Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

55
творцы, самоопределяясь и саморазвиваясь в пространстве и посредством пространства.
Такой опыт творческого бытия ни с чем не сравним по возможно­
стям построения и собственного творческого метода, и саморазвивающе­
гося бытия. Он пробуждает в учащихся природные позитивные качества творцов, созидателей того, чего прежде не было, вследствие чего их твор­
ческий потенциал начинает возрастать. А этот результат качественно из­
меняет бытие учащихся, а также смягчает разрушительные последствия от применения средств достаточно ещё распространённого информационно­
репродуктивного обучения. Таким путём учащиеся развивают свои при­
родные творческие качества созидателей, знакомятся с базовыми законо­
мерностями пространственного творчества и творческой деятельности во­
обще, то есть осваивают элементы творческого метода, творческого подхода, творческого отношения. А это – основа для широкого видения и глубокого понимания взаимосвязей в мире.
Созидательное творчество – это то ядро, вокруг которого возникают многие другие жизненно необходимые человеку качества, в том числе и нравственность. То есть повышение уровня творческой созидательной об­
разованности влечёт за собою и повышение уровня нравственности. Там, где созидательное творчество, там и нравственность. Созидательное твор­
чество без нравственности невозможно. Эта зависимость фундаменталь­
ная. Обойти её или игнорировать не может никто. Сократ по этому поводу размышлял, что даже если бы Бог­творец вдруг возвысился над моралью, он тут же перестал бы быть Богом и стал бы чудовищем. Но всё же основ­
ная цель и главный результат пространственного творчества – творческое созидательное мировоззрение и творческий метод учащихся: в итоге – учащиеся испытывают потребность в творчестве и способны творить. И это главное изменение в образованности имиджмейкеров: возникновение метода творческого созидательного бытия, созидательного творческого отношения к миру. Именно этот метод и есть самая большая ценность и критерий высшего уровня образованности и бытия в мире, который только доступен человеку.
В рамках предметов практического назначения происходит синтез и внедренческая проверка освоенных теоретико­методологических основ пространственного творчества, их применение к решению конкретных ре­
альных задач и прежде всего это «имидж­моделирование»: построение имидж­моделей различных социальных реальностей (имидж­моделей субъектов – менеджеров, маркетологов, учителей, юристов и др.; имидж­
моделей среды – руководителя, бизнесмена, исследователя и др.; имидж­
моделей информации – городской, газетно­журнальной, телевизионной и др.). Имидж­моделирование реализуется через серию курсовых проектов и завершается итоговым, выпускным, дипломным проектом.


56
Имидж­моделирование по существу – практическая форма рефлек­
сии над освоенным творческим методом и в целом над собственным опы­
том творческого саморазвития в его совокупном теоретико­
методологическом и практическом выражении. Именно в этом процессе имиджмейкер более всего выступает социальным архитектором, создаю­
щим и утверждающим новые социокультурные реальности, ценности, иде­
алы.
Таким образом, реализуемый в имиджелогии метод пространствен­
ного творчества (метод преобразования пространства своего бытия и тем самым себя в творческом созидательном направлении) позволяет имидж­
мейкерам развивать свои природные творческие качества, знакомиться с основными закономерностями творческой деятельности и осваивать ос­
новные средства творческого метода, а в конечном счёте – метода творче­
ского саморазвития, без которого творческая личность не существует.
Вооружённый таким мощнейшим средством – творческим методом,
– имиджмейкер, понимая закономерности развития социального простран­
ства и субъектов его как составляющих единый всеобщий творческий про­
цесс, в дальнейшем и себя организует необходимым продуктивным обра­
зом как творческую личность и вследствие этого способен строить и актуальные, и прогностические имидж­модели социального пространства
(человека, среды, информации).
Вопросы для самопроверки

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

1. Что такое «пространство творческой личности»?
2. Назовите формы креативного образования.

3. В чем суть метода творческого саморазвития?
4. Каковы средства «пространственного творчества»?
5. Представьте виды пространственной композиции.
Рекомендуемая литература
Бурно M.E. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
Вуджек Т. Как создать идею. СПб., 1997.
Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М., 1936.
Степанов А.В. и др. Объемно­пространственная композиция. М.,
2000.
1.5. ИМИДЖ КАК НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ СЕМАНТИКА
ПОНЯТИЯ «ИМИДЖ»
Понятие «имидж» имеет много различных определений. Краткий психологический словарь под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошев­

57
ского определяет имидж как «стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие ими­
джа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т.д.»
Специалисты по социологии права трактуют эту категорию как
«обобщенную, эмоционально окрашенную в общественном и личном со­
знании форму отражения правовой действительности в виде комплекса представлений о законах и методах социально­правового воздействия (Ок-
самытный В.В. Правомерное поведение личности).
Специалист в области социологии управления и имиджелогии В.М.
Шепель дает такое определение: «Имидж – индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной груп­
пой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания».
Маркетолог Ф. Котлер определяет имидж как «восприятие компании или её товаров обществом».
Специалист в области менеджмента О.С. Виханский дает общее определение имиджа: «Имидж явления – это устойчивое представление об особенностях, специфических качествах и чертах, характерных для данно­
го явления».
А.Б. Зверинцев, специализирующийся на разработке коммуникатив­
ных технологий, под имиджем понимает «относительно устойчивое пред­
ставление о каком­либо объекте». И так далее, и тому подобное – список предложенных определений можно продолжить. Общий их недостаток в том, что они поверхностны, чрезмерно абстрактны и не вполне адекватно отражают суть явления.
При конструировании определения понятия «имидж», в частности имидж организации С.К. Сергиенко (Групповые технологии решения ор­
ганизационно­психологических задач: Автореф. на соиск. д. психол. н. М.,
2000.) предлагает учитывать следующие взаимно противоположные кате­
гории:
1. Объективное – субъективное. Имидж может пониматься не только как определённое содержание массового или индивидуального со­
знания, но и как набор атрибутов предприятия, его товаров и услуг, его ре­
кламной продукции и т.п. (например, логотип, слоган, отличительные осо­
бенности деловой этики). При разработке понятия имиджа организации должен быть решён вопрос о различении этих двух значений и в термино­
логическом плане.
2. Естественное – искусственное. Есть два полярных представ­
ления о том, как создаётся имидж организации. Первое. Имидж складыва­
ется в достаточной степени стихийно, как «естественный» результат дея­
тельности организации, как оценка реальных характеристик процессов и продуктов этой деятельности в социальной среде. Второе. Организация це­


58
ленаправленно создаёт выгодный для себя имидж, используя специальные социо­ и психотехнические средства. Такой имидж может иметь мало об­
щего с реальным положением дел в организации (самый яркий пример здесь – деятельность пресловутой «МММ»). Для обозначения естествен­
ной и искусственной составляющих имиджа целесообразно использовать разные термины.
3. Когнитивное – эмоциональное. В имидже (как субъективном образовании) могут выделяться когнитивные элементы – вербальные поня­
тия, слуховые, зрительные и др. образы; и эмоциональные элементы – чув­
ства, переживания, аффекты и т.п. Из этой методологической посылки сле­
дует, что имидж есть не только субъективное, зависящее исключительно от индивидуального или группового сознания, не только искусственно со­
зданное (с помощью имиджмейкеров, СМИ или рекламы), не только эмо­
циональное, чувственное (а ведь именно так и следует из большинства определений имиджа, встречающихся в отечественной литературе). Имидж формируется, исходя и из объективных характеристик деятельности орга­
низации или отдельного лица, он может складываться естественным путём, в ходе «эволюционного» развития организации или индивида, и нести в себе значительный объём рационального. Отсюда ясно, сколь непросто дать удовлетворяющее всем этим критериям определение.
Не претендуя на абсолютную бесспорность, предлагаем следующее определение имиджа: Имидж – это некий синтетический образ, который
складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организа-
ции или иного социального объекта, содержит в себе значительный объём
эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуж-
дает к определённому социальному поведению.
С возрастанием значения информационных компонентов в жизни общества (будущие цивилизации уже называют информационными) по­
вышаются требования к формированию имиджа. Он становится полноцен­
ным информационным продуктом, а не просто образом, основанным лишь на эмоциональном восприятии. Работа над ним будет опираться на объек­
тивные закономерности и процессы, тем самым всё больше приближаясь к науке и удаляясь от искусства. Поэтому, вероятно, не следует трактовать имидж как исключительно иррациональное средство воздействия, как это делает, например, Т. Гринберг в книге «Политическая реклама: портрет лидера» (М., 1995.). В противном случае мы бы оказались лишёнными возможности управлять имиджем на серьёзных основаниях. Хотя рассмат­
риваемое понятие вошло в науку и повседневный обиход недавно, это не означает, что «управлением впечатлением» (как нередко называют имидж, основываясь на теории управления впечатлением Э. Гофмана), люди не за­
нимались ранее. Существует точка зрения, что первым «имиджмейкером» можно считать библейского Аарона – первосвященника еврейского народа, брата по посвящению пророка и законодателя Моисея. По причине косно­


59
язычия Моисея Аарон должен был говорить вместо него перед народом, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его (см.: Ут-
ликЭ.П. Практическая психология имиджа// Вестник университета. Серия: социология и психология управления. М.: ГУУ, 1999.).
Часто упоминаются имена философов и моралистов прошлого – Че­
стерфилда («Письма к сыну»), М. Монтеня («Опыты»), Ф. Бэкона, Н. Ма­
киавелли, Г. Лебона и др., которым была свойственна особенная чувстви­
тельность к имиджевым механизмам общественных отношений, специфическое социальное мышление. Они обращали внимание не только на то, что представляет собой человек, какова его ценность, каким он был в прошлом и должен быть в будущем, но и на то, какое впечатление он производит на других людей, и какую роль играет это впечатление в обще­
ственной жизни.
Одним из первых «теоретиков» имиджа считают Н. Макиавелли, ко­
торому было свойственно обострённое «чувство имиджа» или развитое
«имиджевое» мышление. Специфика такого мышления – умение рассуж­
дать и действовать в межличностном пространстве, прогнозируя реакции со стороны других людей и соотнося свои действия с этими реакциями. В своих лучших формах оно базируется на глубокой социальности человека и включает умение устанавливать благожелательные отношения с людьми.
Макиавелли писал: «Государю нет необходимости обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть об­
ладающими ими. Дерзну прибавить, что обладать этими добродетелями и неуклонно им следовать вредно, тогда, как выглядеть обладающим ими – полезно. Иначе говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и проти­
воположные качества, если это окажется необходимым».
В российских традициях, к слову сказать, у правителей была при­
вычка не замечать народ, взор начальников всегда был ориентирован на начальника вышестоящего. Это заметил ещё В.О. Ключевский, великий русский историк: «Властный человек в древней Руси так легко забывал, что он не единственный человек на свете, и не замечал рубежа, до которо­
го простирается его воля, и за которым начинаются чужое право и обще­
обязательное приличие». В этом плане, т.е. когда «из­за государя не заме­
чали государства и народа», не так уж много изменилось со времён древней Руси.
Внимание к имиджу актуализировалось в последние годы в связи с обострившейся проблемой выбора, вставшей перед людьми (выбора това­
ров и услуг, политических партий и общественных организаций, лидеров и руководителей), и конкуренцией на разнообразных рынках – потребитель­
ском, политическом и прочих. Чтобы продать товар, услугу, привлечь на свою сторону избирателя, чтобы успешно конкурировать на рынке, фирма,