Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лее устойчивы для Вас?
Меня это радует
Мне это безразлично
Мне это неприятно
Я счастливый
У меня ничего не ладится
Я тугодум
Я неуклюжий
Я зануда
Я неудачник
Я добросовест­
ный
Я обманщик
Я интроверт
Я фантазер
Я оптимист
Я человек надеж­
ный
Я раздражитель­
ный
Я хороший друг
Я подвержен настроению
Я общителен
Я религиозный
Я умный
Я слабый
Я опрометчивый
Теперь распределите выделенные характеристики по трем столбцам, выражающим Ваше отношение к собственным качествам
Много ли нашлось характеристик, которые Вас удовлетворяют? Бу­
дем надеяться, что большинство. Если это так, то у Вас высокое самовос­

83
приятие. Цель этого занятия — проанализировать свой психологический
портрет, определить, что Вы о себе знаете и как к себе относитесь.
Упражнение «Я-реальное»
Цель этого упражнения – показать возможности самоисследования
и расширить представления о себе.
1. Задайте себе вопрос: «Кто я?»и запишите 10 первых пришед­
ших в голову ответов.
2. Представьте себе значимого человека для Вас, какую характе­
ристику он дал бы Вам? Запишите 10 ответов.
3. Сопоставьте и сравните ответы 1­го и 2­го пунктов.
Упражнение «Я-идеальное»
Цель этого упражнения – исследовать свой прошлый опыт, обна-
ружить упущенные возможности, найти способы их реализации и т.д.
Задайте себе вопрос: «Кем бы я мог стать, если реализовал бы все свои возможности?» и запишите 10 ответов.
Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оцени­
вают другие.
К. Роджерс разработал гипотезу самоутверждения. Её смысл в том, что самоутверждение – это процесс снятия с самого себя одной за другой масок. Снимите маски – и увидите, что Вы есть.
Если Вы обнаруживаете незнакомые аспекты своего Я, то это может послужить духовной основой в процессе становления личности. Чем зна­
чительней успех, тем выше индекс собственного самоуважения.
Оно вычисляется по известной формуле У. Джемса:
Успех
Самоуважение = ———————
Притязания
Польская поговорка гласит: «Хорошее мнение о себе – половина сча­
стья».
Упражнение «Мои жизненные планы»
Составьте для себя список желаемых результатов и расположите
его в порядке убывания ценности каждого. Ответьте на вопросы: Чего я
уже добился? (Мой успех.) Чего хочу добиться в ближайшее время? Мои
глобальные цели?
Это и будет Вашей жизненной программой в осуществлении себя.
Формула оптимизма


84
«Я­концепция» – это мини­гимн самому себе, любви к себе, что вы­
ступает субъективным аспектом самовнушения. Подготовка и разучивание мини­гимна «Я – чудо!».
1. Прочитайте текст.
2. Прочитайте выразительно ещё два раза, делая упор на те сло­
ва, которые особенно приятны.
3. Внесите коррективы в гимн, какие пожелаете, чтобы он был более обдуман и носил личностный смысл, стимулировал Ваше хорошее настроение.
4. Ещё раз прочитайте про себя.
5. Прочитайте вслух свой гимн «Я – чудо!».
Повторять гимн себе любимому надо каждый день 3 раза с переры­
вом 15–30 сек. При необходимости – чаще.
Предлагаем Вам примерный мини­гимн «Я – чудо!». Вы можете написать свой и разучить его.
Мини-гимн «Я – чудо!»
Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У ме­
ня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение! У меня от­
личное настроение!
Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив!
Я оптимист! Солнце для меня всегда самое яркое, а небо самое голу­
бое!
На меня можно всегда положиться. Я не подведу!
Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я вниматель­
ный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги.
Со мной всегда легко и весело.
Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокой­
но.
Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, уме­
нием дорожить своим достоинством, семейной честью.
Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!
Вопросы для самопроверки

1. Что такое «Я­концепция»?
2. Каковы составляющие «Я­концепции»?

3. Чем помогает личности работа над «Я­концепцией»?
4. Какие дополнения можно внести в методику «Я­концепции»?

85
Рекомендуемая литература
Бернс Р. Развитие «Я­концепции» и воспитание. М., 1986.
Леви В. Искусство быть собой. М., 1977.
Ветрова В.В. Я – справлюсь. М., 1996.
Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.
2.2. ОСНОВЫ ФИЗИОГНОМИКИ. ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИО-
ГНОМИКА
В восьми случаях из десяти человек воспринимает другого человека по впечатлению о внешнем виде. Важнейший элемент в физическом обли­
ке человека – его лицо, и большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют своё внимание на лице собеседника и на его глазах.
Специфика технологии личного обаяния в том, что значительная часть времени в ней отводится на так называемое строительство лица – фейсбилдинг. Именно здесь классический постулат о соразмерности фор­
мы и содержания получает практическое воплощение.
У Вивиан Коннелл в романе «Золотой сон» описан образ девушки, где отражён тот информационный потенциал, каким обладает лицо: «Она была очень молода, и на лице её он не заметил следов косметики и губной помады. За её яркой внешностью проглядывал древний род, об этом можно было судить по безупречным очертаниям головы от благородного лба до изящного подбородка. Форма носа вызывала в памяти самые совершенные образцы античности. Цвет глаз разглядеть не удалось – они казались про­
сто яркими при свете ламп. Всё лицо её было слеплено для того, чтобы подчеркнуть разум – всё, за исключением губ. Увидеть один раз эти губы – и невозможно совладать со своим желанием, как на полотнах Розетти, та­
кие они были свежие, нежные. Никому они не принадлежали и жили своей собственной жизнью. Весь её облик говорил о том, что она создана для любви, её лишь надо было выращивать, пестовать, как драгоценную розу в весеннем саду».
Итак, мы начинаем изучать «строительство» внешности с познания своего лица: его формы, деталей и их «прочтения» с помощью науки фи­
зиогномики, с выяснения эффекта мимики и комплекса упражнений по фейсбилдингу.
Лицо – одна из характеристик внешности человека. Зная ключи про­
чтения лица, владея соответствующим умением снять информацию с лица собеседника, можно значительно обогатить свою технологию общения.
Внутренняя сущность личности «прочитывается» в лице человека.
Об этом мы читаем в стихотворении М. Шаффи:
На каждом лице – истории явный след,


86
Гнева, любви, страданий, прожитых лет,
Внутренняя сущность хозяина здесь видна,
Но возможность читать её не каждому свыше дана.
Эти слова подтверждают мысль о том, что на лице каждого человека отчётливо отражаются беды и радости, симпатии и антипатии – всё самое сокровенное. Прочесть это может каждый, но понять дано не всякому. Те, кто сумел это понять, создали удивительную науку – физиогномику.
Физиогномисты по чертам и выражению лица, по его форме и дета­
лям смогли выявить, «прочитать» скрытые характеристики личности. Это позволяет с ходу ориентироваться в людях, подобрать соответствующий ключ к общению, спрогнозировать модели поведения.
Физиогномика (по­гречески: «physis» – природа и «gnosis» – знание, познание) – изучение или познание природы.
Некоторые учёные считают физиогномику искусством, иные назы­
вают её наукой. Так, В.М. Шепель в книге «Имиджелогия: секреты лично­
го обаяния» пишет, что физиогномика – «наука о типах лица, об умении их читать и выявлять по их чертам скрытые характеристики личности».
Физиогномика как искусство познавать по чертам лица и выражению глаз характер человека зародилась в Древнем Китае, а на Западе получила распространение в Древней Греции.
Восточным знатокам издавна удавалось по лицу определить склон­
ности и даже судьбу человека. На Востоке учёные считали, что в жизнен­
ных успехах главную роль играют врождённые качества человека. При этом внешние признаки – видимая часть айсберга. В физиогномике есть конституционные признаки, передающиеся генетически. Физические при­
знаки указывают на ярко выраженные черты характера. Так, физические признаки, характеризующие способы словесного выражения, сосредоточе­
ны в области рта; признаки, связанные с логическими и оценочными спо­
собностями, – в области глаз. Индикатором внутренней уверенности в себе служит отношение длины лица к ширине нижней части лба, широкие ноздри и выпяченный вперёд подбородок и т.д. Иными словами, такие яр­
кие визуальные индикаторы, как лоб, брови, глаза, нос, подбородок, со­
здают лицу эффект информативности.
Следует сказать, что восточная физиогномика отличается от запад­
ной, так как каждая культура имеет специфические «ключи прочтения» внешности человека с последующей интерпретацией его как личности.
Ключи эти эффективны, если применяются к представителям одной куль­
туры, так как помогают быстро и адекватно воспринимать другого челове­
ка. Но далеко не всегда они подходят при восприятии других культур. Так, у вьетнамцев существует примета: большой рот для мужчин означает ин­
теллект, у русских же такой аналогии нет. Поэтому при взаимодействии представителей разных культур механизм физиогномической оценки (ре­
дукции) может давать сбой.


87
Физиогномика – учение о связях внешнего облика человека и его принадлежностью к определённому типу личности.
Творцом физиогномики считают Пифагора. Он с лёгкостью разре­
шал не только задачи точных наук, но и тайны человеческого лица, а уче­
ников принимал к себе только после того, как тщательно осматривал их с головы до ног, и не брался обучать их математике, если не видел на лице признаков, свидетельствующих о способностях к этой науке.
Учение физиогномистов начинается с понимания принципа баланса и пропорции. Ни одна черта лица не должна выделяться сильно или выпа­
дать из общего ансамбля. Вот почему над входом в школу Платона была прибита табличка с надписью: «Пусть ни один неизмеренный не входит сюда». Древние греки были прекрасными физиогномистами, поэтому стремились сеять вечное, доброе, светлое в благодатную почву, которая приносила плоды – одарённых и талантливых последователей.
Первый физиогномический трактат приписывается Аристотелю, ко­
торый заложил основы учения о лице. Он считал, что черты лица и его об­
щее выражение характеризуют определённый тип; по ним можно судить о характере человека, уровне его интеллекта, одарённости.
Взгляды Аристотеля разделял великий целитель Востока Авиценна, который, анализируя выражение лица больного, при постановке диагноза приобщал свои аргументы по физиогномике. Парафизиогномика важна и в современных исследованиях медицины и психиатрии. В этом направлении интересны работы Ч. Ломброзо, который попытался определять преступ­
ников по специфическим чертам лица.
Существует множество физиогномических систем, наиболее распро­
странённые из них – системы Галля, Порты, Ломброзо, Лафатера, Ледо.
Учение Франца Иозефа Галля по френологии было подвергнуто кри­
тике в начале XIX века, так как не было никаких доказательств того, что способности человека каким­либо образом отражаются на конфигурации черепа. Однако благодаря Галлю были открыты многие до того неизвест­
ные свойства мозга, центры речи, письма, слуха, зрения. Галль первым вы­
двинул проблему соотношения строения тела и характера.
Основываясь на френологических трактатах Галля, итальянский врач
Чезаре Ломброзо считал, что в мозге человека есть участки, из которых исходят побуждения к убийству, краже и другим порочным поступкам. Он провёл наблюдения над 3839 людьми, совершившими разного рода пре­
ступления, и исследовал 383 черепа казнённых преступников. Ч. Ломброзо пришёл к выводу, что во внешнем виде преступники имели отклонения от нормы для современного человека – скошенность лба с выдающимися лобными буграми, неспособность краснеть, переносимость боли, склон­
ность к татуировке. Учение Ломброзо о «врождённом преступнике» было с презрением отвергнуто последующими поколениями врачей и юристов.


88
Швейцарский пастор, богослов и поэт Иоганн Гаспар Лафатер зари­
совал тысячи лиц и составил из них «библию физиогномики». Он утвер­
ждал, что по чертам лица можно узнать внутреннюю сущность человека.
Лафатер считал, что по выражению глаз и очертанию рта можно судить не только о настроении человека в данный момент, но и о характере вообще.
Его четырёхтомный иллюстрированный труд был весьма популярен в своё время. Екатерина II проявила к физиогномике особый интерес и направила к Лафатеру в Швейцарию на собеседование русскую делегацию во главе со своим сыном Павлом.
ЧИТАБЕЛЬНОСТЬ ЛИЦА
На лице человека отражены его жизнь и жизненный опыт. Вот по­
чему люди стремились на основании видимых внешних признаков сделать вывод о внутреннем состоянии человека. Это возможно потому, что всё, что бы ни делал человек, выражает его сущность. Об этом ещё 5000 лет назад писал Гермес Трисмегист: «Что внутри, то и снаружи, что снаружи, то и внутри».
Итак, правильно используя ключи, которые даёт наблюдение, можно найти шифр к пониманию человека.
Лицо – своего рода «азбука», пособие по «чтению» людей. Ж. Ледо писал о «языке лица» так: «Черты лица, как буквы и слова, скомбиниро­
ванные между собой, составляют фразы физиогномического языка, ан­
самбль которых, будучи приложен к индивидуальному типу, даёт вполне ясное представление о последнем».
Чтение лица начинается с определения его формы. Все лица по фор­
ме имеют сходство с геометрическими фигурами: ромбом, квадратом, тре­
угольником, овалом, трапецией, кругом... Отсюда и названия – ромбовид­
ная, треугольная, овальная, круглая, трапециевидная формы.
Существует пять типичных форм лица, эталонные черты которых несут конкретную информацию: продолговатое, треугольное, круглое, тра­
пециевидное, квадратное. Познакомимся с основными физиогномическими типами лица. Тип лица – понятие более широкое, оно включает данные о характере, индивидуальных особенностях человека, а также о форме лица и его деталях.
Чтобы правильно определить характер человека, следует сначала определить форму лица, а затем изучить каждую черту как саму по себе, так и в связи с остальными деталями лица.
Необходимо определить, какие части лица согласуются с другими и в какой степени. Для этого нужно знать в совершенстве смысл и значение каждой детали, каждой чёрточки лица. Попробуем обратиться к азам фи­
зиогномики и рассмотрим детали лица, чтобы найти ключи к его прочте­
нию.