Файл: Ретман А.А. Автоматика и автоматизация портовых перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
дится в корпусе 11 устройства. При вращении вертушки под дей
ствием ветра грузики |
регулятора центробежной силой разводят |
|
ся в стороны, поднимая скользя |
||
щее кольцо, и при |
предельно |
|
допустимой скорости ветра про |
||
исходит |
размыкание |
контактов |
и выключение механизма пере |
||
движения |
крана. |
|
г D-
П И
т
Рис. 116. Вертушечный ветромер ге |
Рис. 117. Вертушечный ветромер ме |
нераторного типа |
ханического типа |
Ветромеры манометрического |
типа либо блокируются непо |
средственно с электрической цепью, либо выполняются гидроста тическими. Примером ветромера первого типа служит прибор,
приведенный на рис. 118. |
|
|
вра |
|
||||
Приемником может служить |
|
|||||||
щающаяся трубка Вентури, в кото |
|
|||||||
рой ветром создается разрежение. |
|
|||||||
Трубка Вентури 1 соединена трубо |
|
|||||||
проводом 2 с манометром 9, который |
|
|||||||
располагается |
в кабине |
управления. |
|
|||||
Шкала |
манометра |
проградуирована в |
|
|||||
килограмм-силах на квадратный метр |
|
|||||||
и имеет три стрелки: |
основную 7, |
|
||||||
длинную 8 и короткую 10. Основная |
|
|||||||
стрелка |
7 |
от |
разрежения, |
создавае |
|
|||
мого в трубке Вентури, перемещается |
|
|||||||
по шкале |
и |
указывает |
силу |
ветра. |
|
|||
В случае |
усиления |
ветра |
основная |
Рис. 118. Ветромер порталь |
||||
стрелка |
при дальнейшем |
своем |
дви |
ного крана типа «Ганц» |
||||
жении |
увлекает |
короткую |
стрел |
|
ку '10, которая при давлении ветра в 25 кгс/м2 замыкает контак ты Г и раздается предупреждающий гудок. Услышав сигнал, крановщик обязан поставить кран на ручные противоугонные
159
захваты. Если сила ветра достигнет 40 кгс/м2, основная стрелка манометра передвинет длинную стрелку 8, которая замкнет кон такты К в цепи магнитного пускателя И, размыкающего цепь электромагнитной катушки нулевой защиты на главном распре делительном щите крана. Для ручного включения гудка 5 и си
рены 3 предусмотрены кнопки 6 и 4.
Манометрический ветромер гидростатического типа (рис. 119) состоит из приемника и датчика. Приемник представляет собой
|
установленную |
на |
опоре |
1 |
||||
|
вращающуюся |
трубку |
Пи |
|||||
|
то 2 с флюгером 3, которая |
|||||||
|
трубкой 4 |
соединяется |
с |
|||||
|
датчиком. Он состоит из бач |
|||||||
|
ка 9, заполненного дистил |
|||||||
|
лированной водой или сме |
|||||||
|
сью |
спирта |
и |
воды |
(при |
|||
|
температурах ниже нуля). |
|||||||
|
На |
|
вертикальную |
|
часть |
|||
|
трубки 4 надет колокол 5, |
|||||||
|
который выполнен |
пустоте |
||||||
|
лым, и его внешняя |
обо |
||||||
|
лочка |
образует |
поплавок |
|||||
|
10, |
погруженный |
в |
жид |
||||
|
кость. Колокол несет зубча |
|||||||
Рис. 119. Манометрический ветромер гид |
тую рейку 8, которая нахо |
|||||||
дится |
в зацеплении с |
зуб |
||||||
ростатического типа: |
чатой |
шайбой |
7, связанной |
|||||
а — приемник; б — датчик |
со |
ртутными |
кольцевыми |
|||||
|
выключателями, отрегулированными на различные скорости вет ра. Бачок патрубком 6 сообщается с атмосферой.
С увеличением скорости ветра растет давление под колоко лом, он поднимается вместе с рейкой и поворачивает зубчатую шайбу. Тем самым при определенной скорости ветра срабатыва ет кольцевой выключатель цепи сигнализации, двигатель меха низма передвижения отключается и подается сигнал на приведе ние в действие противоугонных захватов.
Противоугонные устройства с электрическим приводом могут быть полуавтоматическими и автоматическими.
Полуавтоматическими противоугонными устройствами управ ляет крановщик из кабины управления дистанционно. Такой про тивоугонный захват, который имеет ряд конструктивных оформ
лений, изображен на рис. 120. |
который |
|
вращает |
винт |
|
Захват состоит из мотор-редуктора 1, |
|
||||
3. Вдоль винта поступательно перемещается |
гайка |
6. Она |
через |
||
амортизационную пружину 12 увлекает |
за |
собой |
направляю |
щие 7, которые скользят в корпусе 8 захвата. В направляющих выполнены фигурные, прорези. В них находятся ролики 13, уста новленные на верхних плечах рычагов-зажимов 10. Так как рас стояние между верхними участками прорезей больше, чем между
160
нижними, при опускании |
направляющих ролики раздвигаются в |
||
стороны |
и это приводит |
к повороту рычагов-зажимов |
вокруг |
осей 9. |
Тем самым нижние плечи рычагов губками 11 |
надежно |
зажимают головку рельса. После этого гайка еще некоторое вре
мя продолжает |
опускаться |
вдоль винта, сжимает пружину, а |
упор 4, связанный с гайкой, |
нажмет на концевой выключатель 5, |
|
и отключит электродвигатель захвата. |
||
S |
\ |
|
Рис. 120. Полуавтоматический про- |
Рис. 121. Автоматический захват грузо- |
тивоугонный рельсовый захват |
вого типа с электромагнитом |
Освобождение головки рельса произойдет при реверсировании |
|
электродвигателя захвата, когда |
гайка начнет двигаться вверх |
вдоль винта с направляющими и ролики рычагов-захватов ниж ними участками прорезей направляющих начнут сближаться ме жду собой. В момент полного раскрытия захвата направляющие воздействуют на концевой выключатель 14 и электродвигатель выключится. В случае отсутствия электроэнергии захват может быть приведен в действие вращением винта посредством червяч ной пары, приводимой в движение вручную рукояткой, надевае мой на хвостовик 2 червяка.
Автоматические противоугонные устройства скрепляют кран с рельсом при каждом выключении механизма передвижения или при скорости ветра выше допустимой. При блокировке захвата с датчиком скорости ветра одновременно с приведением в дейст вие захвата автоматически отключаются все механизмы крана.
Один из автоматических захватов грузового типа с электро магнитом изображен на рис. 121. Он состоит из рычагов-зажи мов 9, каждый из которых может поворачиваться относительно оси 10, помещенной в обойму, скрепленную с рамой ходовой те лежки крана. Верхние плечи рычагов снабжены резьбой, в кото
ПА. А. Ретман, В. С. Шиф |
161 |
рую ввернут винт 2, имеющий правую и левую нарезку. В сред ней части на винте закреплен фрикционный диск 5. Он соприка сается с ходовым колесом 1 тележки крана. Винт опирается на подшипники, находящиеся в серьге 4. Обе серьги подвешены к рычагу 3 с грузом 6. Этот рычаг прикреплен к якорю электро магнита 7.
При движении крана по подкрановым путям с включением механизма передвижения получает питание электромагнит. Он втягивает якорь, поднимает ры чаг с грузом, и благодаря пере мещению серег в направляющих рамы тележки фрикционный диск выходит из сцепления с ходовым колесом, т. е. захват выводится
из действия.
|
|
|
При |
выключении |
механизма |
||
|
|
|
передвижения |
и обесточивания |
|||
|
2 |
Т |
электромагнита рычаг под дей |
||||
- V |
{ |
/ |
ствием |
груза опускается, фрикци |
|||
|
|
|
онный диск прижимается к ходо |
||||
12 |
11 |
|
вому колесу и тем самым захват |
||||
|
автоматически |
подготовлен к дей |
|||||
|
|
|
|||||
Рис. 122. Автоматический захват |
ствию. |
Теперь при попытке сдви |
|||||
га крана ветром или благодаря |
|||||||
грузового типа с центробежным ре |
|||||||
гулятором |
|
|
уклону |
пути |
качение |
ходового |
|
|
|
|
колеса станет вращать фрикци |
||||
|
|
|
онный диск и винт. Поэтому верх |
ние плечи рычагов-зажимов будут удаляться, а нижние — зажмут головку рельса. При этом чем больше путь передвижения крана, например при повышенной силе ветра, тем с большей силой будет происходить зажим рельса.
Предусмотрена невозможность срабатывания захвата до пол ной остановки крана. Это достигается постановкой гидравличе ского демпфера-замедлителя 8. Он при опускании рычага с гру зом через калиброванные отверстия в поршне перепускает жид кость в течение такого промежутка времени, что фрикционный диск войдет в сцепление с ходовым колесом только в момент его полной остановки.
Другой автоматический захват также грузового типа с цент
робежным регулятором (рис. 122) |
состоит |
из |
электродвигателя 5, |
|
который автоматически получает |
питание |
при включении |
меха |
|
низма передвижения крана. Под |
действием |
центробежных |
сил |
грузчики 4 регулятора расходятся в стороны, а втулка-ползун 5 перемещается вверх. Это посредством рычагов 6 сближает верх ние плечи зажимов 7. Они поворачиваются относительно оси 8, а нижние плечи освобождают головку рельса. Одновременно тя га 2 поднимает рычаг 1 с грузом 10.
При выключении механизма передвижения отключается и двигатель захвата, что приводит к опусканию рычага под дейст-
162