Файл: Методические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ (проектов) по дисциплине социальная психология.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.2. Составление первоначального плана и программы исследования
Обычно, первоначальный план научной работы, возникает в сознании при усвоении научного языка исследования. Уже на этом этапе мысленно очерчивается круг вопросов, включающий в себя исследования по определенной научной проблематике. Первичный план предполагает перечень основных аспектов темы исследования. Для этого необходимо попытаться мысленно представить целостную структуру научной работы: из каких логически связанных структурных частей должен складываться текст научного исследования.
Например, тема исследования формулируется так: «Соотношение влияния игры и труда на развитие личности дошкольника». Выделяем основные понятия этой темы: «игра», «труд», «развитие», «личность». Формулируем проблему: «Какой из указанных видов деятельности оказывает определяющее влияние на развитие личности дошкольника?». Перечень основных вопросов: 1) В чем заключаются психологические особенности игры и труда? 2) Что представляет собой личность вообще и личность дошкольника в частности? Какова ее психологическая структура? 3) В чем состоит значение дошкольного периода в жизни человека для развития его личности? 4) Каковы основные личностные новообразования дошкольного возраста? 5) Как влияет на развитие личностных новообразований организация творческих сюжетно-ролевых игр и творческого труда дошкольников?
Составление простого плана преследует своей целью упорядочение отобранного в ходе работы с литературой материала. Это позволяет отнести выписки и отдельные места в конспекте к той или иной структурной части плана. Однако не следует приступать к переписыванию этих частей в соответствии с планом: на этом этапе план упорядочивает информацию прежде всего в голове исследователя и служит внешней опорой. Больше того, мы рассмотрели не весь план, а только его теоретическую часть. К этому следует добавить планирование эксперимента и представление экспериментальных данных.
Эта часть научно-исследовательской работы имеет, как правило, общепринятую структуру. Название ее обуславливается как названием темы, так и специфической особенностью этой части текста научной работы, где представляют экспериментальную процедуру, результаты исследования и их анализ. Если исследование наряду с констатацией фактов предполагает активное воздействие исследователя на изучаемое явление, то в структуре плана может быть выделен раздел, описывающий процедуру, ход и результаты формирующей, обучающей работы. Литературное оформление теоретических глав начинается только после того, как завершен эксперимент и сделана полная обработка его результатов. Иными словами, в теоретических главах должно быть отражено только то из наработанного материала, что «работает» на собственные результаты, подготавливает восприятие читателя к уяснению выводов исследователя. Здесь должна быть представлена
вся информация и в то же время не должно быть ничего лишнего.
И, наконец, составляется программа исследования, которая обычно включает:
- формулировку проблемы, определение объекта и предмета изучения;
- определение цели и задач;
- объяснение и анализ основных задач;
- предварительный системный анализ объекта исследования;
- выдвижение рабочих гипотез;
- составление принципиального / стратегического/плана изучения;
- составление наброска основных процедур сбора и анализа первичных данных.
4.3. Обоснование актуальности темы, новизны, методологической основы своего исследования; формулирование цели, гипотезы, определение задач, предмета и объекта исследования.
После составления простого плана научного исследования — каркаса будущей работы — можно приступить к формулировке принципиальных положений собственного исследования.
Выбранная тема должна отвечать требованиям актуальности и новизны.
Актуальностьтемы обосновывается студентом с опорой на общественную практику, на нужды людей, сталкивающихся с проблемами, решения которых нет в литературе. Актуальной является такая тема, которая ставит целью поиск ответа на вопрос, продиктованный требованиями практической деятельности людей, сталкивающихся либо с отсутствием готового ответа в соответствующей литературе, либо с наличием разных точек зрения на проблему.
Новизна собственного подходаустанавливается студентом, а затем и обосновывается в процессе и результате всестороннего библиографического поиска. Определение новизны связано с постановкой основной проблемы исследования, определением места выбранной темы в решении научной проблемы, и в более широкой научной области (научном направлении).
Кроме этого, необходимо определить методологическую основу исследования
Методологическая основа исследования— определенный методологический, общенаучный подход к решению научных проблем, представляющий определенное видение предмета науки и методов его изучения («научная школа»). Научное направление персонифицировано ученым или учеными, стоящими у истоков определенного плодотворного подхода к решению научных проблем. В мировой и отечественной психологии научные направления представлены научными школами, персонифицированными именами их родоначальников (Д.Уотсон, Б.Ф.Скиннер — «бихевиоризм», М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффка — «гештальт-психология», Э.Д.Титченер — «структурная психология», З.Фрейд — «психология бессознательного и психоанализ», Д.Н.Узнадзе — «психология установки», Л.С.Выготский — «культурно-историческая психология», А.Н.Леонтьев — «психология деятельности», В.Н.Мясищев — «психология отношений», П.К.Анохин, Л.Берталанфи, И.В.Блауберг, Б.Ф.Ломов, и др. – «принцип системности (развития, интегратизма, иерархии, формализации и т.д.), С.Л.Рубинштейн А.В.Брушлинский «положение о кольцевой зависимости между объективным и субъективным», В.С.Мерлин, В.В.Белоус «теория интегральной индивидуальности».
Какой бы узкой ни была выбранная тема исследования, она решается в рамках определенного подхода или парадигмы. Иногда научная проблема в ходе ее исследования предъявляет требование объединения нескольких подходов. Начинающим исследователям мы рекомендуем специализироваться не по научным направлениям, а по проблемам, и пользоваться для их решения достижениями всех школ. Особенно такой подход актуален при подготовке реферата.
Следует четко сформулировать конечную цель предпринятого исследования: что мы хотим установить, доказать, изменить в исследуемом явлении? Например, в названной выше теме исследования о соотношении влияния игры и труда в развитии личности дошкольника цель может быть сформулирована так: установить, какой из видов деятельности оказывает определяющее влияние на развитие личностных новообразований дошкольного возраста.
Как видим, цель теснейшим образом связана с проблемой исследования и направлена на ее решение.
-
. Для достижения поставленной цели исследователю необходимо сформулировать в форме исследовательских задач те шаги, которые необходимо совершить в ходе предпринятой работы. В науке исторически выработаны два типа познавательных задач — эмпирические и теоретические. Эмпирические задачи решаются практическими методами исследования путем сбора и накопления фактов. В приложении будут предложены примеры формулирования задач конкретных исследований. Перейдем к характеристике особенностей гипотезы.
Гипотеза (буквально — предположение) является ответом исследователя на основной вопрос (проблему) научного исследования. Поскольку гипотеза — это всего лишь предположение, то она нуждается в проверке (доказательстве или опровержении). Каким же требованиям должно отвечать формулирование гипотезы?
Основные из них, следующие:
-
Начальным пунктом формулирования гипотезы являются, прежде всего, факты, которые относятся к данной предметной области. Из них исследователь исходит в поисках новых фактов и новых законов. Они являются как исходным, так и конечным пунктом проверки гипотезы. -
Гипотеза должна быть сформулирована в виде таких обобщений или утверждений, которые позволяли бы по-новому рассуждать о предмете. -
Гипотезу можно использовать плодотворно, если исследователь применяет ее точно так же, как и теории, уже принятые в науке, т.е. относится к ней, как к уже принятой системе знаний. Таким образом, ученый может выяснить, где выводы из гипотезы не соответствуют установленным фактам. -
Исследователь не может исходить из любой мыслимой гипотезы. Он отбирает конкретные свойства, связи, зависимости, взаимодействия, условия, которые можно объяснить при помощи предполагаемых гипотезой сил или законов. -
Наряду с рабочей гипотезой необходимо формулировать альтернативную ей, что позволит, во-первых, более четко уяснить суть выдвигаемых предложений, и, во-вторых, даст возможность в ходе исследования проверить не только выдвигаемое предположение, но и обратное ему. Это сделает более убедительным доказательство.
Выбор предмета исследования:
Может показаться парадоксальным, но предмет исследования должен быть определен прежде, чем будет выбираться объект изучения. Предмет исследования не охватывает собой всего объекта, он представляет лишь его сторону, момент и т.д. Таким образом, предмет изучения ограничивает исследователя определенными рамками, которые фиксируют его внимание на определенных параметрах изучаемого объекта. Поэтому, прежде чем приступить к поиску объекта изучения, исследователь должен определиться с предметом собственного исследования, чтобы потом искать такой объект, в котором данная сторона, момент и т.д. предоставлены наиболее «выпукло», отчетливо.
Выбор и обоснование предмета исследования должны отвечать следующим требованиям:
1. Предмет исследования должен обладать относительной самостоятельностью, допускающей критический анализ гипотезы.
-
Предмет исследования не должен допускать неопределенности в познавательных задачах, так как его выбор задает исходные условия для экспериментального и теоретического изучения проблемы. -
Выбор и обоснование предмета исследования предполагает разработку контролируемого исследователем перехода от эмпирического способа изучения к теоретическому и наоборот. -
Результаты, полученные на конкретных предметах исследования, переносятся на весь класс объектов, образующих данную предметную область, при условии, что они находятся в той же системе временных, структурных, смысловых и других связей.
Объект изучения— это конкретные явления действительности в их естественных проявлениях. Например, в психолого-педагогических исследованиях - объектом изучения являются люди — дети и взрослые в их взаимодействии. Поскольку объект психолого-педагогического исследования — это всегда конкретные люди, то в характеристику объекта следует включать все сведения о нем: в каком состоянии находится изучаемый человек (здоров или болен, сохранен или нарушен у него интеллект); в каких условиях находится ребенок или группа детей (могут изучаться дети в условиях первобытной культуры или цивилизации, в семье или образовательном учреждении); в каком окружении; возраст; пол; контингент воспитателей, родителей, учителей и т.д.
4.4 Сбор фактического материала
После того, как обозначен предмет исследования, определен объект изучения, можно приступать к сбору фактов. Однако это возможно лишь при наличии соответствующих методов или конкретной методики. Выбор методов или конкретной методики обусловлен теми целями и задачами, которые стоят перед исследователем. Требование здесь простое: методы получения фактов должны быть адекватны предмету исследования и, по возможности, не оказывать влияния на объект.
Студенты в своих исследованиях обычно используют методы наблюдения, беседы, анализа продуктов деятельности, эксперимент. Важно, чтобы факты были достоверными и в достаточном количестве. Для успешного сбора фактического материала необходимо спланировать эту работу и протоколировать ее ход и результаты.
4.5 Статистическая обработка фактического материала
Любая наука в той или иной степени использует математику. Существует даже мнение, что наука лишь в той мере является наукой, в какой она пользуется математикой. В научном же исследовании без математики невозможно обойтись. Она помогает упорядочить фактический материал, сделать его более удобным для восприятия и последующего анализа; наконец, без математической обработки невозможно с уверенностью утверждать, что выводы, полученные в исследовании, достоверны.
В этом разделе показаны основные приемы упорядочивания и статистической обработки результатов проведенного исследования.
Методы статистической обработки информации
Методами статистической обработки результатов исследования называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых показатели, получаемые в ходе исследования, можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности.
Все методы математико-статистического анализа условно делятся на первичные и вторичные.
Первичными называются методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты проводимых в эксперименте измерений. Соответственно под первичными статистическими показателями имеются в виду те, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработки результатов исследования.
Вторичными называются методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности. Вторичные методы позволяют оценивать степень случайности того или иного явления, той или иной взаимосвязи явлений.