Файл: Тема 1 Предмет Воспитание исвязанные с ним правила.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогика начального образования как наука


В результате изучения главы студент будет: знать

  • • понятия «образование», «воспитание», «обучение», «развитие», «педагогический процесс», «педагогическая ситуация», «педагогическая задача», «педагогическая система»;

  • • предмет, функции и задачи педагогики начального образования;

  • • систему основных образовательных программ для детей дошкольного и школьного возраста;

уметь

  • • раскрывать смысл и дифференцировать основные категории педагогики начального образования;

  • • иллюстрировать взаимосвязь педагогики начального образования с науками о человеке;

владеть

  • • навыками использования терминологии профессиональной области;

  • • навыками ориентации в профессиональных источниках информации (журналах, сайтах, образовательных порталах и т. д.).

Предмет и задачи педагогики начального образования на современном этапе развития образовательных систем

Объект и предмет педагогики как науки


Раскрывая сущность любого научного знания, выделяют его объект и предмет. Объект науки (или исследования) определяется как некоторая сфера реальности, представляющая собой целостную систему. Объект действительно существует объективно, т. е. независимо от познающего этот объект человека. Под предметом науки (исследования) понимается сфера реальности, представляющая собой часть исследуемого объекта, в рамках которой осуществляются познавательные действия человека (субъекта познания). Часто предметом изучения является некий угол зрения на исследуемый объект или его новая проекция.

Объектом педагогики является образование человека.

Другими словами, педагогика — это наука об образовании человека.

Образовательные явления существуют издавна, при этом они объективны, поскольку передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей становится важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества.

Важное замечание

Истоки понятия «образование» лежат в раннем Средневековье и соотносятся с понятием «образ». В христианской православной религии образование означает создание человека по образу и подобию Божию. В результате образование трактуется как способ создания образа, лика, личности.


Таким образом, с одной стороны, образовательные явления носят общественный характер, поскольку отражают сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества: в общественно-производственную деятельность, быт, творчество, в духовную жизнь. Тем самым обеспечивается общественный прогресс и преемственность поколений.

Другая сторона образования заключается в следующем. С усложнением труда и жизнедеятельности увеличивался объем знаний, которые должен был усвоить человек. Чем больше становилось знаний, тем острее ощущалась потребность в образовании. Это привело к выделению образовательного процесса в особую сферу общественной жизни. Возникла потребность в специально организованном образовательном процессе. Образование стало неотъемлемой функцией общества. При этом все более важную роль начинало играть не любое знание, а систематическое образование, основная функция которого заключается в отборе системы знаний и их целенаправленной передаче поколениям. Таким образом, образовательные явления носят конкретно-исторический характер, т. е. тесно связаны с социально-экономическим, политическим, цивилизационным, культурным уровнем развития общества и государства. При этом образовательные явления не только отражают уровень развития общества и государства, но образование как система оказывает значительное влияние на направление и характер развития общества.

Повторим: педагогика — наука об образовании человека. Очевидно, что образовательные явления и образование как социальный феномен изучаются не только педагогикой, но и рядом иных наук: философией, социологией, психологией, экономикой, медициной и физиологией, этикой, эстетикой и др. Однако эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциональной структурой. Названные аспекты определяют ту часть образования, которая и является предметом науки педагогики.

Предмет педагогики — образование как реальный целостный процесс, направленно организуемый обществом, определяющий формирование и обеспечивающий развитие личности.



Объект педагогики начального образования — образование человека младшего школьного возраста.

Предмет педагогики начального образования — образование как реальный целостный процесс, направленно организуемый обществом, определяющий формирование и обеспечивающий развитие учебной деятельности и на этой основе личности ребенка младшего школьного возраста.

Выделение педагогики начального образования в самостоятельную область научного знания обусловлено рядом факторов:

  • — во-первых, особенностями младшего школьного возраста, ведущей деятельностью в котором является учебная деятельность. Поэтому в фокусе предмета педагогики начального образования лежит учебная деятельность как цель, условие и средство обеспечения развития младшего школьника. Доказано, что для иных возрастов (дошкольного, подросткового, старшего школьного) учебная деятельность в аспекте развития уже не имеет столь определяющего развивающего значения, как для младшего школьного[1]. Следовательно, возникает специфика построения педагогического процесса, нацеленного на развитие учебной деятельности обучающихся;

  • — во-вторых, особенностями деятельности педагога начальной школы, который в отличие от учителя-предметника работает в условиях многопредметности и вариативности образования. Предметом педагогики начального образования с этих позиций является инвариантное смысловое, содержательное и технологическое ядро многопредметных методик, технологий, приемов и средств обучения, воспитания, оценивания, организации, обеспечивающие целостность реального процесса начального образования. Следовательно, научные основы педагогики начального образования являются основой деятельности педагога;

  • — в-третьих, особой институциональной структурой начального образования как первого и отдельного уровня общего школьного образования;

  • — в-четвертых, преемственностью с дошкольным общим образованием, когда педагог проектирует и реализует образовательный процесс с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника, с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания, гендерных и других различий).


Функции и задачи педагогики начального образования на современном этапе развития образовательных систем

на современном этапе развития образовательных систем

Термин «педагогика» сегодня имеет два значения:

  • 1) педагогика — это область научного знания;

  • 2) педагогика — это область практической деятельности, ремесло, искусство, для чего раньше иногда употребляли слово «педагогия».

Цитата

«Педагогика одновременно является и прикладной и теоретической наукой. Как теоретическая наука, педагогика устанавливает определенные законы образования, воспитания, обучения. Как прикладная наука, она использует установленные закономерности в повседневной практической работе»1.

Тема 15: Методы исследования «Воспитание».

1. Понятие «воспитательные технологии». Составные элементы воспитательных технологий. Под педагогической воспитательной технологией понимается «…компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму…». Второй смысл понятия обозначает «научно-педагогическую дисциплину, которая изучает, исследует, описывает педагогическую технологию как элемент профессионализма педагога»

Воспитательные технологии - это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель - приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. Основные идеи, лежащие в основе современных воспитательных технологий: Переход от парадигмы воспитания как формирования личности в командно-административной системе отношений к парадигме воспитания как создания условий для самоактуализации личности. Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в управлении школой, в отношениях администрации и педагогов, педагога и учащихся, в отношениях учащихся между собой. Возможность ситуации выбора концептуальных идей, педагогических позиций, воспитательных технологий, вариативных воспитательных приемов, средств и организационных форм. Возможность экспериментальной и опытно-педагогической
деятельности педагогов и школ, создания авторских концепций и школ обучения и воспитания. Коллективный характер педагогических инноваций, богатые возможности для творческой деятельности коллектива педагогов- единомышленников. Основные характеристики воспитательных технологий: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость, гуманно- демократический характер взаимодействия, субъектность воспитанника, наличие четких правил, этапов, приемов (Н.Е.Щуркова). По Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, воспитательные технологии имеют следующие составные элементы: учет актуальных потребностей детей; позитивное восприятие ребенка; психолого-педагогическая поддержка; воспитание без принуждения, физического и психического ненасилия; обращение личности к самой себе; воспитывающие ситуации, игровая деятельность. По мнению С.Д Полякова, конкретные воспитательные технологии оказывают значительное влияние на характеристики деятельности, общения, качества поведения. В практике воспитания выделяют два уровня овладения педагогической технологией: элементарный (когда освоены лишь ключевые операции основных слагаемых педагогических технологий) и профессиональный ( когда педагог свободно владеет палитрой педагогических технологий).