Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
ции в сообщении I связано с вероятностью его появления Р. По
скольку вероятность |
сообщения |
|
|
|
Р |
= — , |
( 1 6 ) |
|
|
т |
|
где т — количество |
равновероятных состояний, то количество |
ин |
|
формации |
|
|
|
~I~\ogm = \og |
= — log^AB. ед. |
(17) |
|
Выбор логарифмической функции объясняется тем, что сумма |
|||
логарифмов величин |
равна |
логарифму их произведения; п обес |
|
печивает аддитивность (суммирование) информации. |
ди |
||
Формулы количества информации применимы как для |
скретных, так и для непрерывных сообщений. Последние необхо димо превратить в конечные, применяя квантование.
Если сообщения неравновероятны, то выражение количества информации I усложняется, так как необходимо учитывать веро ятность того или иного сообщения. Исходя из положений теории вероятности для данного случая, среднее количество информа ции Я, приходящиеся на одно сообщение, определяется как мате матическое ожидание величины информации, которая является случайной величиной.
Математическим ожиданием случайной величины является сумма произведений всех возможных значений этой величины на вероятность этих значений
т |
|
Я = —2 Pi^ogPi дв. ед/сообщ. |
(18) |
/-1 |
|
Неопределенность существует в полной мере только до полу чения сообщения. Чем больше величина неопределенности, тем больше должна быть получаемая информация. Следовательно, величина Я определяет степень неопределенности, существовав шей до получения информации. Выражение среднего количества информации соответствует формуле энтропии в термодинамике, поэтому величину Я также называют энтропией, под которой по нимают меру недостающей информации. Я характеризует источ ник информации в целом как способность отдачи информации.
Передача сигналов по каналу связи сопровождается помеха ми. Обычно каналов связи без помех не бывает, но, если ими можно пренебречь, такой канал называется каналом без помех. Источниками помех могут быть другие каналы связи, линии элек тропередач, атмосферные электрические разряды и др. Чаще все го встречается канал связи, у которого сигнал на выходе равен сумме сигнала на входе и шума (дробовой шум в электронных лампах, тепловой в сопротивлениях). Очевидно, что источником помех может быть также передатчик, приемник.
8 А. А. Гетман, В. С. Шнф |
И З |
Помехи могут быть следующих разновидностей: синусоидаль ные, импульсные и флуктуационные. Синусоидальные помехи име ют вид гармонических колебаний одной частоты, в отличие от импульсных, интервалы между которыми велики. В флуктуационных помехах импульсы накладываются друг на друга таким образом, что кривая напряжения помех становится непрерывной. Характер помех зависит от ширины полосы частоты канала и от свойств источников помех. Помехи искажают сигнал, изменяется его мощность, длительность импульса, появляется паразитная частотная модуляция. Степень искажения зависит также от са мого сигнала.
Помехоустойчивость может увеличиваться за счет избыточно сти информации, но при этом удлиняется код и возрастают тре бования к пропускной способности канала связи. Кроме того, уменьшается скорость передачи сигналов. Однако при рациональ ном кодировании действие помех не приводит к непоправимому преобразованию одного сигнала в другой, как это бывает в ко дах, не обладающих избыточностью.
Повышение помехоустойчивости можно достигнуть, например, двукратным повторением кода с защитным отказом при несовпа дении сигналов. Другой способ — это контрольное повторение каждого сигнала приемным концом канала связи. Очевидно, что такие способы удлиняют время передачи в два раза. Некоторое обеспечение помехоустойчивости при менее значительном удлине нии кода достигается за счет постоянного или четкого значения длины кода т. Ошибку можно обнаружить, так как подавление или добавление импульсов изменит длину кода.
Очень эффективны корректирующие коды, у которых часть знаков несет информацию, а вторая часть, состоящая из несколь ких дополнительных знаков, служит для обнаружения и исправ ление ошибки.
Помехоустойчивость является сравнительной характеристикой различных кодов, наряду с эффективностью. Помехоустойчивость кода зависит от способа комбинирования одного или нескольких импульсных признаков, например амплитудных, временных, ча стотных.
При амплитудной модуляции помехоустойчивость повышается за счет увеличения мощности сигнала, при частотной модуля ции— путем расширения полосы частот, при широтно-импульсной модуляции — за счет увеличения времени передачи.
Ч а с т ь в т о р а я
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОРТОВЫХ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
Г Л А В А VII
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
АВТОМАТИЗАЦИИ
§ 15. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
АВТОМАТИЗАЦИИ ПОРТОВЫХ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ М АШ ИН И УСТАНОВОК
За прошедшее пятилетие (1966—1970 гг.) в нашей стране производство средств механизации перегрузочных работ выросло в 1,6 раза и опережает такие развитые капиталистические стра ны, как Франция — в 1,6, ФРГ — в 2,4, Англия — в 4 раза. Уве личение производства подъемно-транспортного оборудования к i-975 г. на 39% по сравнению с 1970 г. позволит сократить чис ленность работающих ' на погрузочно-разгрузочных и складских работах почти на 900 тыс. человек.
Почти все портовые перегрузочные работы осуществляются с помощью разнообразных перегрузочных машин, степень автома тизации управления которыми различна.
Наибольшее место в портовой механизации занимают краны, среди которых наиболее многочисленной является группа пор тальных и полупортальных кранов. Широкое применение в пор тах получила группа передвижных кранов: железнодорожных, ав томобильных кранов и кранов на гусеничном и пневмоколесном ходу. Увеличилось также количество плавучих кранов.
Для механизации грузовых работ на больших площадях от крытых складов устанавливаются мостовые перегружатели. На большинстве электрических кранов автоматизированы процессы разгона и торможения электродвигателей, синхронизирована ра бота двигателей механизма передвижения. Автоматизирована ра бота большинства приборов безопасности. Начинает внедряться дистанционное и программное управление портальными и пере движными кранами. На передвижных и плавучих дизель-электри- ческих кранах автоматизируется работа двигателей внутреннего сгорания (ДВС), что обеспечивает автоматический контроль за работой двигателя и автоматическое поддержание постоянной ча стоты вращения.
Таким образом, основные направления автоматизации управ ления кранами сводятся к автоматизации разгона и торможения электродвигателей кранов старых выпусков путем замены сило вых контроллеров магнитными; автоматизации управления двух барабанной лебедкой грейферных кранов; автоматическому регу лированию частоты вращения поворотной части крана в зависи
8* |
По |
мости от вылета стрелы; автоматизации установки дополнитель ных опор передвижных кранов; автоматизации работы приборов безопасности; автоматизации работы двигателей внутреннего сго рания; автоматизации учета работы кранов; применению дистан ционного и программного управления кранами; внедрению счет
но-решающих устройств.
Не меньшее место, чем краны, в портовой механизации зани мают машины внутрипортового безрельсового транспорта и трюм ные, вагонные, складские машины, к которым относятся авто- и электропогрузчики, тягачи и штабелеры, тракторы и бульдозеры, трюмные и вагонные погрузчики.
В двигателях внутреннего сгорания автопогрузчиков автома
тизировано поддержание теплового режима |
и постоянного |
на |
пряжения в электрооборудовании ДВС. Автоматизировано |
под |
|
держание постоянного рабочего давления в |
гидравлической |
си |
стеме погрузчиков. Применение турботрансформаторов и всережимных регуляторов позволяет обеспечивать работу ДВС с по стоянной частотой вращения. На электропогрузчиках силовые контроллеры заменяются магнитными. Очень перспективно внед рение электроники для автоматизации разгона электродвигателей постоянного тока и увеличения времени разряда аккумуляторных батарей. Автоматизируется работа зарядных станций.
Широкое распространение получило дистанционное управле ние трюмными и вагонными машинами. Внедряется программное управление погрузчиками и тягачами. Поэтому можно считать, что основными направлениями автоматизации внутрипортовых машин безрельсового транспорта и специальных трюмных, вагон ных и складских машин является автоматизация работы двигате лей внутреннего сгорания, широкое внедрение электроники в си стемы управления, применение счетно-решающих устройств, автоматизация процесса зарядки аккумуляторных батарей, приме нение дистанционного и программного управления, автоматиза ция учета работы этих машин.
Получают развитие в портах специализированные высокопро
изводительные |
комплексы и |
поточно-транспортные |
системы |
|
(ПТС). В дополнение к ранее |
построенным |
установкам, |
таким, |
|
как установка |
для перегрузки |
апатитового |
концентрата |
в Мур |
манском порту, установка для перегрузки калийной соли в Вентспилсском порту, предполагается в текущем пятилетии постро ить специализированные высокомеханизированные и соответствен но автоматизированные перегрузочные комплексы для обработки навалочных грузов в портах Николаев, Жданов, Одесса, Ново российск, Кандалакша, Мурманск, во вновь строящемся порту в бухте Врангеля. В течение этой пятилетки создаются контейнер ные комплексы в Ленинградском, Ильичевском, Находкинском
порту и специализированный контейнерный район в бухте Вран геля.
В специализированных комплексах для перегрузки навалочных грузов широкое применение получили конвейерные линии боль
116
шой протяженности, специальные погрузочные машины, а склад ские площади оборудуются стаккерами и реклаймерами. В неко торых высокомеханизированных комплексах используются вагоноопрокидыватели.
В высокопроизводительных комплексах или поточно-транс портных системах достигнута наибольшая степень автоматиза ции, благодаря чему управление ими, как правило, осуществляет
ся централизованно |
с одного места, называемого |
д и с п е т ч е р |
|
с к и м п у н к т о м . |
Оператор, находясь на диспетчерском пункте, |
||
имеет |
возможность |
набирать различные технологические схемы |
|
работы |
этих установок. Он может осуществлять |
дистанционный |
автоматический пуск и остановку всех элементов перегрузочного комплекса в определенной последовательности, автоматический контроль за работой машин и отдельных механизмов. В системах непрерывного транспорта широко применяются автоматические устройства для контроля работы, защиты от перегрузки и других неисправностей, например обрыва ленты, для поддержания опре деленного режима работы. В этих системах лучше налажен ав томатический учет работы. Очень перспективно широкое внедре ние промышленных телевизионных установок для наблюдения за работой всей системы.
Автоматизируется работа вагоноопрокидывателей с целью оп тимального их использования.
В портовых многоэтажных складах применяются лифты, у ко торых автоматизируется точная остановка кабины, автоматически обеспечивается безопасность их работы. Для повышения произво дительности лифтов портовых складов в устройствах автоматиче ского и диспетчерского управления для одного лифта или группы лифтов перспективно собирательное управление. При таком уп равлении собираются и регистрируются все распоряжения, кото рые выполняются в определенной последовательности. После вы полнения распоряжений от вызывных кнопок кабина лифта воз вращается на основную остановку.
Большое значение для автоматизации портовых перегрузоч ных работ, осуществляемых машинами циклического действия, имеет создание новых и широкое использование существующих автоматических грузозахватных устройств. К таким устройствам относятся грейферы, подъемные электромагниты, вакуумные за хваты, автоматические стропы и пр.
Основным признаком автоматического грузозахватного при способления является то, что операции застройки — отстропки вы полняются не портовыми рабочими, а с пульта управления пере грузочной машины. При этом осуществляется наведение грузо захватного приспособления на груз, автоматическая установка опускаемого приспособления, автоматическое включение его. Од новременно автоматически контролируются и фиксируются мо менты захвата груза и производится включение механизма подъ ема перегрузочной машины. Аналогичным образом автоматизи рованы операции отдачи груза.
11?
В зависимости от рода перегружаемого груза все автоматиче ские грузозахватные приспособления делятся на приспособления для захвата тарно-штучных грузов, контейнеров, лесоматериалов, черных металлов и для захвата навалочных грузов. Захватные приспособления могут иметь самостоятельный привод или привод от механизмов перегрузочной машины; в зависимости от прин ципа действия они делятся на защемляющие, поддерживающие груз снизу, зачерпывающие и притягивающие.
Автоматизация портовых перегрузочных работ в значитель ной степени зависит от дальнейшего совершенствования конст рукций железнодорожных вагонов и судов. Так, широкое приме нение вагонов с раскрывающейся крышей или боковой стенкой, специализированных судов создает большие перспективы для ав томатизации перегрузки тарно-штучных грузов.
В настоящее время автоматизация работы портовых перегру зочных машин, а следовательно, и портовых перегрузочных ра бот осуществляется в двух направлениях: автоматизация работы существующих перегрузочных машин и механизмов посредством применения имеющихся автоматических устройств и систем и путем создания новых перегрузочных машин и механизмов.
Так, автоматизация управления силовыми контроллерами мо жет осуществляться с помощью дополнительно установленных на них серводвигателей. Примером создания новых устройств явля ется автоматическое противоугонное устройство для портального крана «Ганц», разработанное в Одесском порту. Следует отме тить, что даже внедрение отдельных автоматических устройств в существующие перегрузочные машины и механизмы дает техни ческий и экономический эффект. Желательно, чтобы конструкции существующих перегрузочных машин давали возможность авто матизировать эти машины без значительных изменений узлов и деталей, сопрягаемых с элементами автоматики.
Примером создания новых перегрузочных машин и механиз мов с автоматическим управлением и регулированием может слу жить грейферный перегружатель с программным управлением Ле нинградского завода подъемно-транспортного оборудования име ни С. М. Кирова.
§ 16. ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АВТОМАТИЗАЦИИ
Современные автоматические устройства настолько разработа ны, что, используя их, можно автоматизировать любую отрасль производства, в том числе портовые перегрузочные работы. Авто матизация должна внедряться в первую очередь в тех производ ственных процессах, где человек не в состоянии обеспечить даль нейшее повышение производительности труда в силу своих чисто психических возможностей. Так, программирование управления грейферным перегружателем в Одесской установке для выгрузки сахара-сырца из трюма судна вызвано тем, что кранов
118