ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
подаче бетонной смеси бетононасосами необходимы тща тельное утепление бетоновода (например, шлаковойлоком) и установка бетононасоса в утепленном помещении, а при больших морозах — обогрев бетоновода располо женной рядом с ним под утеплением паровой трубой. Для очистки бетоновода и бетононасоса следует приме нять горячую воду. Освобожденные от бетонной смеси, звенья бетоновода не промывают (во избежание обра зования наледи), а прочищают скребками и металличе скими щетками на длинных рукоятках и протирают пы жами из мешковины.
Транспортеры и виброжелобы, по которым бетонная смесь перемещается тонким слоем, в зимних условиях малопригодны, так как смесь будет быстро остывать. Поэтому применение их должно быть ограничено не большими участками с защитой от холода и ветра (щи
тами, брезентом, съемными коробами и |
т. п.). Маги |
стральная линия транспортера должна |
располагаться |
в отапливаемой галерее. |
|
Укладка бетонной смеси на открытом воздухе дол жна быть организована так, чтобы к концу укладки
смесь |
имела |
требуемую температуру (не |
ниже 5° С, |
а при |
методе |
термоса — предусмотренную |
расчетом). |
Как уже указывалось выше, в ряде случаев целесооб разно укладывать в опалубку бетонную смесь с высокой температурой, подвергнув ее предварительно электро разогреву близ места укладки.
Электроразогрев бетонной смеси может осущест вляться в специальных бункерах, в бадьях, в кузовах автосамосвалов.
Наиболее широкое применение получил электроразо грев бетонной смеси в поворотных бадьях. Электроразо грев в бадьях производится на спланированной площад ке размером не менее 7X6 м с сетчатым ограждением
высотой 1,7 м и воротами |
для |
въезда автотранспорта |
с бетонной смесью. Доступ |
на |
площадку посторонним |
лицам запрещается, а прогрев смеси ведется с тщатель ным соблюдением правил техники безопасности.
Наивысшая температура разогрева смесей на портлаидцементах 70° С, для смесей на шлакопортландцементах 80° С. Устройства для разогрева получают пита ние от сети напряжением 120—380 В, в связи с чем тре буется свободная установочная мощность 25—150 кВА, а иногда и выше. В целях всемерного снижения потреб-
256
ной электрической мощности (до 25—50 кВА) разогрев ведут при напряжении 120 В, а в смесь на бетонном за воде добавляют поваренную соль в размере 1—1,5% мас сы цемента. Температуру разогрева назначают в зависи мости от температуры наружного воздуха (при наруж-
я - я
Рис. 118; Бадья для электроразогрева бетонной смеси
І — корпус |
бадьи: |
2 — гетинаксовые |
плиты; |
3 — упорный |
брус; |
4 — пластина-электрод; |
|
б — плоское токоприемное устройство; |
6 — брус |
крепления токоподводящих стержней; 7—сталь ной токоподводящий стержень
ной температуре от —15 до —20° С разогревают смесь до 45—55° С).
Для электроразогрева бетонной смеси применяют бадьи,, специально оборудованные пластинчатыми элект родами и надежными токоприемными устройствами (рис. 118). Разгруженную из автосамосвала в бадью бе тонную смесь разравнивают между электродами, запол няя пустоты для обеспечения ее равномерного прогрева. Корпус бадьи заземляют, после чего подсоединяют ну левой провод от питающей сети, насаживают токопод водящие устройства на контактные выводы и включают блок предохранитель — выключатель.
17-917 |
257 |
В тех случаях когда возможна выгрузка бетонной смеси из автосамосвалов в конструкции, смесь подогре вают непосредственно в кузове автомобиля перед ее раз грузкой, для чего кузов дооборудуется аналогично опи санному выше для бадей.
Разогретая смесь должна быстро укладываться и тщательно укрываться с тем, чтобы дальнейшее тверде ние ее происходило в условиях термоса. Перед уклад кой бетонной смеси опалубку и арматуру надо очистить от снега и наледи. Обогрев арматуры перед самой укладкой бетонной смеси (лучше всего горячим возду хом) обязателен при морозах ниже —10° С и диаметре арматуры более 25 мм, а также при жесткой арматуре из прокатных профилей.
Места выгрузки и укладки бетонной смеси должны быть защищены от ветра.
Во избежание излишней потери тепла бетонная смесь должна укладываться небольшими участками по длине и ширине так, чтобы уложенный слой бетона быстро по крывался последующим слоем. После укладки послед него (верхнего) или промежуточного (в случаях бето нирования с перерывами) слоя бетон должен быть не медленно укрыт.
Особенно ответственной является укладка бетонной смеси в основания и фундаменты. Пучинистые грунты, служащие основанием, должны быть до начала уклад ки бетонной смеси отогреты до положительной темпера туры и защищены от дальнейшего промерзания на весь зимний период. Как правило, поверхность основания должна быть непромерзшей (это определяется правила ми и нормами по устройству оснований и фундаментов). Иногда допускают укладку бетонной смеси на промерз шие скалу, непучинистый грунт или старый бетон, если расчет подтверждает сохранение в бетоне в течение определенного срока положительной температуры (обыч но— не ниже 2°С). В остальных случаях не следует до пускать замерзания поверхности рабочего шва. Если по каким-либо причинам произойдет замерзание бетона в стыке, то промерзший участок нужно отогреть до пол ного оттаивания (обычно паром в продолжение несколь ких часов), снять и удалить промерзший незатвердевший слой, обработать поверхность старого бетона по установ ленным правилам, смазать тонким слоем цементного раствора и затем уже продолжать бетонирование.
258
3. Выдерживание б е т о н а п о м е т о д у т е р м о с а
Твердение бетона при выдерживании его по методу термоса происходит в процессе его медленного охлажде ния до 0°С. За это время бетон должен приобрести прочность, позволяющую распалубить конструкцию. Медленное остывание бетона становится возможным благодаря запасу тепла, который создан в нем в резуль тате подогрева составля ющих бетона и выделения тепла цементом в процес се твердения.
Для снижения потерь тепла бетоном и удлине ния срока твердения опа лубку утепляют, а уло женный в конструкцию бетон сверху укрывают.
При бетонировании каркасных конструкций— мощных колонн, балок и др. — должны применять ся быстро твердеющие цементы высоких марок (не ниже 400), которые не только быстро набирают прочность, но и выделяют при твердении большое количество тепла. Этим сокращается время, в те чение которого бетон дол жен быть предохранен от промерзания, а также по вышается запас тепла в нем, т. е. облегчаются ус
ловия термосного выдерживания бетона. Полезна добав ка хлористого кальция, благодаря которой ускоряется твердение бетона, что позволяет шире использовать ме тод термоса.
Утепление опалубки назначается по расчету и дол жно быть выполнено без зазоров и щелей, особенно в уг лах и местах стыкования теплоизоляции.
Ребра и углы охлаждаются наиболее сильно и дол жны иметь усиленную теплоизоляцию, для чего их покры-
17* |
2 5 9 |
вают дополнительным слоем утеплителя. Дополнитель ное утепление углов производится на расстоянии не менее 1,5 ж от ребра. Бетон также сильно остывает в ме стах соприкасания с ранее забетонированными участка ми, поэтому поверхности старого бетона у места стыко вания с новым бетоном также утепляются (рис. 119).
Для уменьшения продуваемости утепленной опалуб ки и предохранения влагоемких теплоизоляционных ма териалов от увлажнения следует прокладывать с одной, а лучше с двух сторон утеплителя слой толя, пергами на и др.
Утепление верхней грани бетона, которое устраивает ся немедленно вслед за окончанием бетонирования, по своим теплоизолирующим качествам не должно уступать утеплению опалубки.
Опалубка и утепление конструкций могут быть сня ты при температурах, возможно более приближающихся к 0°С, но обязательно до примерзания опалубки к бе тону. При больших морозах рекомендуется снятую опа лубку заменить гибкими утеплителями с тем, чтобы от далить процесс промерзания бетона.
4. Электропрогрев бетона
Прогрев бетона с использованием электрической энергии может осуществляться тремя способами.
Первый — наиболее распространенный — заключает ся в пропускании электрического переменного тока че рез свежеуложенный бетон. При этом энергия тока, пре вращаясь в тепло, нагревает бетон. Второй способ заключается в обогреве бетона снаружи (а иногда и из нутри) электрическими печами. Третий способ (индук ционный прогрев) заключается в нагреве стальной ар матуры вихревыми токами, индуцированными в ней при пропускании переменного тока через обмотку из изоли рованного провода вокруг конструкции.
При электропрогреве температура бетона поднимает ся обычно до 60—80° С. При такой температуре бетон уже в течение 1—2 суток получает прочность, достаточ ную для полной распалубки.
Для включения свежеуложенной |
бетонной смеси |
|
в электрическую |
цепь пользуются |
так называемыми |
э л е к т р о д а м и , |
представляющими |
собой металличе |
ские пластинки, плотно соприкасающиеся с бетоном, или стержни, закладываемые в бетон. Пластинчатые элект-
260
роды, смонтированные на специальных щитах, применя ются главным образом при прогреве железобетонных плит перекрытий, на которые эти щиты укладываются сверху (рис. 120, а). Стержневые и струнные электроды используются при прогреве балок, колонн, фундаментов и других конструкций (рис. 120,6). Иногда при неболь-
Рис. |
120. |
Электропрогрев |
||
|
|
бетона |
|
|
а — прогрев плиты; |
6 — про- |
|||
грев |
балки |
н |
колонны |
|
(электропроводка |
условно |
|||
не показана); |
/ — щиты с |
|||
электродам-«; |
2 — струнные |
|||
электроды; |
3 — стержневые |
|||
электроды; |
4 — плавающие |
|||
электроды; |
5 — крюки для |
|||
временного |
крепления струн |
|||
ных |
электродов; |
6 — толь; |
||
|
7 — опилки |
|
261
ших объемах работ применяют «плавающие» электроды из катанки, слегка втапливаемые в поверхность бетона.
При электропрогреве железобетонных конструкций необходимо строго следить за тем, чтобы электроды ие соприкасались с арматурой. Сталь является хорошим проводником тока, и при соприкасании арматуры с дву мя электродами, подсоединенными к различным прово дам, происходит короткое замыкание, т. е. ток возраста ет сразу до очень большой величины, при которой могут расплавиться и перегореть провода, трансформаторы и пр. Для того чтобы не было соприкасания наружных электродов (пластинчатых, плавающих) с арматурой, необходимо строго следить за величиной защитного слоя бетона. Внутренние струнные электроды закрепляют временно специальными крюками, которые вынимают по ходу бетонирования. Стержневые электроды либо крепят к опалубке (в тех случаях, когда они проходят сквозь опалубку), либо вставляют их в бетон через от крытую поверхность (например, в балках) во врехмя бе тонирования.
Перед бетонированием должна быть тщательно про верена арматура. Неточность в расположении арматуры приводит к местному перегреву конструкции и коротким замыканиям.
Выгружать бетонную смесь в опалубку нужно осто рожно, чтобы не сбить электроды. Надо следить, чтобы не загрязнялись выступающие концы электродов, иначе не будет хорошего контакта с проводами.
Перед бетонированием необходимо удостовериться в том, что бетонируемый участок не находится под током.
Открытые поверхности по окончании бетонирования должны быть укрыты утепляющими материалами. Обо грев бетона с неукрытыми поверхностями не допу скается.
Рабочие швы при бетонировании с электропрогревом должны размещаться так, чтобы расстояние от шва до ряда электродов, находящихся в бетоне, не превышало 100 мм.
Нагревание и охлаждение бетона при электропрогре ве должны производиться постепенно. Конструкции с мо дулем поверхности 6 и выше допускают более интен
сивный подъем температуры — до 10° в 1 ч, |
а при дли |
||
не их до б м — до 15° в 1 |
ч, |
конструкции |
с модулем |
поверхности 2—6 — до 8° в 1 |
ч. |
Скорость остывания кон |
262