Файл: Методические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ (проектов) по дисциплине социальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обязательной составляющей частью курсового проекта является техническое задание по заданной теме. Кроме того, в курсовом проекте обычно присутствует и экономическая часть, которая заключается в анализе эффекта применения выполненного проекта.

Помимо текстовой части, курсовой проект обычно включает в себя графическую часть, которая состоит из чертежей, схем и таблиц. Текстовая часть состоит из стандартных разделов: содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы. Но в отличие от курсовой работы, к этим разделам добавляется пояснительная записка, представляющая теоретические положения и основные расчеты и вычисления. Также, в основную часть обязательно включают раздел «расчетная часть». Иногда в курсовой проект входят макеты и модели – так называемая «материальная часть исследования». Однако это не является обязательным требованием к курсовому проекту.

Примерный план курсового проекта заполняется преподавателем (Приложение 8).


  1. 1   2   3   4

Тематика курсовых работ

  1. Социально-психологический подход к изучению личности.

  2. Социализация ребёнка в подростковом возрасте.

  3. Различия в социализации детей и взрослых.

  4. Ролевое поведение личности на различных возрастных этапах.

  5. Исследование ролевых конфликтов в студенческой группе.

  6. Социально-психологические особенности исследования группы.

  7. Исследование нормативного влияния группового большинства.

  8. Изучение сплоченности в коллективе.

  9. Межличностные отношения в группе: совместимость и сработанность.

  10. Исследование механизмов изменения групповых структур.

  11. Изучение ролевой структуры малой группы.

  12. Исследование особенностей лидерства и руководства в группе.

  13. Соотношение лидерства и руководства в групповом взаимодействии.

  14. Социально-психологические концепции управления в коллективе.

  15. Влияние стиля руководства на групповую эффективность.

  16. Социально-психологическая характеристика профессиональной группы.

  17. Особенности самореализации личности в профессиональной группе.

  18. Специфика идентификации индивида с членами своей профессиональной группы.

  19. Изучение продуктивного и непродуктивного стилей взаимодействия.

  20. Роль эффективности вербальной коммуникации в группе.

  21. Определение культурной детерминации невербального поведения.

  22. Средства, способы и механизмы психологического воздействия.

  23. Изучение особенностей процессов убеждения, внушения и заражения в психологическом воздействии.

  24. Изучение особенностей процессов поощрения, принуждение в процессе психологического воздействия.

  25. Изучение особенностей процессов воздействия и массовой коммуникации.

  26. Особенности формирования Я – концепции как основа конфликтного поведения в подростковом возрасте.

  27. Особенности протекания конфликтов в подростковой группе.

  28. Основные способы предупреждения и разрешения конфликтов в малых социальных группах в деятельности педагогов.

  29. Способы разрешения внутриличностных конфликтов студентов в период обучения.

  30. Влияние стиля взаимодействия учителя с классом на социально-психологический климат в классе.

  31. Влияние психологической совместимости членов группы на социально-психологический климат группы.

  32. Социально-психологический климат коллектива и его обусловленность стилем деятельности руководителя.

  33. Исследование коммуникативных качеств современных руководителей малых социальных групп.

  34. Влияние общения со сверстниками на профессиональное самоопределение старшеклассников.

  35. Проблемы социального развития личности студента в зависимости от направления профессиональной подготовки.

  36. Проблема развития и становления социальных групп на начальном этапе обучения в вузе.

  37. Отношения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы.

  38. Индивидуальные факторы эффективного управления группой.

  39. Проблема лидерства и руководства как субъективный и объективный феномены в жизни малой группы.

  40. Переживание как фактор социальной адаптации в студенческий период.

  41. Психологические особенности общения в студенческой группе.

  42. Феномены межличностного влияния в социальных группах.

  43. Социально-психологические проблемы оптимизации общения педагога и студента.

  44. Экспериментальные исследования механизмов и форм социально-психологического влияния на становление личности современного студента.

  45. Факторы, влияющие на поведение человека в толпе.

  46. Социум как фактор организации индивидуального поведения.

  47. Стиль лидерства и руководства как предмет экспериментального изучения в школе «групповой динамики» К. Левина.

  48. Социально-психологические закономерности межэтнического восприятия и их роль в развитии межнациональных отношений.

  49. Методы диагностики и коррекции положения личности в группе.

  50. Невербальная коммуникация как показатель специфики внутригрупповых отношений и взаимодействий.





  1. Тематика курсовых проектов

  1. Методы преодоления конфликта и стресса на примере студенческого возраста.

  2. Социально-психологические методы развития личности.

  3. Исследование и диагностика конфликта в студенческой среде.

  4. Проблема коррекции и управления конфликтами.

  5. Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологии.



  1. Требования к структуре и оформлению курсовой работы (проекта)

По содержанию курсовая работа должна быть практикоориентированной. Ее результаты должны получить последующее оформление в виде статьи на региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых ФГБОУ ВО «ПГУ» «Молодая наука» (Приложение 1) и проводимом ежегодном смотре-конкурсе научно-инновационных проектов студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Инновационный потенциал университетской молодежи» (Приложение 2).

Объем курсовой работы (проекта) для студентов высшего образования должен составлять не менее 30-35 страниц (через 1,5 интервал) стандартного компьютерного текста.

Курсовая работа (проект) должна содержать следующие элементы:

1. Титульный лист

2. Содержание.

3. Введение.

4.Основная часть.

5. Заключение.

6. Библиографический список.

7. Приложения (если имеются)

Поясним содержание обозначенных элементов.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ содержит: реквизиты учредителя и ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», название выпускающей кафедры, наименование темы курсовой работы, Ф.И.О. автора курсовой работы, Ф.И.О. научного руководителя, его должность, ученую степень, звание (См. Приложение 3).

Переносы слов на титульном листе, их выделение или подчеркивание не допускаются. Полужирными прописными буквами можно выделять только основное название курсовой работы.
СОДЕРЖАНИЕ. В «СОДЕРЖАНИИ» последовательно перечисляются следующие структурные элементы курсовой работы: введение; названия глав и параграфов, представляющих взаимную подчиненность заголовков и подзаголовков и раскрывающих логику и содержание курсовой работы; заключение; библиографический список; приложения.

Параграфы должны быть пронумерованы. Знак «§» не используется. Номер параграфа состоит из двух цифр, разделенных точкой. Первая цифра – номер главы, вторая – номер параграфа в главе. Номера пунктов, если их выделение внутри параграфов обосновано, состоят, соответственно, из трех цифр, также разделенных точками. После номера главы и параграфа ставится точка.


Слово «Глава» пишется», слово «Параграф» не пишется. В конце названия глав, параграфов и пунктов точка не ставится.

Справа от перечисленных структурных элементов курсовой работы указываются номера страниц, с которых они начинаются. Использование сокращений: «стр.» или «с», а также многоточий между названием главы/параграфа/пункта и номером страницы не допускается.

Шрифт названий глав и слов «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК», «ПРИЛОЖЕНИЯ»: обычный, прописными (заглавными) буквами.

Шрифт названий параграфов и пунктов внутри параграфов: обычный, строчными буквами, кроме первой заглавной буквы (См. Приложение 4).
ВВЕДЕНИЕ. Во введении рассматриваются вопросы, которые имеют непосредственное отношение к теме исследования. В первую очередь здесь должны быть показаны состояние и актуальность научной проблемы, которой посвящена курсовая работа, степень ее разработанности. Введение должно содержать также изложение цели, которую ставил перед собой студент.

К настоящему времени сложилась широко распространенная структура введения курсовой работы, содержащая ряд рубрик, которые позволяют всесторонне судить о выполненном исследовании и его результатах. В курсовой работе ВВЕДЕНИЕ должно содержать следующие элементы:

Актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Объект исследования.

Предмет исследования.

Цель (цели) исследования

Задачи исследования.

Теоретико-методологические основы исследования.

Эмпирические основы исследования.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Структура работы.

Содержание работы.

Приложения (если есть).

Поясним содержание обозначенных разделов введения.

Актуальность темы исследования.Обусловливается связью темы исследования с потребностями определенной области человеческой деятельности или научного знания.

Отвечая на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо данное исследование, Вы тем самым освещаете его актуальность. Актуальность может быть теоретической, т.е. обнаруженная проблема находится на переднем крае науки, разрабатывается современными учеными и т.п., или практической, т.е. вытекающей из злободневных запросов практики в той области общественной жизни, где Вы проводите свое прикладное исследование. Основными аспектами актуальности психологического исследования могут быть:


  • необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

  • потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;

  • потребность в более эффективных психодиагностических исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

  • потребность в разработке методов (технологий), имеющих более широкие возможности (эффективности психологического воздействия, обучения, тренировки, реабилитации и т.д.);

  • потребность в разработке психологических рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.

В данном разделе в сжатом изложении формулируются задачи, стоящие перед автором, связь проводимых исследований с федеральными, отраслевыми научными программами, фиксируются достигнутый уровень знаний и то, что предстоит сделать исследователю.

Степень научной разработанности проблемы. Обусловливается анализом научной литературы по теме курсовой работы, освещением работ ученых, внесших существенный вклад в разработку исследуемой проблематики.

Объект исследования – это носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность.

В психологических исследованиях объектом могут выступать индивиды как носители психики (группы людей) или сами психические явления. Наиболее часто ошибки в определении объекта исследования связаны с представлением в качестве такового конкретных испытуемых (а это – эмпирическая база исследования, которую Вы опишите в эмпирической главе) или некого процесса, связи между явлениями, характеристик какого-либо явления.

Объектом исследования могут выступать различные психологические явления, которые могут проявляться в социуме или в науке и порождать проблемную ситуацию.

Пример

Неправильные формулировки:

«В качестве объекта нашего исследования выступали воспитанники средней группы детского сада №12 г. Харькова».

«Объектом нашего исследования было влияние рок-музыки на уровень интеллектуального развития студенческой молодежи».

Правильные формулировки:

«В качестве объекта нашего исследования мы рассматривали психические особенности детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)».