Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
сти цилиндра, и со стороны поршня гидрозамка. Так как площадь сечения поршня гидрозамка больше площади сечения шарикового клапана, сила прижима шарика поршнем гидрозамка превышает силу прижима со стороны отверстия а. В результате этого шарик перемещается, сжимает пружину и открывает отверстие а.
Таким образом, при нагнетании жидкости через бобышку гид розамок срабатывает автоматически, что позволяет при втягива нии штока с опорной тарелкой жидкости из поршневой полости
Рис. 112. Кинематическая схема автомати- |
Рис. |
113. Кренометр |
чески устанавливаемых выносных опор |
|
|
цилиндра выходить на слив через |
отверстия |
а и б. Когда опора |
полностью втянулась и прекратилось нагнетание жидкости в што ковую полость цилиндра, поршень гидрозамка давления не испы тывает и тогда под действием пружины шариковый клапан снова возвращается в исходное положение, перекрывая отверстие а.
Применяется также конструкция выносных опор, которые ав томатически устанавливаются в рабочее положение, когда опро кидывающий момент от массы груза становится выше допусти мого (рис. 112).
Для автоматизации установки гидроцилиндр 5, шарнирно за крепленный на стреле 2 крана, соединен трубопроводом 5 с зо лотником 6, а тягой 4 — с рычагом 1, конец которого профилиро ван. К профилированной части рычага 1 прижимается пружи ной 8 ролик И штока 10 поршня 9. Золотник б трубопроводом 7 соединен с гидроцилиндрами 12 выдвижных опор 14.
Давление в цилиндре |
3 |
изменяется в зависимости |
от массы |
|
груза, поднятого |
стрелой |
и, |
следовательно, изменяется |
давление |
в правой камере |
золотника |
6. При изменении вылета стрелы из |
154
меняется угол ее наклона. Гидроцилиндр 3 изменяет свое поло жение и тягой 4 заставляет рычаг 1 также изменить его положе
ние. Кулачок рычага давит на |
шток 10 и пружину 8, при |
этом |
|||
изменяется |
величина давления |
пружины на |
золотник |
6. |
Когда |
момент от |
груза приблизится |
к допустимой |
величине, |
золотник |
переместится настолько, что соединит корпус гидроцилиндра с на порной линией, рабочая жидкость из бака поступит в гидро цилиндры 12, и выносные опоры опустятся на дорожное по крытие.
При уменьшении грузового момента золотник под действием пружины 8 перекроет канал напорной линии и откроет канал, со единяющий гидроцилиндры 12 с баком. Пружины 13 поднимут опоры, а рабочая жидкость под воздействием поднимающихся поршней будет поступать в бак.
Когда кран отклоняется от горизонтальной плоскости и полу чает крен, это вызывает не только повышенный износ крановых механизмов, в первую очередь поворотного и опорно-поворотного устройств, но и создает опасные ситуации. Так, продольный крен снижает устойчивость крана, а поперечный — приводит к скручи ванию и изгибу стрел, особенно длинных. Поэтому краны долж ны снабжаться приборами-креномерами, которые сигнализируют крановщику об опасной величине крена в продольном и попереч ном направлениях.
Принципиальная схема кренометра (рис. 113) состоит из дат чика, имеющего маятниковое качание, релейного блока, к кото рому подводится питание, и двух приборов, градуировка которых позволяет судить о величине крена как в продольном, так и в поперечном направлениях. При этом существует сигнальная бло кировка в виде светового сигнала зеленого цвета, который сви детельствует о нормальном положении крана, и красного цвета — при крене крана в одной из плоскостей выше допустимой вели чины. С точки зрения компоновки датчик и релейный блок раз мещают в машинном отделении крана, а приборы — в кабине уп
равления. |
4 висит |
маят |
В корпусе 3 датчика на карданной подвеске |
||
ник 8. Корпус жестко закреплен на поворотной |
части крана и |
|
наклоняется вместе с ней, а маятник благодаря |
карданной |
под |
веске всегда сохраняет вертикальное поло'жение. Это приводит к
тому, что при крене крана ползунки 5 и 1 остаются на |
месте, а |
|||
относительно них |
смещаются потенциометры |
6 и 2, |
поскольку |
|
они скреплены с корпусом. |
|
|
||
Потенциометры |
установлены взаимно перпендикулярно, так |
|||
что они |
ориентированы соответственно вдоль |
и поперек стрелы. |
||
Корпус |
датчика заполнен трансформаторным |
маслом, |
которое |
смягчает колебания маятника, причем он снабжен для этой цели лопастями 7.
Электрический сигнал датчика поступает на релейный блок, где сравнивается с опорным напряжением с помощью поляризо ванного реле.
155
Выходные реле срабатывают с задержкой времени на отклю чение. Это необходимо для предупреждения ложного отключения при кратковременных колебаниях крана.
Этот прибор на кранах с электрическим приводом может быть использован не только для сигнализации, но и для отключения отдельных механизмов крана. Если передвижной кран снабжен приводными выносными опорами, с помощью кренометра можно автоматизировать удержание платформы крана в горизонталь
ном положении.
Почти все существующие конструкции кренометров в качестве датчика используют маятник, но передача сигнала может быть
|
бесконтактной. |
|
|
||||
|
|
В этом случае один феррито |
|||||
|
вый |
сердечник |
8 с |
обмотками |
|||
|
закреплен неподвижно на верх |
||||||
|
ней половине электронного бло |
||||||
|
ка 9, а второй ферритовый сер |
||||||
|
дечник 7 с обмотками находит |
||||||
|
ся на конце плексигласового гру |
||||||
|
за 6, подвешенного на капроно |
||||||
|
вой нити 4 (рис. 114). Маятник |
||||||
|
заключен в герметичном корпу |
||||||
|
се |
5 |
на |
подвижном |
кронштей |
||
|
не 3, |
позволяющем регулировать |
|||||
|
длину нити. На крышке корпуса |
||||||
|
имеется |
штепсельный |
разъем 1 |
||||
|
и |
пузырьковый |
уровень 2 для |
||||
|
правильной установки крана ау- |
||||||
|
триггерами перед началом рабо |
||||||
|
ты. Для демпфирования свобод |
||||||
|
ных |
колебаний |
маятника корпус |
||||
|
заполнен |
маслом. |
|
||||
Рис. 114. Бесконтактный кренометр |
|
При наклоне платформы кра |
|||||
на |
происходит смещение подвиж |
||||||
|
ного и неподвижного ферритовых сердечников относительно друг друга, в результате изменяется индуктивное взаимодействие между обмотками. В случае, когда крен достигнет предельного значения, происходит срыв колебаний высокочастотного генератора, вмонтированного в схему кре нометра. Срабатывает полупроводниковый усилитель, и на панели управления перед крановщиком гаснет зеленая и зажи гается красная лампочка, сигнализирующая об опасном угле крена.
Указатель крена может быть подключен также в цепь управле ния исполнительными двигателями или в цепь звуковой сигнализа ции.
Передвижные краны фирмы «Остин-Вестерн» (США) обору дованы так называемым индикатором нагрузки, который обеспе чивает непрерывную балансировку крана при его перемещении
156
по неровной местности, при изменении угла наклона стрелы или угла поворота ее.
Балансировка выполняется автоматически независимо от поло жения каната на шкиве и от того, опирается кран на пневмошины или на выносные опоры.
Таким образом, автоматизация установки передвижных кранов на выносные опоры и непрерывный автоматический контроль за горизонтальным положением поворотной платформы обеспечива
ют безаварийность эксплуатации и создают оптимальные |
усло |
|
вия для работы кранов. |
|
|
§ 20. АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРОТИВОУГОННЫХ |
|
|
ЗАХВАТОВ |
|
|
Системы, обеспечивающие автоматическую постановку |
крана |
|
на противоугонные захваты, состоят из датчика |
скорости |
ветра |
(ветромера), релейного блока, исполнительного |
двигателя |
и са |
мих захватов.
Ветромеры, или анемометры, являются датчиками, которые позволяют определить скорость ветра, его давление, а при необ ходимости направление. Их установка на кранах диктуется обес печением безопасности работы при сильном или внезапном по рыве ветра, поскольку подветренная площадь кранов значи тельна.
Ветромеры могут выполнять различные функции, а именно: их блокируют с сигнализационными устройствами, которые опо вещают крановщика об опасном напоре ветра, они могут автома
тически прервать питание |
крановых механизмов или |
заставить |
||||
сработать противоугонные |
захваты. |
|
|
|
и |
|
На кранах используют |
ветромеры флюгерного, вертушечного |
|||||
манометрического типов. |
|
|
|
|
|
|
Флюгерный ветромер состоит из флюгера 4 с грузиком 5, ко |
||||||
торые закреплены на трубке 3 (рис. |
115, а). |
Она посажена |
на |
|||
стержень 1 с коническим |
хвостовиком, что |
позволяет |
флюгеру |
|||
легко поворачиваться по ветру. На трубке находится |
ось 6, от |
|||||
носительно которой свободно |
качается |
металлическая пластина |
8 |
|||
с регулировочным грузом |
7. |
Трубка 3 |
в нижней части |
переходит |
в утолщение 2, образующее контактную коробку, в которой нахо дятся скользящие контакты. Они сблокированы с микровыклю чателем 10, размещенным на дуге 9 шкалы (шкала на рисунке условно повернута на 90°) . Под действием напора ветра флюгер поворачивается, а пластина отклоняется от вертикали. При опас ном напоре она отклонится на такой угол, что воздействует на
микровыключатель, |
в результате |
чего сработает звуковой сигнал |
|
снаружи кабины и |
световой — в |
кабине управления краном. |
|
Еще более простую |
конструкцию имеет ветромер, изображен |
||
ный на рис. 115,6. |
Он |
состоит из вертикальной лопасти 1, кото |
рая под действием ветра отклоняется и заставляет поворачивать ся подпружиненное коромысло 2. Оно, в зависимости от направ
157
ления ветра, своим концом воздействует на контакты выключа телей 3 или 4 и тем самым сработает дальнейшая цепь блоки ровки.
Вертушечные ветромеры выполняют генераторными и механи ческими.
Вертушечные ветромеры генераторного типа хотя и разнооб разны по внешнему виду, работают по одному принципу. Такой
Рис. 115. Ветромеры:
а — флюгерного типа с заслонкой; б — лопастного типа
ветромер (рис. 116) снабжается флюгером 3 и трехили четы рехчашечной вертушкой 2, которая вращает ротор генератора не посредственно или через редуктор, помещенный в блок-преобра зователь 1. При этом в катушках статора генератора возбужда
ется электродвижущая |
сила, примерно пропорциональная |
часто |
|
те вращения вертушки. |
Она передается по кабелю в |
приемный |
|
усилительный блок и к |
элементам автоматики. |
117) |
состо |
Вертушечный ветромер механического типа (рис. |
ит из вертушки 8, которая ветром свободно может вращаться на подшипниках 9 относительно оси 7 с прорезью. Подшипники по мещены в головку 10 и к ней шарнирно присоединен центробеж
ный регулятор 6 |
с |
грузиками 3. Тяги |
регулятора |
связаны |
с |
||
корпусом 4, который |
на подшипнике 9 |
установлен |
на |
оси |
7. |
||
В корпусе имеется скользящее кольцо 5 |
со шпилькой, проходя |
||||||
щей через |
прорезь |
оси, которая для нее |
служит направляющей. |
||||
С кольцом |
связан |
подвижный контакт 2, |
а неподвижный / |
нахо |
158