Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лее устойчивы для Вас?
Меня это радует
Мне это безразлично
Мне это неприятно
Я счастливый
У меня ничего не ладится
Я тугодум
Я неуклюжий
Я зануда
Я неудачник
Я добросовест
ный
Я обманщик
Я интроверт
Я фантазер
Я оптимист
Я человек надеж
ный
Я раздражитель
ный
Я хороший друг
Я подвержен настроению
Я общителен
Я религиозный
Я умный
Я слабый
Я опрометчивый
Теперь распределите выделенные характеристики по трем столбцам, выражающим Ваше отношение к собственным качествам
Много ли нашлось характеристик, которые Вас удовлетворяют? Бу
дем надеяться, что большинство. Если это так, то у Вас высокое самовос
83
приятие. Цель этого занятия — проанализировать свой психологический
портрет, определить, что Вы о себе знаете и как к себе относитесь.
Упражнение «Я-реальное»
Цель этого упражнения – показать возможности самоисследования
и расширить представления о себе.
1. Задайте себе вопрос: «Кто я?»и запишите 10 первых пришед
ших в голову ответов.
2. Представьте себе значимого человека для Вас, какую характе
ристику он дал бы Вам? Запишите 10 ответов.
3. Сопоставьте и сравните ответы 1го и 2го пунктов.
Упражнение «Я-идеальное»
Цель этого упражнения – исследовать свой прошлый опыт, обна-
ружить упущенные возможности, найти способы их реализации и т.д.
Задайте себе вопрос: «Кем бы я мог стать, если реализовал бы все свои возможности?» и запишите 10 ответов.
Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оцени
вают другие.
К. Роджерс разработал гипотезу самоутверждения. Её смысл в том, что самоутверждение – это процесс снятия с самого себя одной за другой масок. Снимите маски – и увидите, что Вы есть.
Если Вы обнаруживаете незнакомые аспекты своего Я, то это может послужить духовной основой в процессе становления личности. Чем зна
чительней успех, тем выше индекс собственного самоуважения.
Оно вычисляется по известной формуле У. Джемса:
Успех
Самоуважение = ———————
Притязания
Польская поговорка гласит: «Хорошее мнение о себе – половина сча
стья».
Упражнение «Мои жизненные планы»
Составьте для себя список желаемых результатов и расположите
его в порядке убывания ценности каждого. Ответьте на вопросы: Чего я
уже добился? (Мой успех.) Чего хочу добиться в ближайшее время? Мои
глобальные цели?
Это и будет Вашей жизненной программой в осуществлении себя.
Формула оптимизма
84
«Яконцепция» – это минигимн самому себе, любви к себе, что вы
ступает субъективным аспектом самовнушения. Подготовка и разучивание минигимна «Я – чудо!».
1. Прочитайте текст.
2. Прочитайте выразительно ещё два раза, делая упор на те сло
ва, которые особенно приятны.
3. Внесите коррективы в гимн, какие пожелаете, чтобы он был более обдуман и носил личностный смысл, стимулировал Ваше хорошее настроение.
4. Ещё раз прочитайте про себя.
5. Прочитайте вслух свой гимн «Я – чудо!».
Повторять гимн себе любимому надо каждый день 3 раза с переры
вом 15–30 сек. При необходимости – чаще.
Предлагаем Вам примерный минигимн «Я – чудо!». Вы можете написать свой и разучить его.
Мини-гимн «Я – чудо!»
Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У ме
ня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение! У меня от
личное настроение!
Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив!
Я оптимист! Солнце для меня всегда самое яркое, а небо самое голу
бое!
На меня можно всегда положиться. Я не подведу!
Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я вниматель
ный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги.
Со мной всегда легко и весело.
Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокой
но.
Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, уме
нием дорожить своим достоинством, семейной честью.
Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!
Вопросы для самопроверки
1. Что такое «Яконцепция»?
2. Каковы составляющие «Яконцепции»?
3. Чем помогает личности работа над «Яконцепцией»?
4. Какие дополнения можно внести в методику «Яконцепции»?
85
Рекомендуемая литература
Бернс Р. Развитие «Яконцепции» и воспитание. М., 1986.
Леви В. Искусство быть собой. М., 1977.
Ветрова В.В. Я – справлюсь. М., 1996.
Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.
2.2. ОСНОВЫ ФИЗИОГНОМИКИ. ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИО-
ГНОМИКА
В восьми случаях из десяти человек воспринимает другого человека по впечатлению о внешнем виде. Важнейший элемент в физическом обли
ке человека – его лицо, и большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют своё внимание на лице собеседника и на его глазах.
Специфика технологии личного обаяния в том, что значительная часть времени в ней отводится на так называемое строительство лица – фейсбилдинг. Именно здесь классический постулат о соразмерности фор
мы и содержания получает практическое воплощение.
У Вивиан Коннелл в романе «Золотой сон» описан образ девушки, где отражён тот информационный потенциал, каким обладает лицо: «Она была очень молода, и на лице её он не заметил следов косметики и губной помады. За её яркой внешностью проглядывал древний род, об этом можно было судить по безупречным очертаниям головы от благородного лба до изящного подбородка. Форма носа вызывала в памяти самые совершенные образцы античности. Цвет глаз разглядеть не удалось – они казались про
сто яркими при свете ламп. Всё лицо её было слеплено для того, чтобы подчеркнуть разум – всё, за исключением губ. Увидеть один раз эти губы – и невозможно совладать со своим желанием, как на полотнах Розетти, та
кие они были свежие, нежные. Никому они не принадлежали и жили своей собственной жизнью. Весь её облик говорил о том, что она создана для любви, её лишь надо было выращивать, пестовать, как драгоценную розу в весеннем саду».
Итак, мы начинаем изучать «строительство» внешности с познания своего лица: его формы, деталей и их «прочтения» с помощью науки фи
зиогномики, с выяснения эффекта мимики и комплекса упражнений по фейсбилдингу.
Лицо – одна из характеристик внешности человека. Зная ключи про
чтения лица, владея соответствующим умением снять информацию с лица собеседника, можно значительно обогатить свою технологию общения.
Внутренняя сущность личности «прочитывается» в лице человека.
Об этом мы читаем в стихотворении М. Шаффи:
На каждом лице – истории явный след,
86
Гнева, любви, страданий, прожитых лет,
Внутренняя сущность хозяина здесь видна,
Но возможность читать её не каждому свыше дана.
Эти слова подтверждают мысль о том, что на лице каждого человека отчётливо отражаются беды и радости, симпатии и антипатии – всё самое сокровенное. Прочесть это может каждый, но понять дано не всякому. Те, кто сумел это понять, создали удивительную науку – физиогномику.
Физиогномисты по чертам и выражению лица, по его форме и дета
лям смогли выявить, «прочитать» скрытые характеристики личности. Это позволяет с ходу ориентироваться в людях, подобрать соответствующий ключ к общению, спрогнозировать модели поведения.
Физиогномика (погречески: «physis» – природа и «gnosis» – знание, познание) – изучение или познание природы.
Некоторые учёные считают физиогномику искусством, иные назы
вают её наукой. Так, В.М. Шепель в книге «Имиджелогия: секреты лично
го обаяния» пишет, что физиогномика – «наука о типах лица, об умении их читать и выявлять по их чертам скрытые характеристики личности».
Физиогномика как искусство познавать по чертам лица и выражению глаз характер человека зародилась в Древнем Китае, а на Западе получила распространение в Древней Греции.
Восточным знатокам издавна удавалось по лицу определить склон
ности и даже судьбу человека. На Востоке учёные считали, что в жизнен
ных успехах главную роль играют врождённые качества человека. При этом внешние признаки – видимая часть айсберга. В физиогномике есть конституционные признаки, передающиеся генетически. Физические при
знаки указывают на ярко выраженные черты характера. Так, физические признаки, характеризующие способы словесного выражения, сосредоточе
ны в области рта; признаки, связанные с логическими и оценочными спо
собностями, – в области глаз. Индикатором внутренней уверенности в себе служит отношение длины лица к ширине нижней части лба, широкие ноздри и выпяченный вперёд подбородок и т.д. Иными словами, такие яр
кие визуальные индикаторы, как лоб, брови, глаза, нос, подбородок, со
здают лицу эффект информативности.
Следует сказать, что восточная физиогномика отличается от запад
ной, так как каждая культура имеет специфические «ключи прочтения» внешности человека с последующей интерпретацией его как личности.
Ключи эти эффективны, если применяются к представителям одной куль
туры, так как помогают быстро и адекватно воспринимать другого челове
ка. Но далеко не всегда они подходят при восприятии других культур. Так, у вьетнамцев существует примета: большой рот для мужчин означает ин
теллект, у русских же такой аналогии нет. Поэтому при взаимодействии представителей разных культур механизм физиогномической оценки (ре
дукции) может давать сбой.
87
Физиогномика – учение о связях внешнего облика человека и его принадлежностью к определённому типу личности.
Творцом физиогномики считают Пифагора. Он с лёгкостью разре
шал не только задачи точных наук, но и тайны человеческого лица, а уче
ников принимал к себе только после того, как тщательно осматривал их с головы до ног, и не брался обучать их математике, если не видел на лице признаков, свидетельствующих о способностях к этой науке.
Учение физиогномистов начинается с понимания принципа баланса и пропорции. Ни одна черта лица не должна выделяться сильно или выпа
дать из общего ансамбля. Вот почему над входом в школу Платона была прибита табличка с надписью: «Пусть ни один неизмеренный не входит сюда». Древние греки были прекрасными физиогномистами, поэтому стремились сеять вечное, доброе, светлое в благодатную почву, которая приносила плоды – одарённых и талантливых последователей.
Первый физиогномический трактат приписывается Аристотелю, ко
торый заложил основы учения о лице. Он считал, что черты лица и его об
щее выражение характеризуют определённый тип; по ним можно судить о характере человека, уровне его интеллекта, одарённости.
Взгляды Аристотеля разделял великий целитель Востока Авиценна, который, анализируя выражение лица больного, при постановке диагноза приобщал свои аргументы по физиогномике. Парафизиогномика важна и в современных исследованиях медицины и психиатрии. В этом направлении интересны работы Ч. Ломброзо, который попытался определять преступ
ников по специфическим чертам лица.
Существует множество физиогномических систем, наиболее распро
странённые из них – системы Галля, Порты, Ломброзо, Лафатера, Ледо.
Учение Франца Иозефа Галля по френологии было подвергнуто кри
тике в начале XIX века, так как не было никаких доказательств того, что способности человека какимлибо образом отражаются на конфигурации черепа. Однако благодаря Галлю были открыты многие до того неизвест
ные свойства мозга, центры речи, письма, слуха, зрения. Галль первым вы
двинул проблему соотношения строения тела и характера.
Основываясь на френологических трактатах Галля, итальянский врач
Чезаре Ломброзо считал, что в мозге человека есть участки, из которых исходят побуждения к убийству, краже и другим порочным поступкам. Он провёл наблюдения над 3839 людьми, совершившими разного рода пре
ступления, и исследовал 383 черепа казнённых преступников. Ч. Ломброзо пришёл к выводу, что во внешнем виде преступники имели отклонения от нормы для современного человека – скошенность лба с выдающимися лобными буграми, неспособность краснеть, переносимость боли, склон
ность к татуировке. Учение Ломброзо о «врождённом преступнике» было с презрением отвергнуто последующими поколениями врачей и юристов.
88
Швейцарский пастор, богослов и поэт Иоганн Гаспар Лафатер зари
совал тысячи лиц и составил из них «библию физиогномики». Он утвер
ждал, что по чертам лица можно узнать внутреннюю сущность человека.
Лафатер считал, что по выражению глаз и очертанию рта можно судить не только о настроении человека в данный момент, но и о характере вообще.
Его четырёхтомный иллюстрированный труд был весьма популярен в своё время. Екатерина II проявила к физиогномике особый интерес и направила к Лафатеру в Швейцарию на собеседование русскую делегацию во главе со своим сыном Павлом.
ЧИТАБЕЛЬНОСТЬ ЛИЦА
На лице человека отражены его жизнь и жизненный опыт. Вот по
чему люди стремились на основании видимых внешних признаков сделать вывод о внутреннем состоянии человека. Это возможно потому, что всё, что бы ни делал человек, выражает его сущность. Об этом ещё 5000 лет назад писал Гермес Трисмегист: «Что внутри, то и снаружи, что снаружи, то и внутри».
Итак, правильно используя ключи, которые даёт наблюдение, можно найти шифр к пониманию человека.
Лицо – своего рода «азбука», пособие по «чтению» людей. Ж. Ледо писал о «языке лица» так: «Черты лица, как буквы и слова, скомбиниро
ванные между собой, составляют фразы физиогномического языка, ан
самбль которых, будучи приложен к индивидуальному типу, даёт вполне ясное представление о последнем».
Чтение лица начинается с определения его формы. Все лица по фор
ме имеют сходство с геометрическими фигурами: ромбом, квадратом, тре
угольником, овалом, трапецией, кругом... Отсюда и названия – ромбовид
ная, треугольная, овальная, круглая, трапециевидная формы.
Существует пять типичных форм лица, эталонные черты которых несут конкретную информацию: продолговатое, треугольное, круглое, тра
пециевидное, квадратное. Познакомимся с основными физиогномическими типами лица. Тип лица – понятие более широкое, оно включает данные о характере, индивидуальных особенностях человека, а также о форме лица и его деталях.
Чтобы правильно определить характер человека, следует сначала определить форму лица, а затем изучить каждую черту как саму по себе, так и в связи с остальными деталями лица.
Необходимо определить, какие части лица согласуются с другими и в какой степени. Для этого нужно знать в совершенстве смысл и значение каждой детали, каждой чёрточки лица. Попробуем обратиться к азам фи
зиогномики и рассмотрим детали лица, чтобы найти ключи к его прочте
нию.
Меня это радует
Мне это безразлично
Мне это неприятно
Я счастливый
У меня ничего не ладится
Я тугодум
Я неуклюжий
Я зануда
Я неудачник
Я добросовест
ный
Я обманщик
Я интроверт
Я фантазер
Я оптимист
Я человек надеж
ный
Я раздражитель
ный
Я хороший друг
Я подвержен настроению
Я общителен
Я религиозный
Я умный
Я слабый
Я опрометчивый
Теперь распределите выделенные характеристики по трем столбцам, выражающим Ваше отношение к собственным качествам
Много ли нашлось характеристик, которые Вас удовлетворяют? Бу
дем надеяться, что большинство. Если это так, то у Вас высокое самовос
83
приятие. Цель этого занятия — проанализировать свой психологический
портрет, определить, что Вы о себе знаете и как к себе относитесь.
Упражнение «Я-реальное»
Цель этого упражнения – показать возможности самоисследования
и расширить представления о себе.
1. Задайте себе вопрос: «Кто я?»и запишите 10 первых пришед
ших в голову ответов.
2. Представьте себе значимого человека для Вас, какую характе
ристику он дал бы Вам? Запишите 10 ответов.
3. Сопоставьте и сравните ответы 1го и 2го пунктов.
Упражнение «Я-идеальное»
Цель этого упражнения – исследовать свой прошлый опыт, обна-
ружить упущенные возможности, найти способы их реализации и т.д.
Задайте себе вопрос: «Кем бы я мог стать, если реализовал бы все свои возможности?» и запишите 10 ответов.
Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оцени
вают другие.
К. Роджерс разработал гипотезу самоутверждения. Её смысл в том, что самоутверждение – это процесс снятия с самого себя одной за другой масок. Снимите маски – и увидите, что Вы есть.
Если Вы обнаруживаете незнакомые аспекты своего Я, то это может послужить духовной основой в процессе становления личности. Чем зна
чительней успех, тем выше индекс собственного самоуважения.
Оно вычисляется по известной формуле У. Джемса:
Успех
Самоуважение = ———————
Притязания
Польская поговорка гласит: «Хорошее мнение о себе – половина сча
стья».
Упражнение «Мои жизненные планы»
Составьте для себя список желаемых результатов и расположите
его в порядке убывания ценности каждого. Ответьте на вопросы: Чего я
уже добился? (Мой успех.) Чего хочу добиться в ближайшее время? Мои
глобальные цели?
Это и будет Вашей жизненной программой в осуществлении себя.
Формула оптимизма
84
«Яконцепция» – это минигимн самому себе, любви к себе, что вы
ступает субъективным аспектом самовнушения. Подготовка и разучивание минигимна «Я – чудо!».
1. Прочитайте текст.
2. Прочитайте выразительно ещё два раза, делая упор на те сло
ва, которые особенно приятны.
3. Внесите коррективы в гимн, какие пожелаете, чтобы он был более обдуман и носил личностный смысл, стимулировал Ваше хорошее настроение.
4. Ещё раз прочитайте про себя.
5. Прочитайте вслух свой гимн «Я – чудо!».
Повторять гимн себе любимому надо каждый день 3 раза с переры
вом 15–30 сек. При необходимости – чаще.
Предлагаем Вам примерный минигимн «Я – чудо!». Вы можете написать свой и разучить его.
Мини-гимн «Я – чудо!»
Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У ме
ня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение! У меня от
личное настроение!
Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив!
Я оптимист! Солнце для меня всегда самое яркое, а небо самое голу
бое!
На меня можно всегда положиться. Я не подведу!
Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я вниматель
ный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги.
Со мной всегда легко и весело.
Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокой
но.
Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, уме
нием дорожить своим достоинством, семейной честью.
Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!
Вопросы для самопроверки
1. Что такое «Яконцепция»?
2. Каковы составляющие «Яконцепции»?
3. Чем помогает личности работа над «Яконцепцией»?
4. Какие дополнения можно внести в методику «Яконцепции»?
85
Рекомендуемая литература
Бернс Р. Развитие «Яконцепции» и воспитание. М., 1986.
Леви В. Искусство быть собой. М., 1977.
Ветрова В.В. Я – справлюсь. М., 1996.
Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.
2.2. ОСНОВЫ ФИЗИОГНОМИКИ. ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИО-
ГНОМИКА
В восьми случаях из десяти человек воспринимает другого человека по впечатлению о внешнем виде. Важнейший элемент в физическом обли
ке человека – его лицо, и большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют своё внимание на лице собеседника и на его глазах.
Специфика технологии личного обаяния в том, что значительная часть времени в ней отводится на так называемое строительство лица – фейсбилдинг. Именно здесь классический постулат о соразмерности фор
мы и содержания получает практическое воплощение.
У Вивиан Коннелл в романе «Золотой сон» описан образ девушки, где отражён тот информационный потенциал, каким обладает лицо: «Она была очень молода, и на лице её он не заметил следов косметики и губной помады. За её яркой внешностью проглядывал древний род, об этом можно было судить по безупречным очертаниям головы от благородного лба до изящного подбородка. Форма носа вызывала в памяти самые совершенные образцы античности. Цвет глаз разглядеть не удалось – они казались про
сто яркими при свете ламп. Всё лицо её было слеплено для того, чтобы подчеркнуть разум – всё, за исключением губ. Увидеть один раз эти губы – и невозможно совладать со своим желанием, как на полотнах Розетти, та
кие они были свежие, нежные. Никому они не принадлежали и жили своей собственной жизнью. Весь её облик говорил о том, что она создана для любви, её лишь надо было выращивать, пестовать, как драгоценную розу в весеннем саду».
Итак, мы начинаем изучать «строительство» внешности с познания своего лица: его формы, деталей и их «прочтения» с помощью науки фи
зиогномики, с выяснения эффекта мимики и комплекса упражнений по фейсбилдингу.
Лицо – одна из характеристик внешности человека. Зная ключи про
чтения лица, владея соответствующим умением снять информацию с лица собеседника, можно значительно обогатить свою технологию общения.
Внутренняя сущность личности «прочитывается» в лице человека.
Об этом мы читаем в стихотворении М. Шаффи:
На каждом лице – истории явный след,
86
Гнева, любви, страданий, прожитых лет,
Внутренняя сущность хозяина здесь видна,
Но возможность читать её не каждому свыше дана.
Эти слова подтверждают мысль о том, что на лице каждого человека отчётливо отражаются беды и радости, симпатии и антипатии – всё самое сокровенное. Прочесть это может каждый, но понять дано не всякому. Те, кто сумел это понять, создали удивительную науку – физиогномику.
Физиогномисты по чертам и выражению лица, по его форме и дета
лям смогли выявить, «прочитать» скрытые характеристики личности. Это позволяет с ходу ориентироваться в людях, подобрать соответствующий ключ к общению, спрогнозировать модели поведения.
Физиогномика (погречески: «physis» – природа и «gnosis» – знание, познание) – изучение или познание природы.
Некоторые учёные считают физиогномику искусством, иные назы
вают её наукой. Так, В.М. Шепель в книге «Имиджелогия: секреты лично
го обаяния» пишет, что физиогномика – «наука о типах лица, об умении их читать и выявлять по их чертам скрытые характеристики личности».
Физиогномика как искусство познавать по чертам лица и выражению глаз характер человека зародилась в Древнем Китае, а на Западе получила распространение в Древней Греции.
Восточным знатокам издавна удавалось по лицу определить склон
ности и даже судьбу человека. На Востоке учёные считали, что в жизнен
ных успехах главную роль играют врождённые качества человека. При этом внешние признаки – видимая часть айсберга. В физиогномике есть конституционные признаки, передающиеся генетически. Физические при
знаки указывают на ярко выраженные черты характера. Так, физические признаки, характеризующие способы словесного выражения, сосредоточе
ны в области рта; признаки, связанные с логическими и оценочными спо
собностями, – в области глаз. Индикатором внутренней уверенности в себе служит отношение длины лица к ширине нижней части лба, широкие ноздри и выпяченный вперёд подбородок и т.д. Иными словами, такие яр
кие визуальные индикаторы, как лоб, брови, глаза, нос, подбородок, со
здают лицу эффект информативности.
Следует сказать, что восточная физиогномика отличается от запад
ной, так как каждая культура имеет специфические «ключи прочтения» внешности человека с последующей интерпретацией его как личности.
Ключи эти эффективны, если применяются к представителям одной куль
туры, так как помогают быстро и адекватно воспринимать другого челове
ка. Но далеко не всегда они подходят при восприятии других культур. Так, у вьетнамцев существует примета: большой рот для мужчин означает ин
теллект, у русских же такой аналогии нет. Поэтому при взаимодействии представителей разных культур механизм физиогномической оценки (ре
дукции) может давать сбой.
87
Физиогномика – учение о связях внешнего облика человека и его принадлежностью к определённому типу личности.
Творцом физиогномики считают Пифагора. Он с лёгкостью разре
шал не только задачи точных наук, но и тайны человеческого лица, а уче
ников принимал к себе только после того, как тщательно осматривал их с головы до ног, и не брался обучать их математике, если не видел на лице признаков, свидетельствующих о способностях к этой науке.
Учение физиогномистов начинается с понимания принципа баланса и пропорции. Ни одна черта лица не должна выделяться сильно или выпа
дать из общего ансамбля. Вот почему над входом в школу Платона была прибита табличка с надписью: «Пусть ни один неизмеренный не входит сюда». Древние греки были прекрасными физиогномистами, поэтому стремились сеять вечное, доброе, светлое в благодатную почву, которая приносила плоды – одарённых и талантливых последователей.
Первый физиогномический трактат приписывается Аристотелю, ко
торый заложил основы учения о лице. Он считал, что черты лица и его об
щее выражение характеризуют определённый тип; по ним можно судить о характере человека, уровне его интеллекта, одарённости.
Взгляды Аристотеля разделял великий целитель Востока Авиценна, который, анализируя выражение лица больного, при постановке диагноза приобщал свои аргументы по физиогномике. Парафизиогномика важна и в современных исследованиях медицины и психиатрии. В этом направлении интересны работы Ч. Ломброзо, который попытался определять преступ
ников по специфическим чертам лица.
Существует множество физиогномических систем, наиболее распро
странённые из них – системы Галля, Порты, Ломброзо, Лафатера, Ледо.
Учение Франца Иозефа Галля по френологии было подвергнуто кри
тике в начале XIX века, так как не было никаких доказательств того, что способности человека какимлибо образом отражаются на конфигурации черепа. Однако благодаря Галлю были открыты многие до того неизвест
ные свойства мозга, центры речи, письма, слуха, зрения. Галль первым вы
двинул проблему соотношения строения тела и характера.
Основываясь на френологических трактатах Галля, итальянский врач
Чезаре Ломброзо считал, что в мозге человека есть участки, из которых исходят побуждения к убийству, краже и другим порочным поступкам. Он провёл наблюдения над 3839 людьми, совершившими разного рода пре
ступления, и исследовал 383 черепа казнённых преступников. Ч. Ломброзо пришёл к выводу, что во внешнем виде преступники имели отклонения от нормы для современного человека – скошенность лба с выдающимися лобными буграми, неспособность краснеть, переносимость боли, склон
ность к татуировке. Учение Ломброзо о «врождённом преступнике» было с презрением отвергнуто последующими поколениями врачей и юристов.
88
Швейцарский пастор, богослов и поэт Иоганн Гаспар Лафатер зари
совал тысячи лиц и составил из них «библию физиогномики». Он утвер
ждал, что по чертам лица можно узнать внутреннюю сущность человека.
Лафатер считал, что по выражению глаз и очертанию рта можно судить не только о настроении человека в данный момент, но и о характере вообще.
Его четырёхтомный иллюстрированный труд был весьма популярен в своё время. Екатерина II проявила к физиогномике особый интерес и направила к Лафатеру в Швейцарию на собеседование русскую делегацию во главе со своим сыном Павлом.
ЧИТАБЕЛЬНОСТЬ ЛИЦА
На лице человека отражены его жизнь и жизненный опыт. Вот по
чему люди стремились на основании видимых внешних признаков сделать вывод о внутреннем состоянии человека. Это возможно потому, что всё, что бы ни делал человек, выражает его сущность. Об этом ещё 5000 лет назад писал Гермес Трисмегист: «Что внутри, то и снаружи, что снаружи, то и внутри».
Итак, правильно используя ключи, которые даёт наблюдение, можно найти шифр к пониманию человека.
Лицо – своего рода «азбука», пособие по «чтению» людей. Ж. Ледо писал о «языке лица» так: «Черты лица, как буквы и слова, скомбиниро
ванные между собой, составляют фразы физиогномического языка, ан
самбль которых, будучи приложен к индивидуальному типу, даёт вполне ясное представление о последнем».
Чтение лица начинается с определения его формы. Все лица по фор
ме имеют сходство с геометрическими фигурами: ромбом, квадратом, тре
угольником, овалом, трапецией, кругом... Отсюда и названия – ромбовид
ная, треугольная, овальная, круглая, трапециевидная формы.
Существует пять типичных форм лица, эталонные черты которых несут конкретную информацию: продолговатое, треугольное, круглое, тра
пециевидное, квадратное. Познакомимся с основными физиогномическими типами лица. Тип лица – понятие более широкое, оно включает данные о характере, индивидуальных особенностях человека, а также о форме лица и его деталях.
Чтобы правильно определить характер человека, следует сначала определить форму лица, а затем изучить каждую черту как саму по себе, так и в связи с остальными деталями лица.
Необходимо определить, какие части лица согласуются с другими и в какой степени. Для этого нужно знать в совершенстве смысл и значение каждой детали, каждой чёрточки лица. Попробуем обратиться к азам фи
зиогномики и рассмотрим детали лица, чтобы найти ключи к его прочте
нию.