Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

35
Для имиджеолога изначально нет и быть не может ценности выше, чем данный, не абстрактный, не усреднённый, а конкретный человек, с ко­
торым предстоит работать. И поэтому цели, стоящие перед имиджеологом, сконцентрированы только на личности именно этого человека и за пределы его потребностей и возможностей ни при каких обстоятельствах не выхо­
дят.
Отсюда первоочередной задачей, определяющей всю последующую работу по обучению профессионала­имиджеолога, является формирование его личности, не только узнавшей о недопустимости инверсии, но и изна­
чально, внутренне не допускающей такой возможности. Для которой всё, что выходит за пределы данного человека, его личных потребностей и за­
просов, – табу.
Нетрудно понять, насколько сложно воплотить в жизнь эту задачу, противоречащую, как правило, реальному личному опыту будущего спе­
циалиста, реальной действительности, в которой он формировался и жи­
вёт. Но это только подчёркивает её актуальность и неотложную необходи­
мость решения.
Исходя из современной организации учебной деятельности в высшем учебном заведении, именно философия имиджелогии в силу своих сущ­
ностных отличий от унифицированной философии может этому способ­
ствовать. А отличия эти проявляются во всём, начиная с фундаментальных категорий, таких, как «объективное» и «субъективное», «абсолютное» и
«относительное», «всеобщее, особенное и единичное», и кончая категори­
ями «время» и «пространство».
И именно из этой совокупности противоречий проистекает осозна­
ние необходимости разрабатывать философию имиджелогии, отражаю­
щую её специфическую содержательность, и целенаправленно её исполь­
зовать как средство формирования личности специалиста­профессионала.
КАТЕГОРИИ ФИЛОСОФИИ ИМИДЖЕЛОГИИ
В философии категории определяются как «предельно общие, фун­
даментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономер­
ные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышле­
ния, категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме». Но категории сами по себе не являются априорными формами мышления, а создаются и разви­
ваются, корректируются и дополняются по мере познающего углубления в изучаемую действительность. Не категории создают выражаемую в них область знаний, а, наоборот, начинающая существовать, заявляющая о сво­
ём существовании новая область знаний неодолимо создаёт и развивает имманентную совокупность исходных категорий, через которые и благо­


36
даря которым она институируется, переставая быть кантовской «вещью в себе».
Исходные фундаментальные категории нового философского знания, таким образом, не только его отражают, но обеспечивают самую возмож­
ность его существования и развития, и, естественно, его изучения. Фило­
софия, необходимость возникновения которой предопределяется фактом объективного существования явления, сущностно не отражаемого в нали­
чествующих категориях, может стать предметом изучения только на осно­
ве своего категориального ряда основных понятий. И философия имидже­
логии в этом отношении не исключение.
Её реальное бытие, развитие и сама возможность целенаправленного влияния находятся в прямой зависимости от степени разработанности ис­
ходных фундаментальных категорий. В отличие от известных философ­
ских учений, обладающих разработанными рядами исходных понятий, са­
модостаточных в своей содержательной определённости, философия имиджелогии, когда речь идёт об обучении, обладает преимуществами. Её исходные категории, представляющие специфическую содержательность создающей их философии, могут раскрываться не как «застывшее», кано­
нически сформулированное, не нуждающееся в доказательствах знание, а как адекватная имиджелогии необходимость, «схватывающая» искомую исключительность, и этим самым убедительнее всего реализующая свою обучающую функцию. Причём эффективность обучения усиливается и благодаря тому, что категории философии имиджелогии раскрываются и формируются на контрастном сопоставлении с традиционными философ­
скими категориями, что позволяет, с одной стороны, опираться на уже наличествующие у обучающих знания, с другой – использовать сопостав­
ление как совокупность аргументов, доказывающих необходимость имен­
но такой содержательной наполненности каждой из рассматриваемых ка­
тегорий и, следовательно, являющихся исходной системой доказательств, раскрывающих специфичность и автономность философии избранной ими профессии.
По сути, становление имиджелогии как научной области знаний у нас в стране началось с появления фундаментальных работ В.М. Шепеля.
Ему удалось обосновать необходимость практического использования накопленных в области «человековедения» знаний, доказать их обще­
ственную значимость, отражающую в органичной целостности концентри­
рованно выраженную совокупность социальных потребностей и, что не менее важно, всесторонне сформированную готовность их теоретического осмысления и путей разноуровневого профессионального удовлетворения.
При этом В.М. Шепель особое внимание обратил не только на то, что предстоит профессионально делать будущему имиджеологу, но и на необ­
ходимую совокупность условий, при которых и благодаря которым он су­


37
меет выполнить свою задачу. И именно с них, с этих условий, и возникает сама необходимость разработки автономной философии имиджелогии.
Ведущим, определяющим, фундаментальным условием, без которого эта профессия невозможна, объявляется такое качество, такая неотъемле­
мая черта личности, как обаяние. В.М. Шепель, проанализировав и иссле­
довательски раскрыв сущностные характеристики межличностных контак­
тов, вынужденно приходит к выводу об объективной необходимости наличия у имиджеолога такой личностной характеристики, как исходной основы профессионального общения. Таким образом, обаяние априори должно быть свойственно личности профессионала­имиджеолога. И, сле­
довательно, либо имиджеологами могут становиться некоторые люди, от природы обладающие необходимым для этого обаянием, либо эта характе­
ристика не только природно даруема, но и целенаправленно приобретаема.
Признание справедливости первого утверждения, по сути, отказывает са­
мой имиджелогии в праве существования как научной области знания, второго – не только требует определённой профессиональной готовности, но и принципиально изменяет установившиеся с позиций традиционной философии исходные фундаментальные категории, наполняя их в ряде случаев диаметрально противоположным содержанием. Ибо, не только признав самостоятельным, автономно существующим объект исследова­
ния и деятельности мир межличностных отношений, но и управляемую возможность влиять на них, имиджелогия принципиально изменила трак­
товку таких категорий, как «объективное» и «субъективное».
И дело здесь не в противопоставлении этих категорий, когда одному приписываются свойства объективного, не зависимого от нашего сознания существования, а другому – возможность отражать его в своих ощущениях и сознании, или когда первый несёт в себе сущностные, закономерностные свойства, а второй обладает способностью их познавать и использовать.
Суть привносимого имиджелогией подхода к трактовке философских кате­
горий в том и состоит, что исходной, фундаментальной основой бытия и его философии является именно субъективное. И только субъективное. А всё остальное, включая и объективно существующую реальность, может рассматриваться как сопутствующая совокупность условий, с которыми при необходимости можно считаться, а можно и нет. Мир межличностных отношений, личностно значимых ценностей, личностных установок, при­
вязанностей, убеждений – единственная объективно существующая с по­
зиций имиджелогии реальность, потребности которой нельзя не учитывать, ради которой – и только ради которой – действует профессионал.
Исходя из такой трактовки категории «субъективное», философия имиджелогии выстраивает не только ряд своих исходных понятий, но и целевую предназначенность имиджелогии. Именно с позиций такого по­
нимания «субъективного» проистекает выведение сущностных особенно­
стей профессии, принципиально отличающейся от всех других, реализую­


38
щих себя в межличностных отношениях. В первую очередь педагогиче­
ских.
Имиджеолог – не педагог и не воспитатель. У него нет и быть не мо­
жет «своих» целей, «своих» задач, своих интересов, в чём­либо направлен­
ных против личности. Он изначально служит ей, и только ей. И выше её потребностей, её интересов у него ничего нет. Сама постановка вопроса о соотношении общественных и личных интересов, способная хоть в чём­то ущемить личность, для имиджеолога – по глубочайшей внутренней убеж­
дённости – недопустима и невозможна.
Признавая необходимость профессиональной концентрированности на личности, философия имиджелогии подчиняет именно этой парадиг­
мальной установке содержательное наполнение своих основополагающих категорий. И, естественно, извлекает необходимые для обеспечения эф­
фективной профессиональной деятельности следующие из них выводы.
Исходя из их категоричности и определённости, их можно использовать и в качестве правил, ориентированных не только на соответствующее миро­
воззренческое влияние, но и на необходимость руководства непосред­
ственно в практической деятельности.
Подчиняя свою деятельность интересам личности, профессионал­
имиджеолог руководствуется трактовками исходных категорий с позиции философии имиджелогии.
И это относится в равной степени не только к соотнесению «объек­
тивного» и «субъективного», но и «абсолютного» и «относительного»,
«всеобщего, особенного, единичного» и т.д.
Если с общефилософских позиций всё «относительно», то в межлич­
ностных отношениях ничего «относительного» нет и быть не может. Всё – абсолютно! Отсюда – уровень такта, культуры общения, способность по­
нимать другого человека, проникать в его внутренний мир и, конечно, в эмоциональное состояние в данную минуту. Отсюда каждое внутреннее и внешнее движение профессионала, каждое проявленное к личности отно­
шение может быть отражением глубоко сформированного отношения к конкретному человеку как к высшей, ни с чем не сопоставимой ценности.
И точно так же обстоит дело с соотношением категорий всеобщего, особенного, единичного. Для имиджеолога изначально не существует это­
го триединства в каком бы то ни было противопоставлении и различии.
Они образуют органическую, неразрывную целостность, обусловленную целостностью личности, с которой и ради которой работает имиджеолог.
В равной степени это относится к таким фундаментальным категори­
ям, как время и пространство.
С общефилософских позиций «пространство и время – всеобщие формы бытия материи», «к всеобщим свойствам пространства и времени относятся: объективность и независимость от сознания человека; абсолют­
ность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движе­


39
нием материи; количественная и качественная бесконечность». В сфере межличностных отношений, являющихся объектом имиджелогии, эти по­
нятия трактуются не только иначе, а диаметрально противоположно.
Соотнося эти различия в выше представленной последовательности, необходимо отметить, что имманентными свойствами пространства и вре­
мени с позиций философии имиджелогии являются: субъективность и полная зависимость от сознания челове­
ка; полная субъективность восприятия; произвольно разрываемая связь между ними; количественная и качественная конечность проявления в межличностных отношениях, их управляемая завершённость.
При этом принципиально важна диаметрально противоположная общая трактовка пространства и времени с позиций межличностных отно­
шений. И суть этих различий состоит в том, что они не только формы, но и имманентные характеристики непосредственно создаваемых и управляе­
мых отношений. И именно эта трактовка исходных фундаментальных ка­
тегорий изначально способна ориентировать практика на достижение эф­
фективных результатов.
ИМИДЖЕЛОГИЯ – СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ МЕРА ОБРАЗОВАНИЯ
У анализируемой проблемы есть ещё один аспект, рассмотрение ко­
торого с философских позиций позволяет не только более полно выявить специфические особенности имиджелогии как науки, но и раскрыть опти­
мальные возможности её использования в учебном процессе как учебного предмета.
Исходя из современной дидактики как его теоретической основы, наука, несомненно, составляет органичную часть учебного предмета, но при этом не тождественна ему. В этой связи имиджелогия, одновременно являясь новой областью научного знания и учебным предметом, не только составляет ядро содержания учебного предмета, оказывая на него опреде­
ляющее влияние, но и сама подчиняется закономерностям образования как целенаправленно организованной деятельности.
И в этой связи она в качестве учебного предмета, призванного стать основой подготовки специалистов в стенах вуза, во многом органично сли­
вается с концепцией философии образования, разрабатываемой лаборато­
рией «Философия образования» Института теории образования и педаго­
гики РАО.
В отличие от существующих традиционных трактовок и целевой предназначенности философии образования отстаивается назревшая, соот­
ветствующая происшедшим в мире изменениям и актуальным потребно­
стям мира образования принципиально новая концепция.