Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
271
Итак, политические технологии – это не просто актуальная теорети
ческая проблема. Технологический ресурс политики – важнейшая предпо
сылка её конструктивного участия в жизни граждан, общества, государ
ства. Ни о какой стабильности общества, той или иной системы или подсистемы не может быть и речи без высокого уровня организации поли
тической деятельности, без применения современных политических техно
логий.
Политические технологии не всесильны, но грамотное, квалифици
рованное их использование позволяет воздействовать на политический процесс, а субъектам политики бороться за реализацию своих интересов и добиваться поставленных целей, создавая таким образом позитивный или негативный имидж политической власти.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Термин «политическое управление» долгое время вызывал насторо
женность как западных, так и российских специалистовполитологов. В со
знании многих политическое управление прочно ассоциировалось с мани
пулированием массовым сознанием и поведением в условиях тоталитарного режима. В последнее время отношение к этому меняется.
Видоизменяется и внутреннее содержание понятия. Политическое управ
ление стало рассматриваться, прежде всего, как соучастие граждан в про
цессе управления, в процессе выработки и реализации властно
управленческих решений, курсов политики.
В соответствии с этим формируются управленческие процедуры, со
ответствующий набор навыков и приёмов управления, что в совокупности составляет технологии политического управления. Технологии полити
ческого управления можно рассматривать и как искусство политического управления и как одно из направлений политической науки.
В процессе перехода к рыночным отношениям общество резко рас
слоилось на социальные группы, каждая из которых отстаивает собствен
ные интересы и ищет новые социальные ориентиры. Положение осложня
ется тем, что обостряется политическая борьба между различными силами, группы населения растеряны, а власти недостаточно знают реальную рас
становку политических сил. Резко негативное воздействие на политиче
скую ситуацию в стране оказали и тактические ошибки правящей элиты, нечёткость стратегии реформирования политической и экономической си
стемы России.
Таким образом, снижение роли демократических институтов, а также ограничение роли самоорганизации как механизма регуляции межгруппо
вых отношений – прямое следствие высокого уровня конфликтности со
временного российского общества. Недостаточное понимание сущности происходящих перемен, разрыв социальных связей не позволяют группам
272
чётко заявить о своих интересах, без чего технологии политического управления не могут быть эффективными.
Применительно к России преждевременно говорить о том, что её граждане – не только объект, но и полноправный субъект управления. От
чуждение граждан от власти делает проблематичным их реальное и эффек
тивное соучастие в процессах управления. Но, несмотря на все трудности и неудачи, на относительную слабость институтов гражданского общества, процесс демократических преобразований в России продолжается, и нема
лую роль в нём призваны сыграть технологии политического управления, дальнейшая разработка которых приобретает всё большую актуальность.
Рассмотрим одну из важнейших составляющих политических техно
логий – подготовку, принятие и реализацию политических решений как непосредственный инструмент политической деятельности.
Политические решения в самом общем виде можно рассматривать как один из видов деятельности, как элемент процесса политического управления, как важнейшую часть политического процесса. При ком
плексном подходе следует учитывать все эти составляющие, особое вни
мание, уделяя политологическому аспекту рассмотрения.
В политологии имеются всевозможные трактовки категории полити
ческого решения. Одна из них звучит так: политическое решение – это
«центральный элемент преобразования политических требований различ
ных групп в запрограммированные действия посредством приемлемых средств и методов регулирования общественных процессов. Принятие по
литических решений – это технологическое преобразование актов полити
ческой власти в конкретные механизмы управления социальными процес
сами».
Политическими являются такие решения, которые по своему соци
альному содержанию касаются согласования либо арбитражного преодо
ления конфликтов, несовпадающих или различных социальных интересов.
Политическое решение – это также постановление, подразумевающее про
ведение политических мероприятий, чтобы получить определённый ре
зультат в сфере политики; это выбор одного из двух, по меньшей мере, возможных политических действий.
Таким образом, в каждом из приведённых определений фиксируется одна или несколько сущностных сторон категории решений. Признать то или иное решение политическим – значит рассмотреть его составляющие, дать комплексную оценку в контексте интересов, властных полномочий, возможностей, отношений и ресурсов.
Технология процесса формирования политического решения вклю
чает следующие стадии: 1) изучение проблемы; 2) анализ исходной ин
формации; 3) оценка альтернатив и выбор оптимального варианта; 4) при
нятие решения; 5) реализация намеченного исполнения; 6) контроль исполнения; 7) оценка результатов.
273
Научная обоснованность, реальность осуществления, своевремен
ность принятия политических решений обеспечивают их эффективность.
Обоснованные политические решения, адекватные поставленным целям и состоянию общества, – один из главных импульсов развития политической системы и всего гражданского общества.
Во многих коммерческих и государственных организациях созданы службы по связям с общественностью. Выбор технологий работы этих служб напрямую зависит от задач, которые стоят перед ними.
Главная задача службы по связям с общественностью в органах гос
ударственной власти – достичь взаимопонимания между органами власти и гражданами.
Современное общество опирается на технологии связи с обще-
ственностью, направленные к тому, чтобы обеспечить граждан и обще
ственные объединения исчерпывающей и объективной информацией о це
лях, планах, намерениях и программах деятельности органов власти. Эти технологии предполагают учитывать интересы и общественные нужды при формировании программ, целей деятельности органов власти и выборе ме
тодов их реализации.
Средства массовой информации продуцируют и распространяют ин
формацию (знание, нормы, ценности), усвоение которой необходимо для сознательного и действительного участия граждан в жизни государства и общества. Между тем синхронизация управленческой и информационной деятельности достигается далеко не всегда: работники органов власти за
гружены потоками не адаптированной к их интересам информации, а при
нятые решения остаются нередко в пределах управляющей подсистемы, не получая поддержки в общественном мнении.
Технологические аспекты взаимодействия органов власти со сред
ствами массовой информации связаны с анализом методов, форм, приёмов, процедур деятельности отделов (управлений) по связям с общественно
стью и работников прессслужб (организация и проведение пресс
конференций, брифингов, подготовка прессрелизов, дайджестов, инфор
мационных стендов, видеоматериалов и т.д.).
В начале 90х годов органы власти явно недооценивали значимость прямых контактов представителей власти с гражданами, а также письмен
ных обращений граждан. Сейчас личное общение с гражданами, работа с обращениями занимают всё более прочные позиции. Чтобы эта работа бы
ла эффективной, необходимы технологические правила и нормы работы с письмами и обращениями. Это касается распределения обязанностей внут
ри подразделения в работе с обращениями граждан; создания и фиксации правил, технологических схем работы с ними; использования обращений граждан при подготовке решений органов власти.
В настоящее время приобретает значение организация работы при
ёмных в органах власти и управления, а также прямые контакты предста
274
вителей органов власти с населением: неформальные встречи, приёмы, по
сещение рабочих мест, «горячие линии» телефона и т.д. Такие мероприя
тия должны быть не частным эпизодом, не конъюнктурной необходимо
стью, связанной, например, с подготовкой к выборам, а постоянной, планомерной, комплексной деятельностью органов власти и управления, заметно влияющей на суть проводимой политики.
Технологии по контактам с гражданами могут подвергаться суще
ственным изменениям в зависимости от уровня управления – государ
ственного или муниципального. Наиболее отчётливо связь органов власти и управления с населением проявляется на уровне региона. На федераль
ном уровне она модифицируется, в некоторой степени рационализируется и приобретает обобщённые формы.
При анализе технологии связи с общественностью особого внимания заслуживают корпоративные отношения. Они складываются в процессе совместной деятельности на основе общих социальных и профессиональ
ных интересов внутри малых групп, характеризуются единством норм по
ведения, групповых ценностных ориентации, социальнопсихологических и нравственных установок. Сложившиеся корпоративные отношения необ
ходимо учитывать, имея точную, исчерпывающую информацию маркетин
говых или социологических исследований.
Таким образом, технологии связи с общественностью опосредуются согласованием установок и норм поведения различных корпоративных групп. Деятельность службы связи с общественностью ориентирована не на подчинение, подавление, дезинформацию, а на поддержку, понимание, согласие. Корпоративные отношения влияют на формирование стратегии и тактики технологий связи с общественностью определяющим образом.
Ещё один вид политических технологий – технологии лоббистской
деятельности. Лоббизм существует в тех странах, где допускается сво
бодное участие граждан в политической жизни и признаётся право челове
ка воздействовать на работу представляющих его интересы государствен
ных органов.
Лоббистские организации имеют форму всевозможных комитетов, комиссий, советов, бюро, создаваемых при законодательных и правитель
ственных органах. Основная их задача – добиться того, чтобы в принимае
мых нормативных актах и решениях были отражены частные интересы групп и организаций (профессиональных, корпоративных, общественно
политических), не противоречащие общественным интересам.
В зарубежной политической практике существует широкий спектр технологий, форм и методов цивилизованной лоббистской деятельности. К ним можно отнести такие, как: сбор и предоставление информации зако
нодателям; выступления на слушаниях в комитетах конгресса; участие в разработке и представление готовых законопроектов; всевозможные не
формальные контакты; пропагандистские кампании; финансирование из
275
бирательных кампаний; участие в ведении или предоставление персонала для участия в избирательных кампаниях; воздействие на законодателя че
рез влиятельных избирателей, а также через распространение в избира
тельном органе результатов его голосования; совместное лоббирование не
сколькими организациями и др. Перечисленные методы применяются в основном по отношению к законодательным органам.
В лоббировании исполнительных органов власти используются и такие формы, как: воздействие на процесс назначения на государственные должности; политическая поддержка ведомств; выступления на слушаниях в регулирующих агентствах и др. В своей деятельности лоббисты руковод
ствуются сводом неких моральных правил, ограничений, который часто носит название «Кодекс этической деятельности».
В отечественной политической практике распространён лоббизм де
ловых кругов России, который свидетельствует об их выходе на уровень реализации политических функций, об участии в реализации ответствен
ных государственных задач.
Сегодня мощнейшими субъектами и каналами лоббирования явля
ются пресса, политические партии и движения. Профессиональным лоб
бизмом занимаются также специальные лоббистские фирмы: консалтинго
вые и рекламные агентства (только в Москве их насчитывается около 200), аналитические центры, число которых постоянно увеличивается. Спрос на технологии лоббистской деятельности есть и имеет тенденцию роста.
Повышенный интерес к информационным технологиям в полити-
ке обусловлен тем, что Россия переживает период интенсивного освоения компьютерных технологий в самых различных сферах производства, науки, техники, общественной жизни.
Информационные технологии играют существенную роль в работе парламента. С их помощью происходит регистрация депутатов, электрон
ное голосование; возможен доступ к мировым библиотечным центрам и справочным базам данных при разработке, экспертизе, принятии законов; прогнозируется участие фракций и лоббистских группировок в прохожде
нии тех или иных законопроектов; функционируют компьютерные изда
тельские системы и т.д.
Информационные технологии активно применяются в политологиче
ском анализе, при проведении опросов общественного мнения с момен
тальным подведением их результатов, в оперативных политических дис
куссиях, организации референдумов и т.д.
От постановки задачи до получения результата проходит несколько часов. Несомненно, такая оперативность требует соответствующих ком
пьютерных сетей, специалистов, финансовых затрат. Новые компьютерные технологии настолько популярны, что в западной политологии их характе
ризуют как средства всеобщей демократизации общества.