Файл: Гольдин И.И. Основы технической механики учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

такого соединения — неизбежный перекос

насаживаемой

на вал детали и, как результат, смещение

центра тяжести

всей вращающейся системы. Последнее, как известно, при-

Рис. 247. Соединение клиновой шпонкой

водит к появлению неуравновешенной центробежной силы. Поэтому клиновые шпонки применяются сравнительно редко — в основном в тихоходных передачах низкой точ­ ности.

Наиболее распространена приз­ матическая шпонка. В отличие от клиновой она не забивается, а за­ кладывается в паз вала. Естест­ венно, что подобное соединение требует большей точности при из­ готовлении, однако в этом случае соединение оказывается ненапря­ женным и отсутствует эксцентри­ ситет. Соединение призматической шпонкой показано на рис. 248. Призматические шпонки, приме­ няемые в подвижных соединениях, крепятся к валу винтами и назы­ ваются направляющими.

Все виды шпонок стандартизо­ ваны — это означает, что их раз­ меры увязаны с диаметром вала, ведь и вал и шпонка передают один

и тот же вращающий момент. Если необходимо подобрать шпонку, то по ранее рассчитанному диаметру d вала в таб­ лицах ГОСТа определяют размеры b-h шпонки (длину I шпонки обычно принимают равной / = 1,5 d), а затем производят проверочный расчет.

Воспользуемся сведениями, полученными при изучении раздела «Сопротивление материалов», и проведем такой расчет.

Передача вращения (момента) с вала на втулку осуще­ ствляется следующим образом. Боковая грань шпоночного паза на валу (рис. 249) взаимодействует с боковой поверх­

ностью

шпонки,

 

последняя второй

боковой

 

поверхностью

 

 

 

 

 

 

 

 

взаимодействует

с боковой

 

 

 

 

 

 

 

 

гранью паза во втулке. Ре­

 

 

 

 

 

 

 

 

зультат

этого

взаимодейст­

 

 

 

 

 

 

 

 

в и я — силы

Р, приложен­

 

 

 

 

 

 

 

 

ные к шпонке, показаны на

 

 

 

 

 

 

 

 

рис. 249,

а.

Для

упроще­

 

 

 

 

 

 

 

 

ния задачи примем, что эти

 

 

 

 

 

 

 

 

силы действуют на расстоя­

 

 

 

 

 

 

 

 

нии

d/2

от

центра

вала.

 

 

 

 

 

 

 

 

В этом

 

случае

получим:

 

 

 

 

 

 

 

 

М — передаваемый момент,

 

 

 

 

 

 

 

 

Р — сила

и

 

d/2 — плечо

 

 

а)

 

 

 

 

 

силы, т. е.

 

 

 

 

 

 

Смятие

 

 

 

 

р

_

М_ _

Ш_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d

 

~~

d •

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какой же

 

вид деформа­

 

 

 

 

 

 

 

 

ции вызывают эти силы в

 

 

 

 

 

 

 

 

шпонке?

Нетрудно

пред­

 

 

 

 

 

 

 

 

ставить,

что

это — смя­

Рис. 249. Силы, приложенные к

тие

на

боковых

поверхно­

стях

и

сдвиг

в

продоль­

шпонке

(а), и

деформируемые

 

по­

 

верхности

(б)

 

 

 

ном

сечении

шпонки

(рис.

 

 

 

 

 

 

 

 

249,-б).

Соответственно

смятию

также

будут

подвергаться

боковые

поверхности

пазов вала

и втулки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так

как

а с м

=

то после подстановки,

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О™ =

d

 

 

 

 

 

 

(112)

 

 

 

 

 

I

h-1-d

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналогично

при сдвиге

т с р

= у,.

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2М_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d

 

 

 

 

 

 

 

 

(113)

 

 

 

 

 

b-l

 

b-l-d

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

332


В формулах (112, 113) упрощенно в соответствии с рис.249,б принималось, что плоскость среза шпонки делит боковую грань на две равные части с высотой /г/2.

Найденные действительные напряжения а с м и т с р в за­ ключение сравнивают с допускаемыми.

Рис. 250. Шлицевые валы

Многошпоночное соединение, в котором шпонки выпол­ нены за одно целое с валом, называют шлицевым. На рис. 250 показаны шлицевые валы. Такие соединения по сравнению со шпоночными имеют большую поверхность контакта, а следовательно, и большую нагрузочную способность. Шлицевые соединения обеспечивают также более высокую точность соединения, так как в шпоночном соединении участвуют три детали, а в шлицевом — две.

§ 159. Другие виды разъемных соединений

Кроме рассмотренных, разъемное соединение также может осуществляться клиньями и штифтами.

Клин

Зазор

Зазор

ВтУлка

Рис. 251. Клиновое соединение

333

Клиновое соединение состоит из стержня (тяги), втулки, и клина (рис. 251). Соединяющей деталью является клин—

деталь прямоугольного сечения, который вставляется в

сквозные прорези

стер­

жня

и втулки. Достоин­

ство

такого

соедине­

ния — возможность

бы­

строй

сборки

и разбор­

ки, при этом углы скоса

на клине сделаны таки­

ми, чтобы предотвратить

возможность

самораз­

борки (т.е. должно обес­

печиваться

самотормо­

жение).

 

 

 

Рис.

252. Соединение штифтом

Р а з н о в и д н о с т ь ю

 

 

 

 

 

клиньев являются штиф­

ты.

Штифт — это

гладкий

цилиндрический или

кониче­

ский стержень. Соединение при

помощи штифта

показано

на

рис.

252.

 

 

 

 

 

По

сравнению

с клиновым

штифтное соединение более

технологично и обеспечивает

взаимозаменяемость

деталей.

§160. Вопросы для повторения

1.Перечислите виды разъемных соединений.

2.Какие существуют крепежные детали?

3.Почему на крепежных деталях используется треугольная резьба?

4.В каких случаях для соединения применяются болты? винты? шпильки?

5.

Дайте характеристику основных гаечных замков.

6.

Какой тип шпонки наиболее часто применяется и почему?

7.

Какую деформацию испытывает

призматическая

шпонка?

8.

Дайте сравнительную характеристику шпоночных и шлицевых

соединений.

 

 

 

Глаза двадцать восьмая

 

 

НЕРАЗЪЕМНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

 

К

неразъемным соединениям

относятся

заклепочные

и сварные соединения. До недавнего времени

заклепочные

соединения применялись очень широко, однако в последние годы их повсеместно вытесняют сварные, как более эко­ номичные. Заклепочные соединения сохраняются в основ­ ном в тех случаях, когда соединяемые элементы конструк­ ции изготовлены из металла, плохо поддающегося сварке.

334


§ 161. Заклепочные соединения

Основным элементом заклепочного соединения является заклепка — цилиндрический стержень с закладной голов­ кой 2. Стержень 1 заклепки вводят в отверстия соединяемых деталей (обычно листов) и, деформируя выступающую

а)

 

В)

Рис.

253. Схема клепки:

а — постановка

заклепки,

6 — оформление замы­

 

кающей

головки

часть стержня инструментом

3 образуют вторую — замы­

кающую головку 4. Этот процесс показан на рис. 253, а, б. Наиболее распространены заклепки с полукруглой, потайной и полупотайной головками (рис. 254). Вместе с сое­

диняемыми

деталями

за­

 

 

 

клепки образуют заклепоч­

 

 

 

ные

швы, которые

могут

 

 

 

быть однорядными и много­

 

 

 

рядными (обычно двух-,

 

 

 

трехрядные)

в зависимости

 

 

 

от числа

рядов

заклепок.

 

 

 

По

взаимному

расположе­

 

 

 

нию

соединяемых

листов

Рис. 254. Формы головок заклепок:

различают швы

внахлестку

а — полукруглая, б — потайная,

в —

и встык с накладками (од­

 

полупотайная

 

ной или двумя). Так, на

 

 

(а),

рис.

255

изображены

однорядный

шов внахлестку

однорядный

шов с

одной

накладкой (б), однорядный

шов

с двумя

накладками (в). Если

представить себе как

335


взаимодействуют склепываемые листы с заклепкой (рис. 256), то станет ясно, что заклепка подвергается дефор-

 

Рис. 255. Виды заклепочных швов:

 

 

 

а — внахлестку, б — стыковой с одной

накладкой, в — стыковой с двумя на­

 

 

кладками

 

 

 

 

 

 

мации смятия и сдвига.

В зависимости

от

числа плоско­

стей,

по которым возможен срез,

швы делятся

на одно-

 

 

срезные

(внахлестку

и

встык

 

 

с одной накладкой) и двухсрез-

 

 

ные

(встык

 

с двумя

наклад­

 

 

ками).

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведем проверочный расчет

 

 

заклепочного

соединения,

изоб­

 

 

раженного на рис. 255, а:

 

 

 

 

1. Определим действительные

 

 

напряжения

 

растяжения

в по­

 

 

перечном

сечении склепываемой

 

 

полосы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) сечение не ослаблено от­

 

 

верстиями под заклепки

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

0

Р

6-/ '

 

 

б)

сечение ослаблено

отверстиями

под заклепки

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

° Р

б (/ - 2d ) -

 

 

 

 

 

 

Естественно, что второе сечение более

 

опасное.

 

 

2. Определим напряжение сдвига в заклепках, считая,

что нагрузка между ними

распределена

равномерно

 

336


4

3. Определим напряжение смятия в заклепках (и в от­ верстиях листов). Условно принято вместо полуцилиндри­ ческой поверхности смятия брать

ее проекцию на плоскость, пер­

 

 

пендикулярную

к

направлению

 

а)

действующей силы:

 

 

 

 

 

0"см:

2d6

"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§

162.

Сварные

соединения

 

6)

 

Сварные соединения

элемен­

Рис. 257.

Сварные швы:

тов

металлоконструкций

осуще­

а — встык,

б — внахлестку

ствляют

чаще

всего

методом

 

 

электросварки.

Наиболее распространены соединения

в с т ы к

(рис.

257, а)

и в н а х л е с т к у

(рис. 257, б).

Рис. 258. К расчету сварного шва

Стыковой шов (рис. 258) испытывает деформацию ра­ стяжения и поэтому напряжения в нем определяют так:

 

_ _ Р _

'

 

 

°Р~

1-6

 

 

При соединении внахлестку швы — их

называют

Б е л и ­

к о в ы м и — испытывают

деформацию

сдвига,

при этом

337