Файл: Методические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ (проектов) по дисциплине социальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Место изучаемого явления среди других, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие.

3. Рассмотрение с опорой на избранный методологический подход. Выделяемая структура явления.

4. Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определения данного явления; разнообразие в его понимании.

5. Закономерности, которым подчиняется явление.

6. Прикладное использование явления (свойства или функции).

Анализ научных источников обязательно предполагает оценку студентом научного положения, соотнесение его с основной задачей курсовой работы. Обзор литературы должен дать полное представление о состоянии данного вопроса на современном уровне развития психологической науки, о степени его научности. Объем первой главы для экспериментальных работ должен составлять не более 40% всего исследования.

Обнаруженные Вами в ходе такого анализа малоизучаемые вопросы, противоречивость теоретических представлений различных авторов, противоречия в имеющихся эмпирических данных и т.п. создают предпосылки для формулирования научной проблемы и для обоснования целей дальнейшего эмпирического исследования.

Вторая глава имеет практическую или аналитико-практическую направленность. В практической части работы на основе выработанных теоретических подходов и, опираясь на те теоретические положения, которые были разработаны автором в первой главе, рассматриваются и анализируются фактические материалы по изучаемому вопросу, формулируются и аргументируются предложения (практические рекомендации) по совершенствованию изучаемой в работе сферы деятельности.

Практическая часть курсовой работы может включать подробное описание используемого метода или методов исследования; описание переработанного для нужд исследования какого-либо метода анализа; различные виды классификаций; построение матриц, графиков, таблиц с их подробным описанием; описание анализа примеров; интерпретацию различных психологических исследований и т.д.

Обучение по профилю «Психологическое консультирование» предполагает, что практическая часть курсовой работы содержит материал, характеризующий степень владения студентом методами психологического консультирования и психокоррекции. Таким образом, она должна содержать обоснование используемой практики и анализ конкретных примеров, проведенного консультирования (2-3 случая индивидуального консультирования).


Общий объем практической части составляет 50-60 % всей работы.

Экспериментальная часть работы строится по следующей схеме:

- определение задачи исследования;

- конкретизация объекта и предмета исследования;

- выбор метода исследования;

- разработка конкретной методики исследования, которая, в свою очередь, включает такие компоненты, как характеристика экспериментального материала и способов его предъявления; аппаратура, с помощью которой проводится исследование; количественная и качественная характеристики испытуемых, принимаемых участие в эксперименте;

- процедура эксперимента;

- результаты математической обработки;

- сравнительный анализ полученных результатов;

- разработка рекомендаций по использованию полученных результатов.

Важным компонентом основной части курсовой работы по психологии выступает обсуждение полученных данных. Оно начинается с их описания. Описание должно быть предельно строгим, т.е. содержать в себе только факты с их качественными (есть-нет) или количественными характеристиками (сколько, как часто и пр.). Наиболее удобный вид их представления – таблицы, каждая из которых должна иметь свой номер и название. Частные данные, а также промежуточные расчеты приводятся в «Приложениях». Кроме того, в них помещаются образцы методического инструментария (опросные листы, исследовательские протоколы), иллюстративные материалы и т.п.

Кроме табличной формы представления количественных данных можно использовать также: а) диаграммы; б) графики для представления характера функциональной зависимости между выделенными параметрами (переменными); в) корреляционные плеяды для отображения корреляционных связей между выделенными параметрами и т.д.

В разделе, содержащем полученные результаты, помещаются все варианты анализа до теоретической их интерпретации, производится собственно анализ полученных данных. Обсуждение результатов реализуется как раскрытие значения полученных фактов с точки зрения теории. Размышления о том, что могли бы означать полученные данные для решения поставленной проблемы, включают теперь научные понятия и категории, а также сопоставление выявленных закономерностей с представленными в литературе данными подходами.

Каждая глава курсовой работы должна завершаться общим выводом, позволяющим перейти к следующему этапу исследования. Данный вывод должен оформляться в форме отдельного параграфа «Выводы по … (первой или второй) главе».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – обязательная часть курсовой работы – представляет собой сжатое изложение полученных автором научных и практических результатов и излагается в виде отдельных пунктов. Оно должно содержать общую оценку результатов проделанной работы, ее теоретической и эмпирической частей. По своему содержанию заключение обычно «симметрично» введению, т.е. в нем автор еще раз как бы напоминает смысл и содержание выполненной работы, определяет ее место среди других направлений психологических исследований и психологической практики. В нем намечаются пути и цели дальнейших исследований и подчеркиваются практические рекомендации. Заключение должно служить подтверждением реализованности целей и задач, поставленных во введении, включая их теоретические и практические аспекты. Обязательно в заключении необходимо определить задачи дальнейшей работы по научной теме.

Заключение по своему объему должно быть относительно кратким (примерно 5-7% курсовой работы) и вместе с тем емким, обобщая, систематизируя и углубляя выводы, сделанные по итогам ее глав и параграфов, служить подтверждением реализованности целей и задач, поставленных во введении, включая их теоретические и практические аспекты.

Основной частью заключения являются выводы наиболее важная часть работы. Они подводят итог эмпирического исследования, показывая, насколько Вы способны обобщить полученные результаты, обосновать свои обобщения с позиции избранной теоретической концепции, связать их с уже имеющимися аналогичными результатами других исследователей. Допустима нумерация сделанных выводов (предложений, рекомендаций) с указанием их адресатов. Общее число выводов не должно превышать 5-7. Они должны, во-первых, соответствовать поставленным задачам, а во-вторых, отражать результаты проверки первоначально высказанных гипотез.

В заключение могут также включаться предложения и рекомендации. Выдвинутые по итогам проведенного исследования предложения и рекомендации должны носить самостоятельный характер, отличаться аргументированностью и целесообразностью, соответствовать современным теоретическим концепциям и передовому мировому опыту. Каждая рекомендация, сделанная в курсовой работе, должна быть обоснована с позиций эффективности, целесообразности и перспектив использования в практической деятельности. Они должны быть адресными (т.е. предназначаться конкретным специалистам в той области общественной практики).


Целесообразно привлечение авторами материалов, связанных со специализацией, которой они овладевают.

Заключение следует начинать с нового листа (страницы). Слово «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» пишется вверху страницы, по центру, прописными буквами. Точка в конце не ставится.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. Все источники, изученные при выполнении курсовой работы, необходимо включать в библиографию, при этом их следует распределить по следующим рубрикам, используя сквозную нумерацию:

Нормативно-правовые акты;

Монографии, диссертации, статьи;

Статистические материалы;

Публикации на иностранных языках.

В рамках рубрики «Нормативно-правовые акты» источники следует располагать в соответствии с их юридической силой по алфавиту:

международные законодательные акты;

Конституция Российской Федерации;

кодексы;

законы Российской Федерации;

указы Президента Российской Федерации;

акты Правительства Российской Федерации;

акты федеральных министерств, служб и агентств в последовательности: 1) приказы, 2) постановления, 3)положения, 4) инструкции;

Конституция субъекта Российской Федерации;

Законы субъектов Российской Федерации и т.д.

В рубриках «Монографии, диссертации, статьи», «Статистические материалы» и «Публикации на иностранных языках» источники располагаются в алфавитном порядке.
ПРИЛОЖЕНИЯ оформляют как продолжение курсовой работы, размещая их после библиографии, продолжая нумерацию страниц.

В приложения могут помещаться таблицы, графики, исходные данные по расчетам, разработанные авторами работы, инструкции, алгоритмы, программы, варианты управленческих решений, анкеты опросов, интервью, используемые тесты, итоги опросов, статистические материалы, а также различного рода документы, разработанные организациями, деятельность которых студент исследовал при написании курсовой работы.


Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием в верхнем правом углу страницы слова «Приложение» и его номера, например, Приложение 1, Приложение 2 и т.д.

Каждое приложение должно иметь заголовок, который помещается ниже слова «Приложение», по центру строки.

Слово «Приложение» и заголовок начинаются с прописной буквы. Точка в конце заголовка приложения не ставится.

Слово «Приложение» и название приложения печатается полужирным шрифтом, размер шрифта – 14 пт, межсимвольный интервал: обычный, межстрочный интервал: одинарный.

Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Если приложений несколько, то после библиографии на отдельной странице, которая включается в общую нумерацию страниц, пишется прописными буквами слово «ПРИЛОЖЕНИЯ». За этой страницей потом размещаются приложения.

Все страницы рукописи, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений, литерных добавок.



  1. Выполнение и защита курсовой работы (проекта)