Файл: Методические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ (проектов) по дисциплине социальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»





Утверждаю
_________________________

Проректор по академической

политике, контролю качества образования и информатизации

профессор Ю.Ю.Гранкин

«__»_________20__ г.




_________________________

Начальник учебно-методического управления

доцент Ю.П.Дмитриева

«__»_________20__ г.



Кафедра психологии личности и профессиональной деятельности
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ) ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
для направления подготовки:

37.03.01 – «Психология»

направленность (профиль): Прикладная психология

очная форма обучения

заочная форма обучения
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

17 июня 2020 г.

г. Пятигорск 2020 г.

Хребина С.В. Методические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ (проектов) по дисциплине «Социальная психология» для направления подготовки 37.03.01– «Психология», направленность (профиль) - Прикладная психология. – Пятигорск: ПГУ, 2020 .

Методические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ (проектов) по дисциплине «Социальная психология» составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования для направления подготовки 37.03.01 – «Психология» и другим нормативным документам.

Методические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ (проектов) по дисциплине «Социальная психология» содержат организационные положения и учебно-методические материалы, в которых отражен порядок написания и защиты курсовых работ (проектов) по направлению подготовки 37.03.01 – «Психология», направленность (профиль) - Прикладная психология.

Методические рекомендации предназначены студентам, обучающимся по направлению подготовки 37.03.01 – «Психология» в ВШУ и ИДОРИКТ (очной и заочной форм обучения) в ФГБОУ ВО «ПГУ», преподавателям-руководителям курсовых работ (проектов).



Рецензент: кафедра психологии личности и профессиональной деятельности Пятигорского государственного университета

Согласовано с работодателями:

Чуйко Н.В., директор ООО «Центр развития персонала «Бизнес-Класс».

Эркенова М.М., психолог, Детская консультация муниципального бюджетного лечебного профилактического учреждения «Малокарачаевская центральная районная больница».

Кинасов П.Р., начальник филиала Северо-Кавказского федерального казенного учреждения «Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»


  1. Общие положения

  2. Цель, задачи подготовки курсовой работы (проекта)

    2.1. Дисциплина, в рамках которой выполняется курсовая работа (проект)

    Социальная психология

    2.2. Цель подготовки курсовой работы (проекта)

    Выполнение студентом курсовой работы по дисциплине проводится с целью:

    - систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по дисциплине;

    - углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

    - формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;

    - формирования общекультурных и профессиональных компетенций, практических умений и навыков, необходимых при решении профессиональных задач;

    - формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

    - развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

    - подготовки к итоговой государственной аттестации.

    2.3. Задачи подготовки курсовой работы (проекта)

    Задачи подготовки курсовой работы (проекта) по дисциплине «Социальная психология»:

    • овладение методами сбора и обработки эмпирической информации;

    • сравнения теоретических данных, полученных в ходе эмпирического исследования;

    обобщение имеющейся информации, формирование выводов и рекомендаций, разработка проектов, направленных на решение определенных прикладных задач.

  3. Требования к результатам выполнения курсовой работы (проекта)

    Компетенции, формируемые в процессе выполнения курсовой работы (проекта)

    Критерии оценивания сформированности компетенций

    ОК-7:

    способность к самоорганизации и самообразованию.

    Знать:

    • приемы саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний при выполнении профессиональной деятельности;

    технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности.

    Уметь:

    • планировать цели и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществления деятельности;

    Владеть:

    • навыками самостоятельного овладения информацией, отобранной и структурированной для выполнения профессиональной деятельности.




    ПК-4:

    способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.

    Знать:

    • специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.

    Уметь:

    • анализировать положения психологических и психофизиологических теорий и концепций личности, малых и больших групп, организаций, поведения человека в составе различных групп, его отличительных особенностей как субъекта труда, воспроизводить базовые положения этих теорий и концепций;

    • анализировать, объяснять и интерпретировать с позиций психологических теорий и концепций специфику психологического и личностно-профессионального развития человека, его социализации и персоногенеза, закономерности функционирования и развития психики, ее индивидуальные особенности в норме и при аномальном генезе, причины и механизмы развития различных форм девиантного поведения (зависимости и др.);

    • объяснять психологические особенности различных групп и входящих в них индивидов, прогнозировать динамику развития групп и организаций, изменения в уровнях и этапах их развития.

    владеть:

    • базовыми методическими приемами изучения социально-психологических особенностей групп и организаций, динамических процессов их функционирования и развития.

    ПК-6:

    способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности.



    Знать:

    • особенности профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности

    Уметь:

     осуществлять постановку профессиональных задач в области научно-исследовательской деятельности под руководством квалифицированного работника;

    владеть:

     навыками постановки профессиональных задач в области научно-исследовательской деятельности под руководством квалифицированного работника.

    ПК-7:

    способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии.

    Знать:

    основы проведения психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии.

    Уметь:

     проводить

    психологические исследования на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии под руководством квалифицированного работника;

    владеть:

     навыками проведения

    психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии под руководством квалифицированного работника.

    ПК-8: способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии

    Знать:

    основы проведения стандартного прикладного исследования в определенной области психологии;

    Уметь:

     проводить стандартное прикладное исследование в определенной области психологии;

    владеть:

     навыками проведения

    стандартного прикладного исследования в

    определенной области психологии.

    ПК-9: способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях



    Знать:

    базовые процедуры анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях

    Уметь:

     проводить базовые процедуры анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях;

    владеть:

     навыками проведения базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях.

  4. Основные требования к содержанию курсовой работы


Содержание курсовой работы должно соответствовать указанным целям и отвечать следующим основным требованиям:

- курсовая работа должна проявлять исследовательскую самостоятельность автора, раскрывать основные проблемы избранной для исследования темы, носить исследовательский характер и иметь практическую направленность;

- содержание работы должно подтверждать знание студентом литературы по данной отрасли науки, осведомленность об основных направлениях науки в области изучаемой проблемы;

- в работе должен быть использован фактический материал в области изучаемой проблемы, необходимые аналитические и статистические данные;

- в работе должно быть продемонстрировано умение автора обобщать и анализировать материал, а также должен быть соблюден необходимый профессиональный и литературный уровень изложения материала.

Курсовая работа может выступать основой для дальнейшего изучения заявленной проблемы в рамках последующего написания выпускной квалификационной работы.

4.1 Ознакомление с проблемой по литературным источникам

На основе сформулированной темы и определения проблемы исследования, а также перечня исследовательских вопросов, на которые необходимо получить ответы в ходе исследования, появляется возможность и возникает необходимость составления первого варианта понятийного словаря исследования. Начинающему исследователю невозможно осознанно и адекватно читать научные тексты, не определив основные понятия. Прежде чем приступать к чтению научной литературы, необходимо составить словарь основных понятий, чтобы избежать разночтений.

Сначала все понятия выписываются на специальные карточки (лучше использовать для этого карточки из плотной бумаги размером в половину стандартного листа). Затем начинается поиск определений (толкований), для чего исследователь просматривает энциклопедии, толковые словари, оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме (проблеме) исследования.

  1. Найденные в разных источниках определения лучше выписать на отдельные карточки, что позволит их сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать и др

В результате исследователь должен прийти к выводу о том, какое толкование того или иного понятия будет принято за основу в собственном исследовании.


Составление понятийного словаря исследования помогает не только усвоить язык данной науки, но и осознать свои информационные потребности, очертить их рамки, так как в противном случае исследователю грозит попытка «объять необъятное» или, наоборот, упустить из круга информационных потребностей какую-то литературу.

Поиск литературы по теме исследования может осуществляться с использованием алфавитных, систематических и предметных каталогов библиотек, еженедельника «Книжные летописи», сборников «Книжное обозрение», «Новые исследования» (в педагогике, в психологии и т.д.), «Летопись журнальных статей», тематических планов издательств.

Если название книги отражает избранную тему, то следует выписать на специальную карточку выходные данные: фамилия и инициалы автора, название книги или статьи, место издания, издательство и год издания. Для статьи указывают название журнала или сборника, год и номер (для журнала) издания и страницы, на которых помещена статья.

Особо необходимо использование для составления списка литературы (библиографии) карточек. Лучше всего использовать специальные каталожные карточки (из плотной бумаги одинакового размера), что создает удобства и экономит время в работе с литературой. Когда исследователь приступает к литературному оформлению своей научной работы, то возникает необходимость ссылаться на источники, поэтому список литературы должен быть оформлен прежде, чем начнется непосредственная работа над текстом. Карточки позволяют сделать такой список очень быстро, без затрат времени и усилий. Достаточно сложить карточки с выходными данными литературных источников, используемых в тексте, в алфавитном порядке и скрепить резинкой. Список литературы готов. Остается пронумеровать карточки, если ссылки делаются с указанием номера литературного источника без подстрочных сносок. Это удобная форма ссылок на литературные источники. Переписывать список литературы при такой форме ведения записей потребуется всего лишь один раз — в окончательном оформлении текста научной работы.

Если какой-то из литературных источников не используется в тексте, то достаточно отложить карточку с его выходными данными в сторону.

После того, как зафиксированы выходные данные на все имеющиеся в каталоге литературные источники, имеет смысл источники систематизировать, т.е. определить порядок, в котором они будут изучаться. После этого можно их заказывать.


Знакомство с литературным источником осуществляется в определенной последовательности:

  1. сначала знакомятся с названием;

  2. потом читают аннотацию;

  3. следующий шаг — знакомство с оглавлением книги;

  4. если книга снабжена научным аппаратом (предметный, именной указатель), то можно воспользоваться им для выборочного чтения;

  5. наконец, знакомство с текстом разделов и параграфов — чтение как сплошное, так и выборочное в зависимости от источника.

Знакомство с аннотацией, оглавлением, предметным, именным указателем, беглое (ознакомительное) чтение следует сопровождать аналитическими записями:

  • аннотирование, критические замечания, отдельные выписки прямо на карточке после беглого чтения;

  • краткое конспектирование отдельных разделов книги после выборочного чтения;

  • подробный конспект отдельных разделов или всей работы, если она имеет прямое отношение к теме исследования.

Уже на этапе предварительного знакомства с литературой книги и статьи для подробного конспекта откладываются. При чтении книг можно руководствоваться образным советом Ф.Бэкона, который писал, что есть книги, которые надо только «отведать» (посмотреть аннотацию, оглавление), есть такие, которые лучше всего «проглотить» (прочитать беглым чтением) и лишь немногие следует «разжевать и переварить» (прочитать сплошным медленным чтением и подробно законспектировать).