Файл: Учебное пособие (практикум) Сыктывкар 2006 Содержание Введение 3 Возникновение и развитие теории логистики 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Транспортировку и экспедицию заказов. Осуществляется как транспортными предприятиями, так и складским транспортом, или самовывозом, то есть транспортом заказчика.

Рациональным вариантом транспортировки считается тот, который позволяет осуществлять транспортировку партиями, равными вместимости транспортного средства (одна партия = вместимости одного транспортного средства).

Наиболее распространена и экономически оправданна централизованная доставка заказов складом. Благодаря унитизации грузов и оптимальным маршрутам доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется возможность осуществлять доставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителей.

  • Сбор и доставка порожних товароносителей. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотными и требуют возврата отправителю. Эффективный обмен товароносителей возможен лишь в тех случаях, когда достоверно определено их оптимальное количество и четко выполняется график их обмена с потребителями.

  • Контроль за выполнением заказов.

- Информационное обслуживание складов. Функции информационной системы обслуживания:

  • обработка входящей информации;

  • регистрация заказов поставщиков;

  • оформление заказов поставщиков;

  • контроль наличия товаров на складе;

  • прием заказов потребителей;

  • управление приемом и отправки грузов;

  • оформление документации на отправку грузов;

  • диспетчерская помощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки;

  • обработка счетов клиентов;

  • обмен информацией с оперативным персоналом и верхним иерархическим уровнем логистики складирования;

  • регистрация предложений заказчиков по улучшению сервисного обслуживания;

  • сбор статистической информации.

  • Обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг). Выделяют три основные этапа (категории) обслуживания:

• маркетинговое (допродажное);

• выполнение операций по продаже;

• послепродажное.

К продажным услугам относят:

  • сортировку товаров;

  • полную проверку качества поставляемых товаров;

  • фасовку и упаковку;

  • замену заказанного товара при изменении заказчиком заказанной ведомости;

  • экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки;

  • информационные услуги;

  • заключение договоров с транспортными агентствами.


Послепродажные услуги оказываются сервисными службами и включают в себя:

  • установку изделий по месту;

  • гарантийное обслуживание;

  • обеспечение запасными частями;

  • временную замену товаров;

  • замену дефектной продукции.

Требования к складским процессам.

Рациональное осуществление логистического процесса на складе – залог его рентабельности.

Для эффективной организации логистического процесса на складе необходимо обеспечивать:

  1. рациональную планировку склада при выделении рабочих зон, способствующую снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;

  2. эффективное использование пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;

  3. использование универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин;

  4. минимизацию маршрутов внутрискладской перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;

  5. осуществление унитизации партий отгрузок и применения централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;

  6. максимальное использование возможностей информационной системы, что значительно сокращает время и затраты, связанные с документооборотом и обменом информацией и т.д.

Выбор места расположения склада.

При выборе места расположения склада из числа возможных вариантов оптимальным считается тот, который обеспечивает минимум суммарных затрат на строительство, эксплуатацию склада и транспортировку грузов.

При определении складских мощностей учитываются требования, предъявляемые к условиям и срокам хранения конкретного вида сырья, материалов, готовой продукции и т.д. Общая площадь складских помещений (полезная, оперативная, конструктивная, служебно-бытовая) рассчитывается с учетом максимальной нормы запаса материалов.

Наукой и практикой выработаны разнообразные методы определения оптимального месторасположения склада.

Метод полного перебора – оцениваются на ЭВМ методами математического программирования все возможные варианты размещения складов.

Эвристические методы – используется человеческий опыт и интуиция.


Метод определения центра тяжести физической модели системы распределения – аналогичен определению центра тяжести физического тела, обычно используется в лабораторных условиях.

Метод определения центра тяжести равновесной системы транспортных затрат. Расчет координат склада производится по формуле:

, где

М – центр равновесной системы транспортных затрат

Тi – транспортный тариф для I-го поставщика или потребителя

Ri – расстояние от начала осей координат

Qi – объем (вес) груза поставщика или клиента.

Метод определения центра тяжести грузовых потоков.



Влияние склада на долю рынка

Правильная организация работы склада оказывает значительное влияние на конкурентоспособность компании, на развитие клиентского сервиса, оптимизацию издержек, а значит, и на эффективность предприятия в целом.

При строительстве или аренде складских комплексов важно учитывать как общую площадь и внутреннюю оснащенность помещений, так и наличие подъездных путей и отгрузочных зон. Инженерные и технические параметры хранилища должны соответствовать не только потребностям предприятия, но и его возможностям.

Основные характеристики центрального склада определяются в результате:

1) анализа распределения долей рынка между всеми заинтересованными, то есть конкурентными фирмами, на основе которого строится долгосрочный прогноз развития компании. Это позволит предугадать скачкообразные изменения товарооборота и избежать непредвиденных издержек на хранение ставших невостребованными грузов;

2) планирования динамики объемов продаж, значения которой будут влиять на частоту поставок товара и динамику товарных запасов;

3) использования современных складских и информационных технологий и высокотехнологичного оборудования;

4) описания финансового состояния фирмы, этапа ее развития и индивидуальных экономических аспектов.

Показатели, характеризующие эффективность работы склада

В качестве технико-экономических критериев оценки эффективности применяются:

  1. показатели эффективности использования складской площади и объема;

  2. показатели общих затрат на 1 т товара, связанных с оснащенностью склада по данному варианту.

Показатель
эффективности использования складской площади и объема показывает, насколько эффективно используется складское пространство при установке конкретных видов оборудования, а экономический показатель дает возможность оценить затраты, связанные с их приобретением и эксплуатацией.

Коэффициент полезно используемой площади Ks равен отношению площади, занятой под складирование – Sгр., к общей площади склада – Sо.с.

Ks = Sгр. / Sо.с.

Аналогично определяют коэффициент полезно используемого объема Kv:

Kv = Qгр / Qос = Sгр hскл / Sос hос,

где Qос – общий складской объем, м³;

Qгр –складской объем, занимаемый оборудованием, на котором используемая высота складского помещения под хранение груза, м³;

hос – высота складского помещения, м;

hскл – используемая высота складского помещения под хранение груза, м.

Экономическим критерием при оценке вариантов систем складирования может быть показатель общих затрат (в рублях) на 1 т товара, рассчитанный как сумма единовременных и текущих затрат:

= 3т + 0,29 Зе,

где – показатель общих затрат;

Зт– текущие затраты, руб./т;

Зе – единовременные затраты, руб./т;

0,29 – коэффициент эффективности капитальных вложений.

Текущие затраты (издержки производства и обращения в рублях на 1 т товара) исчисляются по формуле:

Зе = А / n Q,

где А – затраты, связанные с амортизацией, эксплуатацией и ремонтом оборудования склада, руб.;

n – оборачиваемость товара (365 дней: t3), здесь t3 – средняя продолжительность срока хранения товара на складе, т.е. товарный запас в днях;

V – вес товара, размещенного на оборудовании склада, т.

Единовременные затраты (в рублях на 1 т товара) определяются следующим образом:

Зе = Ст / n V,

где Ст – стоимость оборудования, размещенного на данном складе.

Материальные запасы в системе логистики складского хозяйства

Материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения материальные ресурсы, продукция и товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.

Критериями классификации запасов могут быть два параметра движения материальных потоков — пространство (или место нахождения) и время, а также функция запаса.

место нахождения




ВРЕМЯ




ФУНКЦИЯ

























ЗАПАСЫ



Классификация запасов по месту нахождения. Все запасы, имеющиеся в экономике, определены как совокупные. Они включают в себя сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, детали, готовые изделия, а также запасные части для ремонта средств производства. Основная часть совокупных запасов производства представляет собой предметы производства, входящие в материальный поток на различных стадиях его технологической переработки.



Рис.9. Классификация запасов по исполняемой функции
Совокупные запасы производства подразделяются на два вида: производственные и товарные запасы.

Производственные запасы формируются в организациях-потребителях. Товарные запасы находятся у организаций-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения. Запасы в каналах сферы обращения разбиваются на запасы в пути и запасы на предприятиях торговли. Запасы в пути (или транспортные запасы) находятся на момент учета в процессе транспортировки от поставщиков к потребителям.

Классификация по исполняемой функции запасов позволяет расчленить производственные и товарные запасы на несколько групп (см. рис.). В то же время производственные и товарные запасы в целом имеют свои специфические функции.

Производственные запасы предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Производственные запасы учитываются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. К ним относятся предметы труда, поступившие к потребителю различного уровня, но еще не использованные и не подвергнутые переработке.

Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей материальными ресурсами.

Производственные и товарные запасы подразделяются на текущие, подготовительные, страховые, сезонные и переходящие.

Текущие запасы обеспечивают непрерывность снабжения производственного процесса между двумя поставками, а также организаций торговли и потребителей. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Их величина постоянно меняется.

Подготовительные запасы