Файл: Леви С.С. Бетонные и железобетонные работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

148

линдрической формы применяют специальные машины. Продольные арматурные стержни каркаса соединяются между собой приваренной к ним спиралью из катанки. Сварка пересечений продольных стержней и спирали каркаса осуществляется на сварочном барабане посред­ ством роликового электрода, к которому ток подается от сварочного трансформатора мощностью 75 кВА.

Рис. 79. Схема организации изготовления плоских каркасов на машине МТМК-ЗХЮО

1

— стеллаж для стержней; 2 — стол для

раскладки стержней;

3 — ме­

ханизм для подачи стержней под сварку;

4 — сварочная часть машины;

5

— устройство для

перемещения

каркасов; 6 приемный стол

для го*

 

товых каркасов; 7

место для

готовых каркасов; 8 — рабочее

место

На установке такого типа можно изготовлять цилин­ дрические арматурные каркасы для труб диаметрами 300—1500 мм.

3. Изготовление пространственных сварных арматурных каркасов

Сварные пространственные арматурные каркасы из­ готовляются следующими способами:

сборкой изготовленных с применением точечной свар­ ки плоских каркасов, соединенных между собой дуговой или точечной сваркой;

из отдельных стержней, соединенных дуговой свар­ кой;

навивкой и сваркой на специальных машинах. Готовые плоские каркасы собирают в кондукторах

с таким расчетом, чтобы места соединения каркасов ме­ жду собой были легко доступны для сварки. Для соеди­ нения стержней диаметрами до 12—14 мм при сборке пространственных каркасов можно применять подвес­ ные машины со сварочными клещами. В этом случае кондуктор с уложенными в него каркасами устанавли­

149


вают на роликовый стол и перемещают около непод­ вижно установленной подвесной машины по мере свар­

ки узлов.

Пространственные каркасы целесообразно делать из элементов, заготовленных из сеток, согнутых на станках для гибки сеток. В этом случае уменьшается объем сва­ рочных работ, например у каркасов четырехугольного сечения: вместо четырех сторон достаточно сварить толь­ ко две. Пространственные каркасы из отдельных стерж­ ней диаметрами от 8 мм и более изготовляют в кондук­ торах, в которые укладывают стержни, соединяемые между собой дуговой сваркой. Предварительно стержни прихватывают, после чего накладывают сварные швы, как указано на чертеже конструкции.

Пространственные арматурные каркасы железобе­ тонных труб, балок, колонн, перемычек и т. п. изделий выполняют на навивочно-сварочных машинах. Такие ма­ шины еще не выпускаются промышленностью, а пока изготовляются силами строительных организаций и предприятий.

Примерная производительность таких машин равна 180—200 м каркасов в смену. Диаметры продольных стержней доходят до 18 мм и навиваемой проволоки — до 8 мм. Мощность трансформатора 75 кВА.

4. Изготовление вязаных арматурных изделий

Ручную вязку арматурных каркасов применяют в тех случаях, когда из-за небольшого объема работ нецелесо­ образно применять механизированное изготовление ар­ матуры, а также при изготовлении некоторых сложных пространственных арматурных изделий (например, кар­ касов для железобетонных карнизов, художественных архитектурных деталей), когда невозможно применять точечные сварочные машины. Вязка арматурных сеток и каркасов по сравнению с изготовлением их на точеч­ ных сварочных машинах требует больших трудовых за­ трат и увеличения расхода металла на 15—20% за счет изготовления отгибов и крюков на концах стержней, не­ обходимых для анкеровки последних в бетоне. При вяз­ ке арматурных каркасов пользуются арматурными ку­ сачками длиной 15 см с выпрямленными ручЮами. Зуб­ цы кусачек должны быть притуплены, чтобы во время вязки они не откусывали проволоку.

150

ф

ней

а — вязка проволокой

в пучках без

подтягивания; 6 вязка

угловых узлов;

в — двухрядный узел;

г — крестовый

узел; д — мертвый узел,

1 — вид спереди;

2 — вид сзади

151


Для вязки применяют отожженную стальную прово­ локу диаметром, равным 0,8 и 1 мм, заготовленную в виде мотков или нарезанную длиной 80—100 мм и за­ тем связанную пучками. Производительность труда за­ висит от качества кусачек и вязальной проволоки.

Наиболее простой и легкий способ — вязка проволо­ кой в пучках. Он осуществляется без подтягивания стер­ жней (рис. 80, а) и производится в определенной после­ довательности: левой рукой проволоку вынимают из пучка и указательным пальцем загибают вокруг пере­ сечения стержней; затем оба конца проволоки захваты­ вают зубцами кусачек, которые проворачивают два раза.

При вязке угловых узлов (рис. 80, б) каркасов, ба­ лок, колонн, связей и т. п. проволокой в пучках с под­ тягиванием последовательность выполнения операций другая: один конец проволоки просовывают за продоль­ ный стержень под хомут; направляют большим пальцем левой руки вверх, загибая вверх за хомут около стерж­ ня, и захватывают кусачками. Кусачки с захваченным концом проволоки подтягивают под проволоку в левой руке, переносят вправо и захватывают ими пересечение обоих концов вязальной проволоки около узла, затем ку­ сачками подтягивают на себя оба конца проволоки и поворачивают на два оборота.

Сборку и вязку пространственных прямоугольных каркасов производят на козлах или консольных стойках.

5. Технические требования к арматуре, правила их приемки и методы испытания

Качество сварной арматуры и закладных деталей железобетонных конструкций должно соответствовать ГОСТ 10922—64 «Арматура и закладные детали свар­ ные для железобетонных конструкций. Технические тре­ бования и методы испытаний». Указанный ГОСТ рас­ пространяется также на сварные соединения элементов арматуры, закладных деталей и стыков железобетон­ ных конструкций.

Материалы, применяемые для изготовления сварной арматуры и закладных деталей, должны соответство­ вать действующим ГОСТам и техническим условиям. Изготовляют сварную арматуру и закладные детали по

рабочим чертежам, утвержденным в установленном по­ рядке.

152

В вышеуказанном ГОСТе приведены требования, предъявляемые к прочности сварных соединений арма­ турных стержней, выполненных точечной контактной сваркой, а также к стыковым соединениям стержней ме­ жду собой и с элементами плоского проката при изго­ товлении закладных деталей, и допускаемые отклонения размеров сварньГх соединений и смещений осей в сты­ ках.

Приводятся методы замеров и испытаний прочности сварных соединений арматуры и рекомендуемых для этого машин и приспособлений.

В разделе правил приемки арматуры указываются порядок приемки, количество однотипных арматурных изделий, входящих в каждую партию, количество образ­ цов, подлежащих отбору для определения прочности сварных соединений.

6.Мероприятия по экономии арматурной стали

иснижению себестоимости арматуры

Потери арматурной стали составляют значительную величину от годового ее расхода в строительстве; еже­

годно

теряется при

замене арматуры проектных ма­

рок

и диаметров

на сталь, имеющуюся в нали­

чии, около 8—10%, на неиспользованные обрезки—2— 4%, при транспортировании и складировании—1—3%, всего 11—16%, что наносит большой ущерб народному хозяйству.

На заводах железобетонных изделий и на строитель­ ных площадках, как правило, часто нет требуемого ас­ сортимента арматурной стали. Это приводит к необхо­ димости заменять указанную в проекте арматуру на имеющуюся в наличии, а так как подобрать диаметр, число стержней и марку стали в точном соответствии с расчетными данными затруднительно, то в целях гаран­ тии получения необходимой прочности железобетонной конструкции в нее укладывают стали значительно боль­ ше, чем требуется проектом.

Потери на обрезки стали вызываются тем, что еще недостаточно широко применяют линии для безотходной стыковой сварки и резки прутковой арматуры.

Кроме того, из-за неточной резки проволочной арма­ туры на правильно-отрезных автоматических станках часто бывает необходимо дополнительно подрезать кон-


цы проволок на этих же стайках, что вызывает потери металла на обрезки и дополнительные затраты ручного

труда.

При неправильном хранении и складировании арма­ турной стали возникают дополнительные трудовые зат­ раты -на очистку ее от ржавчины и разборку для нахож­ дения металла нужной марки и диаметра. Стоимость 1 т арматурных изделий колеблется в значительных пре­ делах в среднем от 100 до 150 руб/т и зависит от марок

и диаметров арматурной

стали, вида

и веса изделий,

а также

от организации

и технологии изготовления

ар­

матуры.

Снижение стоимости арматуры

возможно

за

счет уменьшения ручного труда и широкого применения механизации и автоматизации, что в свою очередь за­ висит от размеров производства. Поэтому изготовление арматуры по возможности следует организовать в круп­ ных арматурных мастерских и арматурно-сварочных за­ водах местного или районного значения. При этих усло­ виях эффективнее используется оборудование — автома­ тические машины для контактной стыковой и точечной сварки арматуры, механизированный внутрицеховой транспорт, посты для укрупнительной сборки арматуры

ит. п.

7.Техника безопасности при изготовлении арматуры

Требования по технике безопасности при механической

обработке арматурной стали приведены

в § 4 главы II;

в настоящем же параграфе излагаются

требования при

электросварке арматуры и связанные с этим условия электробезопасности.

В целях защиты работающих от поражений электри­ ческим током необходимо, чтобы металлические корпусы электросварочных трансформаторов, генераторов, ма­ шины для контактной стыковой и точечной сварки и дру­ гое оборудование имели заземление, выполняемое до присоединения их к электросети.

Следует регулярно проверять исправность электро­ сварочных аппаратов и агрегатов, обращая особое вни­ мание на отсутствие напряжения на их корпусах при включенном состоянии.

При дуговой электросварке, а также других видах электросварки плавлением электрододержатели должны

154


иметь надежную изоляцию и прочно зажимать электрод. При замене электрода запрещается прикасаться к токо­ ведущим частям. Соединение электрододержателя со сварочным проводом должно быть простым и надежным. Контакты электрододержателя во время работы не дол­ жны чрезмерно нагреваться. При работе с открытой электрической дугой электросварщик должен защищать лицо и глаза шлемом-маской или щитком с защитными стеклами (светофильтрами). При необходимости рабо­ тающие с электросварщиком подсобные рабочие должны защищать лицо и глаза таким же способом.

При сварке в закрытых помещениях рабочие места электросварщиков должны быть отделены от смежных рабочих мест и проходов переносными ширмами из не­ сгораемых материалов. Ширмы следует ставить при зна­ чительном количестве рабочих мест сварщиков, а также в местах интенсивного движения людей как внутри по­ мещений, так и на открытом воздухе.

При автоматической и полуавтоматической сварке не допускается применение влажного и загрязненного флюса, в особенности если он загрязнен маслами, жира­ ми и смолами. В закрытых помещениях следует пользо­ ваться флюсами с минимальным содержанием в них плавикового шпата или других компонентов, которые при сгорании выделяют вредные вещества.

. Контактные стыковые машины должны иметь проз­ рачные щитки, предохраняющие рабочих от искр и поз­ воляющие наблюдать за процессом сварки. Вторичную обмотку подвесных трансформаторов и сварочных кле­ щей необходимо заземлять либо применять трансформа­ торы с обмотками на разных кернах с заземленным магнитопроводом.

Зачищать электроды контактных машин разрешается только после отключения их от электросети.

Шкафы, пульты и станины контактных машин, вну­ три которых расположены токоведущие части, находящи­ еся под напряжением, должны иметь дверцы с блокиров­ кой, обеспечивающей снятие напряжения при открыва­ нии дверцы. При отсутствии блокировки дверца должна иметь замок, открывать который разрешается только электромонтеру.

Производить ремонтные работы и всякого рода пе­ реключения в электросварочных установках разрешается только электромонтерам.

155

V. СБОРКА И МОНТАЖ АРМАТУРЫ НА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ

1. Общие сведения

Обычно на строительство1 доставляют арматурные сетки, плоские каркасы и отдельные арматурные стерж­ ни (плети), реже — объемные арматурные каркасы.

Для снижения трудоемкости монтажных работ пос­ тупившие арматурные элементы на месте их установки укрупняют. Соединяют арматуру при ее установке вна­ хлестку вязкой или электрической сваркой.

Арматурные работы при монтаже сборных железобе­ тонных конструкций в основном заключаются в сварке отдельных изделий между собой, на что приходится до 50% общих трудозатрат на монтажные работы. В этом случае большое значение имеет правильный выбор спо­ соба и технологии сварки.

Арматурные работы на строительстве состоят из сле­ дующих операций:

приемка арматуры на строительстве, сортировка ее и складирование;

укрупнительная сборка на приобъектной площадке арматурных элементов и подготовка арматуры, монтиру­ емой отдельными стержнями или плетями;

установка (монтаж) арматурных пространственных каркасов, сеток и стержней;

соединение арматурных элементов нахлесткой, вяз­ кой или сваркой;

сварка выпусков арматуры железобетонных конструк­ ций между собой.

2. Транспортирование и складирование арматуры

При транспортировании, погрузке и разгрузке арма­ турных элементов необходимо принимать меры, предох­ раняющие их от разрушений и деформаций, разрывов сварных соединений, искривления сеток, каркасов или отдельных стержней и т. д. Арматурные сетки и карка­ сы следует перевозить пакетами, прямые и гнутые стер­ жни— связанными в пачки.

При перевозке пространственные арматурные эле­ менты необходимо надежно закреплять на транспортных средствах, чтобы исключить возможность их деформа-

156