Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нитного реле времени 1РУ, которая обесточивается. Якорь дви­ гателя начинает вращаться. Через некоторую выдержку времени,

равную уставке реле и необходимую для разгона

двигателя

на

двух ступенях сопротивлений, замыкаются

 

размыкающие

кон­

;у /у

такты

1РУ, получает питание ка­

тушка первого контактора уско­

 

 

 

 

рения 1У. Контактор срабатыва­

 

 

ет,

замыкает

свои

силовые

кон­

 

 

такты 1У, шунтируя первую сту­

 

 

пень

ускорения.

Одновременно

 

 

обесточивается катушка

второго

 

 

реле ускорения 2РУ. Через

 

не­

 

 

которую выдержку времени, не­

 

 

обходимую для разгона двигате­

 

 

ля на второй ступени сопротив­

 

 

ления,

размыкающие

 

контакты

 

 

2РУ в

цепи

катушки

второго

 

 

контактора ускорения замы­

 

 

каются. Контактор срабаты­

 

 

вает, замыкает силовые контак­

Рис, 49. Электрическая схема авто­

ты

в

 

цепи сопротивления,

матического разгона

двигателя по­

шунтируется

вторая

ступень

и

стоянного тока с помощью реле вре­

двигатель

выходит

на

режим

ес­

мени

 

тественной

характеристики.

 

 

 

 

 

по

принципу времени

 

 

Автоматический

разгон

 

двигателя переменного тока может

быть

осу­

ществлен с использованием, например, маятникового реле време­ ни (рис. 50). При нажатии на кнопку «Пуск» получает питание катушка контактора Л. Контактор срабатывает, замыкает си­ ловые контакты Л в цепи статора двигателя и блок-контакты Л,

Рис. 50.

Электрическая

схема

автоматического

разгона

асинхронного

двигателя с фазным ро­ тором при помощи маят­ никового реле времени

шунтирующие кнопку «Пуск». При этом заводится маятниковое реле (на схеме не показано). Ротор двигателя начинает вращать­ ся. Через некоторую выдержку времени, равную уставке ма­ ятникового реле, его контакты, обозначенные на схеме Л, замы­

каются и получает питание

катушка

контактора ускорения У.

Контактор

срабатывает, замыкает

свои силовые контакты У в

цепи ротора, сопротивление

шунтируется, и двигатель выходит

на режим

естественной характеристики.

60


В некоторых случаях управление двигателями переменного тока осуществляется цепями постоянного тока.

Автоматический разгон нескольких электродвигателей может осуществляться с помощью моторно-импульсного реле, которое отличается надежностью, точностью работы и компактностью.

Рис. 51. Электрическая схема управления автоматическим разгоном группы дви­ гателей с помощью моторно-импульсного реле

Моторно-импульсное реле состоит из электрического серводви­ гателя, редуктора и кулачкового переключателя. Оно может ус­ танавливаться в любом месте крана и подключается к контакто­ рам панелей всех или части механизмов крана. При подаче напряжения на серводвигатель валик кулачкового переключателя начинает вращаться с заданной частотой'и своими кулачками замыкает цепи катушек контакторов ускорения двигателей через определенные промежутки времени.

На схеме, приведенной на рис. 51, изображены цепи управле­ ния трех двигателей, но их может быть и больше.

Если контакты В1 в момент пуска серводвигателя моторно­ импульсного реле -замкнуты, то при наползании кулачковой шай­

61

бы замыкаются контакты К11, получает питание.катушка перво­ го контактора ускорения первого двигателя У11, контактор сра­ батывает, выводится первая ступень сопротивления и замыкаются блок-контакты У11, которые шунтируют контакты КП- Через не­ которую выдержку времени при сползании кулачковой шайбы контакты К11 разомкнутся, а контакты К12 замкнутся. Получит

Рис, 52. Электрическая схема автоматического

разгона асинхронного двигателя

с короткозамкнутым

ротором

питание катушка второго контактора ускорения У12, контактор сработает и так далее, пока все ступени сопротивления первого двигателя не будут выведены. Аналогично выводятся ступени со­ противлений и в цепях роторов других двигателей, если будут замкнуты соответствующие контакты В2 или Н2, ВЗ или НЗ, ...

Таким образом, при непрерывном вращении кулачкового пе­ реключателя импульсы для разгона поступают на катушки кон­ такторов ускорения лишь тех двигателей, у которых включен реверсивный контактор. Если при включении реверсивного кон­ тактора какого-то из двигателей окажется, что контакты первой ступени не замкнулись из-за того, что в этот момент кулачковая шайба еще не наползла на эти контакты, то будет задержка включения, равная времени поворота кулачковой шайбы на за­ данный угол. Контакты последующих ступеней ускорений замы­ каются с заданными выдержками времени в последовательности, предусмотренной электрическими блокировками.

Электрическая схема автоматического разгона короткозамк­ нутого асинхронного двигателя переключением со звезды на тре­ угольник с использованием электромагнитных реле времени со встроенными выпрямителями приведена на рис. 52.

62


При нажатии

на кнопку «Пуск»

получит питание катушка

контактора 1К.

Контактор

сработает,

замкнутся

силовые

кон­

такты в цепи

статора,

контакты

в цепи

катушки

реле

времени РВ и контакты в цели катушки контактора 2К. Кон­ тактор сработает, замкнет свои силовые контакты 2К, ротор двигателя начнет вращаться, обмотки статора при этом будут включены на звезду. Одновременно получит питание катушка электромагнитного реле времени РВ. Через некоторую выдерж­ ку времени, равную уставке реле, его размыкающие контакты РВ в цепи катушки контактора разомкнутся, катушка контактора обесточится, а замыкающие контакты РВ в цепи катушки контак­ тора ЗК замкнутся. Катушка контактора ЗК окажется под на­ пряжением, контактор сработает и замкнет свои силовые кон­ такты ЗК. Обмотки статора двигателя будут автоматически пе­ реключены на треугольник.

Разгон двигателей по принципу частоты вращения. Контроль частоты вращения электродвигателя для своевременного вывода ступеней сопротивления можно осуществлять с помощью центро­ бежных реле скорости, но в схемах автоматического разгона они применяются редко, что объясняется относительной сложностью их конструкции, высокой стоимостью и недостаточной точностью работы. Частоту вращения двигателя можно также контролиро­ вать посредством тахогенератора, установленного на его валу, но и этот способ не является достаточно простым и надежным. По­ этому обычно частота вращения двигателя контролируется кос­

венно: через его э. д. с. для машин

постоянного тока и

частоту

тока в роторе — для

асинхронных

машин.

 

? у

v.i

2 *

/ у

Рис. 53. Электрическая схема автома­

Рис. 54. Электрическая Схема авто­

тического разгона двигателя постоян­

матического разгона двигателя по­

ного тока по принципу частоты вра­

стоянного тока по принципу частоты

щения (первый вариант)

вращения (второй вариант)

На рис. 53 и 54 изображены две схемы автоматического раз­ гона двигателя постоянного тока параллельного возбуждения по принципу частоты вращения.

63


При нажатии на кнопку «Пуск» получает

питание

катушка

контактора Л, контактор сработает, замкнет

силовые

контакты

Л и блок-контакты Л, шунтирующие кнопку «Пуск» (см.

рис.

53).

Якорь двигателя начнет вращаться. В якоре

двигателя

при

по­

стоянном магнитном потоке возникает э. д. с., пропорциональная частоте вращения двигателя. В схеме каждый из контакторов ускорения отрегулирован на срабатывание при определенном значении напряжения. По мере разгона двигателя его э. д. с. уве­ личивается, и, когда напряжение на зажимах катушки первого контактора ускорения достигнет величины, на которую он отрегу­ лирован, контактор сработает и зашунтирует первую ступень ускорения 1У. Частота вращения двигателя продолжает увеличи­ ваться, и при определенном значении напряжения на зажимах катушки второй контактор ускорения срабатывает, замыкая свои силовые контакты 2У. Двигатель выходит на режим естест­ венной характеристики. Очевидно, что катушки контакторов ус­ корения срабатывают при разных величинах повышающегося по мере разгона двигателя напряжения.

Схема проста, так как в ней нет реле ускорения. Однако при нагреве катушек контакторы срабатывают при более высоких значениях частоты вращения двигателя, чем в том случае, когда катушки холодные. Это объясняется увеличением их сопротивле­ ния при нагреве. Кроме того, скорость выведения ступеней со­ противлений изменяется при колебаниях подводимого к двигате­ лю напряжения. Неудобством является также необходимость регулировки срабатывания катушек при разных величинах на­ пряжения с помощью последовательного включения добавочного сопротивления (грубая регулировка) или изменением начального воздушного зазора между сердечником и якорем (тонкая регули­ ровка), или даже подбором катушек.

В схеме, приведенной на рис. 54, в отличие от схемы на рис. 53, одни концы катушек подключены к зажиму якоря, а вто­ рые— к разным точкам пускового сопротивления. При пуске дви­ гателя, когда якорь еще неподвижен, подведенное напряжение сети распределяется примерно следующим образом: 10% напря­ жения приходится на обмотку якоря двигателя и 90% — на пус­ ковой реостат. По мере разгона двигателя напряжение на зажи­ мах якоря возрастает и в режиме естественной характеристики становится равным напряжению сети.

При нажатии на кнопку «Пуск» получает питание катушка линейного контактора Л, контактор срабатывает, замыкает си­ ловые контакты Л и блок-контакты Л, шунтирующие кнопку «Пуск». Якорь двигателя начинает вращаться, и по мере разгона напряжение на якоре возрастает, но наименьшим окажется вели­ чина напряжения на зажимах катушки 1У. Когда это напряже­ ние достигнет определенной величины, первый контактор ускоре­ ния сработает и зашунтирует первую ступень сопротивления. Частота вращения якоря снова начнет возрастать, и напряжение на катушке достигнет такой величины, при которой кон­

64