 также подпружинен винтовой пружиной. Кулачковая муфта 8 управляется рукояткой 13. К валу 7 присоединяется рол, с помощью которого можно производить подъем сетей.

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ЛОВЛИ РЫБЫ НА СВЕТ

Для интенсификации лова широко применяют элект­ рический свет, который привлекает рыбу к орудиям ло­ ва либо отпугивает от него. Применение электрического света может быть подводное и надводное.

При дрифтерном лове свет используют для привлече­ ния рыбы в зону облова. Для этого к буйкам дрифтерного порядка над водой и под водой прикрепляют све­ тильники, в которые подают электрический ток. Рыба, привлеченная светом, объячеивается в сетях, светящие­ ся буйки указывают местонахождение порядка.

Подводное электрическое освещение используется при лове кильки конусными сетями на Каспийском море. Конусную сеть, снабженную электрическими лампами подводного освещения, опускают на определенную глу­ бину и включают их. Выдержав сеть некоторое время, необходимое для концентрации кильки в зоне облова, ее поднимают с включенными лампами, которые выклю­ чают у поверхности.

При лове кошельковым неводом перед его заметом в район, где обнаружена рыба, на шлюпке вывозят уст­ ройство подводного освещения и опускают его на необ­ ходимую глубину. Включают свет. Шлюпка остается на месте на расстоянии 200—300 м от сейнера и с нее на­ блюдают за поведением рыбы. При достаточной концен­ трации рыбы шлюпка возвращается к сейнеру и прини­ мает на себя урез от пятного крыла и свободный конец отключенного силового кабеля. После этого судно осу­ ществляет замет и кошелькование. Во время кошелькования на шлюпку набирают кабель с буйком и отбукси­

ровывают их в новое место

для следующей

постановки.

Шлюпка возвращается к судну и принимает

участие в

работах по выливке рыбы

и наборе невода

на сейнер

для следующего замета.

 

 

Надводное электроосвещение широко применяют при лове с помощью бортовых подъемных ловушек. Для выливки рыбы из орудий лова и судов и траспортировки ее

333