Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 212

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

271
Итак, политические технологии – это не просто актуальная теорети­
ческая проблема. Технологический ресурс политики – важнейшая предпо­
сылка её конструктивного участия в жизни граждан, общества, государ­
ства. Ни о какой стабильности общества, той или иной системы или подсистемы не может быть и речи без высокого уровня организации поли­
тической деятельности, без применения современных политических техно­
логий.
Политические технологии не всесильны, но грамотное, квалифици­
рованное их использование позволяет воздействовать на политический процесс, а субъектам политики бороться за реализацию своих интересов и добиваться поставленных целей, создавая таким образом позитивный или негативный имидж политической власти.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Термин «политическое управление» долгое время вызывал насторо­
женность как западных, так и российских специалистов­политологов. В со­
знании многих политическое управление прочно ассоциировалось с мани­
пулированием массовым сознанием и поведением в условиях тоталитарного режима. В последнее время отношение к этому меняется.
Видоизменяется и внутреннее содержание понятия. Политическое управ­
ление стало рассматриваться, прежде всего, как соучастие граждан в про­
цессе управления, в процессе выработки и реализации властно­
управленческих решений, курсов политики.
В соответствии с этим формируются управленческие процедуры, со­
ответствующий набор навыков и приёмов управления, что в совокупности составляет технологии политического управления. Технологии полити­
ческого управления можно рассматривать и как искусство политического управления и как одно из направлений политической науки.
В процессе перехода к рыночным отношениям общество резко рас­
слоилось на социальные группы, каждая из которых отстаивает собствен­
ные интересы и ищет новые социальные ориентиры. Положение осложня­
ется тем, что обостряется политическая борьба между различными силами, группы населения растеряны, а власти недостаточно знают реальную рас­
становку политических сил. Резко негативное воздействие на политиче­
скую ситуацию в стране оказали и тактические ошибки правящей элиты, нечёткость стратегии реформирования политической и экономической си­
стемы России.
Таким образом, снижение роли демократических институтов, а также ограничение роли самоорганизации как механизма регуляции межгруппо­
вых отношений – прямое следствие высокого уровня конфликтности со­
временного российского общества. Недостаточное понимание сущности происходящих перемен, разрыв социальных связей не позволяют группам


272
чётко заявить о своих интересах, без чего технологии политического управления не могут быть эффективными.
Применительно к России преждевременно говорить о том, что её граждане – не только объект, но и полноправный субъект управления. От­
чуждение граждан от власти делает проблематичным их реальное и эффек­
тивное соучастие в процессах управления. Но, несмотря на все трудности и неудачи, на относительную слабость институтов гражданского общества, процесс демократических преобразований в России продолжается, и нема­
лую роль в нём призваны сыграть технологии политического управления, дальнейшая разработка которых приобретает всё большую актуальность.
Рассмотрим одну из важнейших составляющих политических техно­
логий – подготовку, принятие и реализацию политических решений как непосредственный инструмент политической деятельности.
Политические решения в самом общем виде можно рассматривать как один из видов деятельности, как элемент процесса политического управления, как важнейшую часть политического процесса. При ком­
плексном подходе следует учитывать все эти составляющие, особое вни­
мание, уделяя политологическому аспекту рассмотрения.
В политологии имеются всевозможные трактовки категории полити­
ческого решения. Одна из них звучит так: политическое решение – это
«центральный элемент преобразования политических требований различ­
ных групп в запрограммированные действия посредством приемлемых средств и методов регулирования общественных процессов. Принятие по­
литических решений – это технологическое преобразование актов полити­
ческой власти в конкретные механизмы управления социальными процес­
сами».
Политическими являются такие решения, которые по своему соци­
альному содержанию касаются согласования либо арбитражного преодо­
ления конфликтов, несовпадающих или различных социальных интересов.
Политическое решение – это также постановление, подразумевающее про­
ведение политических мероприятий, чтобы получить определённый ре­
зультат в сфере политики; это выбор одного из двух, по меньшей мере, возможных политических действий.
Таким образом, в каждом из приведённых определений фиксируется одна или несколько сущностных сторон категории решений. Признать то или иное решение политическим – значит рассмотреть его составляющие, дать комплексную оценку в контексте интересов, властных полномочий, возможностей, отношений и ресурсов.
Технология процесса формирования политического решения вклю­
чает следующие стадии: 1) изучение проблемы; 2) анализ исходной ин­
формации; 3) оценка альтернатив и выбор оптимального варианта; 4) при­
нятие решения; 5) реализация намеченного исполнения; 6) контроль исполнения; 7) оценка результатов.


273
Научная обоснованность, реальность осуществления, своевремен­
ность принятия политических решений обеспечивают их эффективность.
Обоснованные политические решения, адекватные поставленным целям и состоянию общества, – один из главных импульсов развития политической системы и всего гражданского общества.
Во многих коммерческих и государственных организациях созданы службы по связям с общественностью. Выбор технологий работы этих служб напрямую зависит от задач, которые стоят перед ними.
Главная задача службы по связям с общественностью в органах гос­
ударственной власти – достичь взаимопонимания между органами власти и гражданами.
Современное общество опирается на технологии связи с обще-
ственностью, направленные к тому, чтобы обеспечить граждан и обще­
ственные объединения исчерпывающей и объективной информацией о це­
лях, планах, намерениях и программах деятельности органов власти. Эти технологии предполагают учитывать интересы и общественные нужды при формировании программ, целей деятельности органов власти и выборе ме­
тодов их реализации.
Средства массовой информации продуцируют и распространяют ин­
формацию (знание, нормы, ценности), усвоение которой необходимо для сознательного и действительного участия граждан в жизни государства и общества. Между тем синхронизация управленческой и информационной деятельности достигается далеко не всегда: работники органов власти за­
гружены потоками не адаптированной к их интересам информации, а при­
нятые решения остаются нередко в пределах управляющей подсистемы, не получая поддержки в общественном мнении.
Технологические аспекты взаимодействия органов власти со сред­
ствами массовой информации связаны с анализом методов, форм, приёмов, процедур деятельности отделов (управлений) по связям с общественно­
стью и работников пресс­служб (организация и проведение пресс­
конференций, брифингов, подготовка пресс­релизов, дайджестов, инфор­
мационных стендов, видеоматериалов и т.д.).
В начале 90­х годов органы власти явно недооценивали значимость прямых контактов представителей власти с гражданами, а также письмен­
ных обращений граждан. Сейчас личное общение с гражданами, работа с обращениями занимают всё более прочные позиции. Чтобы эта работа бы­
ла эффективной, необходимы технологические правила и нормы работы с письмами и обращениями. Это касается распределения обязанностей внут­
ри подразделения в работе с обращениями граждан; создания и фиксации правил, технологических схем работы с ними; использования обращений граждан при подготовке решений органов власти.
В настоящее время приобретает значение организация работы при­
ёмных в органах власти и управления, а также прямые контакты предста­


274
вителей органов власти с населением: неформальные встречи, приёмы, по­
сещение рабочих мест, «горячие линии» телефона и т.д. Такие мероприя­
тия должны быть не частным эпизодом, не конъюнктурной необходимо­
стью, связанной, например, с подготовкой к выборам, а постоянной, планомерной, комплексной деятельностью органов власти и управления, заметно влияющей на суть проводимой политики.
Технологии по контактам с гражданами могут подвергаться суще­
ственным изменениям в зависимости от уровня управления – государ­
ственного или муниципального. Наиболее отчётливо связь органов власти и управления с населением проявляется на уровне региона. На федераль­
ном уровне она модифицируется, в некоторой степени рационализируется и приобретает обобщённые формы.
При анализе технологии связи с общественностью особого внимания заслуживают корпоративные отношения. Они складываются в процессе совместной деятельности на основе общих социальных и профессиональ­
ных интересов внутри малых групп, характеризуются единством норм по­
ведения, групповых ценностных ориентации, социально­психологических и нравственных установок. Сложившиеся корпоративные отношения необ­
ходимо учитывать, имея точную, исчерпывающую информацию маркетин­
говых или социологических исследований.
Таким образом, технологии связи с общественностью опосредуются согласованием установок и норм поведения различных корпоративных групп. Деятельность службы связи с общественностью ориентирована не на подчинение, подавление, дезинформацию, а на поддержку, понимание, согласие. Корпоративные отношения влияют на формирование стратегии и тактики технологий связи с общественностью определяющим образом.
Ещё один вид политических технологий – технологии лоббистской
деятельности. Лоббизм существует в тех странах, где допускается сво­
бодное участие граждан в политической жизни и признаётся право челове­
ка воздействовать на работу представляющих его интересы государствен­
ных органов.
Лоббистские организации имеют форму всевозможных комитетов, комиссий, советов, бюро, создаваемых при законодательных и правитель­
ственных органах. Основная их задача – добиться того, чтобы в принимае­
мых нормативных актах и решениях были отражены частные интересы групп и организаций (профессиональных, корпоративных, общественно­
политических), не противоречащие общественным интересам.
В зарубежной политической практике существует широкий спектр технологий, форм и методов цивилизованной лоббистской деятельности. К ним можно отнести такие, как: сбор и предоставление информации зако­
нодателям; выступления на слушаниях в комитетах конгресса; участие в разработке и представление готовых законопроектов; всевозможные не­
формальные контакты; пропагандистские кампании; финансирование из­


275
бирательных кампаний; участие в ведении или предоставление персонала для участия в избирательных кампаниях; воздействие на законодателя че­
рез влиятельных избирателей, а также через распространение в избира­
тельном органе результатов его голосования; совместное лоббирование не­
сколькими организациями и др. Перечисленные методы применяются в основном по отношению к законодательным органам.
В лоббировании исполнительных органов власти используются и такие формы, как: воздействие на процесс назначения на государственные должности; политическая поддержка ведомств; выступления на слушаниях в регулирующих агентствах и др. В своей деятельности лоббисты руковод­
ствуются сводом неких моральных правил, ограничений, который часто носит название «Кодекс этической деятельности».
В отечественной политической практике распространён лоббизм де­
ловых кругов России, который свидетельствует об их выходе на уровень реализации политических функций, об участии в реализации ответствен­
ных государственных задач.
Сегодня мощнейшими субъектами и каналами лоббирования явля­
ются пресса, политические партии и движения. Профессиональным лоб­
бизмом занимаются также специальные лоббистские фирмы: консалтинго­
вые и рекламные агентства (только в Москве их насчитывается около 200), аналитические центры, число которых постоянно увеличивается. Спрос на технологии лоббистской деятельности есть и имеет тенденцию роста.
Повышенный интерес к информационным технологиям в полити-
ке обусловлен тем, что Россия переживает период интенсивного освоения компьютерных технологий в самых различных сферах производства, науки, техники, общественной жизни.
Информационные технологии играют существенную роль в работе парламента. С их помощью происходит регистрация депутатов, электрон­
ное голосование; возможен доступ к мировым библиотечным центрам и справочным базам данных при разработке, экспертизе, принятии законов; прогнозируется участие фракций и лоббистских группировок в прохожде­
нии тех или иных законопроектов; функционируют компьютерные изда­
тельские системы и т.д.
Информационные технологии активно применяются в политологиче­
ском анализе, при проведении опросов общественного мнения с момен­
тальным подведением их результатов, в оперативных политических дис­
куссиях, организации референдумов и т.д.
От постановки задачи до получения результата проходит несколько часов. Несомненно, такая оперативность требует соответствующих ком­
пьютерных сетей, специалистов, финансовых затрат. Новые компьютерные технологии настолько популярны, что в западной политологии их характе­
ризуют как средства всеобщей демократизации общества.