Файл: Методические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ (проектов) по дисциплине социальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.2. Составление первоначального плана и программы исследования

Обычно, первоначальный план научной работы, возникает в сознании при усвоении научного языка исследования. Уже на этом этапе мысленно очерчивается круг вопросов, включающий в себя исследования по определенной научной проблематике. Первичный план предполагает перечень основных аспектов темы исследования. Для этого необходимо попытаться мысленно представить целостную структуру научной работы: из каких логически связанных структурных частей должен складываться текст научного исследования.

Например, тема исследования формулируется так: «Соотношение влияния игры и труда на развитие личности дошкольника». Выделяем основные понятия этой темы: «игра», «труд», «развитие», «личность». Формулируем проблему: «Какой из указанных видов деятельности оказывает определяющее влияние на развитие личности дошкольника?». Перечень основных вопросов: 1) В чем заключаются психологические особенности игры и труда? 2) Что представляет собой личность вообще и личность дошкольника в частности? Какова ее психологическая структура? 3) В чем состоит значение дошкольного периода в жизни человека для развития его личности? 4) Каковы основные личностные новообразования дошкольного возраста? 5) Как влияет на развитие личностных новообразований организация творческих сюжетно-ролевых игр и творческого труда дошкольников?

Составление простого плана преследует своей целью упорядочение отобранного в ходе работы с литературой материала. Это позволяет отнести выписки и отдельные места в конспекте к той или иной структурной части плана. Однако не следует приступать к переписыванию этих частей в соответствии с планом: на этом этапе план упорядочивает информацию прежде всего в голове исследователя и служит внешней опорой. Больше того, мы рассмотрели не весь план, а только его теоретическую часть. К этому следует добавить планирование эксперимента и представление экспериментальных данных.

Эта часть научно-исследовательской работы имеет, как правило, общепринятую структуру. Название ее обуславливается как названием темы, так и специфической особенностью этой части текста научной работы, где представляют экспериментальную процедуру, результаты исследования и их анализ. Если исследование наряду с констатацией фактов предполагает активное воздействие исследователя на изучаемое явление, то в структуре плана может быть выделен раздел, описывающий процедуру, ход и результаты формирующей, обучающей работы. Литературное оформление теоретических глав начинается только после того, как завершен эксперимент и сделана полная обработка его результатов. Иными словами, в теоретических главах должно быть отражено только то из наработанного материала, что «работает» на собственные результаты, подготавливает восприятие читателя к уяснению выводов исследователя. Здесь должна быть представлена
вся информация и в то же время не должно быть ничего лишнего.

И, наконец, составляется программа исследования, которая обычно включает:

- формулировку проблемы, определение объекта и предмета изучения;

- определение цели и задач;

- объяснение и анализ основных задач;

- предварительный системный анализ объекта исследования;

- выдвижение рабочих гипотез;

- составление принципиального / стратегического/плана изучения;

- составление наброска основных процедур сбора и анализа первичных данных.

4.3. Обоснование актуальности темы, новизны, методологической основы своего исследования; формулирование цели, гипотезы, определение задач, предмета и объекта исследования.

После составления простого плана научного исследования — каркаса будущей работы — можно приступить к формулировке принципиальных положений собственного исследования.

Выбранная тема должна отвечать требованиям актуальности и новизны.

Актуальностьтемы обосновывается студентом с опорой на общественную практику, на нужды людей, сталкивающихся с проблемами, решения которых нет в литературе. Актуальной является такая тема, которая ставит целью поиск ответа на вопрос, продиктованный требованиями практической деятельности людей, сталкивающихся либо с отсутствием готового ответа в соответствующей литературе, либо с наличием разных точек зрения на проблему.

Новизна собственного подходаустанавливается студентом, а затем и обосновывается в процессе и результате всестороннего библиографического поиска. Определение новизны связано с постановкой основной проблемы исследования, определением места выбранной темы в решении научной проблемы, и в более широкой научной области (научном направлении).

Кроме этого, необходимо определить методологическую основу исследования

Методологическая основа исследования— определенный методологический, общенаучный подход к решению научных проблем, представляющий определенное видение предмета науки и методов его изучения («научная школа»). Научное направление персонифицировано ученым или учеными, стоящими у истоков определенного плодотворного подхода к решению научных проблем. В мировой и отечественной психологии научные направления представлены научными школами, персонифицированными именами их родоначальников (Д.Уотсон, Б.Ф.Скиннер — «бихевиоризм», М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффка — «гештальт-психология», Э.Д.Титченер — «структурная психология», З.Фрейд — «психология бессознательного и психоанализ», Д.Н.Узнадзе — «психология установки», Л.С.Выготский — «культурно-историческая психология», А.Н.Леонтьев — «психология деятельности», В.Н.Мясищев — «психология отношений», П.К.Анохин, Л.Берталанфи, И.В.Блауберг, Б.Ф.Ломов, и др. – «принцип системности (развития, интегратизма, иерархии, формализации и т.д.), С.Л.Рубинштейн А.В.Брушлинский «положение о кольцевой зависимости между объективным и субъективным», В.С.Мерлин, В.В.Белоус «теория интегральной индивидуальности».



Какой бы узкой ни была выбранная тема исследования, она решается в рамках определенного подхода или парадигмы. Иногда научная проблема в ходе ее исследования предъявляет требование объединения нескольких подходов. Начинающим исследователям мы рекомендуем специализироваться не по научным направлениям, а по проблемам, и пользоваться для их решения достижениями всех школ. Особенно такой подход актуален при подготовке реферата.

Следует четко сформулировать конечную цель предпринятого исследования: что мы хотим установить, доказать, изменить в исследуемом явлении? Например, в названной выше теме исследования о соотношении влияния игры и труда в развитии личности дошкольника цель может быть сформулирована так: установить, какой из видов деятельности оказывает определяющее влияние на развитие личностных новообразований дошкольного возраста.

Как видим, цель теснейшим образом связана с проблемой исследования и направлена на ее решение.

  1. . Для достижения поставленной цели исследователю необходимо сформулировать в форме исследовательских задач те шаги, которые необходимо совершить в ходе предпринятой работы. В науке исторически выработаны два типа познавательных задач — эмпирические и теоретические. Эмпирические задачи решаются практическими методами исследования путем сбора и накопления фактов. В приложении будут предложены примеры формулирования задач конкретных исследований. Перейдем к характеристике особенностей гипотезы.

Гипотеза (буквально — предположение) является ответом исследователя на основной вопрос (проблему) научного исследования. Поскольку гипотеза — это всего лишь предположение, то она нуждается в проверке (доказательстве или опровержении). Каким же требованиям должно отвечать формулирование гипотезы?

Основные из них, следующие:

  1. Начальным пунктом формулирования гипотезы являются, прежде всего, факты, которые относятся к данной предметной области. Из них исследователь исходит в поисках новых фактов и новых законов. Они являются как исходным, так и конечным пунктом проверки гипотезы.

  2. Гипотеза должна быть сформулирована в виде таких обобщений или утверждений, которые позволяли бы по-новому рассуждать о предмете.

  3. Гипотезу можно использовать плодотворно, если исследователь применяет ее точно так же, как и теории, уже принятые в науке, т.е. относится к ней, как к уже принятой системе знаний. Таким образом, ученый может выяснить, где выводы из гипотезы не соответствуют установленным фактам.

  4. Исследователь не может исходить из любой мыслимой гипотезы. Он отбирает конкретные свойства, связи, зависимости, взаимодействия, условия, которые можно объяснить при помощи предполагаемых гипотезой сил или законов.

  5. Наряду с рабочей гипотезой необходимо формулировать альтернативную ей, что позволит, во-первых, более четко уяснить суть выдвигаемых предложений, и, во-вторых, даст возможность в ходе исследования проверить не только выдвигаемое предположение, но и обратное ему. Это сделает более убедительным доказательство.


Выбор предмета исследования:

Может показаться парадоксальным, но предмет исследования должен быть определен прежде, чем будет выбираться объект изучения. Предмет исследования не охватывает собой всего объекта, он представляет лишь его сторону, момент и т.д. Таким образом, предмет изучения ограничивает исследователя определенными рамками, которые фиксируют его внимание на определенных параметрах изучаемого объекта. Поэтому, прежде чем приступить к поиску объекта изучения, исследователь должен определиться с предметом собственного исследования, чтобы потом искать такой объект, в котором данная сторона, момент и т.д. предоставлены наиболее «выпукло», отчетливо.

Выбор и обоснование предмета исследования должны отвечать следующим требованиям:

1. Предмет исследования должен обладать относительной самостоятельностью, допускающей критический анализ гипотезы.

  1. Предмет исследования не должен допускать неопределенности в познавательных задачах, так как его выбор задает исходные условия для экспериментального и теоретического изучения проблемы.

  2. Выбор и обоснование предмета исследования предполагает разработку контролируемого исследователем перехода от эмпирического способа изучения к теоретическому и наоборот.

  3. Результаты, полученные на конкретных предметах исследования, переносятся на весь класс объектов, образующих данную предметную область, при условии, что они находятся в той же системе временных, структурных, смысловых и других связей.

Объект изучения— это конкретные явления действительности в их естественных проявлениях. Например, в психолого-педагогических исследованиях - объектом изучения являются люди — дети и взрослые в их взаимодействии. Поскольку объект психолого-педагогического исследования — это всегда конкретные люди, то в характеристику объекта следует включать все сведения о нем: в каком состоянии находится изучаемый человек (здоров или болен, сохранен или нарушен у него интеллект); в каких условиях находится ребенок или группа детей (могут изучаться дети в условиях первобытной культуры или цивилизации, в семье или образовательном учреждении); в каком окружении; возраст; пол; контингент воспитателей, родителей, учителей и т.д.


4.4 Сбор фактического материала

После того, как обозначен предмет исследования, определен объект изучения, можно приступать к сбору фактов. Однако это возможно лишь при наличии соответствующих методов или конкретной методики. Выбор методов или конкретной методики обусловлен теми целями и задачами, которые стоят перед исследователем. Требование здесь простое: методы получения фактов должны быть адекватны предмету исследования и, по возможности, не оказывать влияния на объект.

Студенты в своих исследованиях обычно используют методы наблюдения, беседы, анализа продуктов деятельности, эксперимент. Важно, чтобы факты были достоверными и в достаточном количестве. Для успешного сбора фактического материала необходимо спланировать эту работу и протоколировать ее ход и результаты.

4.5 Статистическая обработка фактического материала

Любая наука в той или иной степени использует математику. Существует даже мнение, что наука лишь в той мере является наукой, в какой она пользуется математикой. В научном же исследовании без математики невозможно обойтись. Она помогает упорядочить фактический материал, сделать его более удобным для восприятия и последующего анализа; наконец, без математической обработки невозможно с уверенностью утверждать, что выводы, полученные в исследовании, достоверны.

В этом разделе показаны основные приемы упорядочивания и статистической обработки результатов проведенного исследования.
Методы статистической обработки информации

Методами статистической обработки результатов исследования называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых показатели, получаемые в ходе исследования, можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности.

Все методы математико-статистического анализа условно делятся на первичные и вторичные.

Первичными называются методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты проводимых в эксперименте измерений. Соответственно под первичными статистическими показателями имеются в виду те, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработки результатов исследования.

Вторичными называются методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности. Вторичные методы позволяют оценивать степень случайности того или иного явления, той или иной взаимосвязи явлений.