Файл: Васечкин Ю.В. Оборудование фанерного производства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

для поперечной распиловки бревен именно с учетом этих особен­ ностей.

Рассмотрим некоторые общие положения, характерные для операции раскряжевки.

Околостаночная механизация. Для транспортировки бревен к пиле и уборки чураков после раскряжевки обычно применяют роликовые или цепные транспортеры. Роликовые транспортеры приводятся в движение цепными передачами или валами с кониче­ скими шестернями. Цепные транспортеры изготавливают из пла­ стинчатых или круглозвенных цепей с.траверсами. Они приводятся в движение ведущими звездочками.

Для подачи бревен наиболее приемлем цепной транспортер, который лучше воспринимает ударные нагрузки при сбросе на него бревен. В качестве приемного целесообразней устанавливать ро­ ликовый транспортер. При установке мерных упоров, определяю­ щих длину отрезаемых чураков, ролики имеют возможность про­ буксовывать под бревном до полной остановки при выключении электродвигателей.

Шиберные устройства. Шиберное устройство предназначено для установки по ходу движения бревна мерных упоров, которые рас­ положены на определенном расстоянии от пильного диска (от ли­ нии пропила) и обеспечивают отапливание чурака требуемого размера.

Упоры бывают различных конструкций. В станке АЦ-1 упоры устанавливают на специальный вал, расположенный по ходу дви­ жения бревна и параллельно ему. Установлены они на определен­ ном расстоянии от линии пропила в соответствии с длиной чураков и занимают различные угловые положения. При повороте вала на определенный угол один из упоров встает на пути бревна. Поворот вала осуществляется рукояткой через тросовую систему.

Вагрегате АПЗ упоры выдвигаются по направляющим снизу при помощи пневмоцилиндров, установленных непосредственно под упорами.

Встанке АЦ-2 выдвижные упоры работают от гидроцилиндров.

Они наиболее надежны.

В некоторых станках применяют упоры, расположенные сверху; они могут опускаться при помощи электромагнитов.

Наконец, есть станки, у которых система отмера отпиливаемых чураков осуществляется без упоров, а с помощью флажков или фотоэлементов, которые дают команду на остановку подающего и приемного механизмов. Точность отмера таким способом значи­ тельно уменьшается.

Все устройства для отмеривания длины упорами должны иметь устройства для выключения привода подачи распиливаемого ма­ териала.

Механизмы зажима бревна и чурака. Во время поперечной рас­ пиловки при надвигании пильного диска на бревно равнодействую­ щая сил резания стремится сместить бревно в боковом направле­ нии. Для удержания бревна в неподвижном состоянии служат


зажимные устройства. Известны две схемы зажима (рис. 23) : за­ жим «лапами» сверху и зажим двумя рычагами с боков.

Большинство станков имеют зажимные устройства спереди и сзади пильного диска. Зажимные «лапы» (рычаги) могут пере­ мещаться при помощи качающейся пильной рамы или от индиви­ дуального пневмоили гидропривода. Наиболее надежна гидрав­ лическая система привода (в том числе и для надвигания пилы на бревно), так как пневматический привод при низких температурах часто выходит из строя из-за замерзания сконденсировавшейся

влаги.

Механизмы для уборки срезков и опилок. Срезки и опилки от работающих станков удаляются ленточными или скребковыми транспортерами или пневмотранспор­

том.

Практика работы станка АПЗ пока­ зала, что ленточные транспортеры рабо­ тают более надежно, чем скребковые.

Вспомогательное оборудование. При распиловке бревен, их окорке и тепловой обработке неизбежны операции, связан­ ные с поперечным перемещением бревен при сбрасывании с транспортера.

В настоящее время применяются в основном две схемы сбрасывателей. По первой схеме бревно сталкивается с транспортера специальными рычагами —

 

 

 

 

 

толкателями,

по

второй — скатывается

 

 

 

 

 

по наклонным качающимся рычагам. Бо­

 

 

 

 

 

лее надежна

вторая схема.

запаса

Рис.

23.

Схемы зажимных

Для

создания

буферного

устройств

для бревен:

 

между

смежными

операциями

устраи­

а — зажим

«лапами»

сверху;

вают накопители,

простейшим

видом

б —зажим двумя рычагами с бо­

ков; / — рычаг (на

схеме

а

которых

являются

наклонные

столы.

лапа);

2 — гндроцнлпидр;

3 —

Бревна из накопителей поштучно пода­

транспортер; 4 — бревно

 

 

 

 

 

 

ются цепным транспортером,

 

Целесообразнее для поштучной выдачи бревен использовать

специальные механизмы

(рис. 24).

 

 

 

 

- Вал с системой дисков А имеющих пазухи для захвата бревен 4, совершает реверсивные повороты в пределах угла 90°. Позиция а показывает начальное положение механизма. При повороте дисков против часовой стрелки на угол 90° (поз. б) бревно скатывается в пазухи. '

При повороте дисков по часовой стрелке на угол 90° (поз. в) бревно подается на продольный транспортер 3.

Приведем краткое описание устройства некоторых станков для поперечной распиловки бревен.

Пильный агрегат Зеленкова АПЗ (рис. 25). В настоящее время в фанерной промышленности этот агрегат имеет наибольшее рас­ пространение. Он состоит из балансирного круглопильного станка 6,


зажимного устройства 4, роликового подающего транспортера 8 и роликового приемного транспортера 1, скребковых транспорте­ ров 2, 9 для удаления опилок и обрезков, пульта управления 10.

Агрегат оборудован пневмоцилнндром 5 для привода надвига­ ния пилы 7 на бревно и двумя пневмоцилиндрами для привода

а — начальное положение механизма; б — захват

бревна; в — перемещение бревна; / — диск:

2 — наклонный стол; 3 — продольный транспортер;

4 — бревно

1, 8 — роликовые транспортеры;

2, 9 — скребковые транспортеры;

5 —упор; 4 —зажимное

устройство; 5 — пневмоцнлнндр;

6 — балансирный станок; 7 — пила;

10 — пульт управления

мерных упоров 3. Зажимное устройство 4 также работает от пнев­ мопривода. Управляется пневмосистема при. помощи пневмокрана и двух педальных клапанов. ■

Скорость надвигания пилы регулируется вручную вращением иглы дросселя регулятора или поворотом рукоятки давления, рас­ положенной на пульте управления.

К недостаткам агрегата Зеленкова относятся; неудовлетвори­ тельная работа пневмосистемы из-за замерзания конденсата при низких температурах; отсутствие автоматической регулировки ско­ рости надвигания пилы; отсутствие тормозного устройства пильного вала; частые обрывы цепей приводов рольгангов; возможность вы­ пиливания чураков только двух размеров.

Круглопильный маятниковый станок модели ЦБ63-01. Станок ЦБ63-01 разработан Головным конструкторским бюро по проек-

6

Рис. 26. Круглогшлыіый маятниковый станок ЦБ63-01:

/ — тормоз; 2 — электродвигатель; 3 — шкив; 4 — пильный вал; 5 — рама;

6 — гндроци-

линдр; 7 — зубчатая передача; 8 — механизм прижима; 9 — роликовый

стол

тированию деревообрабатывающего оборудования (ГКБД, г. Во­ логда). Он представляет собой наиболее современную и совершен­ ную конструкцию. В сочетании с новой моделью окорочного станка ОК63Ф станок ЦБ63-01 входит в состав комплекта оборудова­ ния К25, образующего механизированную поточную линию раз­ делки и окорки фанерных чураков длиной от 1,3 м и выше и диа­ метром до 630 мм.

Круглопильный поперечный станок ЦБ63-01 (рис. 26) состоит из качающейся рамы, станины с роликовым столом, механизма прижима, сбрасывающего механизма, привода пильного вала, гид­ роаппаратуры и ограждения.

Качающаяся рама сварной конструкции установлена в подшип­ никах качения на станине станка. На верхнем конце рамы распо­ ложен пильный вал. На станине же стационарно установлен элек­ тродвигатель привода пильного вала. Ось электродвигателя совпа­ дает с осью качания рамы. Электродвигатель имеет вал с двумя выходными концами. На одном конце вала установлен шкив клино­ ременной передачи привода пильного вала, на другом — шкив для


колодочного тормоза. Тормоз смонтирован на станине станка. Для приема кряжей установлены два конических ролика, приводимые в движение от бревнотаски через цепную передачу. Ролики смонти­ рованы в подшипниках качения на металлоконструкции, выполнен­ ной в виде сварного стола. Крышка стола с вырезами для роликов может поворачиваться вокруг оси, обеспечивая сброс оторцовок. Крышка-сбрасыватель поворачивается гидроцилиндром.

Для удержания кряжа при распиловке в неподвижном состоя­ нии служит специальный прижимной механизм с двумя парами рычагов, расположенных на расстоянии 400 мм друг от друга. По­ ворот одного из рычагов механизма осуществляется от качающейся рамы через систему рычагов. Второй рычаг приводится в движение от первого через зубчатую передачу.

Ограждение сварной конструкции смонтировано на станине. Для удаления оторцовок от станка в ограждении сделан вырез.

Установка пилы и снятие ее с пильного вала выполняется при помощи специального приспособления через дверцы в ограждении, имеющие блокировочную защиту.

Рольганг-мерник служит для приема кряжа с установкой оп­ ределенной длины для отпиливания. Оір состоит из приводных ко­ нических роликов, смонтированных в подшипниках качения на сварной раме. Привод рольганг получает от электродвигателя че­ рез электромагнитную муфту, редуктор и цепную передачу.

Для отмеривания необходимой длины отпиливаемых чураков служат упоры, расположенные на одной оси. Поворачиваются упоры вокруг оси гидроцилиндрами, закрепленными на кронштей­ нах. Упоры могут перемещаться вдоль оси с фиксацией в опреде­ ленных положениях. В рабочее положение тот или иной упор уста­ навливается по команде оператора. В исходное положение упоры возвращаются автоматически.

Влинии К25 установлен металлоискатель модели ДМК-65 для обнаружения в чураках и кряжах металлических включений.

Впоследние годы в США, ФРГ, Канаде, Японии, Чехословакии

идругих странах бревна стали раскряжевывать стационарными цепными пилами. Эти пилы просты по устройству, достаточно на­ дежны, компактны и обеспечивают высокую производительность.

Стационарные цепные пилы работают с электроприводом или приводом от двигателя внутреннего сгорания с гидравлической и механической системами надвигания пильной шины на бревно.

ВФРГ наибольшее распространение получили цепные пилы фирмы «Дольмар». Пила фирмы «Дольмар» крепится на специаль­ ной подставке или к фундаменту. На пиле установлено два элек­ тродвигателя: привода пильной цепи мощностью 11,25 кет и гидро­ системы для надвигания пильного агрегата на древесину мощ­ ностью 0,35 кет. Скорость надвигания регулируется бесступенчато

взависимости от твердости древесины и диаметра распиливаемого бревна.

Режущий орган — двухрядная пильная цепь, состоящая из ре­ жущих и строгающих зубьев, расположенных в определенной


последовательности. Для обеспечения большей устойчивости в про­ пиле цепь заглублена в паз пильной шины. Шаг пильной цепи со­ ставляет 24,9 мм; ширина пропила 7,2 мм.

По данным фирмы «Дольмар», средняя производительность пи­ ления кряжей средней твердости при диаметре 80 см■составляет около 150 м3 в смену.

Для отечественной деревообрабатывающей промышленности стационарные цепные пилы представляют интерес в отношении распиловки древесины лиственницы, кедра, а также экзотических древесных пород.

П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь к р у г л о п и л ь н ы х

с т а н к о в

в смену определяется по формуле

 

Ясм — Г-нУч

kMk„M3 в смену,

 

сІчп

 

 

где Т — длительность смены, мин;

м/мин (5-г-

ии — скорость надвигания

пилы при резании,

-4-10 м/мин);

 

 

qч — средний объем чурака, м3; i/ч — средний диаметр чурака, м; п — число резов на один чурак;

Ам — коэффициент машинного времени станка, т. е. отношение времени резания ко времени всего цикла обработки бревна (0,2—0,6);

ka— коэффициент использования рабочего времени (0,9—0,95).

§ 18. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ГИДРОТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СЫРЬЯ

Цель гидротермической обработки чураков (кряжей) — раз­ мягчение древесины и, как следствие, улучшение качества лу­ щения.

Гидротермическая обработка достигается следующими спосо­ бами: прогревом в горячей воде температурой 30—85° С (при этом температура 30—40° С соответствует мягким режимам обработки, температура 70—85°С соответствует жестким режимам); пропари­ ванием в среде водяного пара при температуре 80—140° С.

В производстве лущеного шпона и фанеры обычно применяют способ прогрева в горячей воде, называемый проваркой. В летнее время сплавное сырье и свежесрубленную древесину (береза, осина, ольха), имеющие влажность выше 70%, гидротермической обра­ ботке можно не подвергать, если толщина шпона при лущении не превышает 1,5 мм.

В горячей воде древесина прогревается в бассейнах различной конструкции, с различными средствами механизации загрузки и выгрузки чураков (кряжей):

1. В варочных бассейнах с мотовилами с ручной загрузкой выгрузкой.