Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дится в корпусе 11 устройства. При вращении вертушки под дей­

ствием ветра грузики

регулятора центробежной силой разводят­

ся в стороны, поднимая скользя­

щее кольцо, и при

предельно

допустимой скорости ветра про­

исходит

размыкание

контактов

и выключение механизма пере­

движения

крана.

 

г D-

П И

т

Рис. 116. Вертушечный ветромер ге­

Рис. 117. Вертушечный ветромер ме­

нераторного типа

ханического типа

Ветромеры манометрического

типа либо блокируются непо­

средственно с электрической цепью, либо выполняются гидроста­ тическими. Примером ветромера первого типа служит прибор,

приведенный на рис. 118.

 

 

вра­

 

Приемником может служить

 

щающаяся трубка Вентури, в кото­

 

рой ветром создается разрежение.

 

Трубка Вентури 1 соединена трубо­

 

проводом 2 с манометром 9, который

 

располагается

в кабине

управления.

 

Шкала

манометра

проградуирована в

 

килограмм-силах на квадратный метр

 

и имеет три стрелки:

основную 7,

 

длинную 8 и короткую 10. Основная

 

стрелка

7

от

разрежения,

создавае­

 

мого в трубке Вентури, перемещается

 

по шкале

и

указывает

силу

ветра.

 

В случае

усиления

ветра

основная

Рис. 118. Ветромер порталь­

стрелка

при дальнейшем

своем

дви­

ного крана типа «Ганц»

жении

увлекает

короткую

стрел­

 

ку '10, которая при давлении ветра в 25 кгс/м2 замыкает контак­ ты Г и раздается предупреждающий гудок. Услышав сигнал, крановщик обязан поставить кран на ручные противоугонные

159



захваты. Если сила ветра достигнет 40 кгс/м2, основная стрелка манометра передвинет длинную стрелку 8, которая замкнет кон­ такты К в цепи магнитного пускателя И, размыкающего цепь электромагнитной катушки нулевой защиты на главном распре­ делительном щите крана. Для ручного включения гудка 5 и си­

рены 3 предусмотрены кнопки 6 и 4.

Манометрический ветромер гидростатического типа (рис. 119) состоит из приемника и датчика. Приемник представляет собой

 

установленную

на

опоре

1

 

вращающуюся

трубку

Пи­

 

то 2 с флюгером 3, которая

 

трубкой 4

соединяется

с

 

датчиком. Он состоит из бач­

 

ка 9, заполненного дистил­

 

лированной водой или сме­

 

сью

спирта

и

воды

(при

 

температурах ниже нуля).

 

На

 

вертикальную

 

часть

 

трубки 4 надет колокол 5,

 

который выполнен

пустоте­

 

лым, и его внешняя

обо­

 

лочка

образует

поплавок

 

10,

погруженный

в

жид­

 

кость. Колокол несет зубча­

Рис. 119. Манометрический ветромер гид­

тую рейку 8, которая нахо­

дится

в зацеплении с

зуб­

ростатического типа:

чатой

шайбой

7, связанной

а — приемник; б — датчик

со

ртутными

кольцевыми

 

выключателями, отрегулированными на различные скорости вет­ ра. Бачок патрубком 6 сообщается с атмосферой.

С увеличением скорости ветра растет давление под колоко­ лом, он поднимается вместе с рейкой и поворачивает зубчатую шайбу. Тем самым при определенной скорости ветра срабатыва­ ет кольцевой выключатель цепи сигнализации, двигатель меха­ низма передвижения отключается и подается сигнал на приведе­ ние в действие противоугонных захватов.

Противоугонные устройства с электрическим приводом могут быть полуавтоматическими и автоматическими.

Полуавтоматическими противоугонными устройствами управ­ ляет крановщик из кабины управления дистанционно. Такой про­ тивоугонный захват, который имеет ряд конструктивных оформ­

лений, изображен на рис. 120.

который

 

вращает

винт

Захват состоит из мотор-редуктора 1,

 

3. Вдоль винта поступательно перемещается

гайка

6. Она

через

амортизационную пружину 12 увлекает

за

собой

направляю­

щие 7, которые скользят в корпусе 8 захвата. В направляющих выполнены фигурные, прорези. В них находятся ролики 13, уста­ новленные на верхних плечах рычагов-зажимов 10. Так как рас­ стояние между верхними участками прорезей больше, чем между

160


нижними, при опускании

направляющих ролики раздвигаются в

стороны

и это приводит

к повороту рычагов-зажимов

вокруг

осей 9.

Тем самым нижние плечи рычагов губками 11

надежно

зажимают головку рельса. После этого гайка еще некоторое вре­

мя продолжает

опускаться

вдоль винта, сжимает пружину, а

упор 4, связанный с гайкой,

нажмет на концевой выключатель 5,

и отключит электродвигатель захвата.

S

\

 

Рис. 120. Полуавтоматический про-

Рис. 121. Автоматический захват грузо-

тивоугонный рельсовый захват

вого типа с электромагнитом

Освобождение головки рельса произойдет при реверсировании

электродвигателя захвата, когда

гайка начнет двигаться вверх

вдоль винта с направляющими и ролики рычагов-захватов ниж­ ними участками прорезей направляющих начнут сближаться ме­ жду собой. В момент полного раскрытия захвата направляющие воздействуют на концевой выключатель 14 и электродвигатель выключится. В случае отсутствия электроэнергии захват может быть приведен в действие вращением винта посредством червяч­ ной пары, приводимой в движение вручную рукояткой, надевае­ мой на хвостовик 2 червяка.

Автоматические противоугонные устройства скрепляют кран с рельсом при каждом выключении механизма передвижения или при скорости ветра выше допустимой. При блокировке захвата с датчиком скорости ветра одновременно с приведением в дейст­ вие захвата автоматически отключаются все механизмы крана.

Один из автоматических захватов грузового типа с электро­ магнитом изображен на рис. 121. Он состоит из рычагов-зажи­ мов 9, каждый из которых может поворачиваться относительно оси 10, помещенной в обойму, скрепленную с рамой ходовой те­ лежки крана. Верхние плечи рычагов снабжены резьбой, в кото­

ПА. А. Ретман, В. С. Шиф

161


рую ввернут винт 2, имеющий правую и левую нарезку. В сред­ ней части на винте закреплен фрикционный диск 5. Он соприка­ сается с ходовым колесом 1 тележки крана. Винт опирается на подшипники, находящиеся в серьге 4. Обе серьги подвешены к рычагу 3 с грузом 6. Этот рычаг прикреплен к якорю электро­ магнита 7.

При движении крана по подкрановым путям с включением механизма передвижения получает питание электромагнит. Он втягивает якорь, поднимает ры­ чаг с грузом, и благодаря пере­ мещению серег в направляющих рамы тележки фрикционный диск выходит из сцепления с ходовым колесом, т. е. захват выводится

из действия.

 

 

 

При

выключении

механизма

 

 

 

передвижения

и обесточивания

 

2

Т

электромагнита рычаг под дей­

- V

{

/

ствием

груза опускается, фрикци­

 

 

 

онный диск прижимается к ходо­

12

11

 

вому колесу и тем самым захват

 

автоматически

подготовлен к дей­

 

 

 

Рис. 122. Автоматический захват

ствию.

Теперь при попытке сдви­

га крана ветром или благодаря

грузового типа с центробежным ре­

гулятором

 

 

уклону

пути

качение

ходового

 

 

 

колеса станет вращать фрикци­

 

 

 

онный диск и винт. Поэтому верх­

ние плечи рычагов-зажимов будут удаляться, а нижние — зажмут головку рельса. При этом чем больше путь передвижения крана, например при повышенной силе ветра, тем с большей силой будет происходить зажим рельса.

Предусмотрена невозможность срабатывания захвата до пол­ ной остановки крана. Это достигается постановкой гидравличе­ ского демпфера-замедлителя 8. Он при опускании рычага с гру­ зом через калиброванные отверстия в поршне перепускает жид­ кость в течение такого промежутка времени, что фрикционный диск войдет в сцепление с ходовым колесом только в момент его полной остановки.

Другой автоматический захват также грузового типа с цент­

робежным регулятором (рис. 122)

состоит

из

электродвигателя 5,

который автоматически получает

питание

при включении

меха­

низма передвижения крана. Под

действием

центробежных

сил

грузчики 4 регулятора расходятся в стороны, а втулка-ползун 5 перемещается вверх. Это посредством рычагов 6 сближает верх­ ние плечи зажимов 7. Они поворачиваются относительно оси 8, а нижние плечи освобождают головку рельса. Одновременно тя­ га 2 поднимает рычаг 1 с грузом 10.

При выключении механизма передвижения отключается и двигатель захвата, что приводит к опусканию рычага под дейст-

162