Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рачивать ротор одной машины (сельсина-датчика СД) на опре­ деленный угол, ротор другой машины (сельсина-приемника СП) поворачивается синхронно с первым, т. е. следит за ним.

Для получения трансформаторного режима необходимо, чтобы обмотки возбуждения двух сельсинов получали питание от само­ стоятельных однофазных питающих цепей, а ротор одного из сельсинов был заторможенным. При проворачивании ротора сель­ сина СД на обмотке возбуждения заторможенного сельсина СП возникает напряжение, пропорциональное углу рассогласования роторов.

Изменение положения ротора сельсина СД осуществляется задающим устройством через передачу, в данном случае кониче­ скую, а ротор сельсина-приемника СП связан с якорем исполни­ тельного двигателя ИД. Сельсины включены в трансформатор­ ном режиме, и при рассогласовании положения роторов на вы­ ходных обмотках статора сельсина-приемника СП индуктируется э. д. с., пропорциональная углу рассогласования. Индуктируемое напряжение подается на сетку лампы фазочувствительного вы­ прямителя ФЧВ, в анодную цепь которой включены управляю­ щие обмотки ОУ1 и ОУ2 электромашинного усилителя ЭМУ. Якорь исполнительного двигателя ИД с независимым возбужде­ нием получает питание от усилителя ЭМУ.

Эта схема предназначена для поддержания частоты вращения двигателя И Д постоянной. Поэтому, если частота вращения от­ клонится от заданной, между сельсинами наступит рассогласова­ ние и на сетку выпрямителя ФЧВ будет подаваться различное напряжение. В результате изменится величина магнитного пото­ ка в обмотках ОУ1 и ОУ2 усилителя 'ЭМУ и напряжение, посту­

пающее на щетки

двигателя ИД, также изменится, что приведет

к выравниванию

частоты вращения.

Между

сельсинами снова

наступит согласование.

 

 

Гидромеханическая следящая система. Она применяется в ру­

левом

управлении

погрузчика (рис. 70). Гидрофицированное ру­

левое

управление

состоит из вала

рулевого

колеса 1, который

связан с внутренним цилиндрическим золотником 3. Он помещен внутри наружного золотника 4. Этот золотник механически свя­ зан через поворотный валик 2 с ротором 5 насоса. Он находится в гнезде 6, которое трубопроводом связано с цилиндром поворота

управляемых

колес. Все детали усилителя помещены в корпусе 7,

к которому

подведены нагнетательный и сливной трубопроводы.

При прямолинейном движении машины оба золотника взаимно перекрывают друг друга, а рабочая жидкость через шариковый клапан 8 циркулирует из маслобака в маслобак.

При повороте рулевого колеса поворачивается внутренний зо­ лотник, что прерывает циркуляцию, и поток жидкости направля­ ется в ту или другую сторону насоса в зависимости от того, в каком направлении было повернуто рулевое колесо. Это вызы­ вает, поворот ротора, а так как производительность насоса посто­ янна, то в цилиндр поворота колес подается строго дозированное

82


количество жидкости, в результате чего колеса из-за движения поршня цилиндра разворачиваются. Из-за механической связи за поворотом ротора следует поворот наружного золотника, который станет в нейтральное положение относительно внутреннего, чём перекроется доступ жидкости в гнездо ротора. Это произойдет

Рис. 70. Гидромеханическая следящая система

потому, что ротор поворачивался на тот же угол, что и рулевое колесо, т. е. происходило слежение.

Поворот золотников друг относительно друга ограничивается механическим упором как в одну, так и в другую сторону от среднего положения. При отсутствии давления в гидросистеме машина не теряет управления, так как гидроусилитель работает как насос с ручным приводом.

Основное преимущество этой системы — отсутствие механиче­ ской связи между рулевым колесом и управляемым мостом, что

6*

83

делает всю систему управления простой и надежной в эксплуа­

тации.

Релейная следящая система (рис. 71). Исполнительный дви­ гатель И Д осуществляет изменение положения рабочего органа, например шиберной заслонки бункера. Для поворота шиберной заслонки необходимо изменять полярность питания двигателя ИД соответственным включением катушек контакторов В или Я.

Замыкание цепи питания катушек этих контакторов осуществля­

ется

либо контактным устройством КТ, которое находится на

валу

системы сельсин-датчик ДТО — сельсин-приемник ПТО

(точного отсчета) либо контактным устройством КГ на валу си­ стемы сельсин-датчик ДГО — сельсин-приемник ИГО (грубого отсчета). Между собой системы сельсинов ДТО—ПТО и ДГОИГО связаны зубчатой передачей, получающей вращение от ко­ нической пары 1. Соотношение между системами грубого и точ­ ного отсчета характеризуется передаточным отношением зубчатой пары редуктора Р\.

При небольших углах рассогласования ротор сельсина ПТО повернет контактное устройство КТ, которое замкнет контакты либо в цени катушки контактора В, либо в цепи катушки кон­ тактора Я. При этом замкнутся соответственно либо линейные

84


контакты В, либо контакты Н в цепи двигателя ИД. Исполни­ тельный двигатель получит питание и начнет вращение, которое через редуктор Р2 будет передано на исполнительный механизм

ИМ,

а через

редуктор Р 3— на статор сельсина

ПТО. При

этом

будет

создан

угол рассогласования, благодаря

которому

ротор

сельсина ПТО развернет контактное устройство в противополож­ ную сторону, катушки контакторов В или И обесточатся и дви­ гатель ИД будет отключен.

При большом угле рассогласования вступит в действие кон­ тактное устройство КГ, которое также замкнет контакты в цепи катушек В или И. Одновременно получит питание катушка реле РБ, которая разомкнет размыкающие контакты в цепи контакт­ ного устройства КТ и в цепях соединительных проводов роторов сельсинов ДТОПТО, отключив их.

Двигатель ИД получит питание, его якорь начнет вращаться,

приводя во вращение через

редуктор Р 2 исполнительный

меха­

низм ИМ, а через редуктор

Р3 одновременно повернет

статоры

сельсинов ПТО и ИГО. При

этом возникнет угол рассогласова­

ния противоположного знака. Стремясь ликвидировать угол рас­ согласования, роторы сельсинов ПТО и ИГО развернутся. Вме­ сте с ротором сельсина ПТО контактное устройство КГ повер­ нется в противоположную сторону и отключит питание соответ­ ствующей катушки контактора. Исполнительный двигатель ИД будет отключен.

Конечные выключатели ОКБ и ОКИ служат для отключения катушек контакторов В я И при приближении рабочего органа к предельным положениям.

Синхронизация движения (поворота или вращения) двигате­ лей также относится к электрическим следящим системам. Син­ хронная связь широко используется в системах автоматического управления и регулирования для синхронной передачи угла по­ ворота или синхронного вращения. Основным в системе синхрон­ ной связи для передачи угла поворота является синфазность положений синхронизируемых элементов (датчика — приемника) в каждый момент времени. Это означает, что угол рассогласова­ ния в покое, в процессе синхронного перемещения и после выпол­ нения перемещения должен быть равен нулю.

В системах передачи вращения угол рассогласования между датчиком и приемником не имеет существенного значения, а ос­ новным является синхронное вращение осей (валов).

Следящие системы, работающие по принципу электрического вала. Эти системы применяются для синхронизации вращения двигателей передвижения, например мостовых перегружателей, козловых кранов. При работе мостового перегружателя возмож­ ны случаи, когда двигатели левой и правой стороны перегрузоч­ ного моста при передвижении испытывают разные моменты со­ противления. Очевидно, что та сторона, двигатели которой ис­ пытывают меньшее сопротивление, немного забегает, а противо­ положная сторона, двигатели которой воспринимают большее

85


сопротивление, отстает. Это может привести к деформации ме­ таллоконструкции большого пролета перегрузочного моста.

Синхронизация вращения двигателей переменного тока может осуществляться синфазно-синхронной связью исполнительных

двигателей

механизмов

передвижения козловых

и

портальных

кранов,

а

также

перегрузочных

мостов

с

 

помощью

асинхронных

(рис.

72, а) и синхронных (рис.

72, б) двигателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 72, а

на

валы

а)

 

 

 

 

 

 

 

 

исполнительных

 

двигате­

 

 

 

 

 

 

 

 

лей

 

Д л

и

Дп в

 

качестве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дополнительных

 

двигате­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лей

установлены

асинхрон­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ные

синхронизирующие

ма­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шины ДАСМЛ и ДАСМи с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фазным ротором. При сог­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ласованном

вращении

 

дви­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гателей

Д л и Дп э. д. с.

ро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

торов

 

 

синхронизирующих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

машин

уравновешены

 

и

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

роторной

 

цепи

их,

т. е.

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

соединительных

 

 

проводах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СП, ток

 

равен

нулю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если нагрузка, напри­

 

 

 

П

 

П

 

 

мер

 

на

 

двигателе

 

Д л,

 

 

 

 

 

 

увеличится,

 

его

 

частота

 

 

 

ЛСДл

 

ДСДп

 

 

вращения

уменьшится

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ротор

левой

синхронизиру­

Рис. 72. Электрическая следящая система

ющей

машины

на

некото­

двигателей, работающих по принципу элек-

рый

угол

отстанет

от

рото­

а — с

 

 

 

тровала:

 

 

ра

правой

синхронизирую­

помощью

асинхронных,

дополнительных

двигателей; б — с

помощью синхронных допол­

щей

машины.

Тогда

правая

 

 

нительных

двигателей

 

синхронизирующая

 

маши­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на

начнет

работать

в

ре­

жимегенератора,

 

развивая

тормозной момент

 

и

 

притор­

 

маживая двигатель правой стороны.

 

Левая

 

синхронизиру­

ющая

машина

в

этом

случае

станет

работать

в

 

двигатель­

ном

режиме,

создавая

дополнительный

 

вращающий

момент.

Благодаря

 

этому

принеравномерном

 

 

распределении

 

 

мо­

ментов статического сопротивления на двигателях

Д л

и Дп

 

на­

грузки и значения частоты вращения

 

обоих

 

двигателей

 

урав­

няются.

 

 

 

 

 

 

72, б,

на

 

вал

каждого

из

 

двух

В схеме, приведенной на рис.

 

 

асинхронных

исполнительных двигателей

посажен

дополнитель­

ный

синхронный

двигатель Д С Д Л и Д С Д П

небольшой

мощности.

Если двигатели Д л

и Д п вращаются

синхронно и синфазно,

дви­

гатели

Д С Д л

и Д С Д П работают

симметрично

навстречу

 

друг

другу и в соединительных проводах синхронизирующего тока нет. Если же моменты сопротивлений двигателей Д л . и Д и окажутся вследствие ряда причин не равными, синхронность их вращения

86


Рис. 73. Схема программного управ­ ления с помощью барабанного рас­ пределителя

нарушится и роторы двигателей Д С Д Л и ДСДа сдвинутся по фа­ зе относительно друг друга. В соединительных проводах появится синхронизирующий ток, в результате чего обгоняющий двигатель начнет работать в генераторном режиме и создавать тормозной момент, а отстающий — в двигательном. Когда частота вращения. двигателей уравняется, уравнительный ток в проводах СП ста­ нет снова равным нулю.

Большое значение имеют системы электровала для обеспече­ ния синфазно-синхронной связи и пропорционального соотноше­ ния частот вращения при автоматическом регулировании ком­ плекса перегрузочных машин, если они взаимосвязаны и долж­ ны работать в ритме головной машины.

§ 10. ПРОГРАММНЫЕ СИСТЕМЫ

Автоматизация управления производственным процессом мо­ жет быть представлена как автоматизация подачи команд в по­ следовательности, соответствую­ щей протеканию отдельных опе­ раций производственного про­ цесса. После завершения каждой отдельной операции должен посы­ латься командный импульс, с по­ мощью которого начинается по­ следующая. Командные импуль­ сы могут быть поданы конечны­ ми, путевыми выключателями, блокировочными контактами, раз­ личными датчиками или реле, которые реагируют на заверше­ ние производственной операции.

Такой способ автоматизации по­ дачи команд наиболее простой. Более сложной системой автома­

тизации управления является управление с помощью задающего

программного устройства.

у п р а в л е н и я

— это

Основное отличие п р о г р а м м н о г о

наличие программы, на основании которой

задается последова­

тельность и длительность производственных операций.

 

Простейшим

программным устройством, т. е. устройством, с

помощью которого может задаваться программа

выполнения про­

изводственного

процесса, является, например,

кулачковый

или

барабанный распределитель, который приводится во вращение с постоянной частотой (рис. 73).

С помощью такого распределителя можно запрограммировать работу некоторых перегрузочных машин, если их рабочий цикл состоит из небольшого количества повторяющихся несложных операций. В данном случае на барабанном распределителе про­ граммой последовательности и продолжительности операций яв­ ляются порядок расположения и длина сегментных полос на ба­

87