Файл: история (xx начало xxi века) Для специальностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



СОБЫТИЕ

ДАТА

А) создание в СССР ядерной бомбы

1) 1953 г.



Б) ядерная бомбардировка Хиросимы

2) 1954 г.



В) испытание в СССР водородной бомбы

3) 1955 г.



Г) испытание в США водородной бомбы

4) 1945 г.






5) 1949 г.


Задание 5. Ответьте на вопрос: Каковы последствия появления у сверхдержав ядерного оружия?

Тема 2: Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ:

1. Заполните таблицу «Крушение колониальных империй» по следующей схеме:

Годы приобретения независимости

Страны

Пути приобретения независимости


2. Поясните, как связаны между собой понятия «вторая мировая война» и «крушение колониальных империй».
3. Выберите наиболее точный ответ — продолжение фразы: приобретение независимости для большинства стран…
а) привело к их беспрепятственному развитию,
б) создало много трудностей на их пути,
в) ничего не изменило в их положении. Свой выбор обоснуйте.
4. Охарактеризуйте факторы, которые определяли выбор пути развития освободившихся стран.
5. Какое влияние на соотношение сил между блоками оказали внутренние конфликты в освободившихся странах? Приведите примеры. (Можно подготовить краткие сообщения о противостоянии СССР и стран Запада в связи с наиболее крупными конфликтами в Корее, Вьетнаме, Египте, на Кубе.)
6. Раскройте значение берлинского кризиса для обеспечения европейской безопасности в 1950—1970-е гг.

Раздел VIII. СССР в 1945–1991 гг.

Тема 1. Советский Союз в 1945-1953 гг.

Задание 1: Установите соответствие терминов и их определений:


Понятия

Определения

1) Отечественная война

а) «отсутствие патриотизма»,

2) «холодная война»

б) сращивание партийного и государственного

аппарата, жесткий контроль над обществом


3) космополитизм

в) война народа в защиту своей Родины

4) тоталитарное государство

г) борьба между капитализмом и

социализмом, сопровождающаяся гонкой вооружений







1

2

3

4














Задание 2: Впишите пропущенные слова:

1. Репрессиям после Великой Отечественной войны были подвержены следующие народы: ____________________

2. Последним неоконченным политическим процессом сталинского периода стало «______».

3. Послевоенное восстановление народного хозяйства СССР началось с восстановления … ….

4. Главной задачей четвёртой пятилетки было … … ….

Задание 3: Установите соответствие стран и их послевоенных лидеров



Страна

Лидер

1) США

А) Сталин

2) Великобритания

Б) Трумэн

3) СССР

В) Шарль де Голль

4) Франция

Г) Эттли

Ответ:



1

2

3

4














Задание 4: О каком событии говорил в интервью газете «Правда» И.В. Сталин14 марта 1946 года?

«По сути дела господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, - у него имеются друзья не только в Англии, но и в США…»
Тема 2. Политическое и экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг.

Задание 1: Дайте определение понятий:

«оттепель» - _____________________________________

«десталинизация» - _____________________________________

«реабилитация» -________________________________________

Задание 2: Прочитайте документы и ответьте на вопросы: Из доклада Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева XX съезду КПСС

"В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина еще при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего и для будущего партии, – речь идет о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности.


Сталин ввел понятие "враг народа". Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ты ведешь полемику; он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным... кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям...

Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление...

Ясное дело, что здесь были проявлены со стороны Сталина в целом ряде случаев нетерпимость, грубость, злоупотребление властью. Вместо доказательств своей политической правоты и мобилизации масс, он нередко шел по линии репрессий и физического уничтожения не только действительных врагов, но и людей, которые не совершали.

Вопросы: 1) Какие проявления культа личности называет н. С. Хрущев?

2) С какими личными качествами Сталина связывают возникновение культа личности?

3) На основе документа и знаний по истории назовите истоки культа личности и. В. Сталина.

Задание 5: Продолжите предложение:

1) В 1959 г. XXI съезд КПСС сделал вывод о _________________________________________________________ и объявил о начале ______________________________________________________________________________.

Задание 6: Заполните схему:


Экономический курс Н. Хрущева:

1)

2)

3)

4)

5)

Задание 7: Заполните таблицу:

Основные преобразования в социальной сфере периода «оттепели»

Мероприятия

Результаты







Задание 8: Разгадайте кроссворд:

























1







2







3













4


































5


































6























































7


























































































































































































































































8



















12















































































9




















































13


































10



























































































11

















































































































































































































































1. Писатель, которого власть заставила отказаться от Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго» 2. Космонавт, совершивший выход в открытый космос. 3. Кинорежиссер, на которого с резкой критикой обрушился Хрущев в 1963 г. за «формализм в освещении проблемы конфликта поколений» в фильме «Застава Ильича». 4. Академик, создатель космической техники в СССР. 5. Поэт – шестидесятник, автор строк «Поэт в России больше, чем поэт». 6. Поэт, автор сборника «Витражи». 7. Поэт – шестидесятник. 8. Поэт. Главный редактор самого читаемого журнала творческой интеллигенции «Новый мир». 9. Поэт, давший название эпохе правления Хрущева. 10. Первая женщина – космонавт. 11. Скульптор, автор надгробного памятника Н.С. Хрущеву. 12. Ученый – химик, лауреат Нобелевской премии. 13. Кинорежиссер, автор фильма «Я шагаю по Москве (1964 г.)

Задание 9: Выберите только те научные и технические достижения, которые были созданы в СССР в период правления Хрущева Н.С.:

а) создание первого реактивного истребителя,

б) спуск на воду первого атомного ледокола «Ленин», в) испытание первой советской атомной бомбы,

г) запуск первого искусственного спутника Земли,

д) испытание первой в мире термоядерной бомбы,

е) первые полеты советских автоматических станций на Луну,

ж) первые полеты живых организмов в космос,

з) первый полет человека в космос,

и) доставка на Луну автоматического устройства «Луноход»,

к) создание первого в мире реактивного пассажирского лайнера ТУ – 104.
Задание 10: Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

«Руководители партии и правительства осмотрели работы так называемых абстракционистов. Нельзя без чувства недоумения и возмущения смотреть мазню на холстах, лишенную смысла, содержания и формы. Эти патологические выверты представляют собой жалкое подражание растленному формалистическому искусству «буржуазного Запада»… Такое «творчество» чуждо нашему народу, он отвергает его. Вот над этим должны задуматься люди, которые именуют себя художниками, а сами «создают такие «картины», что не поймешь – нарисованы они рукой человека или намалеваны хвостом осла. Им надо понять свои заблуждения и работать для народа».

Газета «Правда».

Вопросы: После какого события была написана статья в газете «Правда»?


Можно ли считать данную оценку деятельности художников только результатом невежества Хрущева?

Как это событие характеризует процесс «оттепели» в духовной сфере общества?
Задание 11: Проанализируйте документ: Из книги Сергея Хрущева «Никита Хрущев: кризисы и ракеты»

«ХХ съезд, разоблачив преступления Сталина, осудив репрессии, обрек на гибель централизованную систему руководства. Не стало страха, на котором она держалась все эти годы… Еще вчера послушный аппарат перестал выполнять, просто игнорировал неугодные ему указания отца… Аппарат жаждал спокойствия и стабильности… Армия роптала на проведенные сокращения, в результате которых не столько вернулись домой солдаты, сколько остались без работы офицеры… Интеллигенция тоже потеряла веру в отца. Он ухитрился поссориться со многими еще вчерашними своими сторонниками. Учил художников рисовать, поэтов писать стихи, режиссеров ставить спектакли и снимать кинофильмы.

Убежденный в экономических преимуществах крупных, механизированных крестьянских производств… отец, не дожидаясь результатов, энергично принялся за сокращение «малоэффективных» подворий и приусадебных участков. Крестьяне проклинали ещё совсем недавно столь популярного преобразователя… Всем стало жить труднее. При действующей системе приростов производства ждать не приходилось. Требовались коренные преобразования… Отец исчерпал себя. Его время истекло…».

Вопросы: 1) О каком историческом периоде говорится в приведенном отрывке? Какое положение занимал в те годы Н.С. Хрущев?

2) Какие суждения о причинах неудач политического курса Никиты Хрущева можно сформулировать на основе приведенных высказываний?

3) Как Вы охарактеризуете отношение Сергея Хрущева к деятельности его отца, выраженное в приведенном отрывке? Выскажите и обоснуйте свое мнение о деятельности Н.С. Хрущева.