Файл: Педагогический институт факультет педагогики и психологии кафедра начального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Вятский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ВятГУ»)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Особенности воспитания детей в проблемной семье

Выполнил(а)

Жохеева Виктория Эдуардовна

студент 2 курса

группы ПОб-2703-6064

_____________________/подпись/

Проверил:

Помелов Владимир Борисович

_____________________/подпись/

Киров 2020

Оглавление




Введение 3

1. Теоретические аспекты изучения особенности воспитания детей в проблемной семье 5

1.1 Понятие «проблемная семья» в научной литературе 5

1.2 Характеристика воспитания детей в проблемных семьях разного типа 12

2. Изучение особенностей воспитания детей в проблемных семьях разного типа 19

2.1 Организация и методы исследования 19

2.2 Результаты изучения особенностей воспитания детей в проблемных семьях разного типа 21

Заключение 28

Список использованной литературы 32

Приложение 36


Введение


Актуальность темы. Изменения в социально–экономической, демографической, политико–правовой сферах, характерные для стран в переходный период, в последнее десятилетие остро проявляются в России. Эти перемены затрагивают практически все социальные институты общества и, в первую очередь, сказываются на социально–психологической адаптации семей к изменившимся условиям жизни. В ряде социологических исследований показано, что в настоящее время российская семья переживает острый структурный и функциональный кризис, проявляющийся, в первую очередь в изменении состава, размера, образа жизни. Изменение роли семьи в жизни общества носит глобальный характер и является результатом глубоких социально–экономических процессов. Одна из основных задач семьи как социальной общности – воспитание подрастающего поколения [4].

Семья как социальный институт в настоящее время подвержена различным трудностям, которые могут стать следствием безработицы, инвалидности одного или нескольких членов семьи, низкого материального достатка, необходимости миграции и т.д. Как следствие этого, неуклонно растет число неблагополучных семей (педагогически несостоятельных, неполных, конфликтных, криминальных, асоциальных, малообеспеченных), которые, как известно, не выполняют свои воспитательные функции. Как правило, в таких семьях преобладают неблагоприятные социальные и психологопедагогические условия (эмоционально–конфликтные отношения, жестокое обращение с детьми, самоустраненность от процесса воспитания, педагогическая некомпетентность, асоциальный образ жизни и т.д.) и в целом имеет место факт деструктивных внутрисемейных отношений [6]. Это нарушает процесс прохождения ребенком семейной социализации и приводит к различным нарушениям социального и личностного развития, крайним вариантом которого в подростковом возрасте является девиантное поведение.


Среди семей наиболее подверженными формированию проблем являются семьи с нетрадиционной структурой. Это неполные, приемные и опекунские семьи. Своевременное выявление проблем воспитания детей в этих семьях и реализация комплексной помощи со стороны психологов, педагогов, специалистов социальной работы позволит снизить актуальные проблемы воспитания детей.

Проблема исследования связана с ответом на вопрос о наличии особенностей воспитания детей, в том числе, негативных тенденций, в проблемных семьях.

Цель исследования выявить особенности воспитания детей в проблемных семьях разного типа (на примере неполной семьи, опекунских семей).

1. Теоретические аспекты изучения особенности воспитания детей в проблемной семье

1.1 Понятие «проблемная семья» в научной литературе


Семья – основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью [20]. Семья – это группа, удовлетворяющая потребности своих членов, для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей [30].

К. Пембертон, Б. Ричман рассматривают семью как неотъемлемую составляющую социально–педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной [23].

Часто встречаются категории семей, в основе которых существует неспособность семьи решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризы. Семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых
, подвергается насилию или жестокому обращению, является проблемной. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Существуют разные критерии проблемности семьи.

Исследователи в области социальной педагогики [22] выделяют три группы семей, в которых проблемы проявляются в различной степени.

1. Семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление, находящиеся на начальной стадии развития неблагополучия. Их называют превентивными, условно адаптированными. Это в целом благополучные семьи, но испытывающие временные сложности, проблемы. У каждой семьи есть риск попасть в трудную жизненную ситуацию.

2. Семьи, в которых несколько функций подвергаются деструкции, а социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня. Данный тип семей квалифицируют как кризисные или семьи «группы риска».

3. Семьи, которые столкнулись с большим количеством сложностей и зачастую потеряли всякую жизненную перспективу по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей. В данных типах семьях неблагополучие проявляется в большей мере, поэтому большинство исследователей называет их собственно неблагополучными семьями.

Практика свидетельствует, что если благополучная семья не справляется с возникшими временными проблемами, трудными жизненными ситуациями, то она может быть квалифицирована как семья группы риска. Аналогично, если семья группы риска не разрешит сама или с помощью специалистов возникшие противоречия и кризисная ситуация затянется, обострится и, как следствие, актуализирует другие противоречия, то она может перейти в разряд неблагополучных. В то же время может наблюдаться обратное обращение. Так, например, вовремя оказанная социально–педагогическая помощь семье группы риска позволит ей в дальнейшем не стать неблагополучной, а может перейти в статус условно–адаптированной и даже благополучной.

Имеется классификация, в основу которой положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи. Эта классификация включает проблемные, кризисные и асоциальные семьи [2]. Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из–за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо– или гиперопекающие).

Кризисные семьи – это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис: изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого–либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д. К
кризисным семьям относятся семьи с детьми, по отношению к которым совершается насилие. Такие дети часто убегают из дома, они остро нуждаются в поддержке. Асоциальная семья характеризуется наличием следующих проблем: алкоголизм, пренебрежение нуждами детей, жестокое обращение, физическое, сексуальное насилие; вовлечение детей в криминальную деятельность родителей, в употребление алкоголя, наркотиков; невыполнение родителями обязанностей по жизнеобеспечению ребенка (питание, лечение) при наличии в семье условий для их выполнения, при этом, однако, детскородительские отношения не всегда полностью разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

По мнению Д.Д. Ровдо к семьям группы риска можно отнести: многодетные и неполные семьи; семьи, имеющие детей с особенностями психофизического развития; аморальные, вновь образованные и разведенные семьи; приемные, смешанные семьи; семьи, стесненные жилищными условиями; семьи наркоманов и алкоголиков, лиц, отбывавших заключения в местах лишения свободы; семьи, члены которых имеют отклонения в физическом и/или психическом развитии, и ряд других [24].

Таким образом, имеются разнообразные основания выделения проблемных семей. Однако среди рисков развития в семье комплексных проблем выделяется нарушение структуры семьи. В этом случае наибольшим рисками подвержены неполные и замещающие семьи.

Ж. А. Захарова определяет замещающую семью как форму семейного устройства ребенка, который утратил связи с биологической семьей. Замещающая семья, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивает наиболее благоприятные условия для индивидуального развития и социализации ребенка [9]. В настоящее время сложились следующие типы замещающих семей:

1) семья усыновителей – наиболее перспективная и эффективная, так как именно здесь приемный ребенок получает статус родного со всеми вытекающими его и приемных родителей правами и обязанностями;

2) семьи опекунов/попечителей предпочтительны в связи с тем, что, как правило, при такой форме семейного жизнеустройства нуждающегося приоритет отдается кровным родственникам, что, в свою очередь, способствует сохранению родственных связей;


3) приемная семья – форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора об их передаче на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями на определенный срок. В этом случае ребенок не получает статуса родного, со всеми вытекающими последствиями как для него, так и для приемных родителей [31].

Среди замещающих семей наиболее распространенной формой является опека. Опека – это не только способ устройства в семью детей, оставшихся в силу различных причин без попечения родителей, но в первую очередь институт, имеющий целью защиту имущественных и личных неимущественных прав как несовершеннолетних, так и других недееспособных и не полностью дееспособных лиц [29]. На опеку передаются две категории детей [25]. Во–первых, дети, потерявшие родителей (умерли, признаны умершими, безвестно отсутствующими, лишены родительских прав), во–вторых, дети – так называемые социальные сироты. Для утраты ими родительского попечения характерно неисполнение обязанностей по удовлетворению жизненно необходимых потребностей ребенка (в пище, одежде, уходе и т.п.) по причинам как объективного, так и субъективного порядка. К первым следует отнести хронический алкоголизм родителей, их тяжкое душевное заболевание, инвалидность, длительное пребывание на излечении, нахождение в местах лишения свободы, в длительной командировке или экспедиции и т.п. Во всех перечисленных случаях родители, как правило, не могут выполнять свой долг по отношению к своим детям. Другое дело, когда они этого делать не хотят, уклоняются от выполнения своих обязанностей, отказываются от своего ребенка в родильном доме, больнице, забывают о своих детях, так как бродяжничают, не хотят работать, имеют другую семью, которая поглощает все их внимание, и т.п. Чаще всего утрата родителей, попечения с их стороны объясняется совокупностью перечисленных причин, например, мать умерла – отец в заключении, отец бродяжничает – мать лишена родительских прав и т.д. В действительности осиротевших детей среди подопечных немного – около 5%. Утрата родительского попечения – факт, имеющий юридическое значение. Он порождает беззащитность несовершеннолетнего гражданина, а соответственно и необходимость принятия мер по его защите. Одной из них и будет передача на опеку. Факт утраты родительского попечения устанавливается органами опеки и попечительства (его представителем) по месту обнаружения ребенка и оформляется в виде акта, который подписывает лицо, проводившее обследование условий жизни несовершеннолетнего [19].