Файл: Педагогический институт факультет педагогики и психологии кафедра начального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– игнорирование (сознательное или неосознанное) наличия у ребенка глубокой эмоциональной связи с биологическими родителями, что приводит к нарушениям в отношениях между членами опекунской семьи.

Кровные опекуны наиболее часто называют среди трудностей воспитания плохое поведение ребенка и плохую учебу. Некровные опекуны также часто называют в качестве проблем плохое поведение и учебу детей, а кроме того, и их здоровье. Только кровные опекуны называют проблемы со своим здоровьем, переживание ребенком потери родителей, травлю ребенка в школе. Только некровные опекуны называют недоверие во взаимоотношениях с ребенком, уход за тяжело больным родственником, необходимость сказать ребенку о смерти матери, алкогольную зависимость супруга. Опекуны–бабушки по частоте встречаемости значимых совместных мероприятий с детьми выделяются совместные поездки, посещение театров и музеев, а также успехи ребенка в разных сферах. У некровных опекунов праздники также называются достаточно часто, совместные поездки – вдвое чаще, чем их называют кровные опекуны.

И трудные жизненные ситуации и ситуации, приносящие удовлетворение, в случае кровных опекунов отличаются направленностью на ребенка; трудные ситуации характеризуются низкой оригинальностью (чаще всего это учеба и трудности поведения). Это связано с переживаемой кровными опекунами высокой ответственности в ситуации опеки, очень трудной для них, в результате чего их поведение достаточно пассивно. Ситуации, приносящие удовлетворение, среднеоригинальны (совместные праздники, дни рождения) [16; 17].

Именно в опекунских семьях выявлено больше, по сравнению с кровными родителями, тенденций к нарушенным типам воспитания, неблагоприятно сказывающихся на формировании личности ребенка и его ощущениях в семье. Родители–опекуны излишне внимательны к детям и контролируют их, гиперопекают, что негативно сказывается на развитии самостоятельности и независимости ребенка. Гиперопека предполагает чрезмерное внимание и контроль за эмоциональным состоянием ребенка. Родители–опекуны в процессе воспитания стараются быть более последовательными, договариваться с детьми и устанавливать очень близкие эмоциональные отношения. Можно предположить, что с их точки зрения это верная родительская позиция – быть заботливым, любящим, привязанным к ребенку. Но именно чрезмерность этих проявлений может неблагоприятно сказаться на развитии самостоятельности ребенка и на детско–родительских отношениях в целом: гиперопека, часто воспринимающаяся как сверхконтроль, вызывает у детей негативные чувства и протестное поведение. Опекуны более эмоциональны, их представления о детях более одухотворены, прослеживается их желание удовлетворить потребности здесь и сейчас. Ребенок для них кто–то, изменивший их жизнь, своеобразный «шанс» начать жизнь заново или жить другой жизнью. Это не просто ребенок – продолжатель рода (что, конечно, является нормальным представлением), а самая важная ценность, смысл жизни. Он им дает возможность реализовать себя в роли родителя, удовлетворить потребности в заботе о ком–то, быть нужным и значимым. От этого их жизнь приобретает смысл: возможно, поэтому все методики показывают высокие значения эмоциональной близости и проявлений заботы у родителей–опекунов. Конечно, для них такая ценность, как ребенок, нуждается именно в сверхзаботе [5].


Таким образом, в проблемных семьях, как правило, существуют реальные финансовые трудности, жилищные проблемы, чрезмерное употребление алкоголя, злостное курение, пребывание в исправительно–трудовых учреждениях. В проблемных семьях, в сравнении с нормативными, достоверно выше ориентация на достижения, независимость, конфликтность, контроль, выявлена тенденция к экспрессивности. В проблемных семьях достоверно менее значимы морально нравственные аспекты, выявлены тенденции к снижению интеллектуально–культурной ориентации, сплоченности и организованности. Среди проблем неполных семей острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Несмотря на то, что для всех проблемных семей можно выделить факторы, затрудняющие воспитание подрастающего поколения, есть особенности, присущие разным типам проблемных семей и индивидуальные особенности, присущие каждой семье в отдельности.


2. Изучение особенностей воспитания детей в проблемных семьях разного типа

2.1 Организация и методы исследования



Для изучения особенностей воспитания в проблемных семьях разного типа было проведено исследование.

Для изучения особенностей воспитания использовалась методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) позволяет выявить нарушение воспитаний в семье и их характер.

Стимульный материал методики представлен бланком со 130 утверждениями, касающимися разных аспектов воспитания ребенка. Так же имеется бланк для заполнения ответов.

Процедура исследования. При проведении методики родитель должен внимательно прочитать каждое утверждение и отметить те из них, с которыми согласен, в листе ответов.

При обработке результатов подсчитывается количество ответов по каждой шкале в соответствии с ключом. Затем сравнить полученное число баллов по каждой шкале с диагностическим значением. Если фактическое число баллов соответствует диагностическому значению или превышает его, то данный тип воспитания считается преобладающим у данного родителя.

Если в результате обработки результатов выявлены отклонения по нескольким шкалам, определяется тип негармоничного воспитания. Стимульный материал методики и ключи для обработки результатов представлены в приложении.

В исследовании использовался вариант методики для родителей детей 3–10 лет.

Исследование проводилось на базе общеобразовательного учреждения. Ненецкого автономного округа «Средняя школа с. Несь».

В исследовании участвовали родители из трех семей, которые относятся к категории проблемных:

– 1 семья – неполная семья. Семья состоит из ребенка и матери. Мать воспитывает ребенка одна. Причина неполной семьи – развод родителей (7 лет назад). Отец в воспитании ребенка не участвует, материально семье не помогает, алименты не выплачивает. В воспитании ребенка участвуют бабушка и дедушка ребенка (родители матери);

– 2 семья – опекунская некровная семья. Ребенок находится под опекой в течение 4 лет. Ребенок – социальный сирота, родители ребенка живы, но лишены родительских прав. До принятия в семью ребенок находился 1,5 года в детском доме. До определения в детский дом ребенок находился в кровной семье в социально неблагоприятных условиях (асоциальная семья). Опекунская некровная семья полная, в семье есть совершеннолетние кровные дети. Опыт воспитания
приемного ребенка в данной семье первый;

– 3 семья – условно опекунская кровная семья. Ребенка воспитывает бабушка, мать мамы ребенка. Семья является условно опекунской, так как на момент исследования проводится процедура оформления опеки над ребенком. Причина оформления опеки – асоциальный образ жизни родителей. Родители не участвуют в жизни ребенка, связь с ними отсутствует.

Все обследуемые родители и лица их замещающие воспитывают детей мужского пола, учащихся третьего класса в возрасте 9–10 лет.

Исследование проводилось следующим образом: от родителей (лиц их замещающих) было получено согласие на проведение анонимного обследования. Каждому участнику исследования были выданы бланки с вопросами и бланки для заполнения ответов. После заполнения участниками обследования бланков проводилась их обработка.

2.2 Результаты изучения особенностей воспитания детей в проблемных семьях разного типа


При обработке результатов методики были получены показатели по каждой шкале, характеризующие особенности воспитания детей с проблемных семьях разного типа (таблица 1).

Таблица 1

Показатели воспитания детей в проблемных семьях разного типа, баллы*

Шкала

Неполная семья

Опекунская некровная семья

Опекунская кровная семья

Диагностические значения

Г+ гиперпротекция

4

8

9

7

Г– гипопротекция

5

6

6

8

У+ потворствование

8

5

4

8

У– игнорирование потребностей ребенка

2

1

3

4

Т+ чрезмерность требований–обязанностей

1

3

4

4

Т– недостаточность требований–обязанностей

4

2

1

4

З+ чрезмерность требований–запретов

3

3

4

4

З– недостаточность требований–запретов

2

2

2

3

С+ чрезмерность санкций

1

3

4

4

С– минимальность санкий

4

2

1

4

Н неустойчивость стиля воспитания

4

3

3

5

РРЧ расширение сфры родительских чувств

5

2

2

6

ПДК предпочтение в ребенке детских качеств

2

1

4

4

ВН воспитательная неуверенность родителя

3

4

5

5

ФУ фобия утраты ребенка

6

3

6

6

НРЧ неразвитость родительских чувств

2

4

3

7

ПНК проекция на ребенке собственных нежелательных качеств

1

3

4

4

ВК вынесение конфликта между членами семьи в сферу воспитания

1

1

4

4

ПЖК предпочтение женских качеств

1

2

1

4

ПМК предпочтение мужских качеств

3

2

3

4


* жирным шрифтом выделены значения, соответствующие диагностическим значениями или превышающие их.
В результате обработки первичных данных диагностики были выявлены преобладающие характеристики воспитания в каждой семье.

В неполной семье были выявлены такие характеристики, как потворствование (8 баллов), недостаточность требований–обязанностей (4 балла), минимальность санкций (4 балла), фобия утраты ребенка (6 баллов). В неполной семье воспитание характеризуется стремлением родителя максимально полно удовлетворить все потребности ребенка, родитель балует ребенка. Родитель руководствуется тем, что ребенок является исключительным, желает дать ему то, чего самому не хватало в детстве. При этом у ребенка практически отсутствуют обязанности в семье, сама мать затрудняется привлекать его к каким–то делам. Наказания в отношении ребенка отсутствуют, так как мать сомневается в их эффективности.

В данной семье выражен негармоничный тип воспитания по типу потворствующей гиперпротекции, так как имеются потворствование, недостаточность требований–обязанностей и минимальность санкций. Выраженная фобия утраты ребенка (6 баллов) обусловлена потворствующей гиперпротекция. Родитель отличается повышенной неуверенностью, боязнью совершить ошибку, его представления о несостоятельности ребенка преувеличены.

Далее рассмотрим характеристики воспитания в опекунской некровной семье. Необходимо отметить, что в опекунской некровной семье выявлены крайние значения только по одной характеристике воспитания. То есть, в целом воспитание в этой семье является гармоничным. Крайние значения выявлены по показателям гиперпротекции (8 баллов). Опекуны уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания. Его воспитание они воспринимают как центральное дело их жизни. Вероятно, принятие в семью ребенка было осознанным решением для обоих родителей. Они умеют опыт воспитания кровных детей. Кроме того, оба родителя проходили обучение в школе приемных родителей и имеют постоянные возможности для консультирования со специалистами отдела опеки и попечительства как официально офрмленная замещающая семья.

Наибольшее число крайних показателей характеристик воспитания ребенка выявлено в опекунской кровной семье. Как и в опекунской неполной семье, это гиперпротекция (9 баллов). Кроме этого выявлены высокие значения по таким характеристикам воспитания, как чрезмерность требований–обязанностей (4 балла), чрезмерность требований–запретов (4 балла), чрезмерность санкций (4 балла), предпочтение в ребенке детских качеств (4 балла), воспитательная неуверенность родителя (5 баллов), фобия утраты ребенка (6 баллов), проекция на ребенке собственных нежелательных качеств (4 балла), вынесение конфликта между членами семьи в сферу воспитания (4 балла).