Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
конце имеет муфту 3 для присоединения механизма от бора мощности двигателя. На другом конце этого вала
закреплена |
фрикционная полумуфта, |
которая |
состоит |
|
из двух дисков 4, соединенных |
между |
собой |
болтами |
|
и зажатых |
витыми пружинами |
5. Между дисками зажат |
чугунный диск барабана 6, который имеет зубчатый ве нец. С барабаном 6 сопряжен диск 7, имеющий с боков
Рис. 130. Траловая лебедка.
фрикционные.накладки и зажатый дисками муфты 8, которая установлена на валу 9. Управление муфтой про изводится рычагом 10. Кроме того, второй вал снабжен
цепной звездочкой |
для привода 'трюмного насоса и |
|
конической |
шестерней |
12. Между втулками шестерни |
и звездочки |
установлена муфта 13 для включения звез |
дочки либо шестерни. Шестерня 12 входит в зацепление с конической шестерней 14 вертикального вала 15, ко торый через промежуточный вал и универсальный шар нир соединяется с приводным валом лебедки.
324
Сейнерная лебедка используется для кошелькования при ловле кошельковым неводом, для тяги вожака при дрифтерном лове и для выбирания урезов при работе с морским мутником, а также при производстве грузо вых операций.
Рис. 132. Сейнерная лебедка.
На рис. 132 показана электрическая сейнерная лебед ка. Привод лебедки осуществляется электродвигателем,
установленным в |
машинном |
отделении. Вращение от |
электродвигателя |
через две |
пары конических шестерен |
и наклонный вал |
с двумя универсальными шарнирами |
передается приводному |
валу 1, а от него |
через |
цилинд |
||
рические |
шестерни |
2 и |
3-—промежуточному |
валу 4, на |
|
котором |
свободно |
посажены цилиндрические |
шестерни |
326
5 |
и 6. |
Эти шестерни входят в зацепление |
с |
шестернями |
7 |
и 8, |
закрепленными на тяговом валу 9. |
На |
концах тя |
гового |
вала закреплены турачки 10 и / / |
для |
наматыва |
ния вожакового троса или урезов морского мутника. Ле бедка имеет две скорости, включение которых произво дится фрикционными муфтами 12 и 13, связанными с шестернями 5 и 6. Управление муфтами осуществляется рычагом 14.
НЕВОДОВЫБОРОЧНЫЕ МАШИНЫ
Для тяги вожака дрифтерных сетей применяют дрифтерные шпили. Дрифтерный электрический шпиль по казан на рис. 133. В корпусе / шпиля в бронзовых вкла-
Рис. 133. Дрифтерный шпиль.
дышах подшипников 2 вертикально проходит вал 3, на верхнем конце которого закреплен барабан 4 для нама тывания вожакового троса. На нижнем конце вала за крепляется червячное колесо 5 с бронзовым, венцом, ко торое входит в зацепление со' стальным червяком 6. Чер вяк приводится во вращение от электродвигателя.
21а* |
327 |
Рис. 134. Приводной рол.
Червячный редуктор заливается маслом через пробку 7. Верхний подшипник смазывается через масленку 5.
Для облегчения выборки дрифтерных сетей и умень шения их износа от трения о фальшборт на рабочем бор ту судна устанавливают свободно вращающиеся ролы. В последнее время ролы делаются приводными, тяга се
тей ролом происходит под действием сил трения, |
возни |
||||||
кающих |
между сетью и поверхностью |
вращения |
рола. |
||||
Приводной рол (рис. 134) представляет собой дере |
|||||||
вянный или металлический цилиндр |
длиною |
2—2,5 м и |
|||||
диаметром 30—35 см. Поверхность |
рола |
ребристая или |
|||||
облицованная резиной. Вал электродвигателя |
/ соединен |
||||||
муфтой 2 с червячным редуктором |
3. Вал |
червячного |
|||||
колеса 4 |
соединен с |
помощью |
карданных |
шарниров |
|||
с валом |
5, на конце |
которого |
закреплена |
коническая |
|||
шестерня |
6. От нее вращение |
передается |
конической |
шестерне 7, посаженной на хвостовике 8 рола. Отключе ние рола производится эксцентриком 9, при повороте ко торого шестерни 6 и 7 разобщаются. Корпус эксцентри ка укреплен болтами на плите 10, приваренной к фальш борту. Электродвигатель и редуктор расположены под палубой в специальном помещении 11, закрываемом дверью 12.
Для выборки ставных сетей |
на |
маломерных |
судах |
|||||||
применяют кулачковые |
сетеподъемные |
машины, |
прин |
|||||||
цип работы их состоит в том, что |
одна или две подборы |
|||||||||
сети зажимаются |
кулачками |
вращающегося |
механизма, |
|||||||
в результате чего |
происходит |
выборка |
сети. Кулачки |
|||||||
вращающегося |
механизма |
автоматически |
зажимают |
|||||||
подборы в определенном месте |
и автоматически |
осво |
||||||||
бождают в другом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Сетеподъемная |
машина |
(рис. 135, а) |
состоит |
из ку |
||||||
лачковой головки 1, являющейся рабочим |
органом ма |
|||||||||
шины, лотка 2 с ролами |
3 и системой привода |
главного |
||||||||
вала 4. |
|
|
(рис. 135, б) |
|
|
|
|
|
||
Кулачковая |
головка |
состоит из |
главно |
го вала /, проходящего через основание 2, к которому прикреплен кожух 3 и профильный диск (отжимной
кулак) 4. По профильному диску |
обкатываются |
ролики |
5 рабочих рычагов 6. На главный |
вал свободно |
насаже |
на рабочая корона 7. На конце вала на шпонке 8 наса жена втулка 9. На этой втулке болтами 10 закреплен стальной фрикционный диск 11, над которым установле-
; |
329 |
Рис. 135. Сетеподъемная машина (а) и кулачковая головка ее (б)
ны два нажимных кольца 12 и 13, перемещающиеся по направляющим шпилькам 14 и 15. На верхнем нажим ном кольце 13 размещен нажимной диск 16.
При повороте маховичка 17 винт 18 будет действо вать на нажимной диск 16, нажимные кольца 13 и 12 и фрикционный диск 11, благодаря чему достигается сое динение между фрикционным диском, нажимным коль
цом |
и рабочей короной. Крышка 19 фрикциона |
свар |
|||
ная |
и удерживается |
в заданном |
положении шпильками |
||
15. |
В верхней части крышки закреплена |
гайка ^ . н а ж и |
|||
много винта. Сверху |
рабочая |
корона |
закрыта |
кожу |
|
хом |
21. |
|
|
|
|
На рабочей короне шарнирно закреплены шестнад цать рабочих рычагов, на нижних концах которых име ются ролики, обкатывающиеся по профильному диску. Ролики прижимаются к этому диску шестнадцатью ци линдрическими пружинами 22, прикрепленными одним концом к рабочим рычагам, а другим — к кольцу 23. По ложение кольца фиксируется у основания ступицы ра бочей короны в результате растяжения шестнадцати пружин, размещенных равномерно по окружности коль ца. Верхний конец рабочего рычага имеет кулачок 24, который в рабочем положении прижат к опорной по верхности 25 рабочей короны. Масленки 26 и 27 обеспе чивают смазку подшипников главного вала.
Вращение от главного вала передается на втулку 9 и фрикционный диск 11. При нажатии на фрикционный диск в результате сил трения, возникающих между на жимным кольцом 12, фрикционным диском и опорной поверхностью рабочей короны, последняя с кулачками начинает вращаться. Подборы сети зажимаются между кулачками и опорной поверхностью рабочей короны. При
работе машины в результате |
вращения |
рабочей короны |
с кулачками происходит тяга |
подбор и |
сети. |
При лове рыбы ярусами промысловое судно обору дуют ярусоподъемниками. Ярус состоит из длинной —веревки-хребтины, к которой через определенное рассто яние привязаны поводцы с крючками. Крючки наживля ются или естественной (рыба, мясо малюсков и др.) наживкой или искусственной (белая клеенка). Снасть укладывают на дно или устанавливают в подвешенном состоянии на любой глубине. В последнем случае к сна сти подвязывают грузила и наплава. Установленную
331
снасть периодически перебирают или выбирают вместе с уловом на судно. Выбирание яруса производится ярусоподъемниками.
Комбинированная ярусоподъемная и сетеподъемная машина представлена на рис. 136. На фундаменте / установлена станина 2, внутри которой проходит верти кальный приводной вал 3. Снизу на валу закреплена ко-
-0
ническая шестерня 4, при помощи которой передается вращение приводному валу машины. В головке станины на верхнем конце привод ного вала установлена другая коническая шестерня 5, сцепляющаяся с шестерней 6, свободно вращающаяся на горизонтальном валу 7. Кулачковая муфта 8 позво ляет передавать вращение от шестерни к валу 7. На вы
ступающем конце |
вала установлен зажимной блок |
9, |
в желоб которого |
закладывается хребтина яруса. |
Со |
стороны набегающей ветви установлен отражатель 10, предохраняющий крючки яруса от задевания.
Со стороны сбегающей ветви на рычаг / / установлен нажимной ролик 12, который заклинивает хребтину в
332
желобе блока. Рычаг 11 также подпружинен винтовой пружиной. Кулачковая муфта 8 управляется рукояткой 13. К валу 7 присоединяется рол, с помощью которого можно производить подъем сетей.
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ЛОВЛИ РЫБЫ НА СВЕТ
Для интенсификации лова широко применяют элект рический свет, который привлекает рыбу к орудиям ло ва либо отпугивает от него. Применение электрического света может быть подводное и надводное.
При дрифтерном лове свет используют для привлече ния рыбы в зону облова. Для этого к буйкам дрифтерного порядка над водой и под водой прикрепляют све тильники, в которые подают электрический ток. Рыба, привлеченная светом, объячеивается в сетях, светящие ся буйки указывают местонахождение порядка.
Подводное электрическое освещение используется при лове кильки конусными сетями на Каспийском море. Конусную сеть, снабженную электрическими лампами подводного освещения, опускают на определенную глу бину и включают их. Выдержав сеть некоторое время, необходимое для концентрации кильки в зоне облова, ее поднимают с включенными лампами, которые выклю чают у поверхности.
При лове кошельковым неводом перед его заметом в район, где обнаружена рыба, на шлюпке вывозят уст ройство подводного освещения и опускают его на необ ходимую глубину. Включают свет. Шлюпка остается на месте на расстоянии 200—300 м от сейнера и с нее на блюдают за поведением рыбы. При достаточной концен трации рыбы шлюпка возвращается к сейнеру и прини мает на себя урез от пятного крыла и свободный конец отключенного силового кабеля. После этого судно осу ществляет замет и кошелькование. Во время кошелькования на шлюпку набирают кабель с буйком и отбукси
ровывают их в новое место |
для следующей |
постановки. |
Шлюпка возвращается к судну и принимает |
участие в |
|
работах по выливке рыбы |
и наборе невода |
на сейнер |
для следующего замета. |
|
|
Надводное электроосвещение широко применяют при лове с помощью бортовых подъемных ловушек. Для выливки рыбы из орудий лова и судов и траспортировки ее
333