Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дейдвудную трубу 2. На конец гребного вала посажен гребной винт /. При работе гребного винта давление от реакции воды на его лопасти передается вдоль оси греб­ ного вала упорному подшипнику.4 У двигателей с мощ­ ностью до 100 л. с. упорный подшипник установлен вреверсредукторе или реверсивно-разобщительной муфте. В качестве упорных подшипников хорошо себя зареко­ мендовали в условиях длительной эксплуатации под­ шипники качения.

/ 2 3

г, 56 7 8 9

Ю

II

12 13 И 15 16 17 18

Рис. 128. Дейдвудная труба.

Устройство дейдвудной трубы показано на рис. 128. Гребной вал 18 помещен внутри стальной дейдвуд­ ной трубы 11, приваренной фланцем 13 к кормовой пе­ реборке 12. Второй конец проходит через ахтерштевень 6 и приварен к нему. С обоих концов в дейдвудную тру­ бу вставлены втулки 9, залитые белым металлом 8, служащие подшипниками гребного вала. Для предохра­ нения от смещений втулки стопорятся болтами с контр­ гайками 7. Чтобы вода не проникла, внутрь судна, перед­ ний конец дейдвудной трубы снабжен сальником 16, ко­ торый поджимается фланцем 17. Смазка подшипников производится водой, которая подается через штуцер 14

и водораспределительное кольцо 15.

Контроль за

посту­

плением воды осуществляется через

штуцер 10.

Кормо­

вой конец гребного вала заканчивается конусом,

на ко­

торый посажен гребной винт

3, затянутый обтекаемой

гайкой

1, которая контрится

фигурной

шайбой 2.

Что­

бы вода

не попадала в ступицу, ставят

сальник .4,

кото­

рый удерживается кольцом 5. Кольцо крепится к ступи­ це винтами.

Хорошо зарекомендовали себя в работе дейдвудные втулки, облицованные внутри резиной в виде выпуклых

319


сегментов так, что между валом и облицовкой образу­ ются продольные каналы, по которым проникает вода, обеспечивая хорошую смазку.

Устройство, с помощью которого судно движется в воде, называется д в и ж и т е л е м . Таким устройством является гребной винт. Он состоит из ступицы и лопа­ стей, количество которых бывает 2—6 (обычно 3—4). Двухлопастные винты ставят на парусно-моторных су­ дах.

Основными характеристиками гребного винта явля­ ются: количество лопастей, диаметр, шаг, направление

Рис. 129. Схема определения шага винта.

и частота вращения. Диаметром винта называется диа­ метр окружности, описываемой наружными кромками лопастей. Шаг винта — расстояние Н (рис. 129), которое прошел бы винт за один оборот в неподвижной гайке.

Практически шаг винта определяют следующим спо­ собом: поворотом валопровода винт устанавливают та­ ким образом, чтобы одна из лопастей заняла горизон­ тальное положение, а ее рабочая поверхность (задняя) была обращена вниз. Через лопасть, лучше всего посре­ дине, перекидывают нитку с грузами таким образом, чтобы оба конца с грузами лежали в плоскости, парал­ лельной плоскости, в которой лежит ось гребного вала. К нижней кромке лопасти прикладывают линейку и ус­ танавливают горизонтально так, чтобы она касалась обоих ниток с грузами. Затем измеряют расстояние от нитки до оси гребного вала, равное радиусу винта г, ос-

320


нование а и высоту h. Шаг винта определяется по фор­ муле

В зависимости от направления вращения при работе на передний ход гребные винты бывают правого и ле­ вого вращения. Чтобы определить, какого вращения винт надо посмотреть в направлении оси винта на лопасть, находящуюся в вертикальном положении, и определить, какая кромка лопасти (правая или левая) расположена дальше от наблюдателя. Если более удаленная правая кромка, то винт — правого вращения, и наоборот.

Если бы гребной винт вращался в твердой среде, как обыкновенный винт в гайке, то судно за каждый оборот винта продвигалось бы на расстояние, равное его шагу, Но гребной винт работает в воде, которая под давлени­ ем его несколько подается назад, и судно за один оборот винта продвигается вперед на расстояние меньшее, чем шаг его. Разность между этими расстояниями называ­ ется скольжением винта.

Ступица гребного винта в середине имеет конусное отверстие для посадки на конусе гребного вала. После" посадки на гребной вал винт закрепляют гайкой с на­ резкой, обратной направлению вращения винта. Конус гребного вала и конус ступицы имеют пазы для заклад­ ки шпонки, удерживающей винт от проворачивания. Гайка винта закрывается постановкой обтекателя.

При работе гребного винта лопасти его движутся от­ носительно воды с определенной скоростью, которая складывается из скорости вращения винта и скорости

поступательного движения.судна. При достаточно

боль­

ших скоростях движения

лопастей относительно

воды

у тыловой поверхности

их

образуются

вихри,и области

пониженного давления,

в

результате

чего происходит

вскипание воды и появляются так называемые паровые «мешки». При этом упор винта резко уменьшается и сни­ жается к. п. д. его. Таким образом, повышение числа оборотов винта сверх критического не увеличивает упор, а, наоборот, может привести к его уменьшению. Явление разрыва сплошности потока воды, проходящего через винт, в результате чего винт работает в среде понижен­ ного давления, называется кавитацией.

21—180

321


Кроме уменьшения' упора

винта

и понижения его

к.п. д. в результате кавитации,

происходит

интенсивное

разрушение

поверхностей лопастей

винта

(особенно

с тыловой

стороны), называемое эрозией.

Существуют

предположения, объясняющие эрозию частыми ударами воды о лопасть, а также химическими процессами, воз­

никающими под действием разрежения. Таким

образом,

кавитация чрезвычайно вредное

явление.

 

Из сказанного следует, что

частота вращения вин­

та и характеризующие его измерения должны

отвечать

расчетным данным. Гребные винты могут быть цельно­ литые и сварные. Наиболее распространены цельноли­ тые винты, их изготовляют из чугуна, стали и морской латуни.

Чугунные винты очень хрупкие, что важно учесть при плавании в ледовых условиях, тяжелы и шерохова­ ты. Стальные винты легче чугунных, более прочны, от­ ливки более гладкие. Но они подвержены коррозии. Лучшим материалом для изготовления винтов является морская латунь. Винты из нее служат 15—20 лет, в то время как стальные и чугунные —4—5 лет.

Всварных стальных винтах отдельно изготовленные лопасти приваривают к стальной ступице. '

Впоследне время на некоторых судах применяют винты из высокопрочной легированной нержавеющей

стали, а' на маломерных судах — из пластмассы. Вин­ ты из пластмассы выполняют целиком или же изготав­ ливают только лопасти с фланцами, которые при помо­ щи шпилек крепят к стальной ступице винта.

ГЛАВА 10

Р Ы Б О П Р О М Ы С Л О В Ы Е МЕХАНИЗМЫ

Суда, предназначенные для добычи рыбы, оборудо­ ваны специальными механизмами, позволяющими спус­ кать с борта судна и поднимать на борт орудия лова. Рыбопромысловые механизмы по своей конструкции раз­ нообразны, их устанавливают в зависимости от вида ло­ ва, для которого предназначено судно.

Суда, занимающиеся комбинированным ловом, снаб­ жены несколькими видами промыслового оборудования. Наиболее распространенными в настоящее время ви-

322


дами лова являются: траловый, кошельковый, дрифтерный и электросветовой. На судах, занимающихся только траловым ловом рыбы, устанавливают траловые лебед­

ки,

траловые дуги

и систему роликов и

направляю­

щих

устройств, на

судах, занимающихся

кошельковым

и дрифтерным ловом рыбы, — сейнерные лебедки и неводовыборочные машины, на судах, занимающихся только

дрифтерным

ловом, — дрифтерные шпили и неводовыбо-

рочные машины.

Привод

рыбопромысловых механизмов на судах

с главными

двигателями мощностью до 100 л. с. осущес­

твляют от вала отбора мощности главного двигателя или от электродвигателя, который получает электроэнергию от электрогенератора. Привод электрогенератора может быть от отдельного двигателя внутреннего сгорания или

же от

вала отбора мощности

главного двигателя.

ЛЕБЕДКИ

 

Для

спуска трала за борт

и подъема его с уловом

на палубу применяют траловую лебедку. На рис. 130 показана траловая лебедка с приводом от главного дви­ гателя. Такую лебедку устанавливают на малых рыбо­ ловных траулерах.

На станине в подшипниках уложен рабочий вал /, на концах которого установлены две двойные турачки 6. В середине рабочего вала на шпонке сидит шестерня 3, которая входит в зацепление с шестерней И промежу­ точного вала. На рабочем валу помещены два свободно вращающихся барабана 2 для навивки ваеров. Включе­ ние и выключение барабанов производится кулачковы­ ми муфтами 5 с помощью рукоятки 12.

Ваерные барабаны с торцев снабжены ленточными тормозами 4 с ручным управлением. Промежуточный вал 8 имеет дополнительные опоры 13. На концах про­ межуточного вала установлены еще две турачки 7. На промежуточном вале имеется цепное колесо 9, которое соединяется с цепным колесом 10 коробки скоростей ро­ ликовой цепью. Коробка скоростей предназначена для ступенчатого изменения скоростей и реверса лебедки.

Механизм

привода лебедки

от главного двигателя

ЗД-6

мощностью 150 л. с. показан на

рис. 131. В чугун­

ном

корпусе

1 вращаются соосно

два

вала. Вал 2 на

21*

323