Файл: Педагогический институт факультет педагогики и психологии кафедра начального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Опека существует в двух формах: родственная и неродственная опека. При родственной опеке опекунами становятся родственники ребенка или близкие для него лица, которые имеют первоочередное право принять детей в свои семьи. В подавляющем большинстве случаев это бабушки ребенка, в меньшем – тети (дяди), старшие братья и сестры сирот, дедушки. Преимущество кровнородственной опеки заключается в том, что дети все–таки воспитываются близкими для них людьми, что позволяет минимизировать психотравмирующую ситуацию, связанную с потерей семьи, обеспечивая постоянство связей и социальных контактов ребенка. Неродственная опека обычно устанавливается в случае, если не находится среди родственников человека, готового взять ребенка на воспитание, или ребенок не может быть усыновлен по каким–то причинам, или опека выступает первым шагом к последующему усыновлению. Как правило, до момента установления такой опеки у детей уже есть опыт пребывания в институциональных условиях. Мотивы установления опеки в родственных и неродственных семьях различаются. У опекунов–родственников значительная доля мотивационной составляющей строится на отсутствии выбора, чувстве долга и социальной желательности, то есть их мотивы не вполне соотносятся с интересами приемного ребенка. У опекунов–неродственников это более осознанный выбор, в котором наряду с компенсаторной составляющей (как способ удовлетворить эмоциональные потребности, укрепить брак, совладать с чувством неуспешности в связи с невозможностью иметь кровных детей) присутствует и альтруистическая мотивация «помогающего взрослого»: желание сделать доброе дело, помочь ребенку, устранить жизненную несправедливость по отношению к сироте. В сочетании с мотивом «самоценность ребенка» такая мотивация может характеризоваться определенной ресурсностью, помогающей справиться с трудностями и проблемами, возникающими с ребенком [12].

Неполная семья – семья, состоящая из одинокой матери (одинокого отца) с ребенком (детьми), разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), вдовы (вдовца) с ребенком (детьми). Неполная семья – малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать – отец, отец – дети, дети – бабушки и дедушки [20]. Категория неполных семей является неоднородной и многообразной. Основными источниками неполной семьи являются овдовение (смерть одного из супругов), развод, внебрачная рождаемость. В связи с причинами происхождения, выделяются основные типы неполной семьи [7; 11; 26]: внебрачная; осиротевшая; разведенная; распавшаяся. Также выделяют отцовскую и материнскую семьи, последние являются преобладающими по численности среди неполных семей. Разрыв формальных и неформальных начал традиционной семьи ведет к появлению различных моделей: внебрачная кровно–родственная неполная (материнская), внебрачная неформальная полная (конкубинат), семьи в открытом (незарегистрированном) браке. Также отмечается рост числа семей в повторном браке с детьми от предыдущих браков или бездетных. Наиболее же экстремальным можно назвать такое явление, как гомосексуальные семьи [13].


Таким образом, семья – это группа, удовлетворяющая потребности своих членов, для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей. Встречаются категории семей, в основе которых существует неспособность семьи решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризы. Семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению, является проблемной. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Имеются разнообразные основания выделения проблемных семей. Однако среди рисков развития в семье комплексных проблем выделяется нарушение структуры семьи. В этом случае наибольшим рисками подвержены неполные и замещающие семьи.

1.2 Характеристика воспитания детей в проблемных семьях разного типа


В проблемных семьях, как правило, существуют реальные финансовые трудности, жилищные проблемы, чрезмерное употребление алкоголя, злостное курение, пребывание в исправительно–трудовых учреждениях. В проблемных семьях, в сравнении с нормативными, достоверно выше ориентация на достижения, независимость, конфликтность, контроль, выявлена тенденция к экспрессивности. В проблемных семьях достоверно менее значимы морально нравственные аспекты, выявлены тенденции к снижению интеллектуально–культурной ориентации, сплоченности и организованности [27]. Среди проблем неполных семей, по мнению И.Ф. Дементьевой, острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей [8].

Несмотря на то, что для всех проблемных семей можно выделить факторы, затрудняющие воспитание подрастающего поколения, есть особенности, присущие разным типам проблемных семей и индивидуальные особенности, присущие каждой семье в отдельности.

Издержки воспитания детей в неполной семье связаны прежде всего с воздействием негативных экономических факторов. Объясняется это тем, что неполные семьи – преимущественно материнские, т.е. имеют одного кормильца, дополнительную угрозу им представляет нынешняя политика занятости в стране [8]. Социально–экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; сегодня ведется политика по их устранению. Еще более сложным и не имеющим однозначного решения являются социально–психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей. Учитывая, что подавляющее число неполных семей состоит из матери и ее детей, в основном эти проблемы касаются женщин [21]. Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые–педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к выводу: дети из неполных семей чаще чем дети из полных, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме [8]. При этом неблагополучные показатели здоровья детей из неполных семей специалисты связывают не столько с влиянием стрессов развода, сколько с низкой медицинской активностью матери. Послеразводная адаптация матери требует выполнения ею, прежде всего. Функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Медики отмечают существенные различия в образе жизни неполной семьи по сравнению с полной. Эти различия определяют основные факторы риска здоровья: статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, потребление алкоголя), социально–бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. [3].


Таким образом, специфический образ жизни неполной семьи исключает реализацию семейных функций как социального института, малой социальной группы.

Жизнь ребенка в неполной разведенной семье, по мнению В.М. Целуйко, приводит к тому, что ребенок получает психологическую травму из–за того, что родители по какой–то причине не смогли или не захотели жить вместе. Последствия развода родителей отражается на психике ребенка, обусловливая появление у него чувства неполноценности, стыда, страха. Тяжелых последствий не бывает тогда, когда развод родителей воспринимается ребенком как освобождение от кошмара [28].

Отличительной особенностью неполных разведенных семей является также то, что мать нередко после расторжения брака возвращается вместе с детьми к своим родителям. Следует учесть и то, что моральная и материальная поддержка родителей способствует разводу. В наиболее травмирующей семейной ситуации оказываются мальчики, лишенные материнской любви.

Обследования детей из неполных семей свидетельствуют о том, что у половины из них при повторном обращении к психологу примерно через год закрепляются модели противоречивого поведения, важными составляющими которого являются низкая самооценка, депрессия, нарушение отношений с педагогами и сверстниками, т.е. социальная и педагогическая депривация, а затем и дезадаптация [14].

Одинокая мать после развода всячески пытается компенсировать недостаток родительской роли. Однако такая смена стратегии отношений с детьми приводит к драматическим результатам: женщина не в состоянии совмещать материнскую функцию любви, терпимости и теплоты с отцовской, основанной на мужской строгости, требовательности и авторитарности. В результате ребенок лишается не только отца, но и частично – матери. Другая сложность, с которой дети (и особенно мальчики) сталкиваются в неполной семье, определяется попытками матерей, несчастливых в браке, найти в них то, что не удалось отыскать в партнере. Формируется дефективный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера – от неуверенности и тревожности до нарушений полоролевой самоидентификации и снижения самооценки [1].

На основании результатов исследований, выделяют следующие группы трудностей опекунских семей:

1. Первая группа проблем. Вхождение ребенка в семью, его адаптация зависят от условий
, в которых он жил до этого, от его характера. Общение сложнее происходит у опекунов, которые взяли детей из детского дома. Некоторые, особенно детдомовские, настороженно относятся к своим будущим опекунам.

2. Вторая группа проблем связана с материальным обеспечением опекунских семей.

3. Третья группа проблем – возраст опекунов. Среди них примерно 80% бабушек и дедушек [15].

Е.И. Зритнева, Т.В. Колесникова отмечают, что в опекунских семьях, где опекунами являются родные бабушки и дедушки, существуют специфические проблемы, которые затрудняют социальную адаптацию детей. Среди них – преклонный возраст опекунов, плохое психофизическое состояние, материальные затруднения, не позволяющие детям получить качественное образование, развить способности и интересы. Не справляясь с воспитанием, бабушки выбирают потворствующую гиперпротекцию и гиперопеку [10].

Наиболее распространенными являются психологические проблемы опекунов, связанные с их личностными особенностями, педагогическими установками и социальной ситуацией [18]:

– эмоциональные проблемы (повышенный уровень тревоги, депрессивность, астеничность, выраженная эмоциональная перегрузка, состояние растерянности и пр.);

– физическая перегрузка, усталость; социальное одиночество (отсутствие родственников, эмоциональной и материальной поддержки);

– отсутствие взаимопонимания с ребенком сложности в установлении контакта с ним;

– ощущение родительской несостоятельности (особенно при опеке социальных сирот, которые остались без попечения в результате лишения родительских прав);

– неадекватные требования к ребенку, завышенные ожидания, не соответствующие индивидуальным психическим особенностям ребенка и его способности к обучению;

– повышенная тревожность в связи с возможной плохой наследственностью у ребенка;

– недоверие к себе как родителю, потребность постоянно доказывать свою любовь и заботу, страх оказаться плохим опекуном, что приводит к гиперпротекции, т.е. к чрезмерной заботе и стремлению баловать ребенка при отсутствии системы разумных наказаний и ограничений; гиперпротекция неизбежно влечет за собой различные проблемы вплоть до отклоняющегося поведения у ребенка, что подкрепляет образ себя как несостоятельного родителя и способствует еще большей неуверенности;