Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
в катушку под действием магнитного поля порошок намагничи вается. Между его частицами, а также между порошком и по верхностями втулки и стакана появляются силы сцепления, в ре зультате чего создается значительный момент трения и вращение ведущего вала сообщается ведомому. Величина момента трения примерно пропорциональна току в катушке, что позволяет изме нять скорость вращения ведомого вала.
Рассмотренная муфта является нереверсивной. Для реверси рования в устройстве применяют две муфты, которые получают вращение от одного силового агрегата в противоположных на правлениях по такой же схеме, какая приведена на рис. 38, б.
Рис. 39. Электромагнитный золотниковый распределитель |
|
||||
Индукционная муфта |
отличается от |
рассмотренных |
ранее |
||
тем, что у нее нет непосредственной механической связи |
между |
||||
полумуфтами, последние |
жестко |
закреплены |
на своих |
валах |
|
(рис. 38, г). Полумуфта |
1 представляет собой |
массивный |
сталь |
||
ной якорь, а полумуфта |
2 — это |
индуктор |
с обмоткой возбужде |
||
ния 5, к которой подается постоянный ток через щетки 3 и |
кон |
тактные кольца 4. При вращении индуктора в якоре наводится
ток, который взаимодействует с |
магнитным полем |
индуктора. |
|
При этом вследствие магнитной |
связи |
возникнет |
вращающий |
момент и ведущая полумуфта увлекает за |
собой ведомую. |
Электромагнитные муфты скольжения используются для ди станционного управления и автоматического регулирования ско рости различных механизмов изменением тока возбуждения муфты.
В некоторых портовых трюмных машинах, в частности типа ПСГ, для управления потоком рабочей жидкости в гидроцилинд рах, изменения угла наклона и поворота ленточных конвейеров применяют э л е к т р о м а г н и т н о е п е р е м е щ е н и е з о л о т
н и к о в распределителей |
гидравлической системы, |
которое |
произ |
|
водится дистанционно от |
кнопочного пульта управления. |
которо |
||
Такая система состоит из |
корпуса (гильзы) 6, |
внутри |
||
го находятся двухребордные |
золотники 5 (рис. |
39). Трубопро |
4 А. А, Ретман, В. С. Шиф |
49 |
вод 4, подведенный к корпусу, перекрыт ребордой золотника, а трубопровод 7, идущий, например, к гидродилиндру, находится между ребордами. Шток 2 золотника выполняет роль якоря. По этому при включении катушки 1 якорь переместит золотник, тем самым трубопроводы 4 и 7 сообщатся, так как реборда золотника сойдет с трубопровода 4. При этом пружина 3 сожмется. При отключении катушки пружина возвратит золотник в нейтральное положение и разобщит трубопроводы. При работе обоих золот ников через один из них жидкость нагнетается, а через другой проходит на слив.
Гидравлические и пневматические исполнительные механизмы.
Действие исполнительных механизмов этой группы основано на принципе преобразования энергии пото
|
ка жидкости |
или воздуха |
в |
механиче |
|||||||
|
скую энергию ведомого звена. В част |
||||||||||
|
ности, гидравлические механизмы в за |
||||||||||
|
висимости |
от |
характера |
движения |
ве |
||||||
|
домого |
звена, |
например вала или што |
||||||||
|
ка, |
подразделяются |
на |
гидроцилиндры |
|||||||
|
и гидромоторы. Гидроцилиндры, |
в свою |
|||||||||
|
очередь, делятся на силовые цилиндры, |
||||||||||
|
если |
ведомое |
звено |
совершает |
|
ограни |
|||||
|
ченное |
возвратно-поступательное |
дви |
||||||||
Рис. 40. Золотниковый рас |
жение, |
и |
на |
моментные, |
если |
движение |
|||||
пределитель с обратной |
ведомого звена возвратно-поворотное |
на |
|||||||||
связью |
угол менее 360°. Если же ведомое звено |
||||||||||
|
совершает |
неограниченное |
вращатель |
ное движение, такой механизм называется гидромотором. Характерно, что для управления такими исполнительными
устройствами подводимая мощность незначительна по сравнению с полезной мощностью устройств. Это объясняется тем, что под водимая мощность затрачивается только на перемещение какоголибо органа, например золотника, для управления потоком воз духа или жидкости. Такое перемещение зависит от конструкции исполнительного механизма и может осуществляться электродви гателем небольшой мощности или электромагнитом, как это вы полнялось в рассмотренном выше электромагнитном золотнике.
В частности, это относится к исполнительному механизму с ограниченным возвратно-поступательным движением (см. рис. 39). Здесь входной величиной является перемещение золотника, а вы ходной — движение поршня.
С подобным |
движением |
исполнительный |
механизм |
может |
иметь обратную |
механическую связь, например |
в виде |
рычага, |
|
как на рис. 40. |
В этом случае при перемещении золотника 3 ра |
|||
бочая жидкость |
по трубопроводу 2 пройдет между ребордами |
|||
золотника и поступит либо |
в поршневую, либо |
в штоковую по |
лость цилиндра 1. Это вызовет перемещение поршня, и его шток, связанный с рычагом 6, повернет рычаг относительно шарнира 5, что повлечет движение корпуса 4 золотника вслед за золотником.
50
Корпус будет двигаться до тех пор, пока отверстия трубопрово дов, соединяющих его с цилиндром, не набегут на реборды зо лотника и ими не перекроются. Этот принцип использован в гид роусилителе, одна из конструкций которого рассмотрена в § 4.
В настоящее время в грузоподъемных машинах находят при менение гидромоторы, особенно в трансмиссиях (механизмах пе редвижения), а также турбомуфты и турботрансформаторы. Наи большее распространение получили аксиальные роторно-поршне вые гидромоторы, которые применяются в гидравличе.ских ис полнительных механизмах с объемным регулированием (рис. 41).
А к с и а л ь н ы й р о т о р н о-п о р ш н е в о й г и д р о м о т о р с наклонным диском состоит из ротора 2, в котором находятся от 7 до 11 поршней 4 с пружинами 3. Ротор может скользить отно сительно неподвижной распределительной головки 1. Поршни упираются в наклонный диск 5, представляющий собой радиаль но-упорный подшипник, у которого одно кольцо подвешено на шарнире. В распределительной головке выполнены С-образные канавки, к которым присоединены трубопроводы гидромагистра ли. Один из трубопроводов является нагнетательным, а другой служит для отвода рабочей жидкости. При нагнетании жидкости под поршни вдоль них создается усилие, составляющая которого заставляет свободное кольцо диска с ротором и валом вращаться. Вытесняемая из-под поршней жидкость отводится по трубопро
воду на слив. Регулируя давление жидкости или |
прикладывая |
|
воздействие X, можно менять' угол наклона диска |
и тем самым |
|
изменять частоту вращения вала |
от 0 до 3000 об/мин и более. |
|
Р а д и а л ь н о - п о р ш н е в о й |
г и д р о м о т о р |
(рис. 42) име |
ет поршни 1 с роликами 2, которые помещены радиально в рото ре 4, и это устройство находится внутри профильного кольца 3. Количество поршней от 6 до 11, они могут располагать ся в роторе тремя рядами. При подаче жидкости под поршни они перемещаются в роторе и через ролик непосредственно передают усилие Р на профильное кольцо. Поскольку поверхность кольца
4* |
51 |
находится под некоторым углом к направлению движения порш ня, усилие раскладывается на составляющие N и Т. Касательная
составляющая Т является окружным усилием, |
с |
которое |
создает |
|||||||
вращающий момент, в результате чего ротор |
поршнями |
или |
||||||||
профильное кольцо вращаются |
(в |
зависимости |
от того, |
какая |
из |
|||||
этих деталей неподвижна). |
|
|
(турбомуфта) состоит из двух |
|||||||
Г и д р а в л и ч е с к а я м у ф т а |
|
|||||||||
колес: насосного, посаженного на |
ведущем валу, и |
турбинного, |
||||||||
|
установленного |
на |
ведомом |
ва |
||||||
|
лу. Оба колеса механически не |
|||||||||
|
связаны, и между ними имеется |
|||||||||
|
зазор. Эти два колеса или одно |
|||||||||
|
из них помещены в корпус с уп |
|||||||||
|
лотнениями. Пространство меж |
|||||||||
|
ду |
|
двумя |
колесами |
заполнено |
|||||
|
рабочей жидкостью. При враще |
|||||||||
|
нии насосного колеса имеющие |
|||||||||
|
ся на нем лопатки захватывают |
|||||||||
|
жидкость, отбрасывают ее к пе |
|||||||||
|
риферии и нагнетают в турбин |
|||||||||
|
ное |
колесо, |
в |
|
результате |
чего |
||||
|
оно |
и ведомый |
вал |
приобрета |
||||||
|
ют вращение в том же направ |
|||||||||
Рис. 42. Радиально-поршневой гидро |
лении, что и ведущий вал. С ло |
|||||||||
пастей турбинного |
колеса |
рабо |
||||||||
мотор |
чая |
жидкость |
|
возвращается |
в |
|||||
|
насосное колесо, создавая |
замк |
нутый круг циркуляции. Таким образом, муфта только передает вращающий момент.
Когда требуется изменить величину передаваемого момента,
используют г и д р о т р а н с ф о р м а т о р |
(турботрансформатор). |
||
Он |
представляет |
собой гидромуфту (рис. |
43), у которой, кроме |
насосного 3 и турбинного 2 колес, имеется |
неподвижный реак |
||
тор |
1. Жидкость |
циркулирует от насосного колеса к турбинно |
му, попадает на реактор и возвращается к турбинному, что и со здает увеличение передаваемого ведомым валом вращающего момента. Часто реактор устанавливают на подшипниках, и тогда
передачу |
называют комплексной, ибо при торможении |
реактора |
передача |
приобретает свойство трансформатора, а при |
его вра |
щении — турбомуфты. |
|
|
В настоящее время на пневмоколесных кранах и |
вилочных |
погрузчиках в качестве исполнительных элементов появились |
пол |
ностью автоматизированные г и д р о м е х а н и ч е с к и е к о р о |
б к и |
п е р е д а ч бесступенчатого действия. |
Примером может служить |
такая коробка, установленная на |
вилочном погрузчике фирмы |
«Валмет» (рис. 44).
Работа ее заключается в следующем. Двигатель посредством муфты сцепления 1 вращает планетарный диск 3 с зубьями вну треннего зацепления. При стоящей на месте машине ведущий
52