Файл: Леви С.С. Бетонные и железобетонные работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подаче бетонной смеси бетононасосами необходимы тща­ тельное утепление бетоновода (например, шлаковойлоком) и установка бетононасоса в утепленном помещении, а при больших морозах — обогрев бетоновода располо­ женной рядом с ним под утеплением паровой трубой. Для очистки бетоновода и бетононасоса следует приме­ нять горячую воду. Освобожденные от бетонной смеси, звенья бетоновода не промывают (во избежание обра­ зования наледи), а прочищают скребками и металличе­ скими щетками на длинных рукоятках и протирают пы­ жами из мешковины.

Транспортеры и виброжелобы, по которым бетонная смесь перемещается тонким слоем, в зимних условиях малопригодны, так как смесь будет быстро остывать. Поэтому применение их должно быть ограничено не­ большими участками с защитой от холода и ветра (щи­

тами, брезентом, съемными коробами и

т. п.). Маги­

стральная линия транспортера должна

располагаться

в отапливаемой галерее.

 

Укладка бетонной смеси на открытом воздухе дол­ жна быть организована так, чтобы к концу укладки

смесь

имела

требуемую температуру (не

ниже 5° С,

а при

методе

термоса — предусмотренную

расчетом).

Как уже указывалось выше, в ряде случаев целесооб­ разно укладывать в опалубку бетонную смесь с высокой температурой, подвергнув ее предварительно электро­ разогреву близ места укладки.

Электроразогрев бетонной смеси может осущест­ вляться в специальных бункерах, в бадьях, в кузовах автосамосвалов.

Наиболее широкое применение получил электроразо­ грев бетонной смеси в поворотных бадьях. Электроразо­ грев в бадьях производится на спланированной площад­ ке размером не менее 7X6 м с сетчатым ограждением

высотой 1,7 м и воротами

для

въезда автотранспорта

с бетонной смесью. Доступ

на

площадку посторонним

лицам запрещается, а прогрев смеси ведется с тщатель­ ным соблюдением правил техники безопасности.

Наивысшая температура разогрева смесей на портлаидцементах 70° С, для смесей на шлакопортландцементах 80° С. Устройства для разогрева получают пита­ ние от сети напряжением 120—380 В, в связи с чем тре­ буется свободная установочная мощность 25—150 кВА, а иногда и выше. В целях всемерного снижения потреб-

256


ной электрической мощности (до 25—50 кВА) разогрев ведут при напряжении 120 В, а в смесь на бетонном за­ воде добавляют поваренную соль в размере 1—1,5% мас­ сы цемента. Температуру разогрева назначают в зависи­ мости от температуры наружного воздуха (при наруж-

я - я

Рис. 118; Бадья для электроразогрева бетонной смеси

І — корпус

бадьи:

2 — гетинаксовые

плиты;

3 — упорный

брус;

4 — пластина-электрод;

б — плоское токоприемное устройство;

6 — брус

крепления токоподводящих стержней; 7—сталь­ ной токоподводящий стержень

ной температуре от —15 до —20° С разогревают смесь до 45—55° С).

Для электроразогрева бетонной смеси применяют бадьи,, специально оборудованные пластинчатыми элект­ родами и надежными токоприемными устройствами (рис. 118). Разгруженную из автосамосвала в бадью бе­ тонную смесь разравнивают между электродами, запол­ няя пустоты для обеспечения ее равномерного прогрева. Корпус бадьи заземляют, после чего подсоединяют ну­ левой провод от питающей сети, насаживают токопод­ водящие устройства на контактные выводы и включают блок предохранитель — выключатель.

17-917

257

В тех случаях когда возможна выгрузка бетонной смеси из автосамосвалов в конструкции, смесь подогре­ вают непосредственно в кузове автомобиля перед ее раз­ грузкой, для чего кузов дооборудуется аналогично опи­ санному выше для бадей.

Разогретая смесь должна быстро укладываться и тщательно укрываться с тем, чтобы дальнейшее тверде­ ние ее происходило в условиях термоса. Перед уклад­ кой бетонной смеси опалубку и арматуру надо очистить от снега и наледи. Обогрев арматуры перед самой укладкой бетонной смеси (лучше всего горячим возду­ хом) обязателен при морозах ниже —10° С и диаметре арматуры более 25 мм, а также при жесткой арматуре из прокатных профилей.

Места выгрузки и укладки бетонной смеси должны быть защищены от ветра.

Во избежание излишней потери тепла бетонная смесь должна укладываться небольшими участками по длине и ширине так, чтобы уложенный слой бетона быстро по­ крывался последующим слоем. После укладки послед­ него (верхнего) или промежуточного (в случаях бето­ нирования с перерывами) слоя бетон должен быть не­ медленно укрыт.

Особенно ответственной является укладка бетонной смеси в основания и фундаменты. Пучинистые грунты, служащие основанием, должны быть до начала уклад­ ки бетонной смеси отогреты до положительной темпера­ туры и защищены от дальнейшего промерзания на весь зимний период. Как правило, поверхность основания должна быть непромерзшей (это определяется правила­ ми и нормами по устройству оснований и фундаментов). Иногда допускают укладку бетонной смеси на промерз­ шие скалу, непучинистый грунт или старый бетон, если расчет подтверждает сохранение в бетоне в течение определенного срока положительной температуры (обыч­ но— не ниже 2°С). В остальных случаях не следует до­ пускать замерзания поверхности рабочего шва. Если по каким-либо причинам произойдет замерзание бетона в стыке, то промерзший участок нужно отогреть до пол­ ного оттаивания (обычно паром в продолжение несколь­ ких часов), снять и удалить промерзший незатвердевший слой, обработать поверхность старого бетона по установ­ ленным правилам, смазать тонким слоем цементного раствора и затем уже продолжать бетонирование.

258


в - в
Рис. 119. Схема утепления бло­ ка массива
1 блок, подготовленный к бето­ нированию; 2 — старый бетон; 3 — утепление
А

3. Выдерживание б е т о н а п о м е т о д у т е р м о с а

Твердение бетона при выдерживании его по методу термоса происходит в процессе его медленного охлажде­ ния до 0°С. За это время бетон должен приобрести прочность, позволяющую распалубить конструкцию. Медленное остывание бетона становится возможным благодаря запасу тепла, который создан в нем в резуль­ тате подогрева составля­ ющих бетона и выделения тепла цементом в процес­ се твердения.

Для снижения потерь тепла бетоном и удлине­ ния срока твердения опа­ лубку утепляют, а уло­ женный в конструкцию бетон сверху укрывают.

При бетонировании каркасных конструкций— мощных колонн, балок и др. — должны применять­ ся быстро твердеющие цементы высоких марок (не ниже 400), которые не только быстро набирают прочность, но и выделяют при твердении большое количество тепла. Этим сокращается время, в те­ чение которого бетон дол­ жен быть предохранен от промерзания, а также по­ вышается запас тепла в нем, т. е. облегчаются ус­

ловия термосного выдерживания бетона. Полезна добав­ ка хлористого кальция, благодаря которой ускоряется твердение бетона, что позволяет шире использовать ме­ тод термоса.

Утепление опалубки назначается по расчету и дол­ жно быть выполнено без зазоров и щелей, особенно в уг­ лах и местах стыкования теплоизоляции.

Ребра и углы охлаждаются наиболее сильно и дол­ жны иметь усиленную теплоизоляцию, для чего их покры-

17*

2 5 9

вают дополнительным слоем утеплителя. Дополнитель­ ное утепление углов производится на расстоянии не менее 1,5 ж от ребра. Бетон также сильно остывает в ме­ стах соприкасания с ранее забетонированными участка­ ми, поэтому поверхности старого бетона у места стыко­ вания с новым бетоном также утепляются (рис. 119).

Для уменьшения продуваемости утепленной опалуб­ ки и предохранения влагоемких теплоизоляционных ма­ териалов от увлажнения следует прокладывать с одной, а лучше с двух сторон утеплителя слой толя, пергами­ на и др.

Утепление верхней грани бетона, которое устраивает­ ся немедленно вслед за окончанием бетонирования, по своим теплоизолирующим качествам не должно уступать утеплению опалубки.

Опалубка и утепление конструкций могут быть сня­ ты при температурах, возможно более приближающихся к 0°С, но обязательно до примерзания опалубки к бе­ тону. При больших морозах рекомендуется снятую опа­ лубку заменить гибкими утеплителями с тем, чтобы от­ далить процесс промерзания бетона.

4. Электропрогрев бетона

Прогрев бетона с использованием электрической энергии может осуществляться тремя способами.

Первый — наиболее распространенный — заключает­ ся в пропускании электрического переменного тока че­ рез свежеуложенный бетон. При этом энергия тока, пре­ вращаясь в тепло, нагревает бетон. Второй способ заключается в обогреве бетона снаружи (а иногда и из­ нутри) электрическими печами. Третий способ (индук­ ционный прогрев) заключается в нагреве стальной ар­ матуры вихревыми токами, индуцированными в ней при пропускании переменного тока через обмотку из изоли­ рованного провода вокруг конструкции.

При электропрогреве температура бетона поднимает­ ся обычно до 60—80° С. При такой температуре бетон уже в течение 1—2 суток получает прочность, достаточ­ ную для полной распалубки.

Для включения свежеуложенной

бетонной смеси

в электрическую

цепь пользуются

так называемыми

э л е к т р о д а м и ,

представляющими

собой металличе­

ские пластинки, плотно соприкасающиеся с бетоном, или стержни, закладываемые в бетон. Пластинчатые элект-

260



роды, смонтированные на специальных щитах, применя­ ются главным образом при прогреве железобетонных плит перекрытий, на которые эти щиты укладываются сверху (рис. 120, а). Стержневые и струнные электроды используются при прогреве балок, колонн, фундаментов и других конструкций (рис. 120,6). Иногда при неболь-

Рис.

120.

Электропрогрев

 

 

бетона

 

а — прогрев плиты;

6 — про-

грев

балки

н

колонны

(электропроводка

условно

не показана);

/ — щиты с

электродам-«;

2 — струнные

электроды;

3 — стержневые

электроды;

4 — плавающие

электроды;

5 — крюки для

временного

крепления струн­

ных

электродов;

6 — толь;

 

7 — опилки

 

261

ших объемах работ применяют «плавающие» электроды из катанки, слегка втапливаемые в поверхность бетона.

При электропрогреве железобетонных конструкций необходимо строго следить за тем, чтобы электроды ие соприкасались с арматурой. Сталь является хорошим проводником тока, и при соприкасании арматуры с дву­ мя электродами, подсоединенными к различным прово­ дам, происходит короткое замыкание, т. е. ток возраста­ ет сразу до очень большой величины, при которой могут расплавиться и перегореть провода, трансформаторы и пр. Для того чтобы не было соприкасания наружных электродов (пластинчатых, плавающих) с арматурой, необходимо строго следить за величиной защитного слоя бетона. Внутренние струнные электроды закрепляют временно специальными крюками, которые вынимают по ходу бетонирования. Стержневые электроды либо крепят к опалубке (в тех случаях, когда они проходят сквозь опалубку), либо вставляют их в бетон через от­ крытую поверхность (например, в балках) во врехмя бе­ тонирования.

Перед бетонированием должна быть тщательно про­ верена арматура. Неточность в расположении арматуры приводит к местному перегреву конструкции и коротким замыканиям.

Выгружать бетонную смесь в опалубку нужно осто­ рожно, чтобы не сбить электроды. Надо следить, чтобы не загрязнялись выступающие концы электродов, иначе не будет хорошего контакта с проводами.

Перед бетонированием необходимо удостовериться в том, что бетонируемый участок не находится под током.

Открытые поверхности по окончании бетонирования должны быть укрыты утепляющими материалами. Обо­ грев бетона с неукрытыми поверхностями не допу­ скается.

Рабочие швы при бетонировании с электропрогревом должны размещаться так, чтобы расстояние от шва до ряда электродов, находящихся в бетоне, не превышало 100 мм.

Нагревание и охлаждение бетона при электропрогре­ ве должны производиться постепенно. Конструкции с мо­ дулем поверхности 6 и выше допускают более интен­

сивный подъем температуры — до 10° в 1 ч,

а при дли­

не их до б м — до 15° в 1

ч,

конструкции

с модулем

поверхности 2—6 — до 8° в 1

ч.

Скорость остывания кон­

262