Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
чая статор двигателя к сети, и замыкаются блок-контакты Л в цепи катушки реле времени РВ. Реле замыкает свои контакты в цепи катушки тормозного контактора Т. Для динамического тор можения нажимают на кнопку «Стоп». Катушка контактора Л обесточивается, а катушка контактора Т получает питание. Кон тактор Т срабатывает, и в две фазы статора подается постоян ный ток от выпрямителя В. Происходит интенсивное торможение двигателя. Через некоторую выдержку времени, равную величине уставки реле и времени торможения, реле РВ размыкает свои контакты в цепи катушки контактора Т. Двигатель снова готов к пуску.
Для получения режима динамического торможения некоторые зарубежные фирмы выпускают асинхронные двигатели с корот козамкнутым ротором, в который встроена специальная тормоз ная обмотка. Она состоит из двух, частей, представляет собой индуктивно не связанную со статорной многополюсную обмотку. Одна часть ее либо замыкается накоротко, либо для получения максимального пускового момента присоединяется к конденса тору. Вторая часть тормозной обмотки подключается к двум фа зам сети, и число пар полюсов ее в два-три раза больше числа пар полюсов рабочей обмотки статора двигателя. В процессе торможения первая часть обмотки создает динамическое тормо жение с самовозбуждением переменным током, а вторая — реку перативное торможение. В этом случае эффективность торможе ния в 5—10 раз больше по сравнению с обычным динамическим торможением.
Автоматическое управление торможением двигателя с тор мозной обмоткой осуществляется по схеме, данной на рис. 65, которая упрощается за счет исключения трансформатора и вы прямителя. Для уменьшения тормозного момента можно ввести со противление в цепь второй части обмотки, подключенной к двум фазам сети.
77
Схема автоматического торможения противовключением дви гателя с короткозамкнутым ротором представлена на рис. 66.
При нажатии на кнопку «Пуск» получает питание катушка кон тактора Л, которая замыкает свои силовые контакты Л, и ста тор двигателя подключается к сети. Ротор двигателя начинает вращаться, и связанное с ним центробежное реле скорости за мыкает свои контакты PC в цепи катушки контактора Т, подго тавливая ее включение. При нажатии на кнопку «Стоп» катушка контактора Л обесточивается, а катушка контактора Т оказыва ется лод напряжением. Силовые контакты Л размыкаются, а кон-
Рис. 66. Схема автоматического торможения двигателя с короткозамкнутым ротором противовключением
такты Т замыкаются. Двигатель интенсивно тормозится. При часто те вращения, близкой к нулю, контакты PC размыкаются, контак тор Т выключается и срабатывает механический тормоз.
Эта |
схема применима |
для двигателей |
небольшой мощности. |
|
Для двигателей |
большой |
мощности в момент противовключения |
||
в цепь |
статора |
вводится |
дополнительное |
сопротивление Я (на |
схеме показанное пунктиром), и ограничивается тормозной ток. Существует также способ торможения асинхронных электро двигателей с короткозамкнутым ротором способом трехфазного короткого замыкания. Сущность этого способа заключается в том, что до отключения двигателя от сети обмотки статора замыются накоротко. При этом магнитные потоки, связанные с обмот ками статора и короткозамкнутого ротора, затухают не мгновен но, и благодаря этому происходит торможение. Этот способ может применяться для торможения электродвигателей небольшой мощности, которые работают с частыми пусками и приводят в дви
жение малоинерционные механизмы.
Схема торможения противовключением асинхронного элект родвигателя с фазным ротором приведена на рис. 67.
Автоматическое торможение может осуществляться по прин ципу контроля тока или контроля э. д. с. в роторе двигателя. Ес ли, например, замкнуты силовые контакты В и двигатель вра
78
щается в одну сторону, для торможения его противовключением необходимо разомкнуть силовые контакты В, замкнуть силовые контакты Я и одновременно ввести в цепь ротора ступень проти вовключения Я. После того как две фазы поменялись местами, катушка реле противовключения РП испытает толчок тока и ра зомкнет свои размыкающие контакты РП. Катушка контактора противовключения Я потеряет питание и разомкнет свои силовые контакты Я, вводя в цепь ротора ступень противовключения Я. Двигатель будет интенсивно тормозиться. Сила тока в роторе при этом станет уменьшаться.
Чтобы предотвратить разгон двигателя в противоположную сторону, необходимо своевремен но отключить питание статора.
Автоматическое торможение по принципу контроля э. д. с. осуществляется по аналогичной схеме, но вместо токовой катушки РП, подключенной последователь но со ступенью противовклю чения, параллельно ей подклю чается катушка реле напряже ния РП. В момент размыкания, например, контактов В и замы кания контактов Я в цепи рото ра двигателя будет наблюдаться
увеличение частоты тока, а следовательно, и увеличение э. д. с. на столько, что реле РП сработает и разомкнет свои размыкающие
контакты в цепи катушки контактора |
Я. |
Контактор отклю |
|
чится, и в цепь ротора |
в момент торможения противовключением |
||
будет введена ступень |
сопротивления |
Я. По |
мере торможе |
ния частота вращения и частота тока в роторе будут уменьшать ся и, если своевременно не отключить питание статора, реле РП может снова замкнуть свои контакты в цепи катушки контак тора Я.
Очень плавное торможение асинхронных двигателей достига ется применением тормозного генератора вихревых токов. В этом случае генератор обеспечивает плавную остановку без инерцион ных колебаний, так как при частоте вращения двигателя, близкой к нулю, тормозной момент генератора уменьшается и окончатель ная остановка без толчков осуществляется механическим тор мозом.
Реверсирование можно рассматривать как сумму двух про цессов: торможения до остановки и разгона двигателя в противо положную сторону. Автоматизация этих процессов уже была рас смотрена. Следует только оговорить, что для редко реверсируе
мых приводов целесообразно применять торможение |
противо |
включением, а для часто реверсируемых — динамическое |
тормо |
жение, которое характеризуется значительно меньшими потерями.
79
При необходимости |
обеспечить цикличную |
работу двигателей |
в зависимости от пути, |
проходимого рабочим |
механизмом или |
каким-либо органом, в схему автоматического управления вводят
путевые или конечные выключатели, а |
также датчики. |
||
Г Л А В А |
IV |
|
|
СЛЕДЯЩИЕ И ПРОГРАММНЫЕ СИСТЕМЫ |
|||
§ 9. СЛЕДЯЩИЕ СИСТЕМЫ |
|
||
С л е д я щ и е |
с и с т е м ы |
применяются для автоматического |
|
регулирования положения, в |
которых |
регулируемой величиной |
является линейное или угловое перемещение, в отличие от других
|
систем |
автоматического |
ре |
|||
|
гулирования, задача кото |
|||||
|
рых заключается в поддер |
|||||
|
жании |
постоянного |
задан |
|||
|
ного |
значения |
регулируе |
|||
|
мой величины под воздей |
|||||
|
ствием |
внешних |
возмуще |
|||
|
ний. |
|
системы обес |
|||
|
Следящие |
|||||
|
печивают |
автоматическое |
||||
|
слежение. Основным источ |
|||||
|
ником |
возмущения |
в |
них |
||
|
являются не столько внеш |
|||||
|
ние условия, сколько само |
|||||
|
задающее устройство, |
за |
||||
|
кон движения которого за |
|||||
Рис. 68. Электрическая следящая система |
ранее |
не известен и являет |
||||
с применением потенциометрических дат |
ся случайной |
функцией вре |
||||
чиков |
мени. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По принципу действия и по источнику используемой энергии следящие системы могут быть: электрическими (у которых слежение осуществляется потенцио метрами, сельсинами, вращающимися трансформаторами, индук тивными, емкостными, фотоэлектрическими и другими элемента ми), гидравлическими, пневматическими и комбинированными.
Рассмотрим некоторые типовые схемы, которые могут приме^- няться в системах автоматики перегрузочных машин.
Электрическая следящая система, осуществляемая с помощью потенциометрических датчиков (рис. 68). Потенциометры пред ставляют собой сопротивления с контактными скользящими щет ками. Перемещение задающей оси со щетками 2 потенциометрадатчика ПД осуществляется с помощью конической пары 1. При этом если скользящие щетки 3 потенциометра-приемника ПП окажутся расположенными не строго перпендикулярно скользя щим щеткам ПД, на щетках ПП появится напряжение, которое
80
через электрический усилитель ЭУ поступит на исполнительный двигатель ИД. Исполнительный двигатель развернет через ре дуктор Р2 щетки ПП перпендикулярно щеткам ПД и одновремен
но через |
редуктор |
Р { приведет во |
вращение исполнительный |
||
механизм |
ИМ. В |
результате возникшее |
рассогласование |
будет |
|
устранено. |
|
|
|
|
|
Этот способ слежения может быть использован для установки |
|||||
вилочных |
подхватов автопогрузчика |
на |
соответствующую |
высоту |
Рис. 69. Электрическая следящая система с применением сельсинов
при штабелировании грузов. Недостатками этой схемы являются периодическая погрешность при слежении и недостаточная на дежность потенциометров при многократных рассогласованиях.
Схема электрической следящей системы, осуществляемой сель синами (рис. 69). Эта схема обеспечивает более точное слежение,
чем предыдущая. Сельсин |
в данном случае — это |
однофазная |
|
асинхронная машина переменного |
тока, у которой обмотка воз |
||
буждения однофазная, а |
обмотка |
ротора, которая |
называется |
также обмоткой синхронизации, выполняется трехфазной. Обмот ка ротора является трехфазной по виду исполнения, а не по фазности тока, так как электродвижущие силы в трехфазных обмотках совпадают по фазе, но имеют различную величину.
Сельсины в зависимости от схемы подключения могут рабо тать в индикаторном или трансформаторном режиме.
При индикаторном режиме обмотки возбуждения подключают ся к общей однофазной питающей цепи, а трехфазные синхрони зирующие обмотки соединяются встречно. При этом, если пово-
6 А. А. Гетман, В. С. Шиф |
81 |